Эмпатия в межличностном общении

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание


Введение

Понятие «эмпатия» возникло в начале XX века в немецкой эстетике и первоначально означало склонность наблюдателя к отождествлению себя в определенной степени с наблюдаемым предметом, обычно физическим объектом, являющимся причиной переживания прекрасного.

В современной психологической литературе эмпатия исследуется в различных работах, связанных с проблемами изучения общения, нравственного развития личности.

В настоящее время среди исследователей эмпатии наблюдаются значительные расхождения в трактовках и интерпретации данного феномена, что порождает ряд методологических проблем. Во многих работах подчеркивается неразработанность теоретических аспектов эмпатии, разрозненный характер исследований.

На сегодняшний день существуют различные подходы к изучению феномена эмпатии. Она напрямую связана с нравственным развитием личности, с проблемами изучения общения. Несмотря на достаточно глубокие исследования, отсутствует единая теоретико-методологическая база изучения данного явления. Дискуссионными остаются вопросы изучения генезиса, видов, форм и механизмов эмпатии.

Отсутствие эмпатии дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы, не имеющие с нами никакой связи. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, рациональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их.

Именно по этим причинам выбранная тема курсовой работы - «Эмпатия в межличностном общении» - является актуальной в современной мире.

Тема курсовой работы определяет цель, которой необходимо достичь в результате исследования: рассмотреть влияние эмпатических проявлений на межличностное общение.

Для реализации цели исследования необходимо решение ряда функциональных задач:

- дать определение и охарактеризовать эмпатию с точки зрения психологии;

- рассмотреть виды и формы эмпатии;

- определить функции эмпатии в процессе общения;

- дать характеристику эмпатии в общении как сопереживанию.

Объектом исследования является эмпатия как способность сопереживать.

Предметом исследования выступает умение сопереживать в межличностном общении.

Для проведения настоящего исследования нами были использованы следующие методы:

- анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

- классификация;

- обобщение и систематизация изученного материала.

Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка, включающего наименований. Общий объем работы - 29 страниц.



Глава 1. Теоретико-методологические основы эмпатии как психологической категории

1.1. Понятие эмпатии в психологии

Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).[4,76]

Эмпатия - понимание чувств других людей и готовность оказать эмоциональную поддержку. [7,90]

Эмпа́тия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.[9,110]

Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение - проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.

Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

Эмпатия связана с эмоциональностью не напрямую: есть люди с развитой эмпатией, но вовсе не эмоциональные. При этом, развитие эмпатии имеет обычным следствием развитие и эмоциональности. Эмпатия дает больше поводов для чувств и эмоций - отсюда и большая эмоциональность. К тому же, тонко чувствующий, эмпатичный человек чаще удостаивается звания "эмоциональный", хотя на самом деле он просто тонко чувствующий и отзывчивый, а не эмоциональный.[12,68]

Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что "как если бы".

Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации.

Если сопереживание - достаточно знакомое для современного читателя слово, то термин эмпатия - способность увидеть мир глазами другого - только начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии. В своей статье "Эмпатия, гуманность и благополучие животных" Д-р Майкл У. Фокс дает анализ таких понятий, как сочувствие, сопереживание и эмпатия.

В психологии эмпатия тесно связана с интроектами, которые описывал в своих работах К. Г. Юнг. В последнее время принято связывать напрямую интроектные механизмы, отвечающие за переживания и опыт других существ с зеркальными нейронами.[16,98]

С точки зрения физиологии, эмпатию рассматривают в следующем аспекте: активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета. Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии.

Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии:

- сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым),

- сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому),

- симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям).[7,134]

Сопереживание и эмпатия - различные явления. Сопереживание с кем-то его эмоций, особенно горя, страданий, включает сострадание, жалость. Эмпатия - это слово, которое произошло от греческого термина, означающего нежность, и более позднего немецкого слова, означающего чувства к чему-то. Эмпатия подразумевает способность понимания и мысленного проникновения в другое существо.

Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.[5,118]

В целом, эмпатия - это социально-психологическое свойство личности. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят:

- способность эмоционально реагировать на переживания другого,

- способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого,

- способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.


1.2. Виды и формы эмпатии

Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии. В качестве примеров таких критериев можно назвать:

  1. модальность ведущего компонента в структуре эмпатии. [8,65]

Согласно данному критерию различается эмпатия:

- эмоциональная;

- когнитивная;

- поведенческая.

К. Роджерс, Труакс определили обязательный коммуникативный компонент эмпатии как способность передавать партнёру понимание его переживания или внутренней ситуации. Киф и Баррет-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачи понимания на доступном языке, вербально или невербально.

2) генезис эмпатии. [8,68]

На основе этого критерия выделяется эмпатия:

- глобальная;

- эгоцентрическая;

- просоциальная.

3) критерий диспозиционности эмпатии. [8,71]

На основе данного критерия различается эмпатия:

- личностная;

- ситуативная.

4) критерий уровня развития эмпатии. [8,74]

Здесь различают следующие формы эмпатии:

- элементарно-рефлекторные;

- личностные.

Один из примеров использования первого основания для выделения видов эмпатии, содержится в работе А. П. Сопикова. По его мнению, существует три вида эмпатии:

1) эмоциональная, если доминирует эмоциональность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;

2) познавательная, если доминирует информативность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии;

3) поведенческая если доминирует волевой аспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь расчет на его ответную эмпатию.[22,210]

В свою очередь, В. В. Бойко различает следующие этапы эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии:

1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому интенсивной аналитической переработки информации о нем;

2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;

3) интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.[4,65]

В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. (Рис. 1)

Рис. 1 Формы эмпатии по направленности

Форму эмпатии, направленную на себя, обозначают как сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида. Они несут охранную функцию.

Форму эмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему.[12,319]

Названные виды эмпатии рождают разное поведение по отношению к другому и его нуждам. В случае личностного дискомфорта или дистресса человек предпринимает усилия, направленные на преодоление своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия "за себя". Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия, именуемой "за другого".


1.3. Функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия

Для изучения роли эмпатии важно определить те механизмы, посредством которых осуществляется эмпатийное взаимодействие. Под эмпатийным взаимодействием понимают случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, личный или опосредованный контакт двух или более человек с включением в процесс взаимодействия эмпатийного компонента, влекущим изменения поведения, деятельности, отношений и установок хотя бы одного из участников взаимодействия.

Анализ литературы, посвященной изучению эмпатии, позволяет выделить некоторые подходы к вопросу функционирования механизмов эмпатии.

Функциональный механизм эмпатии, по определению А. П. Сопикова - это некий способ аналогового моделирования субъектом эмпатируемого объекта. Следует отметить, что многие функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия выделены преимущественно в результате теоретического анализа и на настоящий момент не получили достаточного эмпирического подтверждения.[22,241]

Е. Я. Басин специфичными для эмпатии механизмами считает проекцию - интроекцию, а идентификацию рассматривает как результат данных процессов.

Проекция определяется Е. Я. Басиным как мысленное перенесение реального либо воображаемого «Я» в ситуацию объекта, в результате чего реальное «Я» идентифицируется с образом объекта и становится тождественным «Я - образу», вставшему на точку зрения воображаемого «Я». Одновременно с проекцией существует и неразрывно связанный с ней процесс интроекции, т.е. перенесение воображаемого «Я» в реальные обстоятельства субъекта.[3,46]

Таким образом, механизмы проекции и интроекции связанные с условной ситуацией, направлены на преобразование системы «Я».

Вместе с тем, Е. Я. Басин отмечает и наличие механизмов, служащих для преодоления некоторого сопротивления со стороны реального «Я» по причине «расщепления» единого «Я» и образования системы - «Я» реального и воображенного «Я». Воображенное «Я» должно быть привлекательно для субъекта, только в этом случае возможен процесс творчества и эмпатии, предвосхищение успеха и наслаждение процессом творчества.[3,56]

Разделяя взгляды Е. Я. Басина на эмпатию как способность формировать «Я - образы», становясь на позицию этих «Я» и рассматривая проекцию-интроекцию как специфические механизмы эмпатии, а идентификацию как результат этих процессов, Л. Н. Большунова определяет вышеназванные механизмы как компоненты эмпатии. Автором рассматриваются особенности идентификации с антропоморфизированными объектами, пространственно-временными, ритмическими структурами. Если проекция это вынесение «Я» за пределы реальной ситуации в воображаемую, то условия проекции предполагают действия «Я» с воображаемой, условной природой объекта. В акте интроекции, как противоположно направленном процессе, «Я» имеет дело с реальными объектами, имеющими условную природу.

Выделяя такие механизмы эмпатического взаимодействия, как заражение, идентификация, проекция и интроекция, Н. И. Сарджвеладзе основными механизмами процесса эмпатии считает заражение и идентификацию, а проекцию и интроекцию рассматривает как проявления или элементы одного механизма идентификации. При этом адекватное отражение человеком внутреннего мира другого определяется балансом проекции и интроекции.

Н. И. Сарджвеладзе, исходя из понимания проекции как переноса личностью своих особенностей, склонностей, побуждений и чувств на других людей, описывает две формы проекции, которые имеют место на начальном этапе идентификации:

1. Проекция собственного «Я» через отождествление личностных качеств и стремлений другого со своими особенностями, мотивами, побуждениями, через призму которых человек толкует те или иные личностные качества или поступки партнера.

2. Уподобление личностных особенностей и психологических состояний другого тем эталонам, схемам, представлениям, моделям, которые сформировались ранее о данном человеке. При этом происходит наложение собственных представлений о другом на актуальное психологическое состояние объекта.[21,216]

Описанные формы проекции, по мнению Н. И. Сарджвеладзе, не есть процесс эмпатии, поскольку в эмпатическом взаимодействии помимо проецирования себя происходит интроекция образа либо состояния другого.

Интроекция - приписывание себе наклонностей, потребностей и чувств, выстраивание внутренней модели личностных особенностей и психологических состояний других людей, вовлеченных в процесс взаимодействия. В результате интроекции первичный образ другого, сформировавшийся в процессе проекции, претерпевает определенные изменения и корректируется.[21,109]

В своем единстве проекция и интроекция образуют идентификацию, которой отводится важнейшая роль в эмпатическом процессе. Идентификация рассматривается как переживание субъектом своей тождественности с объектом социального взаимодействия. Данный процесс, как и механизмы проекции и интроекции, также протекает на бессознательном уровне.

Важнейшее значение механизма идентификации выражается в том, что у зрелых людей процесс эмпатического взаимодействия невозможен без включения механизма идентификации. При этом адекватное постижение внутреннего мира другого, то есть «адекватная эмпатия» зависит, как пишет Н. И. Сарджвеладзе, от определенного баланса, равновесия между проекцией и интроекцией. Иначе говоря, существует определенное соотношение между ними, а именно: чем в большей степени в человеке представлена проекция, тем менее он интроецирует, и наоборот, чем меньше человек проецирует на других, тем больше интроекции. [21,180]

Об «адекватной эмпатии» можно говорить только тогда, когда и проекция и интроекция представлены в субъекте в равной степени. Таким образом, сбалансированность либо несбалансированность механизмов интроекции и проекции, по мнению автора, во многом определяет особенности процесса эмпатии. При этом подчеркивается, что процессы проекции и интроекции и их соотнесенность протекает, как уже говорилось выше, на бессознательном уровне. Осознается лишь характер сопереживания и оценка психических состояний другого, т.е. результат этих процессов.

Единство проекции и интроекции выражается в переносе субъективных представлений и внутренних состояний на объект социального взаимодействия, а также во впитывании в себя образа другого. Источники сбалансированности либо не равновесия данных механизмов - в структурных и динамических особенностях самой личности, а также в особенностях конкретного контекста ситуации общения.

Т. П. Гаврилова, Ю. А. Менджерицкая выделяют следующие механизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия.

Эмоциональное подражание и заражение призваны установить контакт с окружающими, служат предпосылкой для эмоционального обмена, для формирования поведенческого репертуара и для восприятия и умения отражать экспрессивный рисунок поведения другого.

Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и воспринимаемым объектом и, как следствие, принять ценности, нормы другого как свои.

На необходимость различения механизмов подражания и идентификации указывают зарубежные исследователи и отечественные ученые. П. Массен и Дж. Конджер склонны рассматривать подражание как следование определенным видимым действиям, в то время как идентификация - более тонкий процесс восприятия общих образцов мышления и поведения, предполагающего наличие сильной эмоциональной связи с другим.[17,154]

Н. Ньюкомб также рассматривает подражание как простое копирование некоторого вида поведения, а идентификацией обозначает более тонкий механизм, посредством которого человек усваивает отдельные характеристики и общие модели поведения другого.

Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская отмечают ряд существенных различий между идентификацией и подражанием:

1. Во-первых, идентификация есть процесс, распространяющийся на многие ситуации, подражание - воспроизведение специфического типа поведения в специфических ситуациях.

2. Во-вторых, идентификация, в отличие от подражания, реализуется и в отсутствие объекта уподобления.

3. В-третьих, идентификация продуцируется внутренними мотивами индивида, а подражание - внешними факторами.

4. В-четвертых, субъект идентификации в большей степени способен осознать воспроизведение действий другого лица, подражание имеет более неосознаваемый, спонтанный характер.

5. В-пятых, подражание сводится к простому копированию действий, к имитации поведения. Идентификация характеризуется воспроизведением типов поведения, усвоением мотивации поступков объекта идентификации.[21,149]

В свою очередь, понимание и рефлексия позволяют прогнозировать проявления и изменения внешних и внутренних характеристик объектов, обращаться к собственному эмоциональному опыту, т.е. в большей степени направлены на развитие когнитивного аспекта процесса эмпатического взаимодействия.

Децентрация как механизм эмпатии рассматривается Т. П. Гавриловой, О. И. Цветковой и др. как умственное действие, благодаря которому индивид способен встать в позицию другого, воспринимать жизненные ситуации других людей с их точки зрения.

Децентрация имеет общественное происхождение, так как формируется в совместной деятельности и рассматривается как познавательный компонент сочувствия. В онтогенезе способность сочувствовать другим приводит к формированию аффективной децентрации, которая в свою очередь создает предпосылки для формирования интеллектуальной децентрации. Помимо вышеназванных, упоминаются и такие виды децентрации, как когнитивная, эмоциональная и социальная. Отличие эмоционального вида децентрации от рефлексивной, перцептивной, коммуникативной состоит в том, что человек, в позицию которого ставит себя индивид, не рассуждает, не воспринимает объекты предметного мира, не ведет диалог, а переживает нечто, связанное с его собственными проблемами или проблемами других людей.

Общим в децентрации и идентификации является эмоциональное начало. Децентрация по сути своей есть преодоление эгоцентризма личности, в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий, представлений в собственной познавательной позиции.

Продолжая тему механизмов эмпатии в целом и децентрации в частности, обратимся к исследованию И. М. Юсупова, который описывает эгоцентрацию и децентрацию как функциональные механизмы эмпатического понимания. Проекция, интеракция, аттракция и интроекция рассматриваются им как процессы в контексте системно-структурной модели эмпатии.[5,98]

Информация, которая поступает от объекта, формирует у субъекта образно-понятийную модель ситуации. Информация о поведении, способах реагирования объекта накладывается на образно-понятийную модель субъекта. При несовпадении модели и полученной информации включаются механизмы регулирования, при дефиците информации идет поиск дополнительных сигналов об аффективных проявлениях состояния объекта. При полном совпадении модели и информации, получаемой от взаимодействующей стороны, происходит включение эмпатирующего субъекта в структуру психической жизни объекта.

Когда эмпатируемый объект эмоционально привлекателен для субъекта, необходимым, но не единственным условием возникновения процесса аттракции, является развитая социальная сензитивность субъекта эмпатии. Как дополнительные условия при этом выступают достаточная полнота и личностная значимость информации. Центрирование информации на эмпатирующем субъекте происходит на бессознательном уровне через эмоциональное заражение.

Аффективное регулирование состояния субъекта, как реакция на эмпатогенную ситуацию, протекает в форме сопереживания. Эмпатия протекает в форме сочувствия, если в эмоциональное отражение включаются когнитивные процессы, призванные снять неопределенность, связанную с несоответствием модели и реальности. И в том и в другом случае имеет место эгоцентрация ситуации субъектом эмпатии.

При осознанном отождествлении себя с объектом, при проецировании себя в ситуацию происходит децентрация «Я». Эмпатийное понимание при этом может протекать как в форме рефлексивного логического рассуждения через сложный логический вывод, сделанный на основе внешних наблюдаемых проявлений объекта, так и в виде инсайта, интуиции, когда логические рассуждения не приводят к результату. Содержанием проекции при децентрации субъекта является принятие на себя роли объекта эмпатии, вхождение в позицию другого при сохранении своих собственных психологических особенностей (темперамента, характера, воли).

Главной отличительной особенностью эмпатийного понимания является рациональная интерпретация и опережающее отражение состояния объекта. Данная особенность проявляется в творческих поисках, научных открытиях, оригинальных изобретениях и других образцах познавательной деятельности.[3,298]

В связи с тем, что снятие неопределенности эмпатической ситуации связано с процессом осознанной децентрации субъекта, эмпатийное понимание требует от последнего достаточного социального и профессионального опыта и значительных энергозатрат. В процессе опережающего отражения, когда субъект находится в роли наблюдателя, прослеживается тенденция судить по собственному опыту. При содействии, т.е. произвольном регулировании вероятность ошибок уменьшается за счет коррекции опыта внешними, видимыми эмпатийными проявлениями объекта.

Включение эмоциональных компонентов в эмпатийный процесс может проходить как в виде интеграции переживаний объекта, которые в этом случае эмоционально ценны для эмпатирющего субъекта, либо эмоциональные компоненты могут быть вытеснены, т.е. подсознательно перенесены на сам объект.

Некоторые исследователи указывают на социальную природу децентрации, а значение данного механизма видят в возможности для человека через перенесение себя в мысли, действу другого убедиться в существовании иной позиции и иного поведения. Сама возможность реализации механизма эмоциональной децентрации, как в процессе эмпатии, так и в процессе идентификации, является, с точки зрения Т. П. Гавриловой, одной из причин давно существующего в науке смешения понятий эмпатии и идентификации. Как пишет Т. П.Гаврилова, «...эмоциональная децентрация структурирует не только эмпатические переживания, но и различные ролевые процессы, тем самым, частично совпадая с идентификацией».[3,308]

В психологической науке встречается смешение, и даже отождествление понятий эмпатии и идентификации, ввиду их достаточно большого феноменологического сходства. Исходя из этого, важно определить их принципиальные различия, которые состоят в следующем.

При идентификации неизбежен пусть временный, но все-таки отказ от собственного «Я», от своей позиции субъекта, от собственных эмоциональных переживаний, отличных от переживаний объекта. Для эмпатии характерно соблюдение условия «как если бы», сохранение объективности и психологическое дистанцирование субъекта, наличие его собственной позиции. Эмпатирующий субъект может переживать эмоциональные состояния, отличные от эмоций объекта. В процессе эмпатии возможно создание предпосылок для оказания действенной помощи объекту эмпатии. При этом для создания ситуации действенной помощи необходимо особое отношение к партнеру, которое достигается соединением идентификации и эмпатии и которое описано К. Роджерсом как эмпатическое слушание (внимание). И хотя такое соединение позволяет достичь глубины и подлинной открытости контакта, тем не менее, при этом существует риск оказаться поглощенным трудностями партнера, что может приводить к эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации личности.

Оказание действенной помощи возможно при обеспечении отстраненности от актуального состояния партнера. Соединение идентификации и эмпатии в сочетании с сохранением собственной позиции субъекта сохранением и соблюдением других условий эмпатического процесса обеспечивают создание ситуации действенной помощи.


Глава 2. Эмпатия как механизм межличностных отношений

2.1 Функции эмпатии в межличностном общении

Как пишет А. И. Волкова, в психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее безымянное определение: «Общение - это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».[20,218]

Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии, тем больше присутствие ценностей духовных взаимоотношений.

Несмотря на то, что в последние годы, как отмечает Н. А. Журавлева, у россиян возросли прагматические ценности, обнаруживается тенденция возрастания значимости и таких альтруистических ценностей как терпимость, чуткость, счастье других.

Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении.[15,145] Рассмотрение функций эмпатии в общении может быть осуществлено:

1. во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения;

2. во-вторых, обозначая участников общения как субъекта и объекта эмпатии.

В психологических исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения. В них указывается, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атри¬бутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.

Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами:

1) мотивируя индивида на получение какой-либо информации с целью усиления собственной вовлеченности в процесс общения;

2) действуя в качестве обратной связи на уже собранную информацию.[16,176]

В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.

Эмпатия также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.

Функции эмпатии в жизни конкретного человека следующие:

1) эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;

2) она помогает преодолеть психологическую защиту другого;

3) расширяет представление о жизни других;

4) обогащает собственный эмоциональный опыт;

5) развивает личность и систему ее ценностей;

6) несет охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида.[18,235]

Эмпатия, воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию подтверждения его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении неповторимости и самоценности его «Я». Эмпатия дает возможность для самораскрытия и получения поддержки.

Многими исследователями, независимо от того, какой они следуют теоретической модели объяснения насилия и агрессии, указывается на низкий уровень эмпатии как на одну из причин проявления агрессии. Группа американских психологов, опираясь на результаты серии экспериментов, пришла к выводу, что наличие способности к когнитивной эмпатии, под которой они понимали способность индивида к оценке перспективы происходящего с другим человеком и к ориентации на эту перспективу, отрицательно коррелирует с выбором конфликтных стратегий взаимодействия и такой чертой личности, как агрессивность. Способность ориентироваться на перспективу положительно коррелирует со склонностью субъекта конструктивным образом решать конфликтные ситуации. В ситуации очень высокой или очень низкой степени вероятности проявления агрессии, способность индивида к оценке перспективы не может предотвратить или затормозить собственные агрессивные действия. Только в случае, когда степень вероятности осуществления деструктивных действий приближается к неким средним величинам, когнитивная эмпатия может выступать как механизм торможения агрессии.

Анализ роли эмоциональной и когнитивной сторон эмпатии в связи со склонностью к насилию был проведен в других работах. В этих исследованиях в качестве испытуемых выступали преступники и люди, отличающиеся высоким уровнем агрессивности. В них получены сведения о том, что склонность к насилию связана с нарушением эмоциональной и когнитивной компонент эмпатии. Эти нарушения выражаются в деформации способности распознавать и подражать мимике других людей, в неумении испытывать те же переживания, которые испытывают другие люди. Низкий уровень развития эмоциональной и когнитивной эмпатии наряду с другими факторами обуславливает наличие агрессивных тенденций в поведении личности.[12,54]

Несколько противоположные по содержанию выводы о связи эмпатии и насильственных тенденций во взаимодействии приводятся в работе, посвященной анализу психологических особенностей садистов. В исследовании дается описание способности к эмпатии садистов, которая выражается в достаточно развитом умении представлять себе страдания и переживания жертвы, которое необходимо преступнику для совершения преступления. Автор объясняет существование этого факта той формой эмпатии, которой обладают садисты. Речь идет о примитивном уровне развития эмпатии, на котором еще нет четкой границы между собственными переживаниями и автономными переживаниями другого. Это, так называемая, эгоистическая эмпатия.


2.2 Психологическая характеристика эмпатийной личности

Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого.

Эмпатийным человеком можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих. У него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он умеет стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления.[7,89]

Эмпатийный человек отличается высоким уровнем развития социальных эмоций и высокой чувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошо ориентируется в том, что есть верно, и что есть должно во взаимодействии с другими с точки зрения принятых общественных норм. Способность к эмпатии значимо коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.

Как отмечает А. П. Василькова, для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии - замкнутость, недоброжелательность.[6,99]

По данным Дж. Сальзера и Р. Бергласа, субъекты, которым свойственна высшая степень эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. П. Мартин и Т. Туми выявили, что такие люди проявляют себя как поленезависимые. У тех, кто более склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессивность.

Если коснуться гендерных различий, то по некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Т. П. Гаврилова отмечает, что сопереживание взрослым и животным наблюдалось у мальчиков, а сочувствие - у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие - мальчиками.

Таким образом, эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты:

- способность к децентрации;

- позитивное видение других;

- быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия;

- преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия.

Ему присущи:

- открытость;

- сензитивность к невербальному поведению другого;

- чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам;

- чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом.

Для него характерны:

- эмоциональная стабильность;

- толерантность в адрес недостатков других.

Система отношений к другому эмпатийного человека включает неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускает отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого.


Заключение

Эмпатия - это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное-дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социальных и социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями партнера, то посредством умений и навыков создавать поддерживающие отношения и т.д.

Анализ публикаций отечественных и зарубежных исследователей, позволяет сделать вывод, что дифференцировка эмпатии как процесса производится с учетом преобладания в ней одного из трех компонентов: эмоционального, когнитивного, поведенческого. Между этими элементами обнаруживаются сложные зависимости. Преобладание когнитивного компонента в отражении эмоционального состояния другой личности характерно для его адекватного понимания. Доминирование эмоционального компонента в эмпатии свидетельствует о преимущественно эмоциональном отклике одной личности на переживания другой. В действенной эмпатии преобладает компонент, когда субъект не только понимает эмоциональное состояние другого человека, но и оказывает ему активную поддержку.

Реализация эмпатии как процесса осуществляется посредством целого комплекса функциональных механизмов, который включает в себя и элементарные (эмоциональное заражение и подражание), и сложные формы. К последним относятся идентификация, эгоцентрация, децентрация, проекция, интроекция и рефлексия, как наиболее сложный функциональный механизм эмпатийного взаимодействия.

В межличностном общении эмпатия выполняет:

1) коммуникативные, регулятивные эмотивные, социально-перцептивные функции в процессе общения;

2) эмпатия опосредует личностное развитие участников общения - снимает эмоциональный дистресс, помогает субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации и адаптироваться к партнеру по взаимодействию;

3) способствует подтверждению, самораскрытию, поддержке и облегчению страданий объекта эмпатии;

4) эмпатия может выполнять функцию сдерживания агрессии личности, если она имеет высокий уровень развития (например, просоциальная эмпатия). Если же уровень развития эмпатии отличается примитивностью, субъект не способен в эмоциональном отклике на переживания других, не способен прогнозировать действия другого и распознавать его эмоциональные состояния, то эмпатия теряет функцию предотвращения агрессии. В этом случае она бессильна.

Таким образом, эмпатия в современной психологической науке является объектом пристального изучения ученых. Данное психическое явление рассматривается и как процесс, и как состояние, и как психическое свойство. При этом эмпатия с одной стороны выступает как условие продуктивной профессиональной деятельности в тех областях, где объектом деятельности выступает другой человек, а с другой стороны, она предстает как объект формирования.



Библиография

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 2008.

2. Авдеева H.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга, - Краснодар: Изд-во Кубанск. ун-та, 2005.

3. Басин Е. Я. Творчество и эмпатия. //Вопросы философии. 2007. №2.

4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других, - М.: Филинъ, 2006

5. Бохарт А. К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология, т.1. 2013, №2.

6. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века (под ред. Д. Брэзиера). М., «Когито-центр», 2005.

7. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., «Педагогика», 2011.

8. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. 2005, № 2.

9. Гаврилова Т. П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии. //Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга». Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 2009.

10. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопр. психол. 2013, № 4.

11. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. // Журнал практической психологии и психоанализа 2011, №1

12. Ильин Е. П. Психология общения, - СПб.: Питер, 2009

13. Кричевский P. Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. // Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 2011.

14. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2012.

15. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтность. //Вопросы психологии. 2013. №4.

16. Пашукова Т. В. Эмпатия как компонент общения // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах). М., 2009

17. Психология личности. Учебное пособие /под ред. Проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской, - М.: Эксмо, 2007.

18. Психология межличностного познания. /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 2011.

19. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопр. психол. 2011, №2.

20. Роджерс К. Эмпатия. // Психология мотивации и эмоций (под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман). - М.: ЧеРо, 2012.

21. Сарджвеладзе Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия. //Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.3 «Познание. Общение. Личность». Тбилиси: «Мецниереба», 2008.

22. Сопиков А. П. Механизм эмпатии. //В сб. «Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Изд-во Кубанск. ун-та., 2007.

23. Степанов С. Проникновенное сопереживание // Газета «1 сентября» 2002, 21 мая.

24. Этчегоен Г. Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа 2003, №1

25. Юсупов И. М. Психология эмпатии. Теоретические и прикладные аспекты. Автореф. дис. д-ра пс. наук. СПб., 2005.

26. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, №1

1

© 2010-2022