- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа по изучению уровня адаптации ребенка к школе
Программа по изучению уровня адаптации ребенка к школе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Булатова Е.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа по изучению уровня адаптации ребенка к школе.
Работу выполнила:
Булатова Екатерина Викторовна
(учитель начальных классов -психолог)
Пояснительная записка
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания. Но в процессе адаптации к новым условиям существует вероятность того, что у ребенка могут возникнуть трудности, с которыми он будет не в состоянии справиться самостоятельно.
Данная программа предназначена для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребенка исследовать процесс адаптации к школе, помочь детям адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли, а так же сделать прогноз на дальнейшее развитие.
Сохранение психологического здоровья воспитанников на современном этапе развития российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека, но это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед детьми целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Для того чтобы наиболее успешно прошла адаптация первоклассников в школе, мною и была разработана программа «Путь в школу».
Цель: сохранение психофизического здоровья детей 5 - 6 и 6-7 лет на нулевом (дошкольном) и первом школьном этапах адаптации детей к школе.
Задачи:
-
создать условия для социально-психологической адаптации детей к школе;
-
повысить уровень психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.
Решение этих задач предполагает адаптацию ребенка, пришедшего учиться, к социально-педагогической среде, в которой будет происходить его обучение. С одной стороны, должны предприниматься специальные усилия, для того чтобы повысить уровень готовности ребенка к обучению, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.
Описание набора методик. Программа исследования адаптации первоклассников состоит из стольких то методики
Проведение исследования. 0 этап. «Школа раннего развития» (сентябрь - апрель)
Именно с данного возраста, по моему мнению, программу по адаптации детей к школе наиболее целесообразно начинать, так как дети с большим интересом ходят в школу, постепенно знакомятся с ее условиями, правилами поведения. Учатся систематически посещать занятия. Для некоторых детей это увлекательная игра, для других - тревожность, стресс. И справиться с негативными эмоциями, научиться систематически, выполнять свою «работу», дружить и работать в новом коллективе - вот цель моей работы на нулевом подготовительном к школе этапе адаптации детей.
Более 50% детей, придя в «Школу раннего развития» сталкиваются с различного рода трудностями: низкое развитие мелкой моторики, неумение слушать учителя и держать карандаш, ручку, низкое развитие внимания, памяти, восприятия и мн.др. Занятия, проводимые педагогом-психологом .
Основное содержание групповых занятий составляют: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, техники и приемы саморегуляции, метод направленного воображения, приемы сказко- и игротерапии направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения дошкольников на занятиях.
Положительные моменты данного этапа для наиболее успешной адаптации детей к школе:
-
Развитие умственных способностей детей;
-
Знакомство с правилами поведения в школе, на уроках, на переменах;
-
Выработка систематичности посещения занятий и подготовки к ним;
-
Развитие волевых качеств;
-
Снижение тревожности.
1 этап. «Развивающая работа педагога-психолога на этапе адаптации детей в школе»
Цель развивающей деятельности на данном этапе: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Задачи:
-
Помощь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
-
Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
-
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
-
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной "Я - концепции" детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
-
Способствование развития творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.
Проведение цикла занятий по предлагаемой программе.
На данном этапе групповые развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю по 40минут.
Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на начало сентября. Цикл включает в себя 10 занятий (Приложение 3)
Основное содержание групповых занятий составляют: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, техники и приемы саморегуляции, метод направленного воображения, приемы сказко- и игротерапии направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников.
Положительные моменты данного этапа для наиболее успешной адаптации детей к школе:
-
Вводится единая универсальная структура группового занятия с детьми в рамках психологической практики в ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска.
-
Закрепление усвоения этот структуры (привыкание к ней начинается на нулевом этапе, еще на этапе адаптации), а в дальнейшем в какие бы групповые формы работы не попадал воспитанник в процессе своего обучения, он будет сталкиваться с хорошо знакомой, привычной формой организации работы, что значительно облегчит ему вхождение в новую деятельность.
2 этап. «Изучение социально-психологической адаптации детей к школе»
Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Основными показателями благоприятной адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися и учителями, овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором - трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка - это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
В ноябре - декабре мы проводим психологическое исследование с целью изучения того, как адаптируются дети в школе. Исследование включает тестирование детей, анкетирование воспитателей и педагогов в школе (приложение 1). Оно проводится совместно педагогом-психологом детского дома и педагогом-психологом начальной школы №7.
3 этап. «Психолого-педагогический консилиум по результатам исследований»
Это одно из направлений работы педагогов - психологов и педагогов во время адаптационного периода. В консилиуме принимает участие каждый ребенок - первоклассник и проводится педагогом-психологом с участием зам.директора по УВР, воспитателей ребенка и приглашаются учителя из начальной школы №7, работающие с данными детьми.
Прижимова А.И. представляет анализ результатов проведенных исследований по адаптации каждого ребенка. Графики адаптации позволяют наглядно увидеть, как первоклассники вошли в школьную жизнь.
Классные руководители дают характеристику класса, в котором учатся дети, делятся своими наблюдениями. В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. Здесь же вырабатываются рекомендации отдельным учащимся для воспитателей, учителей, педагогу-психологу. Это могут быть предложения о проведении беседы с воспитателями, рекомендации о консультации с врачом, пожелания по развивающей работе педагога-психолога с ребенком в группе «Общение».
Таким образом, данная разработка - очень тонкое, мудрое, а главное, своевременное решение проблемы адаптации ребенка к школьной среде.
По данной методической теме Прижимова А.И. проводила открытые занятия, выступала на методическом объединении воспитателей, разработала методический и дидактический материал, который использует на занятиях.
Проводить исследование адаптации учащихся первых классов лучше в октябре-ноябре, т. к. сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. Поэтому в сентябре школьный психолог может просто присутствовать на уроках, и проводить наблюдение за детьми, отмечая особенности их поведения на уроках и во время перемен.
Сроки проведения.
Название методики, автор.
Цель методики.
Форма проведения.
Время.
0 этап. «Школа раннего развития»
сентябрь - апрель
Немецкий исследователь Ф. Кречмер
Выявить право рукого или лево рукого ребенка
индивидуальная
5-7 минут
ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА
ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я.ЙИРАСЕКА
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Индивидуальная
фронтовая
8 минут
тест Керна - Йирасека.
Этот тест позволяет родителям понять готов ли их ребенок к школе.
Индивидуальная
фронтовая
20-30 минут
МЕТОДИКА Е.П.ИЛЬИНА. ТЕППИНГ-ТЕСТ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ И СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
Определение свойств нервной системы и коэффициента функциональной ассиметрии.
Индивидуальная
5 минут
1 этап. «Развивающая работа педагога-психолога на этапе адаптации детей в школе»
методика Л.М.Ковалевой и Н.Н.Тарасенко,
просник помогает систематизировать представления о ребенке, начинающем учиться в школе. Он состоит из 46 утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один - участия родителей в воспитании. [6]
До 10 минут
Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
Соотнесение рассказа с дествием на картинке а так же обоснование своего выбора
индивидуальная.
7минут
2 этап. «Изучение социально-психологической адаптации детей к школе»
Методика Будасси исследования Я-концепции
позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
индивидуальная.
15 минут
3 этап. «Психолого-педагогический консилиум по результатам исследований»