Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»

Данный тренинг можно использовать  как внеклассное мероприятие, классный час,  открытое мероприятие.Методическая разработка включает в себя цели, задачи, оборудование, план мероприятия, а также приложения для подготовки и проведения мероприятия. В самом начале тренинга обсуждаются его  правила, выбираются командиры от каждой команды, за какие нарушения с команды снимаются баллы.Одного-двух учащихся из класса или группы можно взять для помощи в проведении тренинга (подсчёт баллов, подготовка при ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»

Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»



















Цель: положительное изменение в интеллектуальном развитии учащихся (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания).

Задачи:

  1. сформировать у учащихся навыки групповой работы; развитие коммуникативных способностей;

  2. развитие логического мышления, внимания и других мыслительных операций;

  3. поддержать высокий уровень интереса к познавательной активности.

Форма проведения: групповое занятие - тренинг на 40 - 50 минут.

Оборудование и материалы: конверты с заданиями, бумага, ручки, мячи, спички, карточки с заданиями.















ХОД ЗАНЯТИЯ

Ученик - это не сосуд,

который надо заполнить, а

факел, который надо зажечь.





Вступительное слово ведущего: «Здравствуйте дорогие участники тренинга! Сегодня я хочу пригласить вас поучаствовать в небольшом тренинге под названием «Развитие познавательных способностей». Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Сегодня мы будем учиться активизировать свои познавательные способности.

Начнём мы наше занятие с упражнения «Рулетка», цель которого выяснить, насколько хорошо вы знаете имена друг друга.

Упражнение «Рулетка».

Время проведения 5-10 минут

Цель: выяснить, насколько хорошо члены группы знают имена друг друга.

Группа делится на две команды (с равным количеством учащихся), которые должны встать рядом в два круга. Круги должны располагаться как можно ближе друг к другу, но не пересекаться. Игроки каждого круга берутся за руки (чтобы легче было держать ровный круг).

После того, как ведущий объявит о начале игры, оба круга начинают вращаться - один по часовой стрелке, другой - против. При слове «СТОП» все участники останавливаются на месте. В каждой команде оказывается по одному игроку, которые в этот момент находятся в точке соприкосновения кругов. Они должны стоять спина к спине, не видя друг друга (они не должны оглядываться). При слове ведущего «Кругом!», эти двое поворачиваются на 180 градусов и смотрят друг на друга. Тот, кто первый правильно назовёт имя другого, забирает его в свой круг, и игра повторяется.

Затем учащиеся рассчитываются по номерам 1,2 и разделяются на 2 команды (учащиеся под номерами 1 в одну команду, учащиеся под номерами два в другую.

Задание «Угадай слово»

Время проведения 2 минуты

Цель: активизация внимания

Каждой команде дается задание отгадать слово за ограниченный промежуток времени отгадать слово.

1 команда. Отгадайте, с чем играть не рекомендуется, но и жить без этого невозможно. Что же это такое? В предложенном ниже ряду вычеркните буквы, которые повторяются больше чем два раза. А из оставшихся составьте слово. Б, Р, В, С, Д, В, Щ, Б, О, Р, Щ, Г, С, Р, С, Ь, Д, Щ, Б, Н, Б, С, В, Д, О.

Ответ (огонь).

2 команда. Отгадайте, любимую вещь ведьмы. Ч это, как вы думаете? Вычеркните те буквы, которые повторяются больше, чем один раз. А из оставшихся составьте слово.

Т, З, Г, У, Д, Д, Н, У, Е, У, Н, К, Б, Г, Ж, Л, С, Б, К, А, М, Б, З, С, Ж.

Ответ (метла).

После задания каждая команда называет свои ответы. За правильный ответ команда получает один балл.

Упражнение на запоминание фигур

Время проведения 3 минуты.

Цель: исследовать возможности памяти.

Командам предлагается рассмотреть и запомнить 9 фигур (рисунок 1) в течение 10 секунд (по секунде на одну фигуру). После чего командам даётся вторая таблица (рисунок 2) с большим количеством фигур (25 фигур). Команды должны отметить среди них фигуры из первого рисунка.

Вторая таблица выдается каждой команде.

Команда получает баллы за количество правильно отмеченных фигур

(одна фигура - один балл).

Рисунок 1

Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»





Рисунок 2



Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»






Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»






Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»






Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»






Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»











Игра «Мигалки»

Время проведения от 5 до 10 минут.

Цель: развитие психологической наблюдательности.

Часть группы сидит на стульях (например, участники 1 команды) в кругу лицом друг к другу. Один стул должен оставаться свободным. За спинами учащихся стоят остальные участники (команда 2). Тот, кто стоит за пустым стулом, - водящий - получает задание подмигивать тем, кто сидит на стульях в кругу. Тот, кто получил сигнал от подмигивающего, должен встать со своего стула и перейти на свободный стул. Задача стоящих - не отпускать тех, кто сидит на стуле перед ними, для этого они так же как и сидящие должны внимательно следить за водящим.

Через некоторое время нужно поменяться группами, чтобы сидящие имели возможность половить, а стоящие посидели и попробовать убегать.

Задача на смекалку

Время проведения до 5 минут.

Цель: учить решать задачи со спичками; развивать смекалку, способность предвидеть результат и образное решение.

Каждая команда подходит к столу, на которой выложены фигуры из спичек.

1 команда. «Топор из спичек» (рисунок 3). Переложив 4 спички, превратить топор в три равных треугольника.

2 команда «Бокал» (рисунок 4). В «бокал», составленный из спичек, помещена вишня. Необходимо, передвинув ровно 2 спички, переместить бокал так, чтобы вишня оказалась снаружи.

Рисунок 3

Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»

Решение.

Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»

Рисунок 4

Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»

Решение.

Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»

1 балл получает та команда, которая сможет правильно выполнить задание.

Игра «Передай апельсин»

Время проведения 5 минут

Цель: развитие координации движений и способности работать в команде.

Двум командам необходимо выстроиться в цепочку друг за другом. И передавать апельсин (можно небольшой мячик), касаясь его только подбородком и плечами. Если апельсин упал, всё начинается сначала. Выигрывает цепочка (команда), передавшая апельсин быстрее. И получает один балл.

Упражнение на смекалку

Время проведения 5 минут.

Цель: развитие логического мышления, внимания

Каждой команде дается на листочке логическая задача, которую нужно решить в течение 3 минут. Выигрывает команда, которая правильно решила задачу и получает 2 балла.

1 команда. «Профессии родственников». В семье пять человек: муж, жена, их сын, сестра мужа и отец жены. Их профессии - инженер, юрист, слесарь, учитель и экономист. Известно, что юрист и учитель не кровные родственники. Слесарь младше экономиста, и оба играют в футбол за сборную своего завода. Инженер моложе учителя, но старше жены своего брата. Назовите профессию каждого.

Ответ. Только один человек в семье имеет брата - это сестра мужа. Поэтому её профессия инженер. Жена - не слесарь и не экономист (кто-нибудь видел женские футбольные сборные на заводах?). Следовательно, она либо учитель, либо юрист. Учителем она быть не может, так как в этом случае она была бы одновременно и старше, и моложе, чем инженер. Следовательно, жена - юрист, а учитель тот, кто не является ей кровным родственником, то есть её муж. Оставшиеся родственники (слесарь и экономист по профессии) - это родные дед и внук. Так как слесарь младше, то слесарь - это сын (внук), а экономист - его дет, то есть отец жены.

2 команда. «Запутанная очередь». В очереди четыре человека. Семен находится между Борисом и Машей. Маша стоит перед двумя другими людьми, Дима занимает место перед Машей. Кто в очереди первый, второй, третий и четвертый?

Ответ. Первое: Семен находится между Борисом и Машей, т.е. БСМ или МСБ (первые буквы имен). Второе: Маша стоит перед двумя людьми, т.е. из первого условия остается только один вариант МСБ. Третье: Дима занимает место перед Машей ,т.е. ДМ. В результате сложения выводов условий 2 и 3 получим: ДМСБ.

Вторая задача 2 команде «Друзья». На одном заводе работали три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестёр. Он - самый младший из друзей. Семёнов, женатый на сестре Борисова, старше токаря. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.

Ответ. Слесарь Иванов, токарь Борисов, сварщик - Семёнов.

Игра «Стулья»

Время выполнения 10 минут

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы в коллективе, снятие напряжения.

Две команды с равным количеством участников садятся друг напротив друга на стулья. Затем предлагается убрать по одному стулу у каждой команды и попытаться усесться на оставшихся. Задание выполняется до тех пор, пока не останется один свободный стул, тогда можно предложить разместить на нем максимальное количество человек.

Можно пойти дальше и предложить найти (как можно больше способов) способы усесться вообще без стульев.

По окончании упражнения предлагается группе взяться за руки и, образовав круг, разойтись на максимальное расстояние и попробовать одновременно всем присесть на корточки, держась за счёт силы натянутых рук. А затем не разъединяя рук встать.

Заключительное слово ведущего: «Уважаемые ребята! Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Надеюсь, что полученные знания и умения будут вам полезны и помогут строить ваше общение с окружающими. Спасибо за участие! Желаю Вам держаться так же дружно и крепко, как сейчас вы держитесь за руки. Всего Вам самого доброго!»



Если остается время, то после упражнения на смекалку можно дать ещё одно задание.

Интеллектуальное упражнение «Утерянный порядок».

Время выполнения 5 минут.

Цель: развитие вербального интеллекта, изучение словарного запаса.

Каждой команде выдается листочек с заданием. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

1 команда. В пословицах нарушен порядок слов. Необходимо как можно быстрее восстановить порядок слов.

Пословицы:

  1. нем, языка, колокол, без, и.

  2. безделья, дело, маленькое, большого, лучше.

  3. трошки, ножки, задрожали, нашего, у.

  4. смело, дело, говори, доброе, про.

Ответы: без языка и колокол нем; маленькое дело лучше большого безделья; задрожали ножки у нашего трошки; про доброе дело, говори смело.

2 команда. В пословицах нарушен порядок слов. Необходимо как можно быстрее восстановить порядок слов.

Пословицы:

  1. станешь, печи, на, генералом, не, сидя.

  2. но, скажи, мало, хорошо, лучше.

  3. отмерь, раз, семь, раз, отрежь, один.

  4. почитай, поучай, молодых, старых.

Ответы: Сидя на печи, генералом не станешь; лучше скажи мало, но хорошо; семь раз отмерь, один раз отрежь; старых почитай, молодых поучай.

Задача «Монеты»

Время выполнения 3 минуты.

Цель: развитие мыслительных операций.

1 и 2 команда работают по отдельности. За правильное решение команды получают по 1 баллу.

Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»

На столе лежат в ряд пять монет: средняя - вверх орлом, а остальные - вверх решкой. Разрешается одновременно перевернуть три рядом лежащие монеты. Можно ли при помощи нескольких таких переворачиваний все пять монет положить вверх орлом?

Ответ. Перевернём первые три монеты. Тогда первые две монеты будут лежать вверх орлом (ООРРР), а последние три - вверх решкой. Теперь переворачиваем последние три монеты, и все пять монет лежат вверх орлом.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Задание «Угадай слово»

Время на выполнение 1 минуты

Отгадайте, с чем играть не рекомендуется, но и жить без этого невозможно. Что же это такое? В предложенном ниже ряду вычеркните буквы, которые повторяются больше чем два раза. А из оставшихся составьте слово.

Б, Р, В, С, Д, В, Щ, Б, О, Р, Щ, Г, С, Р, С, Ь, Д, Щ, Б, Н, Б, С, В, Д, О.

Задание «Угадай слово»

Время на выполнение 1 минуты

Отгадайте, любимую вещь ведьмы. Ч это, как вы думаете? Вычеркните те буквы, которые повторяются больше, чем один раз. А из оставшихся составьте слово.

Т, З, Г, У, Д, Д, Н, У, Е, У, Н, К, Б, Г, Ж, Л, С, Б, К, А, М, Б, З, С, Ж.

Задача на смекалку

Время на выполнение до 3 минут.

«Топор из спичек». Переложив 4 спички, превратить топор в три равных треугольника.


Задача на смекалку

Время на выполнение до 3 минут.

«Бокал». В «бокал», составленный из спичек, помещена вишня. Необходимо, передвинув ровно 2 спички, переместить бокал так, чтобы вишня оказалась снаружи.

Упражнение на смекалку

Время на выполнение до 5 минут.

«Профессии родственников». В семье пять человек: муж, жена, их сын, сестра мужа и отец жены. Их профессии - инженер, юрист, слесарь, учитель и экономист. Известно, что юрист и учитель не кровные родственники. Слесарь младше экономиста, и оба играют в футбол за сборную своего завода. Инженер моложе учителя, но старше жены своего брата. Назовите профессию каждого.

2 команда. «Запутанная очередь». В очереди четыре человека. Семен находится между Борисом и Машей. Маша стоит перед двумя другими людьми, Дима занимает место перед Машей. Кто в очереди первый, второй, третий и четвертый?

Вторая задача 2 команде «Друзья». На одном заводе работали три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестёр. Он - самый младший из друзей. Семёнов, женатый на сестре Борисова, старше токаря. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.

«Упражнение на запоминание фигур»

Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»






Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»






Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»






Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»






Внеклассное мероприятие «Развитие познавательных способностей учащихся»

















© 2010-2022