Создание ситуации успеха ученика в учебно-воспитательном процессе

Длятого, чтобыработавшколебылаэффективной, долженсработать «эффектсоленогоогурца». Главное - создатьрассол, тогдакакойбыогурецнебыл, плохойилихороший, попавврассол, онпросолится. Как создать такой «рассол»? В.Ф.Шаталов Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способнос...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки Курской области

_______________________________________________________________

Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска

_____________________________________________________________________________









выступление на педагогическом совете:



«СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА УЧЕНИКА В

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ»













педагог-психолог:

Цапенко Ю.С.









Курск 2015 г.

Для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»?

В.Ф.Шаталов

Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований; оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития.

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Ожидания учащихся от школы не сводятся только к получению знаний, дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда мы забываем о том, что в педагогике вроде бы и нет единого рецепта или правила, как, же создать такую ситуацию. Ведь создавать ее нужно на основе индивидуального подхода, взвешено, с учетом многих факторов. Как же достичь такого успеха? Иногда это - «Искра Божья», но чаще всего - мастерство, доведенное до искусства.

Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

Что же такое ситуация успеха?

Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

ТИПЫ СИТУАЦИИ УСПЕХА

  • Сбывшаяся радость

  • Неожиданная радость:

«лестница»;

«даю шанс»;

«исповедь»

  • Общая радость:

«следуй за нами»;

«обмен ролями»;

«заражение»

  • Радость познания:

«эврика»;

«линия горизонта»

Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник его внутренних сил и энергии.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии. Таким детям необходима поддержка учителей. Задача учителя - научить ребенка увидеть в себе свои личные достоинства и научить их проявлять. Необходимо давать такому ребенку как можно больше поддержки. А как это сделать? Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. В учебной деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных действий, связанных с выполнением тех или иных видов деятельности. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, теста, дерева и так далее. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

С чего начинается успех?

Успех начинается с признания детьми права учителя учить.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - важные компоненты залога успеха на уроке. Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносит элемент романтичности и играет важную роль.

Что ведёт к успеху?

  • Необычное начало урока;

  • Нетрадиционные формы урока:

  • Урок - диалог, Урок - соревнование, Уроки - консультации, Уроки с групповыми формами работы, Уроки - творчества, Уроки - аукционы, Уроки - конкурсы, Уроки - игры.

  • Нетрадиционные формы обучения:

  • Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой, Комбинированные (лекционно -семинарские и лекционно - практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала, Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда.

Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха? Если знаем, то, как часто применяем их на практике?

Для решения этой проблемы каждый учитель должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". Что же представляет собой эта концепция? "Я-концепция"-это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

В школьные годы "Я-концепция" - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:

-видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" - вот убеждение учителя).

-создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!".

- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").

-предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке - чудо, ожидай его").

Знания положительной "Я-концепции" необходимо для каждого учителя. Педагоги всего мира признают, что педагогические успехи определяются положительной "Я-концепцией" учителя - его эмоциональной стабильностью, способностью проявлять тепло и заинтересованность в судьбе ученика, личностной зрелостью, социальной ответственностью.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Что же помогает мне создавать ситуации успеха?

I блок. Традиции школы.

Ключевые дела - это самые глобальные мероприятия школы, и глобальность их состоит в том, что появляется возможность для создания атмосферы творчества, самовыражения всех учеников школы. В этом случае все взрослые, направляющие детей при подготовке к мероприятию дают понять детям, что каждый из них неповторимый и талантливый, и пусть это выступление всего лишь на школьной сцене перед учащимися, но ребёнок осознаёт, что при его желании он может быть успешен в своём увлечении.

Согласно плану, провожу внеклассные мероприятия «Планета пятый класс», занятия, классные часы «Слов русских золотая россыпь».Всегда стараюсь привлечь к мероприятию всех обучающихся, что бы в стороне не остался никто. Интересно и радостно наблюдать, как во время репетиций меняются подростки, с каким старанием и заинтересованностью они включаются в творческий процесс, начинают верить в свои силы, учатся взаимопониманию и взаимоуважению, стараются помочь тем, у кого не все еще хорошо получается. Школьный праздник - путь к успеху в развитии личности подростка.

Практически всегда стараюсь присутствовать на мероприятиях вместе с учащимися, поддерживать выступающих улыбками и аплодисментами, тем самым, показывая, как должен вести себя зритель в зале. Традиционным стало и непосредственное участие педагогов в концертах и мероприятиях. Мы как бы говорим детям: мы с вами вместе, мы также волнуемся, боимся забыть текст, но вместе мы преодолеем все трудности. И действительно преодолеваем.

II блок. Практические работы:

Практические работы являются частью коррекционно-развивающихся занятий и проводятся для всех классов, они направлены на выявление индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка, установление и улучшение межличностных отношений, т.е. на создание условий для успешной социализации личности, самораскрытия каждого ребенка; создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика, стимулирование позитивного поведения учащихся.

Все практические работы, которые дети выполняют в ходе занятия, я выставляю на выставку под названием «Вот как мы умеем!». Это имеет весьма важное значение, поскольку оказывает большое влияние на повышение уровня работ воспитанников, повышает заинтересованность, содействует развитию творческой активности детей. Выставляю не только самые лучшие и красивые работы, а работы всех детей. Благодаря выставке у детей повышается самооценка, вырабатывается ответственность, развивается художественный вкус. Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.

III блок. Часы общения, круглые столы:

В этом направлении деятельности самым главным является научить учащихся отстаивать свою точку зрения, которое может в корне отличаться от мнения учителя, от мнения товарищей.

Я начинаю занятия с упражнения «Цветок настроения», которое направлено на диагностику эмоционального состояния детей в начале занятия. Ребята выбирают лепестки того цвета, которые соответствуют их настроению, и прикрепляют их на доску, потом анализируем настроение группы детей. Сразу становится наглядно видно, с каким настроением пришел ребенок на занятие. Учащиеся учатся адекватно оценивать свое настроение, причины из-за которых оно ухудшилось, и возможности его эмоционально поднять.

IV блок: дидактические игры, занимательные задания:

Включаю в занятия элементы дидактических игр и игровых моментов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Учащиеся с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении. Занятия оживляю задачами-шутками, задачами, написанными в стихотворной форме, заданиями на внимание, задачами с занимательным сюжетом и т. п.

V блок: методы поощрения:

Поощрение успехов осуществляю на всех мероприятиях, занятиях, классных часах. Подвожу итоги деятельности класса, награждаю учащихся, добившихся успехов в различных делах.

Стимулы первого порядка: «Как поощрение деятельности учащихся»

  • Оценка

  • Яркая образная, эмоциональная речь учителя

  • Словесная похвала (Молодец! Умница!)

  • Организация коллективной деятельности

  • Разноуровневые задания

  • Усложнение заданий (креативный уровень)

  • Сравнение успехов ученика с его прежними

  • Анализ учебных результатов учителем

  • Положительный пример

Стимулы второго порядка: «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами»

  • Занимательная ситуация

  • Дозированное домашнее задание

  • Познавательная игра

  • Использование элементов соревнования

  • Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося

  • Креативная минутка

  • Опора на анализ жизненных ситуаций

Стимулы третьего порядка: «Своевременная оценка деятельности учащихся»

  • Контролируемое доверие

  • Задание практического характера

  • Юмористическая минутка

  • Запись благодарности в дневник

  • Взаимоконтроль

  • Учебная дискуссия

  • Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели

  • Решение задач и проблем профессиональной направленности

Подводя общий итог надо отметить составляющие позитивной роли успеха:

  • повышение уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников и более широком социуме;

  • улучшение социального самочувствия подростков и приобретение опыта целесообразного саморегулирования.

Каждый педагог использует свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Неслучайно Роллан Быков говорил: «Формула успеха - это вопрос выбора». Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру - если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.

А теперь попробуйте протестировать себя.

1. Всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)?

2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, а и слабого, но старающегося?

3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.?

4. Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ?

5. Часто ли показываете учащимся, что верите в их возможности?

6. Всегда ли вы способны внушать своим ученикам уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях?

7. Хотели бы вы присутствовать в качестве ученика на своих уроках?

8. Вам самим интересны ваши уроки?

Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении ребят.

Мы гордимся своими успехами, они даются нам нелегко. Но каждый раз, когда мы видим, как восторгом и радостью зажигаются глаза ребят, как они творчески растут и развиваются, преодолевая самих себя, сердце наполняется радостью.





8

© 2010-2022