Рабочая программа по кружку «Все, что тебя касается»

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой  рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества.  Перестройка затронула многие стороны жизни общества, в котором мы живём, мы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшими общество: подростковая преступность, наркомания...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №5»

Кулундинского района, Алтайского края



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

МО классных руководителей Директор школы

Руководитель МО О.К.Могельницкая

Протокол №___от __ ______2014 г. Приказ №__от __ _______2014 г.







Рабочая программа



по кружку «Все, что тебя касается»

Класс 9 А, 9 Б

Всего часов на учебный год 34

Количество часов в неделю 1

Составлена в соответствии с комплексной внешкольной программой по формированию навыков здорового образа жизни у подростков «Всё, что тебя касается» разработана Российской некоммерческой организацией - Фонд «Здоровье и Развитие», 2010 год

Педагог-психолог:

Фамилия Пустовая

Имя Людмила

Отчество Николаевна

Категория первая

Стаж работы 15 лет

Пояснительная записка

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества.

Перестройка затронула многие стороны жизни общества, в котором мы живём, мы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшими общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.

В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет.

Новое испытание для человечества - СПИД - впервые заявило о себе в прямой связи с наркоманией.

Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально - психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ. С этой целью разработана программа «Все, что тебя касается!». Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики.

Цель: содействие духовно- нравственному воспитанию подростков, формирование у них стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании.

Задачи:

  • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ, действенной установки на отказ от курения, употребления алкоголя, токсикомании, наркомании.

  • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного, ответственного поведения.

  • Совершенствование форм антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической пропаганды в техникуме.

  • Развитие волонтёрского движения, проводящего работу среди обучающихся по профилактике употребления психоактивных веществ.

  • Повышение уровня подготовки педагогических работников и информированности родителей по вопросам профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ среди обучающихся.

Календарно-тематическое планирование (9 А)

№пп

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Дата проведения

1

Искусство общения.

1

Тренинг

04.09

2

Жизненные ценности.

1

Беседа с элементами тренинга

11.09

3

Эмоции.

1

Тренинг

18.09

4

Мужчина и женщина.

1

Беседа

25.09

5

Разрешаем конфликты (конструктивное поведение в конфликтах).

1

Тренинг

02.10

6

Критическое мышление.

1

Тренинг

09.10

7

Скажи курению НЕТ

1

Тренинг

16.10

8

Сопротивление давлению.

1

Тренинг

23.10

9

Наркотики: не влезай - убьет!

1

Беседа

13.11

10

ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить.

1

Беседа с элементами тренинга

20.11

11

Развитие характера (уверенное поведение).

1

Тренинг

27.11

12

Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях).

1

Тренинг

04.12

13

Кризис: выход есть.

1

Тренинг

11.12

14

Алкоголь: мифы и реальность.

1

Беседа

18.12

15

Мое мнение.

1

Беседа

25.12

16

Толерантность

1

Беседа

15.01

17

Мое будущее. Стратегии успеха.

1

Беседа с элементами тренинга

22.01

Календарно-тематическое планирование (9 Б)

№пп

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Дата проведения

1

Искусство общения.

1

Тренинг

29.01

2

Жизненные ценности.

1

Беседа с элементами тренинга

05.02

3

Эмоции.

1

Тренинг

12.02

4

Мужчина и женщина.

1

Беседа

19.02

5

Разрешаем конфликты (конструктивное поведение в конфликтах).

1

Тренинг

26.02

6

Критическое мышление.

1

Тренинг

05.03

7

Скажи курению НЕТ

1

Тренинг

12.03

8

Сопротивление давлению.

1

Тренинг

19.03

9

Наркотики: не влезай - убьет!

1

Беседа

2.04

10

ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить.

1

Беседа с элементами тренинга

09.04

11

Развитие характера (уверенное поведение).

1

Тренинг

16.04

12

Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях).

1

Тренинг

23.04

13

Кризис: выход есть.

1

Тренинг

30.04

14

Алкоголь: мифы и реальность.

1

Беседа

07.05

15

Мое мнение.

1

Беседа

14.05

16

Толерантность

1

Беседа

21.05

17

Мое будущее. Стратегии успеха.

1

Беседа с элементами тренинга

28.05

Содержание программы

Линии

содержания

образования

Составляющие качества образования

Предметно-

информационная

Деятельностно-

информационная

Ценностно-

ориентированная

Культурно-

историчес-

кая

Знания:

-об опасных влияниях окружения;

- о средствах, вызывающих удовольствие и зависимость;

-об их действии и последствиях их действия;

- о различных формах зависимого поведения, об их последствиях;

-о причинах зависимости, раннем распознавании зависимостей

Умения:

- познакомиться с собственными «позитивными» и «негативными» чувствами, чувствами других людей, допускать их и серьезно к ним относиться;

-выражать чувства здоровыми способами;

-выражать и отстаивать свое мнение;

-признавать собственные потребности,

способности,

достоинства, слабости и ограничения;

-позволять себе меняться и общаться

Умения:

-признавать собственные потребности,

способности, достоинства,

слабости и ограничения;

-принимать ответственность за свое поведение, свое здоровье.

Осознанное отношение:

- к средствам,

вызывающим удовольствие и зависимость;

- к факторам, способствующим и препятствующим зависимости

Социально-

правовая

Знания:

- об опасных мотивах поведения человека, о внутренних ресурсах безопасности

Умения:

-правильно вести себя в трудной ситуации;

-реализовать свое право голоса и активного соучастия:

в жизни семьи;

в жизни школы;

в широком общественном жизненном пространстве

Умения:

-осознанно отказываться от опасных предложений;

Формирование

-здоровых ценностей;

-здоровых отношений

Информа-

ционно

методо-

логическая

Знания:

- о способах безопасного поведения;

- о безопасных способах противостояния

Умение:

- предвидеть опасность;

-идентифицировать ее,

- предотвратить по возможности или уменьшить степень риска,

- любых средств переживать конфликты, кризисы и справляться с ними;

- справляться со стрессом;

- критической рекламы зависимости

Сформированность

- самооценки и самоконтроля, - способности к принятию эффективных решений в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций;

Умения:

-критически оценивать рекламу любых средств зависимости;

- укреплять самооценку и доверие к себе.

Эколо-

гическая

культура

Знания:

- об опасных предметах и веществах;

- критерии оценки окружающей среды в различных ее аспектах с позиции безопасной жизнедеятельности;

- основные экологические законы;

- понимание места и роли человека в отношениях со средой обитания

Умения адаптироваться в социальной

среде так, чтобы:

-принимать ответственность за свое будущее;

- влиять на окружающий мир так, чтобы: его голос был услышан и поддержан;

-он поверил в себя, в ценность своего существования и действия;

- его самостоятельные волевые усилия и его ответственность были позитивно приняты его ближайшим окружением в семье и школе

Формирование ответственности:

- за свое поведение;

-за свое здоровье;

- за свое будущее

Культура

здоровья

Знания:

- о составляющих здоровья и причинах формирования зависимого поведения

- знать факторы здорового образа жизни

Приобрести умения:

развивать тело и образ мыслей в позитивном направлении

Способность:

- самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение;

- планировать будущее и осуществлять настоящее в соответствии со следующими принципами:

- осознание ценности ЗОЖ;

- выбор здоровой жизненной позиции;

- умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее

Планируемые результаты образования

  • Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ.

  • Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками.

  • Формирование развитой Я -концепции у обучающихся.

  • Знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах заботы о себе.

  • Коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ.

  • Формирование адекватной самооценки.

  • Помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.

  • Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Участники программы

Участниками программы «ВСЕ, что тебя касается», являются учащиеся 9 класса школы.

Принципы реализации программы

- программно-целевого и вариативного подходов, которые предполагают единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы;

- включения в решение задач программы всех обучающихся техникума, их родителей, всех педагогов.

Основные направления деятельности и формы работы

Диагностика всех участников проекта, процесса и условий их развития: выявление обучающихся, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной, наркотической зависимости.

Основные формы реализации программы

В основу реализации программы «Все, что тебя касается!» заложены разнообразные формы и методы, такие как:

  • Беседы

  • Беседы с элементами тренинга

  • Тренинги

Организация контроля усвоения материала и выработки социальных навыков в ходе изучения программы


В результате освоения содержания программы подросток получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности. Это является существенными элементами культуры и необходимы условием развития и социализации школьников. Исходя из специфики данной программы, ориентированной в большей степени на личностную и социальную компетентность учащихся, система проверки знаний охватывает:

1. Участие в обсуждении ситуаций: активность, самостоятельность суждений.

2. Составление сообщений, докладов, рефератов.

3.Опережающие задания.

4. Умение подростков работать в группе: активность, умение слушать, самая ценная идея.

По окончанию курса подросток должен приобрести знания:

- об опасных мотивах поведения человека, о внутренних ресурсах безопасности;

- об опасных предметах и веществах, о способах безопасного поведения;

- об опасных влияниях окружения, о безопасных способах противостояния.

Приобрести умения:

-выражать чувства здоровыми способами;

-выражать и отстаивать свое мнение;

-принимать решения в пользу здоровья;

-правильно вести себя в трудной ситуации;

-справляться со стрессом;

-решать конфликты;

-признавать собственные потребности, способности, достоинства, слабости и ограничения;

-критически оценивать рекламу любых средств зависимости;

-осознанно отказываться от опасных предложений;

-планировать здоровое будущее;

-принимать ответственность за свое поведение, свое здоровье, свое будущее; -поддерживать и сохранять собственное здоровье.

Механизм оценки результатов:

На входе и выходе работы с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений, проведение анализа, корректировка программы с учётом анализа.

Сроки реализации программы:

2014- 2015 учебный год.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. № 4.

2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.

3. Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.

4. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.

5. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.

6. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической конференции. М., 2005.

7. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.

8. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.

9. Родионов В.А. II Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №3.

10. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.

Рабочая программа по кружку «Все, что тебя касается»

1


© 2010-2022