Программа «Солнышко в ладошке» по профилактике психоэмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

  Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Анализ результатов исследований , проводимый в рамках социопсихологического мониторинга позволил выявить устойчивую негативную тенденцию: сохранение дост...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Солнышко в ладошке» по профилактике психоэмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)


Аннотация

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Именно проблемы эмоционального характера являются в большинстве случаев поводом обращения к психологу и причиной многих конфликтных ситуаций в ДОУ. Наиболее информативной, прогностически значимой характеристикой эмоционально-личностного развития ребенка является показатель уровня тревожности и психоэмоционального напряжения. Анализ результатов исследований , проводимый в рамках социопсихологического мониторинга позволил выявить устойчивую негативную тенденцию: сохранение достаточно высокого процента детей (29%), имеющих различные нарушения в эмоциональном развитии, что указывает на несомненную актуальность рассматриваемого вопроса. В этом контексте уместно обсуждать имеющиеся в арсенале практического психолога методы и приемы, направленные на профилактику психоэмоционального напряжения (ПЭН). Наиболее разработанными и применяемыми в теоретическом и содержательном плане являются:

  • релаксационные методы;

  • телесно-ориентированные приемы.

Бесспорно, что предлагаемые техники способствуют решению вышеобозначенной проблемы. Однако, на наш взгляд, дети дошкольного возраста еще не могут в достаточной степени управлять своими чувствами и эмоциями, тем более, если речь идет о детях с ООП. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, развивается произвольность поведения.

Исходя из этого основной целью нашей программы является: снижение доли детей, испытывающих психоэмоциональное напряжение.

Предлагаемый цикл занятий решает следующие задачи:

  1. Устранение неблагоприятных эмоциональных доминант.

  2. Снятие мышечного напряжения.

  3. Развитие рефлексии эмоций, их проявления у себя и окружающих.

  4. Формирование сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности.

  5. Развитие самостоятельности, творческого подхода в решении любых задач.

Предлагаемая программа разработана с учетом следующих принципов:

1. Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

2. Возрастное соответствие.

Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

3. Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

4. Деятельностный принцип.

Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами), продуктивная (конструктивная, изобразительная), общение.

5. Сочетание статичного и динамического положения детей.

Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.

6. Наглядность.

Активное использование предметной среды.

7. Дифференциальный подход.

Учет индивидуальных особенностей.

8. Конфиденциальность.

Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы по снижению психоэмоционального напряжения

детей старшего дошкольного возраста

Цель: снижение доли детей, испытывающих психоэмоциональное напряжение.

Категория обучающихся: дети 5 - 6 лет, имеющие признаки психоэмоционального напряжения.

Срок обучения: 13 часов 40 минут

Режим практических занятий: 40 минут в день (1 раз в неделю)

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

лекц.

практ.

1.

Диагностический этап.

3 часа

30 мин.

(расчет на группу детей из 7 человек)

30 мин.

3 часа

Фиксация эмоционального состояния ребенка (первичные данные). Анализ полученных результатов.

2.

Коррекционно-развивающий этап.

6 часов

40 мин.

1 час

5 часов

40 мин.

Рефлексия занятий.

3.

Обобщающий этап.

3 часа

30 мин.

(расчет на группу детей из 7 человек)

30 мин.

3 часа

Сравнительный анализ показателей первичной и контрольной диагностики.

ИТОГО:

13 часов

40 мин.

2 часа

11 часов

40 мин.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы по снижению психоэмоционального напряжения

детей старшего дошкольного возраста


Цель: снижение доли детей, испытывающих психоэмоциональное напряжение.

Категория обучающихся: дети 5 - 6 лет, имеющие признаки психоэмоционального напряжения.

Срок обучения: 13 часов 40 минут

Режим практических занятий: 40 минут в день (1 раз в неделю)

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

лекц.

практ.

1.

Диагностический этап.

Выявление особенностей психоэмоционального состояния каждого ребенка.

3 часа

30 мин.

(расчет на группу детей из 7 человек)

30 мин.

3 часа

Фиксация эмоционального состояния ребенка (первичные данные). Анализ полученных результатов.

2.

Практический этап.

Реализация цикла занятий, направленного на снижение психоэмоционального напряжения средствами арт-терапевтических, сказкотерапевтических и релаксационных техник.

6 часов

40 мин.

1 час

5 часов

40 мин.

Рефлексия занятий.

3.

Обобщающий этап.

Отслеживание эффективности работы.

3 часа

30 мин.

(расчет на группу детей из 7 человек)

30 мин.

3 часа

Сравнительный анализ показателей первичной и контрольной диагностики.

ИТОГО:

13 часов

40 мин.

2 часа

11 часов

40 мин.





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Эмоциональное состояние ребенка является важным показателем его психологического здоровья. Эмоции, с одной стороны, являются индикатором состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. В данном контексте особую значимость приобретает не сама по себе определенная ситуация, взятая в ее особых показателях, а именно, как каждый ребенок ее переживает. В этой связи данная программа ориентированна на раскрытие внутреннего мира каждого ребенка, формирование адекватных реакций на различные явления окружающей действительности.

Оптимальным методом по профилактике ПЭН с детьми старшего дошкольного возраста является синтез арт-терапевтических, сказкотерапевтических и релаксационных техник. Такой «сплав» оправдан в работе с различными эмоциональными нарушениями

Предлагаемая программа может быть использована в случаях проявления детьми:

  • страхов,

  • тревожности,

  • агрессивности,

  • упрямства,

  • низкой самооценки.

Этапы реализации программы.


1 этап. Диагностический.

Цель: выявление детей, имеющих признаки психоэмоционального напряжения.

Диагностический инструментарий:

1. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

2. Тест Люшера.

3. Методика изучения самооценки и уровня притязаний (модифицированный вариант С.Я. Якобсон, В.Г. Щур).

Отбор показателей, характеризующих психоэмоциональное состояние ребенка, проводился с ориентацией на относительно константные требования, которые предъявляются к психологическим особенностям ребенка, внутренними закономерностями его развития.

В предлагаемом нами диагностическом комплексе выделяются и анализируются такие значимые составляющие эмоционально-личностного развития ребенка, как:

  • уровень комфортности ребенка в детском саду и дома (цветовой тест Люшера);

  • уровень тревожности (Тэммл, Дорки, Амен);

  • уровень самооценки (С.Я. Якобсон, В.Г. Щур).

Использование цветового теста Люшера в комплексе методик позволяет выявить факторы, вызывающие напряжения у ребенка, эмоциональные установки дошкольников по отношению к родителям, сверстникам, педагогам. Эта информация составляет определенный контекст, влияющий на интерпретацию полученных результатов по другим методикам эмоционально-личностной направленности.

Первичная диагностика проводится перед практическим этапом. Вторичная - после реализации цикла занятий. Указанная частота обследования позволяют проследить динамику, выявить ресурсы каждого ребенка, оценить эффективность проведенной работы.

Критерии эффективности:

  • снижение доли детей с эмоциональными нарушениями;

  • положительная обратная связь от участников воспитательно-образовательного процесса: родители, воспитатели (данные анкетирования).

2 этап. Практический.

Цель: реализация программы групповых занятий.

Занятия программного цикла включают в себя задания и упражнения различной направленности, которые в конечном итоге решают поставленные задачи.

Представляется одинаково важным как устранять неблагоприятные эмоциональные доминанты, так и создавать условия, позволяющие развивать коммуникативные и познавательные способности.

Еженедельные групповые занятия представляют психологу новые возможности как в общении с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом. Это помогает психологу лучше понимать проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, и вместе искать их решение.

Предлагаемый цикл занятий проводится по подгруппам.

Оптимальное количество участников: 5 - 6 человек.

Продолжительность занятий: 40 минут 1 раз в неделю.

Структура занятий.

Содержательный аспект предлагаемого цикла занятий отражает единую сюжетную линию. Действие происходит в сказочном пространстве, где каждое занятие является, с одной стороны - законченным, самостоятельным по своей тематике актом, с другой - имеет логическое продолжение.

Введение занимает примерно 10% времени занятия и предполагает использование особых ритуалов «входа» в сказочное пространство («Зеркало», «Сердце», «Ракушка» и др.)

Основная часть занятия занимает 65% времени занятия и предполагает как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Игры на знакомство и формирование нового опыта взаимоотношений в процессе занятий: «Клубочек» (занятие 1).

Игры на развитие творческого мышления; коммуникативных навыков, мелкой моторики и на осознание и отреагирование детьми собственного эмоционального состояния: «Изготовление кукол» (занятие 2), «Упражнение с использованием одноразовой посуды» (занятие 7), «Упражнение с использованием проволоки», «Чудесные пироги»

(занятие 8 - 9), «Творческая мастерская» (НОД 10).

Игры на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения: «Ландшафт сказочной страны» (НОД 3), медитация «Цветы» (НОД 5), «Игра с глиной (тестом, пластилином)», «Волшебная река», «Колючий мешочек» (НОД 6), «Изготовление волшебного киселя», «Чудесная яблонька» (НОД 8 - 9).

Игры, направленные на формирование навыков управления мышцами тела: «Гуси-лебеди», «Болото», «Погружение в стихию земли» ( 4), психодинамическая медитация «Заколдованная фигура» ( 7).

Игры, направленные на преодоление страхов, опасений в неожиданных ситуациях: «Замок страхов» ( 5).

Игры, направленные на повышение самооценки: «Техника овощных печатей»

( 6).

Игры, направленные на развитие групповой сплоченности: «Волшебное ожерелье»

( 8- 9).

Завершение и обсуждение занимают примерно 15% времени занятия и предполагает использование особых ритуалов «входа» в сказочное пространство (см. «Введение»).

3 этап. Обобщающий.

Цели:

1. Отслеживание эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.

2. Выработка дальнейших шагов по оптимизации эмоционального состояния детей.

Результаты заключительной диагностики позволяют судить о степени эффективности проведенной работы, адекватности применяемых методов и приемов. Объективность полученной информации достигается за счет применения единой критериальной системы оценки.



© 2010-2022