Рабочая программа по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное общеобразовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Сергиевский губернский техникум






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины: «Психология»

для специальности: 050704.52 «Дошкольное образование»

















Сергиевск 2013


Одобрена Составлена в соответствии с

предметной (цикловой) комиссией Государственными требованиями к

психолого-педагогических минимуму содержания и уровню дисциплин подготовки выпускника по

Протокол №____________ специальности 050704

« »_______________2011г «Дошкольное образование»


Председатель ПЦК Зам.директора по реализации

________________ программ СПО

И.А. Карачкова _________________________

О.К. Лозбенева




.












Автор: _______________________ Е.В. Краснова - преподаватель

психологических дисциплин первой категории


Рецензенты: __________________



Пояснительная записка.

Цель курса: обучение общим основам психологических знаний.

Задачи курса: ознакомить студентов с основными понятиями общей психологии, психологии личности а также с методами психологической науки; представить различные точки зрения на сущность, природу и механизмы развития психологических феноменов и образований; cформировать систему представлений об основных современных психологических школах и направлениях; научить самостоятельно работать с научной психологической литературой, сопоставлять точки зрения на различные дискуссионные вопросы; показать возможность применения полученных психологических знаний на практике; расширить представления студентов об особенностях и возможностях собственной психики.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Психологические знания являются неотъемлемой частью качественного как общегуманитарного, так и естественно-научного образования и представляют несомненную ценность для выпускника среднего прфессионального учебного заведения в контексте его грамотного взаимодействия с миром, эффективного построения межличностных отношений и профессиональной карьеры. Изучение курса «Психология» способствует более глубокому самопознанию студентов, решению ими задач самовоспитания и развития собственной личности.

Программа рассчитана на 220 часов, из них 134 часа - теоретические занятия, 36 часов - практические занятия и 50 часов - самостоятельная работа.

В программе изучаются основы психологии, она отражает требования Государственного образовательного стандарта СПО к подготовке специалиста и представляет учебный курс, обязательный для студентов, осваивающих специальность «Дошкольное образование».

В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен владеть знаниями:

- о психологии как науке и сфере практической деятельности;

- о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;

- о теоретических основах и ведущих тенденциях развития образования и психологической науки.

В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен владеть умениями:

- грамотно оперировать основными психологическими понятиями;

- ориентироваться в психологической проблематике;

- применять психологические знания в разных видах образовательной деятельности;

- анализировать изученный материал.















Учебно - тематический план.

Наименование разделов




Максим.

нагрузка

Всего

часов

Кол-во часов

Самост.

работа

лекцион

практич.

Часть I. Общая психология.

Раздел 1. Общие основы психологии.

14

10

8

2

4

1.1.Предмет психологии. История психологии.

2

2

2

1.2. Методы психологических исследований.

4

4

2

2

1.3. Психика и мозг. Процессы в коре полушарий головного мозга.

6

2

2

4

1.4.Сознание человека. Самосознание. Бессознательное.

2

2

2

Раздел 2. Личность и деятельность.

2.1.Общее понятия о личности. Индивид. Индивидуальность. Субъект. Объект.

6

2

6

2

6

2

2.2.Деятельность. Цели и мотивы.

2

2

2

2.3. Виды деятельности. Умения, навыки. Привычки.

2

2

2

Раздел 3. Познавательные процессы.

3.1. Ощущение и восприятие. Значение ощущений. Виды восприятий. Физиологические основы восприятия

24

8

18

6

14

4

4


2

6

2

3.2. Внимание. Виды внимания. Физиологические основы внимания.

2

2

2

3.3. Память. Процессы памяти.

4

4

4

3.4. Мышление и речь. Основные формы мышления. Понятие, суждение, умозаключение.

6

4

2

2

2

3.5. Воображение. Физиологические основы воображения.

4

2

2

2

Раздел 4. Эмоционально-волевая сфера личности.

4.1. Эмоции и чувства. Особенности развития эмоционально- волевой сферы у детей.

8

4

6

4

4

2

2

2

2

4.2. Воля. Значение воли в жизни и деятельности человека.

4

2

2

2

Раздел 5. Психологические особенности личности.

5.1.Темперамент. Определение типа темперамента и ВНД.

10

2

6

2

6

2

4

5.2.Характер. Формирование характера у детей.

2

2

2

5.3. Способности. Условия развития способностей.

6

2

2

4

Часть II. Возрастная и педагогическая психология. Раздел 6. Возрастная психология.

50

44

36

8


6

6.1. Общие вопросы возрастного развития.

2

2

2

6.2. Методы возрастной психологии.

4

4

2

2

6.3. Жизненный цикл развития человека. Общие закономерности психического развития.

2

2

2

6.4. Факторы возрастного развития.

2

2

2

6.5. Концепция развития ребёнка В.С. Выгодского

2

2

2

6.6. Развитие нервной системы и физическое развитие.

2

2

2

6.7. Когнитивное и нравственное развитие.

6

6

4

2


6.8. Социальная ситуация развития. Социализация личности.

2

2

2

6.9.Движущие силы развития.

2

2

2

6.10.Ведущая деятельность. Виды деятельности.

4

4

2

2

6.11. Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста.

4

2

2

2

6.12. Развитие детей дошкольного возраста

4

2

2

2

6.13. Психологические особенности детей шестилетнего возраста.

2

2

2

6.14. Особенности развития детей младшего школьного возраста.

2

2

2

6.15. Подростковый возраст

2

2

2

6.16. Ранняя юность.

4

2

2

2

6.17. Психологические особенности студентов. Особенности различных видов деятельности.

4

4

2

2

Раздел 7. Психология воспитания.

26

16

10

6

10

7.1. Психологические аспекты воспитания и социализации. Критерии воспитанности.

4

2

2

2

7.2. Воспитание и его закономерности. Воспитание как процесс формирования отношения к себе, к другим людям и мира в целом.

4

4

2

2

7.3. Психологические основы воспитательных технологий.

4

2

2

2

7.4.Взаимоотношения детей в игре. Психология общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте.

10

6

2

4

4

7.5. Психология воспитания детей с девиантным поведением.

4

2

2

2

Раздел 8. Психология педагогической деятельности.

24

20

16

4

4

8.1. Структура педагогической деятельности.

2

2

2

8.2. Диагностика и развитие педагогических способностей.

4

4

2

2

8.3. Педагогическое общение: функции, стили, модели, культура.

4

4

2

2

8.4. Личностно-ориентированные методы обучения.

4

4

4

8.5. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

2

2

2

8.6. Профессия воспитателя. Профессионально важные качества профессии.

4

2

2

2

8.7. Формирование и воспитание психологической культуры личности педагога

4

2

2

2

Часть III. Психология игры. Раздел 9. Психология игры.

20

16

12

4

4

9.1. Зарождение и развитие игры.

2

2

2

9.2. Сущность игры и её значение.

4

4

2

2

9.3. Классификация игр.

4

4

2

2

9.4. Ролевые игры.

2

2

2

9.5. Значение игры для психического развития ребёнка.

8

4

4

4

Часть IV. Психология общения. Раздел 10. Психология общения.

20

14

10

4

6

10.1. Психологические основы общения. Общительность.

4

2

2

2

10.2. Психология общения в малой группе.

2

2

2

10.3. Роли, ролевые ожидания. Эмпатия в общении.

4

4

2

2

10.4. Конфликты, пути выхода из них. Коррекция поведения.

6

4

2

2

2

10.5. Онтогенез общения ребёнка.

4

2

2

2

Часть V. Психология учебно-познавательной деятельности и проблемы развивающего обучения.

Раздел 11. Психология учебно-познавательной деятельности

6

6

4

2


11.1. Сущность учения и его закономерности.

2

2

2

11.2. Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школе.

4

4

2

2

Раздел 12. Проблемы развивающего обучения.

12.1. Развивающее обучение.


12

6

8

4

8

4

4

2

12.2. Концепция учебной деятельности.

2

2

2

12.3. Место учебных задач в учебно-познавательной деятельности.

4

2

2

2

Итого:

220

170

134

36

50






Содержание учебной дисциплины.

Часть I. Общая психология.

Раздел 1. Общие основы психологии.

1.1.1.Предмет психологии. История психологии.

Определение психологии как науки. Житейская, донаучная и научная психология; их отличия и взаимоотношение. Специфика научно-психологического знания. Предмет и объект психологии. Факты, механизмы и закономерности психики.

Отрасли психологической науки: критерии выделения, задачи и общая характеристика. Фундаментальные (базовые) и прикладные (специальные) отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками (философией, политологией, историей, социологией, педагогикой, биологией и др.). Связь психологической науки и практики.

Студент должен знать:

- объект, предмет исследования психологии;

- задачи и отрасли психологии.

Уметь:

- устанавливать связи между отдельными отраслями;

- характеризовать психологические явления и процессы.

1.1.2. Методы психологических исследований.

Понятие научного метода. Соотношение методологии, метода и методики исследования. Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонгитюдный, метод срезов, комплексный метод).

Эмпирические методы. Наблюдение, его виды (внешнее и внутреннее, включенное и стороннее, свободное и стандартизированное, сплошное и выборочное). Эксперимент как метод психологического исследования, его преимущества и недостатки. Требования к проведению эксперимента. Естественный, лабораторный и психолого-педагогический эксперименты. Моделирование. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Психологические тесты и их виды. Метод изучения продуктов деятельности. Социометрия.

Студент должен знать:

- методы психологии;

- достоинства и недостатки каждого метода.

Уметь:

- характеризовать методы психологии;

- применять свои знания.

1.1.3. Психика и мозг. Процессы в коре полушарий головного мозга.

Психика как одна из форм отражения объективной реальности. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Активность как свойство психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Строение и функции центральной нервной системы (ЦНС) человека. Рефлекторная деятельность мозга. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение.

Роль наследственности и среды в развитии психики ребенка. Возрастная периодизация развития психики.

Студент должен знать:

- строение мозга;

- функции нервной системы.

Уметь:

- характеризовать деятельность нервной системы;

- определять роль нервной системы в жизнедеятельности человека.

1.1.4.Сознание человека. Самосознание. Бессознательное.

Мозг как орган психики. Рефлекторная деятельность мозга. Виды торможения. Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

Студент должен знать:

- развитие психики и сознания;

- рефлекторную деятельность мозга;

- виды торможения.

Уметь:

- характеризовать основные понятия;

- опираться на знание курса «Анатомия и физиология человека».

Раздел 2. Личность и деятельность.


1.2.1.Общее понятия о личности. Индивид. Индивидуальность. Субъект. Объект.

Соотношение и области применения понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Самосознание личности, «Я - концепция». Механизмы психологической защиты личности.

Личность и социальные роли. Решающая роль обучения и воспитания в формировании личности.

Студент должен знать:

- основные понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект», «объект».

Уметь:

- соотносить основные понятия темы.

1.2.2.Деятельность. Цели и мотивы.

Отличия деятельности человека от поведения животных. Виды действий, структурные компоненты деятельности: осознание цели, планирование, осуществление деятельности, текущий контроль, исправление ошибок, подведение итогов. Общее понятие о деятельности. Движение и действие. Психологическая характеристика деятельности.

Студент должен знать:

- основные понятия темы.

Уметь:

- характеризовать различные виды деятельности.


1.2.3. Виды деятельности. Умения, навыки. Привычки.

Основные виды деятельности: предметная, игровая, учебная, общение. Речь как особый вид деятельности. Знания, умения, навыки. Процесс формирования умений, навыков. Привычки. Воспитание положительных привычек, профилактика вредных привычек.

Студент должен знать:

- основные виды деятельности;

- процесс образования умений и навыков.

Уметь:

- создавать условия для формирования конструктивных видов деятельности.

Раздел 3. Познавательные процессы.


1.3.1. Ощущение и восприятие. Значение ощущений в познавательной деятельности.

Понятие ощущения. Ощущение как рефлекс. Органы чувств и их значение. Строение анализатора. Критерии классификации ощущений. Абсолютный и разностный пороги и методы их измерения. Отличие ощущения и восприятия

Студент должен знать:

- виды ощущений;

- пороги ощущений.

Уметь:

- анализировать ощущения;

- характеризовать значение ощущений в развитии познавательных процессов.


1.3.2. Виды восприятий. Физиологические основы восприятия.

Виды восприятия: восприятие формы, пространства, движения, времени. Иллюзии восприятия и причины их возникновения. Развитие процесса восприятия и наблюдательности у детей.

Студент должен знать:

- виды восприятия;

- свойства восприятия;

- физиологические основы восприятия.

Уметь:

- характеризовать восприятие;

- развивать восприятие и наблюдательность у детей.

1.3.3. Внимание. Виды внимания. Физиологические основы внимания.

Понятие о внимании. Функции внимания. Связь внимания с другими познавательными процессами. Физиологические основы внимания. Понятие доминанты. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и их сравнительная характеристика. Основные свойства внимания (объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др.). Развитие внимания.

Студент должен знать:

- виды и свойства внимания;

- физиологические основы внимания.

Уметь:

- характеризовать восприятие;

- развивать основные свойства внимания у детей.

1.3.4. Память. Процессы памяти.

Память и ее роль в познании. Процессы памяти. Виды памяти, критерии их выделения. Развитие памяти в детском возрасте. Индивидуальные различия памяти. Память и научение. Условия успешного запоминания. Приемы мнемотехники. Психологические методы исследования памяти.

Студент должен знать:

- процессы и виды памяти

- физиологические основы памяти;

- условия эффективного запоминания.

Уметь:

- характеризовать процессы и виды памяти;

- развивать память у детей, определять вид памяти у учащихся;

- подбирать упражнения на развитие памяти.

1.3.5. Мышление и речь. Физиологические основы мышления.


Общая характеристика мышления. Понятие проблемной ситуации. Виды мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное, теоретическое и практическое). Особенности творческого мышления. Развитие мышления в онтогенезе. Мыслительные операции. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и ее использование в психолого-педагогической практике. Виды и функции речи. Роль речи в становлении познавательных процессов.

Студент должен знать:

- виды мышления;

- мыслительные операции.

Уметь:

- характеризовать основные мыслительные операции.

1.3.6. Основные формы мышления. Понятие, суждение, умозаключение.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Решение мыслительных задач.

Индивидуальные особенности мышления человека: качество ума (самостоятельность, широта, гибкость, быстрота, критичность).

Студент должен знать:

- основные формы мышления;

- индивидуальные особенности мышления человека.

Уметь:

- характеризовать основные мыслительные операции.



1.3.7. Воображение. Физиологические основы воображения.

Общая характеристика воображения. Взаимосвязь воображения с чувственным познанием и мышлением. Виды воображения: активное и пассивное; непроизвольное и произвольное; воссоздающее и творческое. Творчество и развитие личности.

Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Общее представление об «образе мира».

Студент должен знать:

- основные формы и виды воображения;

- способы развития воображения;

- значение воображения в жизнедеятельности человека.

Уметь:

- характеризовать воображение и основные его процессы.

Раздел 4. Эмоционально-волевая сфера личности.

1.4.1. Эмоции и чувства.

Общая характеристика эмоций. Основные функции эмоций: коммуникативная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, регулятивная, защитная. Виды эмоциональных явлений. Эмоции и чувства. Классификации эмоций. Настроение, тревожность, аффект, фрустрация, способы их исследования в психологии. Стресс, его виды. Посттравматические стрессовые расстройства. Внешнее выражение эмоций. Высшие и интеллектуальные чувства: сарказм, цинизм, ирония, юмор.

Студент должен знать:

- основные понятия об эмоциях и чувствах;

- особенности эмоций;

- внешнее выражение эмоций.

Уметь:

- характеризовать высшие чувства человека.


1.4.2. Особенности развития эмоционально- волевой сферы у детей.

Виды чувств. Развитие эмоций и чувств у детей.

Студент должен знать:

- виды чувств;

- особенности развития эмоционально- волевой сферы у детей.

Уметь:

- разбираться в особенностях развития эмоционально- волевой сферы у детей.


1. 4.3. Воля. Значение воли в жизни и деятельности человека.

Основные признаки воли как психологического явления. Волевые качества. Схема этапов волевого действия. Наличие препятствий и борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Проблема выбора и принятия решения. Свобода воли и личностная ответственность.

Студент должен знать:

- понятие воли;

- основы волевых действий;

- волевые качества личности.

Уметь:

- характеризовать волевые качества личности;

- развивать и воспитывать волю.

Раздел 5. Психологические особенности личности.

1.5.1. Темперамент. Определение типа ВНД.

Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента. Типологический подход к исследованию темперамента, характеристика основных типов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Современные представления о связи свойств нервной системы и темперамента. Возрастные особенности проявления темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Методы психологического исследования темперамента.

Студент должен знать:

- характеристика основных типов темперамента.

Уметь:

- характеризовать основные свойства и типы нервной системы человека;

- учитывать темперамент детей в учебно-воспитательной и общественно-полезной деятельности.

1.5.2. Характер. Формирование характера у детей.

Понятие характера. Черты характера. Функции характера. Сравнительная характеристика темперамента и характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Формирование характера в детском возрасте. Акцентуация характера. Методы психологического исследования характера.

Студент должен знать:

- влияние характера на жизнь и деятельность человека;

- индивидуальные особенности характера и личности человека.

Уметь:

- характеризовать типичные и индивидуальные черты характера.





1.5.3. Способности. Условия развития способностей.

Представление о способностях. Общие и специальные способности. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Способности и склонности. Понятие одаренности и таланта. Методы диагностики способностей.

Студент должен знать:

- общие и специальные способности;

- условия развития способностей;

- методы диагностики способностей.

Уметь:

- создавать условия для формирования и развития способностей.



Часть II. Возрастная и педагогическая психология.


Раздел 1. Возрастная психология.


2.1.1.Общие вопросы возрастного развития.

Предмет, задачи курса. Общие вопросы возрастного развития. Связь с другими науками. Отрасли педагогики и психологии.

Студент должен знать:

- определение предмета, объекта возрастной психологии;

- задачи курса, общие вопросы возрастного развития.

Уметь:

- характеризовать основные понятия.


2.1.2.Методы возрастной психологии.

Наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование. Анализ процесса и продуктов деятельности.

Студент должен знать:

- методы психологии;

- требования, предъявляемые к наблюдению и эксперименту.

Уметь:

- характеризовать методы исследования.


2.1.3.Жизненный цикл развития человека. Общие закономерности

психического развития.

Категории возраста и жизненный цикл развития человека. Движущие силы психического развития.

Студент должен знать:

- категории возраста;

- жизненный цикл развития человека.

Уметь:

- характеризовать категории возраста и жизненный цикл развития человека.


2.1.4. Факторы возрастного развития.

Социальные, биологические, психологические факторы. Психологические особенности развития. Эндогенные и экзогенные факторы развития.

Студент должен знать:

- факторы возрастного развития.

Уметь:

- характеризовать эндогенные и экзогенные факторы развития.


2.1.5.Концепция развития ребёнка В.С. Выгодского.

Закономерности развития ребёнка по Л.С. Выгодскому: неравномерность развития, закон количественных и качественных изменений личности ребёнка, развитие высших психических функций и развитие ведущих видов деятельности.

Студент должен знать:

- концепцию развития ребёнка Л.С. Выгодского;

- вклад Л.С. Выгодского в развитие психологии.

Уметь:

- характеризовать закономерности развития ребёнка.


2.1.6. Развитие нервной системы и физическое развитие.

Строение нервной системы. Роль спинного и головного мозга. Кора больших полушарий головного мозга.

Студент должен знать:

- строение нервной системы;

- роль нервной системы в жизнедеятельности человека.

Уметь:

- анализировать различные стороны детского развития.


2.1.7. Когнитивное и нравственное развитие.

Развитие познавательных функций. Школа Ж.Пиаже. Механизмы ассимиляции и аккомодации. Стадии развития познавательных процессов: а) сенсомоторное развитие; б) стадии конкретных операций; в) стадии формальных операций.

Уровни развития а) преднравственный; (до 10 лет); конвнециональный (до 13 лет); постконвнециональный ( с 13 лет)- суждение о поведении других, исходя из собственных критериев.

Студент должен знать:

- проблемы когнетивного и нравственного развития

Уметь:

- анализировать, обобщать, делать выводы;

- работать с теоретическим содержанием курса.


2.1.8.Социальная ситуация развития. Социализация личности.

Этапы социализации: 1) первичность социализации (до подросткового периода);2) стадии индивидуализации(18-25лет); 3) стадии интеграции; 4) трудовая стадия (с 25 лет); 5) послетрудовая. Л.С. Выгодский. Социальная ситуация развития. Социальный статус. Сиситематизация социальных ролей.

Студент должен знать:

- этапы социализации;

- актуальные проблемы современной образовательной практики.

Уметь:

- определять социальную ситуацию развития.

2.1.9.Движущие силы развития.

Психоаналитическая концепция Фрейда. Бихевиоризм. Отечественная психология о движущих силах развития.

Студент должен знать:

- актуальные проблемы современной отечественной психологии;

- факторы и движущие силы развития личности.

Уметь:

- определять движущие силы развития;

- анализировать теории развития личности.


2.1.10.Ведущая деятельность. Виды деятельности.


Понятие о ведущей деятельности. Характеристика игровой, учебной, трудовой деятельности. Роль общения для детей раннего и юношеского возраста.


Студент должен знать:

- понятие о ведущей деятельности;

- подходы к обучению и развитию в зарубежной и отечественной психологии.

Уметь:

- работать с теоретическим содержанием курса;

- характеризовать роль ведущего вида деятельности на разных возрастных этапах.


2.1.11. Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста.


Кризис новорождённости. Стадия младенчества. Психологические новообразования раннего возраста. Кризис трёх лет.


Студент должен знать:

- особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста;

- психологические новообразования раннего возраста;

Уметь:

- работать с теоретическим содержанием курса;

- обобщать, анализировать, выделять возрастные новообразования.


2. 1.12. Развитие детей дошкольного возраста.


Психологические особенности развития и возрастные новообразования детей дошкольного возраста. Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин о развитии детей дошкольного возраста.


Студент должен знать:


- психологические особенности развития и возрастные новообразования детей дошкольного возраста;

- закономерности развития детей с позиции Л.С. Выгодского;

- поэтапное формирование умственной деятельности П.Я. Гальперина о развитии детей дошкольного возраста.


Уметь:

- характеризовать психологические особенности детей дошкольного возраста;

- организовывать игровую деятельность детей дошкольного возраста.


2.1.13. Психологические особенности детей шестилетнего возраста.


Роль воображения, внимания, памяти, мышления в жизни детей шестилетнего возраста. Возрастные новообразования. Слабости мышления шестилетнего ребёнка. Особенности речевого развития. Развитие регулятивной способности.


Студент должен знать:


- закономерности развития;

- психологические особенности готовности к обучению детей шестилетнего возраста;

- роль игры в развитии детей шестилетнего возраста;

- развитие мотивов.


Уметь:

- характеризовать психологические особенности детей шестилетнего возраста;

- определять готовность ребёнка к школе.



2.1.14. Особенности развития детей младшего школьного возраста.


Общая характеристика возраста: особенности физического развития, костная система, функциональное совершенствование мозга; психологическая перестройка, связанная с поступлением в школу. Развитие произвольности и организованного мыслительного процесса. Особенности учебной деятельности. Особенности развития познавательных процессов. Формирование личности в младшем школьном возрасте. Интересы и способности.


Студент должен знать:


- особенности развития детей младшего школьного возраста;

- особенности развития познавательных процессов;

- особенности воспитания детей младшего школьного возраста;

- формы работы с детьми, имеющими синдром двигательной гиперактивности и синдром дефицита внимания.


Уметь:

- анализировать ситуации, используя теоретические знания;

- организовывать совместную деятельность и общение.


2.1.15. Подростковый возраст.

Общая характеристика возраста. Основные направления развития: профессиональная ориентация, подготовка к сознательному выбору профессии, особенности анатомо-физиологического, интеллектуального и нравственного развития. Учебная деятельность и труд подростка, формирование личности в подростковом периоде. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения. Интересы и способности подростков.

Студент должен знать:


- проблемы кризиса подросткового возраста;

- анатомо-физиологическую перестройку организма и её отражение в психологических особенностях подростка.


Уметь:

- анализировать ситуации, используя теоретические знания;

- организовывать совместную деятельность и общение.

2.1.16. Ранняя юность

Общая характеристика юношеского возраста. Учебная деятельность и умственное развитие. Развитие личности в старшем школьном возрасте. Трудовая деятельность и выбор профессии.

Студент должен знать:


- особенности нравственного и личностного развития юношей и девушек.

Уметь:

- работать с теоретическим материалом;

- создавать условия для формирования и развития личностного роста.

2.1.17. Психологические особенности студентов.


Психологические, социальные и биологические стороны студенчества. Социализация.


Студент должен знать:


- психологические особенности студентов;

- возрастные новообразования.


Уметь:

- работать с теоретическим материалом;



2.1.18. Психологические особенности различных видов деятельности.

Развитие деятельности, психологические закономерности игровой, учебной, познавательной деятельности. Развитие общения. Развитие самосознания.

Студент должен знать:


- закономерности развития различных видов деятельности;


Уметь:

- работать с теоретическим материалом;

- проводить сравнительный анализ изученного материала.


Раздел 2. Психология воспитания.

2.2.1. Психологические аспекты воспитания и социализации.

Критерии воспитанности.

Понятие воспитания. Критерии воспитанности. Самовоспитание.

Студент должен знать:


- критерии воспитанности;

- иметь понятие о самовоспитании.

Уметь:

- владеть методами воспитательного воздействия.



2.2.2. Воспитание и его закономерности. Воспитание как процесс формирования

отношения к себе, к другим людям и мира в целом.

Психологические аспекты воспитания и социализации. Закономерности воспитания. Самооценка. Упражнения в правильном поведении.

Студент должен знать:


- закономерности нравственного воспитания


Уметь:

- правильно организовывать жизнь и деятельность;

- подкреплять положительный опыт.


2.2.3. Психология общения и группового поведения в дошкольном и школьном

возрасте.

Роль общения в формировании личности в дошкольном и школьном возрасте. Психологические основы группового общения данных возрастных групп.

Студент должен знать:


- психологические основы группового общения в дошкольном и школьном возрасте.

Уметь:

- правильно организовывать жизнь и деятельность;

- воздействовать на школьника положительным опытом.


2.2.4. Психологические основы воспитательных технологий.

Понятие воспитательной технологии. Отличие педагогической и воспитательной технологии Понятие воспитательной системы. Психологические аспекты воспитательных систем В.А. Сухомлинского и В.А. Караковского.

Студент должен знать:


- психологические основы воспитательной технологии.

Уметь:

- работать с теоретическим материалом.


2.2.5. Психология игры. Взаимоотношения детей в игре.

Понятие игры, роль игры в развитии, воспитании и социализации детей. Взаимоотношения детей в игре.

Студент должен знать:

- роль игры в развитии, воспитании и социализации детей.

Уметь:

- выстраивать правильные взаимоотношения детей в игре.



2.2.6. Психология воспитания детей с девиантным поведением

Формы отклонения в поведении. Формы проявления девиантного поведения. Воспитательное воздействие труда. Пути профилактики девиантного поведения. Роль одобрения и осуждения.

Студент должен знать:


- основные формы девиантного поведения

Уметь:

- владеть методами воспитательного воздействия.


Раздел 3. Психология педагогической деятельности.

2.3.1. Структура педагогической деятельности.


Педагогическая деятельность и её значение. Структура педагогической деятельности.

Роль учителя в педагогической деятельности.


Студент должен знать:


- структура педагогической деятельности;

- роль учителя в педагогической деятельности;


Уметь:

- работать с теоретическим материалом.


2.3.2. Диагностика и развитие педагогических способностей.

Методы диагностики педагогических способностей. Способы развития педагогических способностей.

Студент должен знать:


- методы диагностики педагогических способностей;

- способы развития педагогических способностей.


Уметь:

- диагностировать педагогические способности;

- применять некоторые способы развития педагогических способностей.


2.3.3. Педагогическое общение: функции, стили, модели, культура.

Роль общения в педагогической деятельности. Особенности и виды общения. Культура педагогического общения.

Студент должен знать:


- функции, стили, модели педагогического общения.

Уметь:

- выстраивать общение согласно ситуации;

- работать с теоретическим материалом.





2.3.4. Личностно-ориентированные методы обучения.

Психологические основы индивидуального подхода и воспитательного воздействия на учащихся.

Студент должен знать:

- личностно-ориентированный подход;

- формы индивидуального подхода и методы обучения.

Уметь:

- организовывать обучение и воспитание используя личностно-ориентированный подход.


2.3.5. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

Стили педагогической деятельности: авторитарный, демократический либеральный, равнопартнёрские отношения. Принципы индивидуального стиля педагогической деятельности.

Студент должен знать:

- виды и принципы индивидуального стиля.

Уметь:

- осуществлять индивидуальный подход в педагогической деятельности;

- управлять своим стилем общения.


2.3.6. Профессия воспитателя. Профессионально важные качества профессии.

Самовоспитание. Саморазвитие. Самосовершенствование. Повышение образовательного и культурного уровня педагога. Воспитание волевых качеств.

Студент должен знать:

- пути формирования профессионально важных качеств.

Уметь:

- формировать профессионально-важные качества педагога.


2.3.7. Формирование и воспитание психологической культуры личности педагога

Пути и методы формирования и воспитание психологической культуры личности педагога

Студент должен знать:

- пути формирования и воспитания психологической культуры личности педагога.

Уметь:

- формировать профессионально-важные качества педагога.


Часть III. Психология игры.

Раздел 1. Психология игры.


3.1.1. Зарождение и развитие игры.

Этапы развития игры. Понятие игры, её значение. Современная трактовка игр.

Студент должен знать:

- этапы развития игры;

Уметь:

- определять значение игры для развития ребёнка.



3.1.2. Сущность игры и её значение.

Игра как ведущая деятельность дошкольника. Современные дети и современные игры психологии.

Студент должен знать:

- сущность игры и её значение;

Уметь:

- работать с теоретическим материалом.

3.1.3. Классификация игр.

Различные типы классификации. Игровой процесс. Правила игры.

Студент должен знать:

- различные типы классификации игр.

Уметь:

- работать с теоретическим материалом.




3.1.4. Ролевые игры.

Классификация ролевых игр, ролей, действий в игре.

Студент должен знать:

- классификация ролевых игр, ролей, действий в игре.

Уметь:

- классифицировать игры.


3.1.5. Значение игры для психического развития ребёнка.

Развитие мотивационно-потребностной сферы. Развитие познавательных процессов. Развитие и совершенствование движений ребенка. Формирование моральных привычек и нравственной регуляции поведения.

Студент должен знать:

- значение игры для психического развития ребёнка.

Уметь:

- работать с теоретическим материалом.




Часть IV. Психология общения.

Раздел 1. Психология общения.

4.1.1. Психологические основы общения. Общительность.

Понятие общения. Этапы общения. Виды общения (деловое, игровое, манипулятивное, диалогическое и др.). Средства общения. Общительность.

Студент должен знать:


- схему общения;

- структуру общения;

- виды общения;

- средства общения.

Уметь:

- раскрыть понятие «общение»;

- охарактеризовать виды общения.

4.1.2. Психология общения в малой группе.

Малые группы. Динамические процессы в малой группе. Лидерство и руководство, их виды. Социально-психологический климат, его параметры. Межличностное общение в малых группах.

Студент должен знать:


- психологические аспекты общения в малой группе.


Уметь:

- применять правила общения в малой группе.

4.1.3. Роли, ролевые ожидания. Эмпатия в общении.

Понятие «роли». Ролевые ожидания в общении. Стереотипы ожидания. Эмпатия в общении.

Студент должен знать:


- понятие «роли»;

- проявление эмпатийных тенденций в общении.

Уметь:

- проявлять эмпатию в общении.

4.1.4. Конфликты, пути выхода из них. Коррекция поведения.

Личность и межличностные отношения. Психологические трудности общения, барьеры взаимопонимания. Понятие конфликта. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации.

Студент должен знать:


- основные психологические трудности общения,

- типы взаимодействия в конфликтной ситуации.

Уметь:

- выйти из к конфликтной ситуации.

4.1.5. Онтогенез общения ребёнка.

Основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе ребенка: доязыковый этап, этап первоначального овладения языком, этап овладения грамматической структурой языка.

Студент должен знать:


- основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе ребенка.

Уметь:

- работать с теоретическим материалом.



Часть V. Психология учебно-познавательной деятельности

и проблемы развивающего обучения.


Раздел 1. Психология учебно-познавательной деятельности

5.1.1. Сущность учения и его закономерности.

Учение и его закономерности. Сущность учения.

Студент должен знать:


- сущность учения и его закономерности.

Уметь:

- работать с теоретическим материалом.

5.1.2. Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте.

Психологическая готовность к школе.

Характеристика основных элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте. Критерии и условия формирования психологической готовности к школе.

Студент должен знать:


- основных элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте.

- критерии психологической готовности к школе.

Уметь:

- воздать условия для формирования психологической готовности к школе .

Раздел 2. Проблемы развивающего обучения.


5.2.1. Развивающее обучение.

Принципы развивающего обучения. Система начального обучения Л. В. Занкова. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Студент должен знать:


- принципы развивающего обучения;

Уметь:

- работать с теоретическим материалом.

5.2.2. Концепция учебной деятельности.

Теоретические истоки и этапы разработки концепции. Суть концепции. Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической психологии.

Студент должен знать:


- суть концепции учебной деятельности.

Уметь:

- работать с теоретическим материалом.

5.2.3. Место учебных задач в учебно-познавательной деятельности.

Содержание учебных задач, их роль учебно-познавательной деятельности.

Студент должен знать:


- Содержание учебных задач, их роль учебно-познавательной деятельности

Уметь:

- работать с теоретическим материалом.


Контрольные вопросы

Часть I. Общая психология.


Предмет, объект, задачи и методы психологии.

Фундаментальные и прикладные отрасли психологического знания. Место психологии в системе наук.

Эмпирические методы (наблюдение; эксперимент; опрос; психологическое тестирование; изучение продуктов деятельности и др.).

Психика, поведение и деятельность. Мозг и психика.

Понятие об ощущении, классификация ощущений. Их основные свойства, порог ощущений.

Восприятие и его основные свойства.

Виды и свойства внимания.

Общее понятие о памяти. Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на процесс запоминания.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления, основные мыслительные операции.

Понятие о воображении. Виды воображения.

Эмоции и чувства. Их роль в поведении и деятельности.

Стресс. Методы управления стрессовыми реакциями.

Понятие о воле. Волевые качества. Проблема свободы воли в психологии.

Понятие о личности. Системно-структурный подход к изучению личности в психологии.

Типологический подход к исследованию темперамента.

Понятие о характере. Акцентуации характера. Сравнительный анализ темперамента и характера.

Мотивация и деятельность. Структура и виды деятельности.

Проблема способностей в психологии. Соотношение задатков и способностей. Одаренность.

Часть II. Возрастная и педагогическая психология.

Общие вопросы возрастного развития. Отрасли педагогики и психологии. Методы возрастной психологии.

Жизненный цикл развития человека. Общие закономерности психического развития.

Факторы возрастного развития.

Концепция развития ребёнка В.С. Выгодского.

Развитие нервной системы и физическое развитие.

Когнитивное и нравственное развитие.

Социальная ситуация развития. Социализация личности.

Движущие силы развития.

Ведущая деятельность. Виды деятельности.

Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста.

Развитие детей дошкольного возраста.

Психологические особенности детей шестилетнего возраста.

Особенности развития детей младшего школьного возраста.

Подростковый возраст.

Ранняя юность

Психологические особенности студентов.

Психологические аспекты воспитания и социализации. Критерии воспитанности

Воспитание и его закономерности. Воспитание как процесс формирования

отношения к себе, к другим людям и мира в целом.

Психология общения и группового поведения в дошкольном и школьном

возрасте

Психологические основы воспитательных технологий.

Психология воспитания детей с девиантным поведением

Структура педагогической деятельности.

Диагностика и развитие педагогических способностей.

Педагогическое общение: функции, стили, модели, культура.

Личностно-ориентированные методы обучения.

Индивидуальные стили педагогической деятельности.

Профессия воспитателя. Профессионально важные качества профессии. Формирование и

воспитание психологической культуры личности педагога.


Часть III. Психология игры.

Зарождение и развитие игры. Сущность игры и её значение.

Классификация игр. Ролевые игры.

Значение игры для психического развития ребёнка.



Часть IV. Психология общения.

Психологические основы общения. Общительность.

Психология общения в малой группе.

Роли, ролевые ожидания. Эмпатия в общении.

Конфликты, пути выхода из них. Коррекция поведения.

Онтогенез общения ребёнка.

Часть V. Психология учебно-познавательной деятельности

и проблемы развивающего обучения.


Сущность учения и его закономерности.

Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школе.

Развивающее обучение.

Концепция учебной деятельности.

Место учебных задач в учебно-познавательной деятельности.

Самостоятельная работа студентов.


темы

Содержание задания

Кол-во

часов

Форма контроля

Часть I. Общая психология.

16


1.1.3

Работа с методической литературой.

Биология 9-11. Крутецкий В.А. Психология. Мозг и психика. Нервные прцессы в коре больших полушарий.

4

Опорный конспект

Публичное

выступление

1.3.1.

Работа с методической литературой.

Биология 9-11. Крутецкий В.А. Психология. «Значение ощущений в познавательной деятельности»

2

Публичное

выступление

1.3.6.

Работа с методической литературой.

Крутецкий В.А. Психология. Дубровина И.В. Психология. Виды мышления.

2

Публичное

выступление

1.3.7.

Воображение, его виды. Анализ рисунков.

2

Публичное

выступление

1.4.3.

Работа с методической литературой.

Крутецкий В.А. Психология. Дубровина И.В. Психология. Особенности воспитания воли у детей.

2

Опорный конспект


1.5.3.

Способности. Условия развития способностей. Самоанализ. Выявление способностей, интересов, склонностей.

4

Программа развития своих способностей

Часть II. Возрастная и педагогическая психология.

20


2.1.11.

Работа с методической литературой.

Возрастная психология. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Обухова Л.Ф. Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста

4

Опорный конспект

Публичное выступление

2.1.12.

Работа с методической литературой.

Возрастная психология. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Обухова Л.Ф. Развитие детей дошкольного возраста

2

Опорный конспект


2.2.16.

Работа с методической литературой.

Возрастная психология. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Обухова Л.Ф. Ранняя юность.

2

Опорный конспект


2.2.1.

Работа с методической литературой.

Крутецкий В.А. Психология.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.

2

Публичное выступление

2.2.3.

Работа с методической литературой.

Крутецкий В.А. Психология.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Психология общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте

2

Опорный конспект


2.2.4.

Работа с методической литературой.

Крутецкий В.А. Психология.

Зимняя И.А. Педагогическая психология.

2

Опорный конспект

Публичное выступление

2.2.6.

Работа с методической литературой.

Возрастная психология. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Обухова Л.Ф. Психология воспитания детей с девиантным поведением.

2

Опорный конспект


2.2.4.

Работа с методической литературой.

Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей.

2

Публичное выступление

2.3.7.

Работа с методической литературой. Зимняя И.А. Педагогическая психология.


2

Публичное выступление

Часть III. Психология игры.


4


3.1.5.

Работа с методической литературой.

Эльконин Д.Б. Психология игры. Значение игры для психического развития ребёнка.

4

Публичное выступление

Опорный конспект


Часть IV. Психология общения.


6


4.1.1.

Работа с методической литературой.

Психологические основы общения. Общительность.

2

Публичное выступление

4.1.4.

Работа с методической литературой.

Конфликты, пути выхода из них. Коррекция поведения.

2

Решение психологических задач


4.1.5.

Онтогенез общения ребёнка.

2


Часть V. Психология учебно-познавательной деятельности и проблемы развивающего обучения.


4


52.1.

Работа с методической литературой.

Крутецкий В.А. Психология.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.

2

Публичное выступление

5.2.3.

Работа с методической литературой.

Крутецкий В.А. Психология.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.

2

Опорный конспект




Формирование ключевых компетенций.


№ п/п

Наименование

разделов и тем

Название модуля

Результаты

1.

Часть I. Общая психология.

Общие основы психологии.

Работа с информацией

Осуществить поиск информации по вопросу «Мозг и психика. Нервные процессы в коре больших полушарий.» из источников

Биология 9-11.

Крутецкий В.А. Психология.

2.

Познавательные процессы.


Решение проблем

Изучить проблему значения ощущений в познавательной деятельности

3.

Эмоционально-волевая сфера личности.


Решение проблем

Изучить проблему особенностей воспитания воли у детей.

4.

Психологические особенности личности.

Решение проблем

Составить программу развития своих способностей

5.

Часть II. Возрастная и педагогическая психология.

Возрастная психология.



Работа с информацией

Осуществить поиск информации по предложенным вопросам из следующих источников:

Возрастная психология. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Обухова Л.Ф.

6.

Психология воспитания

Социально-коммуникативная деятельность

Подготовить письменное сообщение по теме «Психология общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте»

7.

Психология педагогической деятельности

Социально-коммуникативная деятельность

Подготовить устное сообщение по темам «Профессия воспитателя. Профессионально важные качества профессии» «Формирование и воспитание психологической культуры личности педагога»

8.

Часть III. Психология игры.


Социально-коммуникативная деятельность

Подготовить письменное сообщение по теме «Значение игры для психического развития ребёнка»

9.

Часть III. Психология общения

Психология общения.

Решение проблем

Проанализировать причины возникновения конфликтов в межличностном взаимодействии на примере конкретной ситуации. Предложить пути выхода из конфликта.

10.

Часть IV. Психология учебно-познавательной деятельности и проблемы развивающего обучения.

Психология учебно-познавательной деятельности

Работа с информацией

Осуществить поиск информации по предложенным вопросам из следующих источников:

Крутецкий В.А. Психология.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.

11.

Проблемы развивающего обучения

Социально-коммуникативная деятельность

Подготовить письменное сообщение по теме «Место учебных задач в учебно-познавательной деятельности»





Основная литература.

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

2. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1998

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов -на- Дону, 1997

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1998

5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976


6. Межличностное общение. Хрестоматия/Сост. и ред. Н.В.Казаринова, В.М.Погольши.- СПб: Питер, 2001.

7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 4-е изд.- Кн.1.- М.: Владос, 2001.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология.М., 1996

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.

9. Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.: ЧеРо, 2000.

10.Психология личности. В 2-х т.т./ Под ред. Д.Я.Райгородского.- Самара: БАХРАХ-М, 2000.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб: Питер, 2003.

12. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. М., 2004

13.Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры М., 2007

14.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов - на- Дону, 2004

15. Эльконин Д.Б. 0. Психология игры. М.: Академия, 1998


Дополнительная литература.


1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е изд.- М., 1999.

2. Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.

3. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М.: Смысл, 2003.

4. Социальная психология личности в вопросах и ответах/ Под ред. В.А.Лабунской.- М.: Гардарики, 1999.

5. Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2003.


















© 2010-2022