Психодиагностическое исследование познавательных процессов у младших школьников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психодиагностическое исследование познавательных процессов у младших школьников.



В практике обучения очень часто возникает проблема эпизодической неуспеваемости. Чем можно объяснить, что один и тот же школьник на уроках одного педагога легко усваивает материал, а у другого «не учится, а мучается»?

В немалой степени это зависит от способностей ребёнка («гуманитарий» он или «технарь»); от его отношения к данному педагогу, от того, как мотивированы на учёбу семья и он сам. Причин может быть много.

В ряду высших психических функций восприятие является базой для развития памяти, внимания, мышления и воображения. Все эти процессы взаимодействуют и взаимно обуславливают качественные и количественные характеристики друг друга. Однако, всё начинается с восприятия, которое осуществляется с помощью различных анализаторов: тактильного, слухового, зрительного.

По данным современных исследований, большая часть популяций современных школьников - визуалы, у которых основным каналом получения информации является зрительный. Именно эта категория школьников оказывается в лучшем положении, чем остальные. У аудиалов ведущим является слуховой анализатор - для них главное слышать.

При доминировании кинестетического канала ведущим является тактильный анализатор: ребёнку важно всё потрогать и по возможности воспроизвести двигательную схему событий. Когда педагог излагает материал только в визуальном ключе, запомнить его и воспроизвести в таком же виде аудиалам и кинестетикам очень трудно, а иногда невозможно. Такие дети могут стать

неуспевающими, и педагоги заговорят о переводе в другой класс. Этого не произойдёт, если учитель знает ведущий канал получения информации ребёнком и учитывает особенности его восприятия при объяснении учебного материала.

Чтобы определить ведущий канал восприятия ребёнка, достаточно провести ряд простых наблюдений. Основным условием получения достоверных данных является их чёткая запись и грамотный анализ результатов.

Выявление ведущего канала

поступления информации



Проверка памяти



В процессе воспроизведения полученной информации преимущественно используется тот же канал, что и при её получении. Поэтому задание, вызвавшее у школьника меньше затруднений, является показательным в отношении выбора наиболее удобного канала для получения, сохранения и воспроизведения получаемой информации.

Проверка зрительной памяти



Цель: Выявить особенности визуального канала запоминания и воспроизведения сохраняемой информации.

- Что вы видите, когда выходите на балкон своей квартиры?

- Какого цвета ваш ранец (портфель, школьная сумка)?

- Сколько этажей в вашем доме (в школьном здании)?

- Какой мультфильм вы смотрели последним?

- Как расположены полоски на теле у тигра?

- Что у слона толще хобот или хвост?

Проверка слуховой памяти



Цель: Выявить особенности аудиального канала запоминания и воспроизведения сохраняемой информации.

- Ваша любимая мелодия?

- Напойте любую хорошо знакомую песню.

- Как звучит сигнал «занято» в телефоне?

- Как скрипит старая дверь?

- Как воет милицейская сирена?

- Изобразите, каким тоном разговаривает ваша мама, когда сердится?

Проверка тактильной памяти



Цель: Выявить особенности кинетического канала запоминания и воспроизведения сохраняемой информации.

- Какая рука у вас сейчас теплее: левая или правая?

- Что вы чувствуете, когда надеваете мокрые ботинки (носки, бельё)?

- Что вы чувствуете, когда надеваете колючий свитер на голое тело?

- Покажите, как ходит по классу учитель, когда диктует текст?

- Что вы любите из еды? Какого вкуса этот продукт (напиток)?

- Опишите ваш самый любимый и самый неприятный запахи.

Оценка результатов. Выводы.



В трёх группах заданий по шесть вопросов. Результаты ответов лучше заносить в таблицу (Т.1).

- За быстрое, точное и правильное выполнение задания ставится 3 балла;

- За правильное выполнение, но не с первой попытки или точное воспроизведение - 2 балла;

- За неправильное выполнение со второй попытки - 1 балл;

- За отказ от выполнения задания - 0 баллов.

Максимально возможное количество баллов по каждой группе вопросов - 18 баллов. Если школьник набрал от 15 до 18 баллов - канал получения информации доминирующий;

- Если 9 - 14 баллов - вспомогательный, но при определённых условиях его можно будет развить и использовать более активно.

- Если набрано 3 - 8 баллов, то данный канал играет наименьшую роль при получении информации и учебный материал, поступающий через этот канал, не может быть продуктивно усвоен. Обобщим полученные результаты по приведённой ниже таблице №2.

У А.С. доминирующим является визуальный канал, кинестетический - вспомогательным и в наименьшей мере задействован аудиальный. Данная информация позволяет сделать вывод, что этому ученику будет легко воспринимать читаемый материал, списывая тексты. Но у него возникнут проблемы с информацией, воспринимаемой на слух; ошибок в сочинениях будет меньше, чем в диктантах.

У Л.К. ведущий канал не только очевидно отражён, она получает информацию практически в ранней степени с помощью зрительного и кинестетического анализаторов. Для такой школьницы важно не только увидеть материал, но и связать его с ощущением, с двигательной или речевой активностью. Например: если девочка прочитала текст, надо дать задание кратко его пересказать или задать уточняющие вопросы, на которые она может ответить используя жесты («Покажи, какой был Михайло Потапович, а как он грозно рычал? А какой был Мишутка, каким голоском он говорил?»).

У Д.М. ярко выражен аудиальный канал. Весь материал, рассчитанный на зрительное восприятие, сразу будет стираться из его памяти. Например: если на уроке труда учитель молча покажет, как выполнять поделку, ребёнок не сможет повторить его действия, даже если образец выполнения будет предъявлен неоднократно. Если учитель будет сопровождать свой показ словесной инструкцией, Дима легко сможет его повторить.

Для Д.В. доминирующий канал получения знаний - кинестетический. Основную часть информации девочка получает через тактильный анализатор. Именно с его помощью она усваивает большую часть получаемых знаний. Девочка, скорее всего обладает повышенной двигательной активностью, что ещё в большей степени затруднит её учёбу. Кате необходимо проговаривать материал, подлежащий запоминанию, и по возможности иллюстрировать его жестами. Девочку надо чаще вызывать к доске, поднимать с места во время урока. Учитель должен знать, что она вертится на уроке именно поэтому, что в процессе двигательной активности она продуктивнее запоминает получаемую информацию.

Для проверки выводов, сделанных по результатам предлагаемых заданий, можно провести уточняющее исследование. В этом случае педагогу в течение нескольких дней придётся наблюдать за тем, какую лексику в процессе общения со сверстниками и взрослыми использует школьник. Наиболее показательными являются глагольный словарь и словарь прилагательных.

Выражая словами свои мысли, чувства, комментируя поступки, мы используем наиболее характерные для нас предикаты. Предикат - это сказуемое, которое может быть в предложении выражено глаголом, прилагательным, наречием.

При этом используемый нами набор слов так же даёт представление о ведущем канале восприятия.

- Для визуальной системы характерны слова: яркий, синий, круглый, сверкает, горит, разглядывает, далеко.

- Для аудиальной - слушать, кричать, громко, бурлить, свистеть.

- Для кинестетической - ласкать, волноваться, мокро, давящий, жёсткий.

Уже в школьном возрасте ребёнок предпочитает использовать определённый набор слов.

Таблица № 1

Ф.И. ребёнка

Визуальный канал

Аудиальный канал

Кинестетический канал

1. А. С

3

3

3

3

2

3

1

1

2

1

2

1

1

2

2

1

3

1

2. Л.К

2

3

1

3

1

2

1

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

2

3. Д. М

0

2

0

2

0

1

3

3

3

3

3

3

1

2

1

0

2

1

4. Д. В

1

2

0

2

1

2

1

2

3

1

2

1

3

3

3

2

3

3

Таблица № 2

Ф.И. Ребёнка

Визуальный канал

Аудиальный канал

Кинестетический канал

1. А.С

16

8

10

2. Л.К

12

8

11

3. Д.М

5

18

7

4. Д.В

8

10

17



Учёт особенностей используемой

школьником лексики



Цель: Выявить ведущий канал получения информации.

Вопросы и задания.



  1. Чем вы сегодня занимались на уроке?



  1. Этот мальчик очень внимателен. А как ты догадался, что сейчас происходит что-то важное для него? (Картинка с изображением учителя, который показывает книгу и что-то говорит, и мальчика внимательно смотрящего на учителя.)



  1. Возьмите эту игрушку (медведь с «пищалкой»). Внимательно изучи её и расскажи, какая она?



  1. На уроке, когда в классе кто-то нарушил тишину, учитель говорит: «Я объясняю очень важный материал. Неужели вы не слышите меня, не видите, что я показываю, и не чувствуете, насколько это важно? Ответь мне, Алёша».

Типичные ответы на перечисленные вопросы представлены в таблице № 3.

Для максимального развития незадействованных или мало используемых каналов восприятия необходимо периодически проводить специальные упражнения. Они направлены на активизацию вспомогательных каналов восприятия и позволяют школьнику более успешно справляться с видами деятельности, требующими работы этих каналов.

Таблица № 3

№ заданного вопроса

Визуальные предикаты

Аудиальные предикаты

Кинестетические предикаты

1

Нам показывали,

как умножать в столбик


Учитель объяснил новый материал

Мы прошли новую тему

2

Он внимательно смотрит

Он внимательно слушает

Он очень волнуется и боится, что не поймёт задачу


3

Медведь коричневый (первый признак по цвету или величине

Медведь пищит (первый признак по звучанию)

Медведь мягкий, сделан из меха (первый признак по ощущению

материала)


4

Я вижу, что вы показываете

Я слышу, что вы говорите

Я чувствую, что это очень важно






Упражнения для развития

зрительного восприятия



  1. Распределите изображения мячей от самого маленького к большому (рис.1).



  1. Подсчитайте, сколько на рисунке белок, грибов и корзин (рис.2).



  1. Найдите, какими деталями отличаются два изображения (рис.3).



  1. Назовите все фигуры, какие вы увидели на рисунке (рис.4).



  1. Назовите буквы, которые можно «увидеть» на чертеже (рис.5).

Упражнения для развития

слухового восприятия



  1. Послушайте и угадайте, какой предмет издаёт такой звук (звон ключей, шелест сминаемой бумаги, скрип предметом по стеклу, хлопок в ладоши и др.).

  2. Угадайте, какой музыкальный инструмент сейчас звучит в магнитофонной записи.

  3. Закройте глаза и определите, откуда раздаётся звук: слева, справа, спереди или сзади от вас.

  4. Узнайте мелодию и исполнителя (предлагается для прослушивания несколько знакомых песен).

  5. Послушайте голос и угадайте, какие эмоции испытывает говорящий: сердится, радуется, огорчается, жалуется.

Упражнения для развития

тактильного восприятия





  1. С закрытыми глазами потрогайте и узнайте предмет.

  2. Закройте глаза, потрогайте предмет и назовите материал, из которого он сделан (мех, стекло, бумага, дерево, металл).

  3. Правой (ведущей) рукой рисуйте человека, а левой - отстукивайте простой ритм.

  4. Угадайте буквы, которые я напишу у вас на спине пальцем.

  5. Закройте глаза и нарисуйте пальцем на поверхности стола геометрические фигуры и буквы, которые я назову.

Знание особенностей восприятия ученика даёт возможность учителю своевременно разработать ряд профилактических мероприятий с целью активизации вспомогательных каналов получения информации. Это позволит разгрузить ведущий канал, что приведёт к снижению утомляемости и повышению работоспособности ребёнка. А окружающий мир, воспринимаемый не одним, а несколькими каналами, подарит ребёнку многообразие красок, звуков и ощущений.



Используемая литература

1. Маркова О.Ю., Казаринова Н.В. Психология межличностного и делового общения. - СПбГЭТУ, 1998. - 124с.

2. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности: учебное пособие. - Л., 1990.

3. Пиз А. Язык телодвижений. - М.: Экспо-Пресс, 1999. - 280с.

4. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. - М.: Психология, 2000. - 140с.

5. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256с.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.-529с

7. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988. - 206с



© 2010-2022