- Преподавателю
- Школьному психологу
- Методические рекомендации для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми
Методические рекомендации для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пампареу А.П. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми
Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств в школе, является одной из главных целей работы педагога с детьми. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося жестокому и пренебрежительному отношению.
Эмоциональное состояние
-
низкая самооценка, пассивность;
-
сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
-
беспокойство, повышенная тревожность.
-
депрессивные состояния, печаль.
Поведение
-
оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
-
несоответствуюшая возрасту ответственность;
-
саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
-
возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, девиантное поведение.
Интеллект
-
снижение или полная потеря интереса к школе;
-
задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
-
снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
-
нарушения речевого развития,
-
заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
-
трудности запоминания, концентрации внимания.
Взаимоотношения с окружающими
-
неумение общаться с людьми, дружить;
-
отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
-
стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
-
требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
-
агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
-
роль "козла отпущения".
Физическое состояние
-
маленький рост, недостаточный вес;
-
гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
-
психосоматические заболевания, неврозы;
-
постоянный голод и/или жажда;
-
мастурбация.
Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.
Безусловно педагог должен знать законы о защите прав ребенка, признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения, особенности поведения родителей или законных представителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку, правила организации общения, установления контакта с ребенком, умение внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение.
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком нужно немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. В отношении ребенка необходимо постараться разговорить его, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.
В целом, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками.
1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие "вдруг" возникшие изменения в поведении.
2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу. Для этого необходимо:
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
Давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!