- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ
Рабочая программа по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Краснова Е.В. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное общеобразовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Сергиевский губернский техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины: «Психология»
для специальности: 050704.52 «Дошкольное образование»
Сергиевск 2013
Одобрена Составлена в соответствии с
предметной (цикловой) комиссией Государственными требованиями к
психолого-педагогических минимуму содержания и уровню дисциплин подготовки выпускника по
Протокол №____________ специальности 050704
« »_______________2011г «Дошкольное образование»
Председатель ПЦК Зам.директора по реализации
________________ программ СПО
И.А. Карачкова _________________________
О.К. Лозбенева
.
Автор: _______________________ Е.В. Краснова - преподаватель
психологических дисциплин первой категории
Рецензенты: __________________
Пояснительная записка.
Цель курса: обучение общим основам психологических знаний.
Задачи курса: ознакомить студентов с основными понятиями общей психологии, психологии личности а также с методами психологической науки; представить различные точки зрения на сущность, природу и механизмы развития психологических феноменов и образований; cформировать систему представлений об основных современных психологических школах и направлениях; научить самостоятельно работать с научной психологической литературой, сопоставлять точки зрения на различные дискуссионные вопросы; показать возможность применения полученных психологических знаний на практике; расширить представления студентов об особенностях и возможностях собственной психики.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Психологические знания являются неотъемлемой частью качественного как общегуманитарного, так и естественно-научного образования и представляют несомненную ценность для выпускника среднего прфессионального учебного заведения в контексте его грамотного взаимодействия с миром, эффективного построения межличностных отношений и профессиональной карьеры. Изучение курса «Психология» способствует более глубокому самопознанию студентов, решению ими задач самовоспитания и развития собственной личности.
Программа рассчитана на 220 часов, из них 134 часа - теоретические занятия, 36 часов - практические занятия и 50 часов - самостоятельная работа.
В программе изучаются основы психологии, она отражает требования Государственного образовательного стандарта СПО к подготовке специалиста и представляет учебный курс, обязательный для студентов, осваивающих специальность «Дошкольное образование».
В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен владеть знаниями:
- о психологии как науке и сфере практической деятельности;
- о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;
- о теоретических основах и ведущих тенденциях развития образования и психологической науки.
В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен владеть умениями:
- грамотно оперировать основными психологическими понятиями;
- ориентироваться в психологической проблематике;
- применять психологические знания в разных видах образовательной деятельности;
- анализировать изученный материал.
Учебно - тематический план.
Наименование разделов
Максим.
нагрузка
Всего
часов
Кол-во часов
Самост.
работа
лекцион
практич.
Часть I. Общая психология.
Раздел 1. Общие основы психологии.
14
10
8
2
4
1.1.Предмет психологии. История психологии.
2
2
2
1.2. Методы психологических исследований.
4
4
2
2
1.3. Психика и мозг. Процессы в коре полушарий головного мозга.
6
2
2
4
1.4.Сознание человека. Самосознание. Бессознательное.
2
2
2
Раздел 2. Личность и деятельность.
2.1.Общее понятия о личности. Индивид. Индивидуальность. Субъект. Объект.
6
2
6
2
6
2
2.2.Деятельность. Цели и мотивы.
2
2
2
2.3. Виды деятельности. Умения, навыки. Привычки.
2
2
2
Раздел 3. Познавательные процессы.
3.1. Ощущение и восприятие. Значение ощущений. Виды восприятий. Физиологические основы восприятия
24
8
18
6
14
4
4
2
6
2
3.2. Внимание. Виды внимания. Физиологические основы внимания.
2
2
2
3.3. Память. Процессы памяти.
4
4
4
3.4. Мышление и речь. Основные формы мышления. Понятие, суждение, умозаключение.
6
4
2
2
2
3.5. Воображение. Физиологические основы воображения.
4
2
2
2
Раздел 4. Эмоционально-волевая сфера личности.
4.1. Эмоции и чувства. Особенности развития эмоционально- волевой сферы у детей.
8
4
6
4
4
2
2
2
2
4.2. Воля. Значение воли в жизни и деятельности человека.
4
2
2
2
Раздел 5. Психологические особенности личности.
5.1.Темперамент. Определение типа темперамента и ВНД.
10
2
6
2
6
2
4
5.2.Характер. Формирование характера у детей.
2
2
2
5.3. Способности. Условия развития способностей.
6
2
2
4
Часть II. Возрастная и педагогическая психология. Раздел 6. Возрастная психология.
50
44
36
8
6
6.1. Общие вопросы возрастного развития.
2
2
2
6.2. Методы возрастной психологии.
4
4
2
2
6.3. Жизненный цикл развития человека. Общие закономерности психического развития.
2
2
2
6.4. Факторы возрастного развития.
2
2
2
6.5. Концепция развития ребёнка В.С. Выгодского
2
2
2
6.6. Развитие нервной системы и физическое развитие.
2
2
2
6.7. Когнитивное и нравственное развитие.
6
6
4
2
6.8. Социальная ситуация развития. Социализация личности.
2
2
2
6.9.Движущие силы развития.
2
2
2
6.10.Ведущая деятельность. Виды деятельности.
4
4
2
2
6.11. Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста.
4
2
2
2
6.12. Развитие детей дошкольного возраста
4
2
2
2
6.13. Психологические особенности детей шестилетнего возраста.
2
2
2
6.14. Особенности развития детей младшего школьного возраста.
2
2
2
6.15. Подростковый возраст
2
2
2
6.16. Ранняя юность.
4
2
2
2
6.17. Психологические особенности студентов. Особенности различных видов деятельности.
4
4
2
2
Раздел 7. Психология воспитания.
26
16
10
6
10
7.1. Психологические аспекты воспитания и социализации. Критерии воспитанности.
4
2
2
2
7.2. Воспитание и его закономерности. Воспитание как процесс формирования отношения к себе, к другим людям и мира в целом.
4
4
2
2
7.3. Психологические основы воспитательных технологий.
4
2
2
2
7.4.Взаимоотношения детей в игре. Психология общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте.
10
6
2
4
4
7.5. Психология воспитания детей с девиантным поведением.
4
2
2
2
Раздел 8. Психология педагогической деятельности.
24
20
16
4
4
8.1. Структура педагогической деятельности.
2
2
2
8.2. Диагностика и развитие педагогических способностей.
4
4
2
2
8.3. Педагогическое общение: функции, стили, модели, культура.
4
4
2
2
8.4. Личностно-ориентированные методы обучения.
4
4
4
8.5. Индивидуальные стили педагогической деятельности.
2
2
2
8.6. Профессия воспитателя. Профессионально важные качества профессии.
4
2
2
2
8.7. Формирование и воспитание психологической культуры личности педагога
4
2
2
2
Часть III. Психология игры. Раздел 9. Психология игры.
20
16
12
4
4
9.1. Зарождение и развитие игры.
2
2
2
9.2. Сущность игры и её значение.
4
4
2
2
9.3. Классификация игр.
4
4
2
2
9.4. Ролевые игры.
2
2
2
9.5. Значение игры для психического развития ребёнка.
8
4
4
4
Часть IV. Психология общения. Раздел 10. Психология общения.
20
14
10
4
6
10.1. Психологические основы общения. Общительность.
4
2
2
2
10.2. Психология общения в малой группе.
2
2
2
10.3. Роли, ролевые ожидания. Эмпатия в общении.
4
4
2
2
10.4. Конфликты, пути выхода из них. Коррекция поведения.
6
4
2
2
2
10.5. Онтогенез общения ребёнка.
4
2
2
2
Часть V. Психология учебно-познавательной деятельности и проблемы развивающего обучения.
Раздел 11. Психология учебно-познавательной деятельности
6
6
4
2
11.1. Сущность учения и его закономерности.
2
2
2
11.2. Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школе.
4
4
2
2
Раздел 12. Проблемы развивающего обучения.
12.1. Развивающее обучение.
12
6
8
4
8
4
4
2
12.2. Концепция учебной деятельности.
2
2
2
12.3. Место учебных задач в учебно-познавательной деятельности.
4
2
2
2
Итого:
220
170
134
36
50
Содержание учебной дисциплины.
Часть I. Общая психология.
Раздел 1. Общие основы психологии.
1.1.1.Предмет психологии. История психологии.
Определение психологии как науки. Житейская, донаучная и научная психология; их отличия и взаимоотношение. Специфика научно-психологического знания. Предмет и объект психологии. Факты, механизмы и закономерности психики.
Отрасли психологической науки: критерии выделения, задачи и общая характеристика. Фундаментальные (базовые) и прикладные (специальные) отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками (философией, политологией, историей, социологией, педагогикой, биологией и др.). Связь психологической науки и практики.
Студент должен знать:
- объект, предмет исследования психологии;
- задачи и отрасли психологии.
Уметь:
- устанавливать связи между отдельными отраслями;
- характеризовать психологические явления и процессы.
1.1.2. Методы психологических исследований.
Понятие научного метода. Соотношение методологии, метода и методики исследования. Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонгитюдный, метод срезов, комплексный метод).
Эмпирические методы. Наблюдение, его виды (внешнее и внутреннее, включенное и стороннее, свободное и стандартизированное, сплошное и выборочное). Эксперимент как метод психологического исследования, его преимущества и недостатки. Требования к проведению эксперимента. Естественный, лабораторный и психолого-педагогический эксперименты. Моделирование. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Психологические тесты и их виды. Метод изучения продуктов деятельности. Социометрия.
Студент должен знать:
- методы психологии;
- достоинства и недостатки каждого метода.
Уметь:
- характеризовать методы психологии;
- применять свои знания.
1.1.3. Психика и мозг. Процессы в коре полушарий головного мозга.
Психика как одна из форм отражения объективной реальности. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Активность как свойство психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Строение и функции центральной нервной системы (ЦНС) человека. Рефлекторная деятельность мозга. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение.
Роль наследственности и среды в развитии психики ребенка. Возрастная периодизация развития психики.
Студент должен знать:
- строение мозга;
- функции нервной системы.
Уметь:
- характеризовать деятельность нервной системы;
- определять роль нервной системы в жизнедеятельности человека.
1.1.4.Сознание человека. Самосознание. Бессознательное.
Мозг как орган психики. Рефлекторная деятельность мозга. Виды торможения. Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
Студент должен знать:
- развитие психики и сознания;
- рефлекторную деятельность мозга;
- виды торможения.
Уметь:
- характеризовать основные понятия;
- опираться на знание курса «Анатомия и физиология человека».
Раздел 2. Личность и деятельность.
1.2.1.Общее понятия о личности. Индивид. Индивидуальность. Субъект. Объект.
Соотношение и области применения понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Самосознание личности, «Я - концепция». Механизмы психологической защиты личности.
Личность и социальные роли. Решающая роль обучения и воспитания в формировании личности.
Студент должен знать:
- основные понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект», «объект».
Уметь:
- соотносить основные понятия темы.
1.2.2.Деятельность. Цели и мотивы.
Отличия деятельности человека от поведения животных. Виды действий, структурные компоненты деятельности: осознание цели, планирование, осуществление деятельности, текущий контроль, исправление ошибок, подведение итогов. Общее понятие о деятельности. Движение и действие. Психологическая характеристика деятельности.
Студент должен знать:
- основные понятия темы.
Уметь:
- характеризовать различные виды деятельности.
1.2.3. Виды деятельности. Умения, навыки. Привычки.
Основные виды деятельности: предметная, игровая, учебная, общение. Речь как особый вид деятельности. Знания, умения, навыки. Процесс формирования умений, навыков. Привычки. Воспитание положительных привычек, профилактика вредных привычек.
Студент должен знать:
- основные виды деятельности;
- процесс образования умений и навыков.
Уметь:
- создавать условия для формирования конструктивных видов деятельности.
Раздел 3. Познавательные процессы.
1.3.1. Ощущение и восприятие. Значение ощущений в познавательной деятельности.
Понятие ощущения. Ощущение как рефлекс. Органы чувств и их значение. Строение анализатора. Критерии классификации ощущений. Абсолютный и разностный пороги и методы их измерения. Отличие ощущения и восприятия
Студент должен знать:
- виды ощущений;
- пороги ощущений.
Уметь:
- анализировать ощущения;
- характеризовать значение ощущений в развитии познавательных процессов.
1.3.2. Виды восприятий. Физиологические основы восприятия.
Виды восприятия: восприятие формы, пространства, движения, времени. Иллюзии восприятия и причины их возникновения. Развитие процесса восприятия и наблюдательности у детей.
Студент должен знать:
- виды восприятия;
- свойства восприятия;
- физиологические основы восприятия.
Уметь:
- характеризовать восприятие;
- развивать восприятие и наблюдательность у детей.
1.3.3. Внимание. Виды внимания. Физиологические основы внимания.
Понятие о внимании. Функции внимания. Связь внимания с другими познавательными процессами. Физиологические основы внимания. Понятие доминанты. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и их сравнительная характеристика. Основные свойства внимания (объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др.). Развитие внимания.
Студент должен знать:
- виды и свойства внимания;
- физиологические основы внимания.
Уметь:
- характеризовать восприятие;
- развивать основные свойства внимания у детей.
1.3.4. Память. Процессы памяти.
Память и ее роль в познании. Процессы памяти. Виды памяти, критерии их выделения. Развитие памяти в детском возрасте. Индивидуальные различия памяти. Память и научение. Условия успешного запоминания. Приемы мнемотехники. Психологические методы исследования памяти.
Студент должен знать:
- процессы и виды памяти
- физиологические основы памяти;
- условия эффективного запоминания.
Уметь:
- характеризовать процессы и виды памяти;
- развивать память у детей, определять вид памяти у учащихся;
- подбирать упражнения на развитие памяти.
1.3.5. Мышление и речь. Физиологические основы мышления.
Общая характеристика мышления. Понятие проблемной ситуации. Виды мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное, теоретическое и практическое). Особенности творческого мышления. Развитие мышления в онтогенезе. Мыслительные операции. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и ее использование в психолого-педагогической практике. Виды и функции речи. Роль речи в становлении познавательных процессов.
Студент должен знать:
- виды мышления;
- мыслительные операции.
Уметь:
- характеризовать основные мыслительные операции.
1.3.6. Основные формы мышления. Понятие, суждение, умозаключение.
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Решение мыслительных задач.
Индивидуальные особенности мышления человека: качество ума (самостоятельность, широта, гибкость, быстрота, критичность).
Студент должен знать:
- основные формы мышления;
- индивидуальные особенности мышления человека.
Уметь:
- характеризовать основные мыслительные операции.
1.3.7. Воображение. Физиологические основы воображения.
Общая характеристика воображения. Взаимосвязь воображения с чувственным познанием и мышлением. Виды воображения: активное и пассивное; непроизвольное и произвольное; воссоздающее и творческое. Творчество и развитие личности.
Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Общее представление об «образе мира».
Студент должен знать:
- основные формы и виды воображения;
- способы развития воображения;
- значение воображения в жизнедеятельности человека.
Уметь:
- характеризовать воображение и основные его процессы.
Раздел 4. Эмоционально-волевая сфера личности.
1.4.1. Эмоции и чувства.
Общая характеристика эмоций. Основные функции эмоций: коммуникативная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, регулятивная, защитная. Виды эмоциональных явлений. Эмоции и чувства. Классификации эмоций. Настроение, тревожность, аффект, фрустрация, способы их исследования в психологии. Стресс, его виды. Посттравматические стрессовые расстройства. Внешнее выражение эмоций. Высшие и интеллектуальные чувства: сарказм, цинизм, ирония, юмор.
Студент должен знать:
- основные понятия об эмоциях и чувствах;
- особенности эмоций;
- внешнее выражение эмоций.
Уметь:
- характеризовать высшие чувства человека.
1.4.2. Особенности развития эмоционально- волевой сферы у детей.
Виды чувств. Развитие эмоций и чувств у детей.
Студент должен знать:
- виды чувств;
- особенности развития эмоционально- волевой сферы у детей.
Уметь:
- разбираться в особенностях развития эмоционально- волевой сферы у детей.
1. 4.3. Воля. Значение воли в жизни и деятельности человека.
Основные признаки воли как психологического явления. Волевые качества. Схема этапов волевого действия. Наличие препятствий и борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Проблема выбора и принятия решения. Свобода воли и личностная ответственность.
Студент должен знать:
- понятие воли;
- основы волевых действий;
- волевые качества личности.
Уметь:
- характеризовать волевые качества личности;
- развивать и воспитывать волю.
Раздел 5. Психологические особенности личности.
1.5.1. Темперамент. Определение типа ВНД.
Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента. Типологический подход к исследованию темперамента, характеристика основных типов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Современные представления о связи свойств нервной системы и темперамента. Возрастные особенности проявления темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Методы психологического исследования темперамента.
Студент должен знать:
- характеристика основных типов темперамента.
Уметь:
- характеризовать основные свойства и типы нервной системы человека;
- учитывать темперамент детей в учебно-воспитательной и общественно-полезной деятельности.
1.5.2. Характер. Формирование характера у детей.
Понятие характера. Черты характера. Функции характера. Сравнительная характеристика темперамента и характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Формирование характера в детском возрасте. Акцентуация характера. Методы психологического исследования характера.
Студент должен знать:
- влияние характера на жизнь и деятельность человека;
- индивидуальные особенности характера и личности человека.
Уметь:
- характеризовать типичные и индивидуальные черты характера.
1.5.3. Способности. Условия развития способностей.
Представление о способностях. Общие и специальные способности. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Способности и склонности. Понятие одаренности и таланта. Методы диагностики способностей.
Студент должен знать:
- общие и специальные способности;
- условия развития способностей;
- методы диагностики способностей.
Уметь:
- создавать условия для формирования и развития способностей.
Часть II. Возрастная и педагогическая психология.
Раздел 1. Возрастная психология.
2.1.1.Общие вопросы возрастного развития.
Предмет, задачи курса. Общие вопросы возрастного развития. Связь с другими науками. Отрасли педагогики и психологии.
Студент должен знать:
- определение предмета, объекта возрастной психологии;
- задачи курса, общие вопросы возрастного развития.
Уметь:
- характеризовать основные понятия.
2.1.2.Методы возрастной психологии.
Наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование. Анализ процесса и продуктов деятельности.
Студент должен знать:
- методы психологии;
- требования, предъявляемые к наблюдению и эксперименту.
Уметь:
- характеризовать методы исследования.
2.1.3.Жизненный цикл развития человека. Общие закономерности
психического развития.
Категории возраста и жизненный цикл развития человека. Движущие силы психического развития.
Студент должен знать:
- категории возраста;
- жизненный цикл развития человека.
Уметь:
- характеризовать категории возраста и жизненный цикл развития человека.
2.1.4. Факторы возрастного развития.
Социальные, биологические, психологические факторы. Психологические особенности развития. Эндогенные и экзогенные факторы развития.
Студент должен знать:
- факторы возрастного развития.
Уметь:
- характеризовать эндогенные и экзогенные факторы развития.
2.1.5.Концепция развития ребёнка В.С. Выгодского.
Закономерности развития ребёнка по Л.С. Выгодскому: неравномерность развития, закон количественных и качественных изменений личности ребёнка, развитие высших психических функций и развитие ведущих видов деятельности.
Студент должен знать:
- концепцию развития ребёнка Л.С. Выгодского;
- вклад Л.С. Выгодского в развитие психологии.
Уметь:
- характеризовать закономерности развития ребёнка.
2.1.6. Развитие нервной системы и физическое развитие.
Строение нервной системы. Роль спинного и головного мозга. Кора больших полушарий головного мозга.
Студент должен знать:
- строение нервной системы;
- роль нервной системы в жизнедеятельности человека.
Уметь:
- анализировать различные стороны детского развития.
2.1.7. Когнитивное и нравственное развитие.
Развитие познавательных функций. Школа Ж.Пиаже. Механизмы ассимиляции и аккомодации. Стадии развития познавательных процессов: а) сенсомоторное развитие; б) стадии конкретных операций; в) стадии формальных операций.
Уровни развития а) преднравственный; (до 10 лет); конвнециональный (до 13 лет); постконвнециональный ( с 13 лет)- суждение о поведении других, исходя из собственных критериев.
Студент должен знать:
- проблемы когнетивного и нравственного развития
Уметь:
- анализировать, обобщать, делать выводы;
- работать с теоретическим содержанием курса.
2.1.8.Социальная ситуация развития. Социализация личности.
Этапы социализации: 1) первичность социализации (до подросткового периода);2) стадии индивидуализации(18-25лет); 3) стадии интеграции; 4) трудовая стадия (с 25 лет); 5) послетрудовая. Л.С. Выгодский. Социальная ситуация развития. Социальный статус. Сиситематизация социальных ролей.
Студент должен знать:
- этапы социализации;
- актуальные проблемы современной образовательной практики.
Уметь:
- определять социальную ситуацию развития.
2.1.9.Движущие силы развития.
Психоаналитическая концепция Фрейда. Бихевиоризм. Отечественная психология о движущих силах развития.
Студент должен знать:
- актуальные проблемы современной отечественной психологии;
- факторы и движущие силы развития личности.
Уметь:
- определять движущие силы развития;
- анализировать теории развития личности.
2.1.10.Ведущая деятельность. Виды деятельности.
Понятие о ведущей деятельности. Характеристика игровой, учебной, трудовой деятельности. Роль общения для детей раннего и юношеского возраста.
Студент должен знать:
- понятие о ведущей деятельности;
- подходы к обучению и развитию в зарубежной и отечественной психологии.
Уметь:
- работать с теоретическим содержанием курса;
- характеризовать роль ведущего вида деятельности на разных возрастных этапах.
2.1.11. Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста.
Кризис новорождённости. Стадия младенчества. Психологические новообразования раннего возраста. Кризис трёх лет.
Студент должен знать:
- особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста;
- психологические новообразования раннего возраста;
Уметь:
- работать с теоретическим содержанием курса;
- обобщать, анализировать, выделять возрастные новообразования.
2. 1.12. Развитие детей дошкольного возраста.
Психологические особенности развития и возрастные новообразования детей дошкольного возраста. Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин о развитии детей дошкольного возраста.
Студент должен знать:
- психологические особенности развития и возрастные новообразования детей дошкольного возраста;
- закономерности развития детей с позиции Л.С. Выгодского;
- поэтапное формирование умственной деятельности П.Я. Гальперина о развитии детей дошкольного возраста.
Уметь:
- характеризовать психологические особенности детей дошкольного возраста;
- организовывать игровую деятельность детей дошкольного возраста.
2.1.13. Психологические особенности детей шестилетнего возраста.
Роль воображения, внимания, памяти, мышления в жизни детей шестилетнего возраста. Возрастные новообразования. Слабости мышления шестилетнего ребёнка. Особенности речевого развития. Развитие регулятивной способности.
Студент должен знать:
- закономерности развития;
- психологические особенности готовности к обучению детей шестилетнего возраста;
- роль игры в развитии детей шестилетнего возраста;
- развитие мотивов.
Уметь:
- характеризовать психологические особенности детей шестилетнего возраста;
- определять готовность ребёнка к школе.
2.1.14. Особенности развития детей младшего школьного возраста.
Общая характеристика возраста: особенности физического развития, костная система, функциональное совершенствование мозга; психологическая перестройка, связанная с поступлением в школу. Развитие произвольности и организованного мыслительного процесса. Особенности учебной деятельности. Особенности развития познавательных процессов. Формирование личности в младшем школьном возрасте. Интересы и способности.
Студент должен знать:
- особенности развития детей младшего школьного возраста;
- особенности развития познавательных процессов;
- особенности воспитания детей младшего школьного возраста;
- формы работы с детьми, имеющими синдром двигательной гиперактивности и синдром дефицита внимания.
Уметь:
- анализировать ситуации, используя теоретические знания;
- организовывать совместную деятельность и общение.
2.1.15. Подростковый возраст.
Общая характеристика возраста. Основные направления развития: профессиональная ориентация, подготовка к сознательному выбору профессии, особенности анатомо-физиологического, интеллектуального и нравственного развития. Учебная деятельность и труд подростка, формирование личности в подростковом периоде. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения. Интересы и способности подростков.
Студент должен знать:
- проблемы кризиса подросткового возраста;
- анатомо-физиологическую перестройку организма и её отражение в психологических особенностях подростка.
Уметь:
- анализировать ситуации, используя теоретические знания;
- организовывать совместную деятельность и общение.
2.1.16. Ранняя юность
Общая характеристика юношеского возраста. Учебная деятельность и умственное развитие. Развитие личности в старшем школьном возрасте. Трудовая деятельность и выбор профессии.
Студент должен знать:
- особенности нравственного и личностного развития юношей и девушек.
Уметь:
- работать с теоретическим материалом;
- создавать условия для формирования и развития личностного роста.
2.1.17. Психологические особенности студентов.
Психологические, социальные и биологические стороны студенчества. Социализация.
Студент должен знать:
- психологические особенности студентов;
- возрастные новообразования.
Уметь:
- работать с теоретическим материалом;
2.1.18. Психологические особенности различных видов деятельности.
Развитие деятельности, психологические закономерности игровой, учебной, познавательной деятельности. Развитие общения. Развитие самосознания.
Студент должен знать:
- закономерности развития различных видов деятельности;
Уметь:
- работать с теоретическим материалом;
- проводить сравнительный анализ изученного материала.
Раздел 2. Психология воспитания.
2.2.1. Психологические аспекты воспитания и социализации.
Критерии воспитанности.
Понятие воспитания. Критерии воспитанности. Самовоспитание.
Студент должен знать:
- критерии воспитанности;
- иметь понятие о самовоспитании.
Уметь:
- владеть методами воспитательного воздействия.
2.2.2. Воспитание и его закономерности. Воспитание как процесс формирования
отношения к себе, к другим людям и мира в целом.
Психологические аспекты воспитания и социализации. Закономерности воспитания. Самооценка. Упражнения в правильном поведении.
Студент должен знать:
- закономерности нравственного воспитания
Уметь:
- правильно организовывать жизнь и деятельность;
- подкреплять положительный опыт.
2.2.3. Психология общения и группового поведения в дошкольном и школьном
возрасте.
Роль общения в формировании личности в дошкольном и школьном возрасте. Психологические основы группового общения данных возрастных групп.
Студент должен знать:
- психологические основы группового общения в дошкольном и школьном возрасте.
Уметь:
- правильно организовывать жизнь и деятельность;
- воздействовать на школьника положительным опытом.
2.2.4. Психологические основы воспитательных технологий.
Понятие воспитательной технологии. Отличие педагогической и воспитательной технологии Понятие воспитательной системы. Психологические аспекты воспитательных систем В.А. Сухомлинского и В.А. Караковского.
Студент должен знать:
- психологические основы воспитательной технологии.
Уметь:
- работать с теоретическим материалом.
2.2.5. Психология игры. Взаимоотношения детей в игре.
Понятие игры, роль игры в развитии, воспитании и социализации детей. Взаимоотношения детей в игре.
Студент должен знать:
- роль игры в развитии, воспитании и социализации детей.
Уметь:
- выстраивать правильные взаимоотношения детей в игре.
2.2.6. Психология воспитания детей с девиантным поведением
Формы отклонения в поведении. Формы проявления девиантного поведения. Воспитательное воздействие труда. Пути профилактики девиантного поведения. Роль одобрения и осуждения.
Студент должен знать:
- основные формы девиантного поведения
Уметь:
- владеть методами воспитательного воздействия.
Раздел 3. Психология педагогической деятельности.
2.3.1. Структура педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность и её значение. Структура педагогической деятельности.
Роль учителя в педагогической деятельности.
Студент должен знать:
- структура педагогической деятельности;
- роль учителя в педагогической деятельности;
Уметь:
- работать с теоретическим материалом.
2.3.2. Диагностика и развитие педагогических способностей.
Методы диагностики педагогических способностей. Способы развития педагогических способностей.
Студент должен знать:
- методы диагностики педагогических способностей;
- способы развития педагогических способностей.
Уметь:
- диагностировать педагогические способности;
- применять некоторые способы развития педагогических способностей.
2.3.3. Педагогическое общение: функции, стили, модели, культура.
Роль общения в педагогической деятельности. Особенности и виды общения. Культура педагогического общения.
Студент должен знать:
- функции, стили, модели педагогического общения.
Уметь:
- выстраивать общение согласно ситуации;
- работать с теоретическим материалом.
2.3.4. Личностно-ориентированные методы обучения.
Психологические основы индивидуального подхода и воспитательного воздействия на учащихся.
Студент должен знать:
- личностно-ориентированный подход;
- формы индивидуального подхода и методы обучения.
Уметь:
- организовывать обучение и воспитание используя личностно-ориентированный подход.
2.3.5. Индивидуальные стили педагогической деятельности.
Стили педагогической деятельности: авторитарный, демократический либеральный, равнопартнёрские отношения. Принципы индивидуального стиля педагогической деятельности.
Студент должен знать:
- виды и принципы индивидуального стиля.
Уметь:
- осуществлять индивидуальный подход в педагогической деятельности;
- управлять своим стилем общения.
2.3.6. Профессия воспитателя. Профессионально важные качества профессии.
Самовоспитание. Саморазвитие. Самосовершенствование. Повышение образовательного и культурного уровня педагога. Воспитание волевых качеств.
Студент должен знать:
- пути формирования профессионально важных качеств.
Уметь:
- формировать профессионально-важные качества педагога.
2.3.7. Формирование и воспитание психологической культуры личности педагога
Пути и методы формирования и воспитание психологической культуры личности педагога
Студент должен знать:
- пути формирования и воспитания психологической культуры личности педагога.
Уметь:
- формировать профессионально-важные качества педагога.
Часть III. Психология игры.
Раздел 1. Психология игры.
3.1.1. Зарождение и развитие игры.
Этапы развития игры. Понятие игры, её значение. Современная трактовка игр.
Студент должен знать:
- этапы развития игры;
Уметь:
- определять значение игры для развития ребёнка.
3.1.2. Сущность игры и её значение.
Игра как ведущая деятельность дошкольника. Современные дети и современные игры психологии.
Студент должен знать:
- сущность игры и её значение;
Уметь:
- работать с теоретическим материалом.
3.1.3. Классификация игр.
Различные типы классификации. Игровой процесс. Правила игры.
Студент должен знать:
- различные типы классификации игр.
Уметь:
- работать с теоретическим материалом.
3.1.4. Ролевые игры.
Классификация ролевых игр, ролей, действий в игре.
Студент должен знать:
- классификация ролевых игр, ролей, действий в игре.
Уметь:
- классифицировать игры.
3.1.5. Значение игры для психического развития ребёнка.
Развитие мотивационно-потребностной сферы. Развитие познавательных процессов. Развитие и совершенствование движений ребенка. Формирование моральных привычек и нравственной регуляции поведения.
Студент должен знать:
- значение игры для психического развития ребёнка.
Уметь:
- работать с теоретическим материалом.
Часть IV. Психология общения.
Раздел 1. Психология общения.
4.1.1. Психологические основы общения. Общительность.
Понятие общения. Этапы общения. Виды общения (деловое, игровое, манипулятивное, диалогическое и др.). Средства общения. Общительность.
Студент должен знать:
- схему общения;
- структуру общения;
- виды общения;
- средства общения.
Уметь:
- раскрыть понятие «общение»;
- охарактеризовать виды общения.
4.1.2. Психология общения в малой группе.
Малые группы. Динамические процессы в малой группе. Лидерство и руководство, их виды. Социально-психологический климат, его параметры. Межличностное общение в малых группах.
Студент должен знать:
- психологические аспекты общения в малой группе.
Уметь:
- применять правила общения в малой группе.
4.1.3. Роли, ролевые ожидания. Эмпатия в общении.
Понятие «роли». Ролевые ожидания в общении. Стереотипы ожидания. Эмпатия в общении.
Студент должен знать:
- понятие «роли»;
- проявление эмпатийных тенденций в общении.
Уметь:
- проявлять эмпатию в общении.
4.1.4. Конфликты, пути выхода из них. Коррекция поведения.
Личность и межличностные отношения. Психологические трудности общения, барьеры взаимопонимания. Понятие конфликта. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации.
Студент должен знать:
- основные психологические трудности общения,
- типы взаимодействия в конфликтной ситуации.
Уметь:
- выйти из к конфликтной ситуации.
4.1.5. Онтогенез общения ребёнка.
Основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе ребенка: доязыковый этап, этап первоначального овладения языком, этап овладения грамматической структурой языка.
Студент должен знать:
- основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе ребенка.
Уметь:
- работать с теоретическим материалом.
Часть V. Психология учебно-познавательной деятельности
и проблемы развивающего обучения.
Раздел 1. Психология учебно-познавательной деятельности
5.1.1. Сущность учения и его закономерности.
Учение и его закономерности. Сущность учения.
Студент должен знать:
- сущность учения и его закономерности.
Уметь:
- работать с теоретическим материалом.
5.1.2. Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Психологическая готовность к школе.
Характеристика основных элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте. Критерии и условия формирования психологической готовности к школе.
Студент должен знать:
- основных элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте.
- критерии психологической готовности к школе.
Уметь:
- воздать условия для формирования психологической готовности к школе .
Раздел 2. Проблемы развивающего обучения.
5.2.1. Развивающее обучение.
Принципы развивающего обучения. Система начального обучения Л. В. Занкова. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Студент должен знать:
- принципы развивающего обучения;
Уметь:
- работать с теоретическим материалом.
5.2.2. Концепция учебной деятельности.
Теоретические истоки и этапы разработки концепции. Суть концепции. Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической психологии.
Студент должен знать:
- суть концепции учебной деятельности.
Уметь:
- работать с теоретическим материалом.
5.2.3. Место учебных задач в учебно-познавательной деятельности.
Содержание учебных задач, их роль учебно-познавательной деятельности.
Студент должен знать:
- Содержание учебных задач, их роль учебно-познавательной деятельности
Уметь:
- работать с теоретическим материалом.
Контрольные вопросы
Часть I. Общая психология.
Предмет, объект, задачи и методы психологии.
Фундаментальные и прикладные отрасли психологического знания. Место психологии в системе наук.
Эмпирические методы (наблюдение; эксперимент; опрос; психологическое тестирование; изучение продуктов деятельности и др.).
Психика, поведение и деятельность. Мозг и психика.
Понятие об ощущении, классификация ощущений. Их основные свойства, порог ощущений.
Восприятие и его основные свойства.
Виды и свойства внимания.
Общее понятие о памяти. Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на процесс запоминания.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления, основные мыслительные операции.
Понятие о воображении. Виды воображения.
Эмоции и чувства. Их роль в поведении и деятельности.
Стресс. Методы управления стрессовыми реакциями.
Понятие о воле. Волевые качества. Проблема свободы воли в психологии.
Понятие о личности. Системно-структурный подход к изучению личности в психологии.
Типологический подход к исследованию темперамента.
Понятие о характере. Акцентуации характера. Сравнительный анализ темперамента и характера.
Мотивация и деятельность. Структура и виды деятельности.
Проблема способностей в психологии. Соотношение задатков и способностей. Одаренность.
Часть II. Возрастная и педагогическая психология.
Общие вопросы возрастного развития. Отрасли педагогики и психологии. Методы возрастной психологии.
Жизненный цикл развития человека. Общие закономерности психического развития.
Факторы возрастного развития.
Концепция развития ребёнка В.С. Выгодского.
Развитие нервной системы и физическое развитие.
Когнитивное и нравственное развитие.
Социальная ситуация развития. Социализация личности.
Движущие силы развития.
Ведущая деятельность. Виды деятельности.
Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста.
Развитие детей дошкольного возраста.
Психологические особенности детей шестилетнего возраста.
Особенности развития детей младшего школьного возраста.
Подростковый возраст.
Ранняя юность
Психологические особенности студентов.
Психологические аспекты воспитания и социализации. Критерии воспитанности
Воспитание и его закономерности. Воспитание как процесс формирования
отношения к себе, к другим людям и мира в целом.
Психология общения и группового поведения в дошкольном и школьном
возрасте
Психологические основы воспитательных технологий.
Психология воспитания детей с девиантным поведением
Структура педагогической деятельности.
Диагностика и развитие педагогических способностей.
Педагогическое общение: функции, стили, модели, культура.
Личностно-ориентированные методы обучения.
Индивидуальные стили педагогической деятельности.
Профессия воспитателя. Профессионально важные качества профессии. Формирование и
воспитание психологической культуры личности педагога.
Часть III. Психология игры.
Зарождение и развитие игры. Сущность игры и её значение.
Классификация игр. Ролевые игры.
Значение игры для психического развития ребёнка.
Часть IV. Психология общения.
Психологические основы общения. Общительность.
Психология общения в малой группе.
Роли, ролевые ожидания. Эмпатия в общении.
Конфликты, пути выхода из них. Коррекция поведения.
Онтогенез общения ребёнка.
Часть V. Психология учебно-познавательной деятельности
и проблемы развивающего обучения.
Сущность учения и его закономерности.
Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школе.
Развивающее обучение.
Концепция учебной деятельности.
Место учебных задач в учебно-познавательной деятельности.
Самостоятельная работа студентов.
№
темы
Содержание задания
Кол-во
часов
Форма контроля
Часть I. Общая психология.
16
1.1.3
Работа с методической литературой.
Биология 9-11. Крутецкий В.А. Психология. Мозг и психика. Нервные прцессы в коре больших полушарий.
4
Опорный конспект
Публичное
выступление
1.3.1.
Работа с методической литературой.
Биология 9-11. Крутецкий В.А. Психология. «Значение ощущений в познавательной деятельности»
2
Публичное
выступление
1.3.6.
Работа с методической литературой.
Крутецкий В.А. Психология. Дубровина И.В. Психология. Виды мышления.
2
Публичное
выступление
1.3.7.
Воображение, его виды. Анализ рисунков.
2
Публичное
выступление
1.4.3.
Работа с методической литературой.
Крутецкий В.А. Психология. Дубровина И.В. Психология. Особенности воспитания воли у детей.
2
Опорный конспект
1.5.3.
Способности. Условия развития способностей. Самоанализ. Выявление способностей, интересов, склонностей.
4
Программа развития своих способностей
Часть II. Возрастная и педагогическая психология.
20
2.1.11.
Работа с методической литературой.
Возрастная психология. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Обухова Л.Ф. Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста
4
Опорный конспект
Публичное выступление
2.1.12.
Работа с методической литературой.
Возрастная психология. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Обухова Л.Ф. Развитие детей дошкольного возраста
2
Опорный конспект
2.2.16.
Работа с методической литературой.
Возрастная психология. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Обухова Л.Ф. Ранняя юность.
2
Опорный конспект
2.2.1.
Работа с методической литературой.
Крутецкий В.А. Психология.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.
2
Публичное выступление
2.2.3.
Работа с методической литературой.
Крутецкий В.А. Психология.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Психология общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте
2
Опорный конспект
2.2.4.
Работа с методической литературой.
Крутецкий В.А. Психология.
Зимняя И.А. Педагогическая психология.
2
Опорный конспект
Публичное выступление
2.2.6.
Работа с методической литературой.
Возрастная психология. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Обухова Л.Ф. Психология воспитания детей с девиантным поведением.
2
Опорный конспект
2.2.4.
Работа с методической литературой.
Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей.
2
Публичное выступление
2.3.7.
Работа с методической литературой. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
2
Публичное выступление
Часть III. Психология игры.
4
3.1.5.
Работа с методической литературой.
Эльконин Д.Б. Психология игры. Значение игры для психического развития ребёнка.
4
Публичное выступление
Опорный конспект
Часть IV. Психология общения.
6
4.1.1.
Работа с методической литературой.
Психологические основы общения. Общительность.
2
Публичное выступление
4.1.4.
Работа с методической литературой.
Конфликты, пути выхода из них. Коррекция поведения.
2
Решение психологических задач
4.1.5.
Онтогенез общения ребёнка.
2
Часть V. Психология учебно-познавательной деятельности и проблемы развивающего обучения.
4
52.1.
Работа с методической литературой.
Крутецкий В.А. Психология.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.
2
Публичное выступление
5.2.3.
Работа с методической литературой.
Крутецкий В.А. Психология.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.
2
Опорный конспект
Формирование ключевых компетенций.
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Название модуля
Результаты
1.
Часть I. Общая психология.
Общие основы психологии.
Работа с информацией
Осуществить поиск информации по вопросу «Мозг и психика. Нервные процессы в коре больших полушарий.» из источников
Биология 9-11.
Крутецкий В.А. Психология.
2.
Познавательные процессы.
Решение проблем
Изучить проблему значения ощущений в познавательной деятельности
3.
Эмоционально-волевая сфера личности.
Решение проблем
Изучить проблему особенностей воспитания воли у детей.
4.
Психологические особенности личности.
Решение проблем
Составить программу развития своих способностей
5.
Часть II. Возрастная и педагогическая психология.
Возрастная психология.
Работа с информацией
Осуществить поиск информации по предложенным вопросам из следующих источников:
Возрастная психология. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Обухова Л.Ф.
6.
Психология воспитания
Социально-коммуникативная деятельность
Подготовить письменное сообщение по теме «Психология общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте»
7.
Психология педагогической деятельности
Социально-коммуникативная деятельность
Подготовить устное сообщение по темам «Профессия воспитателя. Профессионально важные качества профессии» «Формирование и воспитание психологической культуры личности педагога»
8.
Часть III. Психология игры.
Социально-коммуникативная деятельность
Подготовить письменное сообщение по теме «Значение игры для психического развития ребёнка»
9.
Часть III. Психология общения
Психология общения.
Решение проблем
Проанализировать причины возникновения конфликтов в межличностном взаимодействии на примере конкретной ситуации. Предложить пути выхода из конфликта.
10.
Часть IV. Психология учебно-познавательной деятельности и проблемы развивающего обучения.
Психология учебно-познавательной деятельности
Работа с информацией
Осуществить поиск информации по предложенным вопросам из следующих источников:
Крутецкий В.А. Психология.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.
11.
Проблемы развивающего обучения
Социально-коммуникативная деятельность
Подготовить письменное сообщение по теме «Место учебных задач в учебно-познавательной деятельности»
Основная литература.
-
Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
2. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1998
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов -на- Дону, 1997
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1998
5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976
6. Межличностное общение. Хрестоматия/Сост. и ред. Н.В.Казаринова, В.М.Погольши.- СПб: Питер, 2001.
7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 4-е изд.- Кн.1.- М.: Владос, 2001.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология.М., 1996
8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2001.
9. Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.: ЧеРо, 2000.
10.Психология личности. В 2-х т.т./ Под ред. Д.Я.Райгородского.- Самара: БАХРАХ-М, 2000.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб: Питер, 2003.
12. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. М., 2004
13.Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры М., 2007
14.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов - на- Дону, 2004
15. Эльконин Д.Б. 0. Психология игры. М.: Академия, 1998
Дополнительная литература.
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. 3-е изд.- М., 1999.
2. Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.
3. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М.: Смысл, 2003.
4. Социальная психология личности в вопросах и ответах/ Под ред. В.А.Лабунской.- М.: Гардарики, 1999.
5. Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2003.