Диагностическое занятие Путешествие в сказочную страну

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диагностическое занятие

для старших дошкольников 6-7 лет

«Путешествие в сказочную страну»


Цель: определение степени готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Состав: группа детей из 5-7 человек.

Время: от 20-30 минут

Оборудование: школьные принадлежности, игрушки, большие кубики «Лего», жидкость для мыльных пузырей, трубочки для коктейля, проволока, нарисованный ствол дерева без листьев, листья разных форм, размеров, цветов, магниты.

В помещении, где проводится занятие, оборудованы 5 зон:

1 зона - учебная. Парты и стулья для каждого участника. На парте у каждого школьные принадлежности и игрушки.

2 зона - игровая. Ковер, на котором размещены большие мягкие кубики «Lego».

3 зона - отдыха. Ковер.

4 зона - научная лаборатория. На столе оборудование для мыльных пузырей (жидкость, трубочки для коктейля, проволока, согнутая в виде приспособления для мыльных пузырей.

5 зона - изучение самооценки и эмоционального фона. На доске прикреплен ствол дерева с ветками без листьев. Листья разных форм, размеров и цветов располагаются на столе рядом с деревом.


  1. Приветствие

Психолог встречает детей у входа в кабинет.

Психолог: - Здравствуйте, ребята.

- Скажите, пожалуйста, нравятся ли вам сказки? (ответы детей)

- А хотели бы вы попасть в сказочную страну? (ответы детей)

- Я приглашаю Вас в путешествие по сказочной стране.

- Если все согласны - отправляемся в путь.

Дети с ведущим входят в кабинет.


  1. Испытание первое «Сказочная школа»

Цель: исследование школьной мотивации, осведомленности.

Психолог: - Ребята, как вы думаете - в сказочной стране есть школы? (ответы детей)

- А зачем они нужны? (ответы детей)

Психолог:- Действительно, даже в сказочной стране имеются школы.

- А чем сказочная школа отличается от обычной? (ответы детей)

- Кто хочет учиться в сказочной школе?

- Мы сейчас с вами поучимся в такой сказочной школе.

Дети присаживаются за парты.

Психолог: - Для начала давайте возьмем с собой только те предметы, которые нам пригодятся в школе. Все что нам пригодится, отложите, пожалуйста, на правый край стола (дети выбирают школьные принадлежности, игрушки оставляют слева).

Психолог: - Молодцы. Взяли только самое необходимое.

- А почему игрушки не взяли в школу? (ответы детей)

Психолог: - А теперь подумайте, кем вы хотите быть в школе - учителем или учеником.

Дети выбирают роли.

Психолог: - А теперь, как в любой школе - мы будем выполнять задание учителя.

«Учитель» раздает задания (Приложение 2)

Задания выполняются простым карандашом.

Цель: исследование уровня зрительно-моторной координации.

«Ученики» выполняют задания.

Повторите узор по точкам справа от рисунка.

Психолог: - Молодцы.

- Понравилось вам в сказочной школе? (ответы детей)

- Трудно ли было учиться? (ответы детей)

- Интересно? (ответы детей)

- Отправляемся дальше?


  1. Испытание второе «Юные строители»

Цель: исследовать особенности деятельности ребенка в группе, оценить проявления активности/ пассивности, организаторских и лидерских способностей.

Психолог: - А теперь я приглашаю вас на строительную площадку.

- В нашей сказочной стране живет много сказочных жителей (сказочных героев).

- С кем из них вы знакомы? (дети называют знакомых им сказочных персонажей)

- Да, действительно жителей в сказочной стране очень много. А вот домика для того чтобы они могли собраться все вместе и дружно играть у них нет.

- Чем мы можем им помочь? (ответы детей: «Построить дом из конструктора»).

- Великолепная идея. Давайте построим все вместе один большой дом для сказочных жителей.

Дети строят дом из конструктора. Психолог отмечает у детей активность/пассивность, умение договариваться, выслушивать точку зрения другого.

Психолог: - Замечательные дома вы построили, сказочные жители вам очень благодарны.


  1. Испытание третье «Сказочный транспорт»

Цель: исследовать готовность ребенка принимать несвойственные для него роли, находить выход из сложной, нестандартной ситуации. Оценить проявления активности/пассивности, организаторских, лидерских способностей, конформности.

Психолог: - Ребята, а на чем мы с вами сможем отправиться в наше дальнейшее путешествие по сказочной стране? (ответы детей)

Выбирается один вариант и детям предлагается построить это транспортное средство из них самих.

Все участники выстраиваются соответственно своей роли в этом транспортном средстве и все вместе отправляются в сказочную лабораторию.


  1. Испытание четвертое «Юные ученые»

Цель: исследование проявлений активности/пассивности, лидерских способностей, неординарных, творческих способностей, осведомленности, способности находить выход из сложной, нестандартной ситуации.

Психолог: - Ребята, злой волшебник в нашей сказочной стране похитил весь воздух.

- Но у нас есть добрые феи, которые сохранили остатки воздуха в мыльных пузырях.

- А зачем он вообще нужен, воздух?

- (ответы детей)

- Чем мы сможем помочь сказочным жителям?

(ответы детей)

- Сможете? Здесь есть все необходимые принадлежности.

Дети ищут способ надуть мыльные пузыри при помощи подручных средств.

Психолог: - Молодцы, ребята, жители нашей планеты вам очень благодарны, вы спасли их.


  1. Испытание пятое «Сказочники»

Цель: исследование уровня сосредоточенности внимания, словарного запаса, творческих способностей.

Психолог: - Как утомительны эти путешествия. А теперь давайте отдохнем. Садитесь в круг. Вы говорили, что вы любите сказки.

- А умеете ли вы сами придумывать сказки?

- Давайте вместе придумаем историю.

- Хотите? Итак, начинаем…. (Приложение3)

Психолог начинает историю, ребята продолжают.

Психолог: Замечательная сказка у нас получилась.


  1. Заключение «Сказочное дерево»

Цель: исследование уровня самооценки и эмоционального состояния ребенка.

Психолог: - В нашей стране растет необычное дерево.

- Почему оно необычное? Как вы думаете? (ответы детей)

- Необычно оно потому, что листья на нем не распускаются весной, а появляются как напоминание о каждом новом госте нашей планеты.

- Выберите, пожалуйста, листок, который вам больше всего подходит по цвету и по форме и прикрепите его к дереву там, где вам хочется.

Дети выбирают листок, подходящий им по форме, размеру, цвету и крепят его к дереву.

Психолог: - Какое насыщенное путешествие у нас с вами получилось. Мы с вами поучились в сказочной школе, построили дом сказочным жителям, добыли для них воздух, сами выступили в роли сказочников, а также помогли нашему дереву засиять разными красками.

- Скажите что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Психолог: - Время пролетело незаметно и нам пора отправляться обратно.

- Спасибо за приятное путешествие.

- До свидания!





Приложение 1

Лист наблюдений

Ф.И.ребенка___________________________________________________________________

Дата __________________________

Параметры наблюдения

Проявления

Примечания

Операциональные характеристики:

работоспособность

темп деятельности

скорость реакции

Состояние эмоционально волевой сферы:

проявления тревожности

проявления агрессивности

эмоциональный фон

Особенности познавательных процессов:

Мышление (активность, любознательность)

Внимание (устойчивое, неустойчивое)

Воображение (оригинальность и неординарность идей)

Особенности поведения в игровой деятельности

Характер взаимоотношений со сверстниками:

проявление организаторских и лидерских способностей

Коммуникативные особенности

Характеристики поведения:

уверенное

неуверенное

конформное

произвольность поведения

Особенности речи:

словарный запас

речевые нарушения

Ведущая рука

Учебная мотивация

Уровень самооценки




Приложение 2


Варианты заданий на исследование зрительно-моторной координации


Диагностическое занятие Путешествие в сказочную страну

Диагностическое занятие Путешествие в сказочную страну







Приложение 3

Варианты сказочных историй для продолжения


  1. В одной стране, жила одна очень аккуратная садовница. Она сильно любила цветы. Однажды она высаживала цветы, и вдруг одно зернышко выскочило у нее из руки и …..


  1. В одной тихой речке жил-был маленький крокодильчик. У него был красивый длинный хвост и много острых зубов. И вот когда его зеленая кожа стала твердой и молочные зубы сменились постоянными, он …..


  1. В лесу, на красивой земляничной поляне жили семейства муравьев. Взрослые муравьи ходили на работу, а маленьких муравьишек водили в детский сад за старой сосной.

Прошло время, муравьишки подросли, им пора было идти в школу, чтобы учиться писать и читать, узнавать много интересного. И вот однажды ….


  1. Жил-был на свете Петушок. Жил он с родителями, которые его любили. Он их тоже любил и поэтому старался радовать их. Когда петушок подрос, у него выросли большие перышки, гребешок стал ярко-красным. И вот он пошел в школу, но по дороге…


  1. В одном лесу жила-была большая и дружная семья лисиц. Одно поколение сменяло другое, и не было им равных по силе и ловкости. Славились они как самые опытные и умные охотники. Рос в этой семье маленький лисенок. Однажды родители решили, что настало время готовить лисенка к взрослой жизни и они стали…







© 2010-2022