- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа по кружку «Все, что тебя касается»
Рабочая программа по кружку «Все, что тебя касается»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пустовая Л.Н. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №5»
Кулундинского района, Алтайского края
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
МО классных руководителей Директор школы
Руководитель МО О.К.Могельницкая
Протокол №___от __ ______2014 г. Приказ №__от __ _______2014 г.
Рабочая программа
по кружку «Все, что тебя касается»
Класс 9 А, 9 Б
Всего часов на учебный год 34
Количество часов в неделю 1
Составлена в соответствии с комплексной внешкольной программой по формированию навыков здорового образа жизни у подростков «Всё, что тебя касается» разработана Российской некоммерческой организацией - Фонд «Здоровье и Развитие», 2010 год
Педагог-психолог:
Фамилия Пустовая
Имя Людмила
Отчество Николаевна
Категория первая
Стаж работы 15 лет
Пояснительная записка
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества.
Перестройка затронула многие стороны жизни общества, в котором мы живём, мы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшими общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.
В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет.
Новое испытание для человечества - СПИД - впервые заявило о себе в прямой связи с наркоманией.
Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально - психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ. С этой целью разработана программа «Все, что тебя касается!». Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики.
Цель: содействие духовно- нравственному воспитанию подростков, формирование у них стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании.
Задачи:
-
Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ, действенной установки на отказ от курения, употребления алкоголя, токсикомании, наркомании.
-
Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного, ответственного поведения.
-
Совершенствование форм антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической пропаганды в техникуме.
-
Развитие волонтёрского движения, проводящего работу среди обучающихся по профилактике употребления психоактивных веществ.
-
Повышение уровня подготовки педагогических работников и информированности родителей по вопросам профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ среди обучающихся.
Календарно-тематическое планирование (9 А)
№пп
Тема
Кол-во часов
Форма занятия
Дата проведения
1
Искусство общения.
1
Тренинг
04.09
2
Жизненные ценности.
1
Беседа с элементами тренинга
11.09
3
Эмоции.
1
Тренинг
18.09
4
Мужчина и женщина.
1
Беседа
25.09
5
Разрешаем конфликты (конструктивное поведение в конфликтах).
1
Тренинг
02.10
6
Критическое мышление.
1
Тренинг
09.10
7
Скажи курению НЕТ
1
Тренинг
16.10
8
Сопротивление давлению.
1
Тренинг
23.10
9
Наркотики: не влезай - убьет!
1
Беседа
13.11
10
ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить.
1
Беседа с элементами тренинга
20.11
11
Развитие характера (уверенное поведение).
1
Тренинг
27.11
12
Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях).
1
Тренинг
04.12
13
Кризис: выход есть.
1
Тренинг
11.12
14
Алкоголь: мифы и реальность.
1
Беседа
18.12
15
Мое мнение.
1
Беседа
25.12
16
Толерантность
1
Беседа
15.01
17
Мое будущее. Стратегии успеха.
1
Беседа с элементами тренинга
22.01
Календарно-тематическое планирование (9 Б)
№пп
Тема
Кол-во часов
Форма занятия
Дата проведения
1
Искусство общения.
1
Тренинг
29.01
2
Жизненные ценности.
1
Беседа с элементами тренинга
05.02
3
Эмоции.
1
Тренинг
12.02
4
Мужчина и женщина.
1
Беседа
19.02
5
Разрешаем конфликты (конструктивное поведение в конфликтах).
1
Тренинг
26.02
6
Критическое мышление.
1
Тренинг
05.03
7
Скажи курению НЕТ
1
Тренинг
12.03
8
Сопротивление давлению.
1
Тренинг
19.03
9
Наркотики: не влезай - убьет!
1
Беседа
2.04
10
ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить.
1
Беседа с элементами тренинга
09.04
11
Развитие характера (уверенное поведение).
1
Тренинг
16.04
12
Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях).
1
Тренинг
23.04
13
Кризис: выход есть.
1
Тренинг
30.04
14
Алкоголь: мифы и реальность.
1
Беседа
07.05
15
Мое мнение.
1
Беседа
14.05
16
Толерантность
1
Беседа
21.05
17
Мое будущее. Стратегии успеха.
1
Беседа с элементами тренинга
28.05
Содержание программы
Линии
содержания
образования
Составляющие качества образования
Предметно-
информационная
Деятельностно-
информационная
Ценностно-
ориентированная
Культурно-
историчес-
кая
Знания:
-об опасных влияниях окружения;
- о средствах, вызывающих удовольствие и зависимость;
-об их действии и последствиях их действия;
- о различных формах зависимого поведения, об их последствиях;
-о причинах зависимости, раннем распознавании зависимостей
Умения:
- познакомиться с собственными «позитивными» и «негативными» чувствами, чувствами других людей, допускать их и серьезно к ним относиться;
-выражать чувства здоровыми способами;
-выражать и отстаивать свое мнение;
-признавать собственные потребности,
способности,
достоинства, слабости и ограничения;
-позволять себе меняться и общаться
Умения:
-признавать собственные потребности,
способности, достоинства,
слабости и ограничения;
-принимать ответственность за свое поведение, свое здоровье.
Осознанное отношение:
- к средствам,
вызывающим удовольствие и зависимость;
- к факторам, способствующим и препятствующим зависимости
Социально-
правовая
Знания:
- об опасных мотивах поведения человека, о внутренних ресурсах безопасности
Умения:
-правильно вести себя в трудной ситуации;
-реализовать свое право голоса и активного соучастия:
в жизни семьи;
в жизни школы;
в широком общественном жизненном пространстве
Умения:
-осознанно отказываться от опасных предложений;
Формирование
-здоровых ценностей;
-здоровых отношений
Информа-
ционно
методо-
логическая
Знания:
- о способах безопасного поведения;
- о безопасных способах противостояния
Умение:
- предвидеть опасность;
-идентифицировать ее,
- предотвратить по возможности или уменьшить степень риска,
- любых средств переживать конфликты, кризисы и справляться с ними;
- справляться со стрессом;
- критической рекламы зависимости
Сформированность
- самооценки и самоконтроля, - способности к принятию эффективных решений в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций;
Умения:
-критически оценивать рекламу любых средств зависимости;
- укреплять самооценку и доверие к себе.
Эколо-
гическая
культура
Знания:
- об опасных предметах и веществах;
- критерии оценки окружающей среды в различных ее аспектах с позиции безопасной жизнедеятельности;
- основные экологические законы;
- понимание места и роли человека в отношениях со средой обитания
Умения адаптироваться в социальной
среде так, чтобы:
-принимать ответственность за свое будущее;
- влиять на окружающий мир так, чтобы: его голос был услышан и поддержан;
-он поверил в себя, в ценность своего существования и действия;
- его самостоятельные волевые усилия и его ответственность были позитивно приняты его ближайшим окружением в семье и школе
Формирование ответственности:
- за свое поведение;
-за свое здоровье;
- за свое будущее
Культура
здоровья
Знания:
- о составляющих здоровья и причинах формирования зависимого поведения
- знать факторы здорового образа жизни
Приобрести умения:
развивать тело и образ мыслей в позитивном направлении
Способность:
- самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение;
- планировать будущее и осуществлять настоящее в соответствии со следующими принципами:
- осознание ценности ЗОЖ;
- выбор здоровой жизненной позиции;
- умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее
Планируемые результаты образования
-
Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ.
-
Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками.
-
Формирование развитой Я -концепции у обучающихся.
-
Знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах заботы о себе.
-
Коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ.
-
Формирование адекватной самооценки.
-
Помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.
-
Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
Участники программы
Участниками программы «ВСЕ, что тебя касается», являются учащиеся 9 класса школы.
Принципы реализации программы
- программно-целевого и вариативного подходов, которые предполагают единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
- личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы;
- включения в решение задач программы всех обучающихся техникума, их родителей, всех педагогов.
Основные направления деятельности и формы работы
Диагностика всех участников проекта, процесса и условий их развития: выявление обучающихся, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной, наркотической зависимости.
Основные формы реализации программы
В основу реализации программы «Все, что тебя касается!» заложены разнообразные формы и методы, такие как:
-
Беседы
-
Беседы с элементами тренинга
-
Тренинги
Организация контроля усвоения материала и выработки социальных навыков в ходе изучения программы
В результате освоения содержания программы подросток получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности. Это является существенными элементами культуры и необходимы условием развития и социализации школьников. Исходя из специфики данной программы, ориентированной в большей степени на личностную и социальную компетентность учащихся, система проверки знаний охватывает:
1. Участие в обсуждении ситуаций: активность, самостоятельность суждений.
2. Составление сообщений, докладов, рефератов.
3.Опережающие задания.
4. Умение подростков работать в группе: активность, умение слушать, самая ценная идея.
По окончанию курса подросток должен приобрести знания:
- об опасных мотивах поведения человека, о внутренних ресурсах безопасности;
- об опасных предметах и веществах, о способах безопасного поведения;
- об опасных влияниях окружения, о безопасных способах противостояния.
Приобрести умения:
-выражать чувства здоровыми способами;
-выражать и отстаивать свое мнение;
-принимать решения в пользу здоровья;
-правильно вести себя в трудной ситуации;
-справляться со стрессом;
-решать конфликты;
-признавать собственные потребности, способности, достоинства, слабости и ограничения;
-критически оценивать рекламу любых средств зависимости;
-осознанно отказываться от опасных предложений;
-планировать здоровое будущее;
-принимать ответственность за свое поведение, свое здоровье, свое будущее; -поддерживать и сохранять собственное здоровье.
Механизм оценки результатов:
На входе и выходе работы с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений, проведение анализа, корректировка программы с учётом анализа.
Сроки реализации программы:
2014- 2015 учебный год.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. № 4.
2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.
3. Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.
4. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.
5. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.
6. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической конференции. М., 2005.
7. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.
8. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.
9. Родионов В.А. II Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №3.
10. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.
1