Программа внеурочной деятельности для начальной школы Игровая психотерапия

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СТАРОБЕЛОКУРИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЛТАЙСКОГО РАЙОНА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ






Рабочая программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Игровая психотерапия»

в рамках реализации ФГОС-2


возраст учащихся 6,5-11 лет

срок реализации программы 4 года




Составитель: педагог-психолог Червова Ю.Г.

Старобелокуриха-2015

Пояснительная записка

В таких современных условиях жизни, как информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений, эмоциональная сфера ребенка подвергается перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий - обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность. В связи с этим становится значимой концепция психологического здоровья ребенка. Под психологическим здоровьем понимается, прежде всего, психологические аспекты психического здоровья, вза­имосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Особое отношение психологического здоровья к духовно­сти - к полноте и богатству развития личности, ориентации чело­века на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким об­разом, если у личности нет этической базы, то нельзя говорить о ее психологическом здоровье. Кроме того, психологическое здоровье основано на полноценном и сохран­ном психическом здоровье.

Актуальность: Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, так как учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, так как способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Программа разработана на основе методики И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой, игровых комплексов И.Н. Захарова, Р.П. Овчаровой.

Цель программы - формирование и профилактика психологического здоровья детей, снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность в тренинге.

Задачи программы:

  • формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и не­достатки;

  • развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;

  • формирование потребности в саморазвитии и самоизмене­нии у ребенка;

  • развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;

  • расширение пассивного и активного психологического сло­варя детей;

  • формирование представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • развитие познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку;

Общая характеристика курса

Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.

В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения. Также данная программа может быть реализована в младших классах общеобразовательных учреждений.

Основу спецкурса составляют адаптационно-пропедевтические занятия, основной формой которых является игровой тренинг.

Данные занятия реализуют целый ряд функций:

1. развлекательная,

2. коммуникативная,

3. диагностическая,

4. коррекционная,

5. пропедевтическая,

6. игротерапевтическая

Описание места курса в учебном плане

«Игровая психотерапия» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой МБОУ Старобелокурихинская СОШ, построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.

Содержание данной программы взаимосвязано с учебными предметами, Фрагментарно «Игровую психотерапию» можно применять во внеклассной работе и как элементы разгрузки обучающихся на уроках.

Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Курс изучается с 1 по 4 классы общим объемом 34 часа в год у 1 класса и 35 часов в год со 2-4 классы (по 1ч./неделю с 1 по 4 классы).

Задачи групповой работы с 1 по 4 классы

Класс

Задачи работы

1-й класс. «Путешествие в Мир Эмоций»

1. Развитие позиции школьника.

2. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).

3. Снижение страха ошибки.

4. Повышение самооценки детей.

5. Развитие рефлексии.

6. Развитие сплоченности детского коллектива

2-й класс.

«Путешествие в Мир Дружбы и Сотрудниче­ства»

1. Развитие толерантности и сотрудничества детей.

2. Развитие умения принимать ситуацию и изменять ее.

3. Работа с симпатиями и антипатиями в классе.

4. Профилактика и разбор конфликтных ситуаций в классе.

5. Коррекция страха отметки

3-й класс. «Путешествие по Внутренне­му Миру»

1. Развитие самосознания детей через совершенствование рефлексии.

2. Осознание детьми своего образа «Я» глазами Другого.

3. Развитие положительного отношения, принятия себя и Другого.

4. Развитие самостоятельности детей.

5. Развитие сплоченности детского коллектива

4-й класс. «Путешествие в Мир Будущего»

1. Работа с психологическим временем личности: осозна­ние прошлого, простраивание перспективы будущего, целей, средств их достижения.

2. Коррекция страха будущего.

3. Развитие осознания сферы прав и обязанностей.

4. Развитие самостоятельности детей

Занятия проводятся в классах начальной школы, в кабинете психологической разгрузки, в спортивном зале, на свежем воздухе.

Реализация программы предусматривает проведение практических работ, тренингов, бесед, драматизации, активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные, для интенсивного отдыха.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Если говорить о формировании психологического здоровья ре­бенка, то для этого важно не только удовлетворение его познавательных интересов, которое происходит в школе, но и насыщение его социальной потребности в общении и психологической потреб­ности в уважении к его достоинству, чувствам, способностям. Толь­ко в этом случае психологическое здоровье постепенно взращивает в личности самодостаточность и духовность, которые, однако, не появляются сами по себе, а воспитываются в постоянной заботе и внимании к внутреннему миру ребенка. К психолого-педагогиче­ским условиям формирования психологически здорового ребенка можно отнести также: наличие положительного фона настроения у ребенка; наличие в процессе его развития некоторого напряжения, побуждающего его к активным действиям, которое после сменяется состоянием расслабления; фиксация окружения на прогрессе ре­бенка. Примерный «портрет» психологически здорового человека выглядит как набор следующих качеств: креативность, спонтанность, жизнерадостность, открытость, стремление к позна­нию мира через разум и интуицию, принятие себя и окружающих людей, ответственность, доверие к миру, стрессоустоичивость, спо­собность приспосабливаться как к благоприятным, так и неблаго­приятным условиям среды. Одним словом, это человек, находя­щийся в гармонии с собой и окружающими.

  • Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

  • Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

  • Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.

  • Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.

  • Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.





Планируемые результаты освоения учащимися

программы «Игровая психотерапия»

К концу обучения курса учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  • осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе.

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни.

- работать в группе, в коллективе.

- получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем и сверстниками;

- адекватно анализировать собственные проблемы.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития.

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов.

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД: овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности;

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;

  • учиться наблюдать;

  • моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

  • учиться работать в паре и в группе;

  • выполнять различные роли;

  • слушать и понимать речь других ребят;

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

2 класс

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников;

  • учиться прогнозировать последствия своих поступков;

  • определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;

  • строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото);

  • делать выводы в результате совместной работы в группе;

  • учиться графически оформлять изучаемый материал;

  • моделировать различные ситуации;

  • усваивать разные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:

  • учиться позитивно проявлять себя в общении;

  • учиться договариваться и приходить к общему решению;

  • учиться понимать эмоции и поступки других людей;

  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

3 - 4 класс

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

  • извлекать необходимую информацию из текста;

  • определять и формулировать цель в совместной работе;

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях;

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учиться контролировать свою речь и поступки;

  • учиться толерантному отношению к другому мнению;

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

  • формулировать своё собственное мнение и позицию;

  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является игровой психотренинг.

Форма учёта умений и навыков - анкетирование, тестирование, проективные методики

Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:

Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.

Методика «Цветовых выборов»-оценка актуального эмоционального состояния.

Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.

Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»- оценка комфортности обучения в школе.

Методики на оценку познавательных способностей.

Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе

Форма подведения итогов

-открытые занятия;

-выставка творческих работ;

-итоговый диагностический скрининг, позволяющий определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.



Содержание спецкурса

«Игровая психотерапия»

1-й класс «Путешествие в Мир Эмоций»

Задачи программы:

1. Развитие позиции школьника.

2. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмо­циями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоцио­нального интеллекта).

3. Снижение страха ошибки.

4. Повышение самооценки детей.

5. Развитие рефлексии.

6. Развитие сплоченности детского коллектива.

Тема I. Я - школьник!

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии.

Занятие 2. Я - первоклассник!

Занятие 3. Правила школьной жизни.

Занятие 4. Правила и права.

Занятие 5. Моя школьная жизнь.

Занятие 6. Школа моей мечты.

Тема П. Мир Эмоций.

Занятие 7 - 8. Мимика и Жесты - Язык Мира Эмоций.

Занятие 9 - 10. Город Радости и Веселья.

Занятие 11 - 12. В Городе Радости только добрые слова!

Занятие 13. Радость можно передать прикосновением!

Занятие 14. Остров Страха и его обитатели.

Занятие 15. Смешные жители Острова Страха.

Занятие 16. Мы умеем побеждать страх.

Занятие 17. Пещера гнева.

Занятие 18. Обиженная Деревня.

Занятие 19 - 20. Гора Стыда.

Занятие 21 - 22. Прощение растворяет обиды.

Занятие 23. Мы владеем разными эмоциями.

Тема III. Мир Качеств.

Занятие 24. Мешок хороших качеств.

Занятие 25-26. «Темные» и «светлые» качества.

Занятие 27-28. Салют качеств.

Занятие 29-30. Умение видеть «светлые» качества.

Тема IV. Трудности первоклассника.

Занятие 31. Трудности первоклассника в школе, дома, на улице.

Занятие 32. Школьные трудности.

Занятие 33. Домашние трудности. На улице (поведение и общение)

Занятие 34. Итоговое занятие.

2-й класс «Путешествие в Мир Дружбы и Сотрудничества»

Задачи программы:

1. Развитие толерантности и сотрудничества детей.

2. Развитие умения принимать ситуацию и изменять ее.

3. Работа с симпатиями и антипатиями в классе.

4. Профилактика и разбор конфликтных ситуаций в классе.

5. Коррекция страха отметки.

Тема I. Я и моя школа.

Занятие 1. Я - Ученик!

Занятие 2. Мой успех в школе.

Занятие 3. Мое отношение к оценке.

Занятие 4. Как я оцениваю себя сам.

Занятие 5. Мои мечты о школе.

Занятие 6. Мой Класс.

Тема II. Мир Дружбы и Сотрудничества.

Занятие 7 - 8. Что такое Дружба?

Занятие 9. Настоящий Друг - какой он?

Занятие 10. Что мешает Дружбе?

Занятие 11. Что такое конфликт?

Занятие 12. Учимся разрешать конфликты!

Занятие 13 - 14. Я умею принимать Другого!

Занятие 15 - 16. Что такое сотрудничество?

Занятие 17. Мы команда - мы класс!

Тема III. Мой внутренний мир.

Занятие 18. Мир каракулей.

Занятие 19. Моя тайна.

Занятие 20. Мой мир эмоций.

Занятие 21. Сказочные превращения.

Занятие 22. Волшебная мандала.

Тема IV. Я - фантазер.

Занятие 23. Кого можно назвать фантазером?

Занятие 24. Мои сны.

Занятие 25. Я умею сочинять.

Занятие 26. Фантазии и ложь.

Тема V. Я и моя школа.

Занятие 27. Я и мои одноклассники.

Занятие 28. Что такое лень?

Занятие 29. Как справиться с «немогучками»?

Тема VI. Я и мои родители.

Занятие 30 - 31. Урок мудрости (уважение к старшим)

Занятие 32. Я умею просить прощения.

Занятие 33. Что такое одиночество?

Занятие 34. Я и мои «колючки». Итоговое занятие

3-й класс «Путешествие по Внутреннему Миру»

Задачи программы:

1. Развитие самосознания детей через совершенствование реф­лексии.

2. Осознание детьми своего образа «Я» глазами Другого.

3. Развитие положительного отношения, принятия себя и Дру­гого.

4. Развитие самостоятельности детей.

5. Развитие сплоченности детского коллектива.

Тема I. Знакомство с Самостоятельностью.

Занятие 1. Я - третьеклассник!

Занятие 2. Портрет третьеклассника.

Занятие 3. Что такое самостоятельность?

Занятие 4. Зачем нужна самостоятельность?

Занятие 5. Моя самостоятельность.

Занятие 6. Развиваем самостоятельность.

Занятие 7. Моя ответственность.

Занятие 8. Сила моего слова.

Тема II. Мой Внутренний Мир: кто я и каким меня видят Другие?

Занятие 9. Кто я?

Занятие 10. Мои увлечения.

Занятие 11. Мои роли.

Занятие 12. Осваиваем новые роли.

Занятие 13. Мои разные качества.

Занятие 14. Я глазами Других.

Занятие 15. Преодолеваем себя!

Занятие 16. Я могу, я умею!

Занятие 17. Мои достижения.

Занятие 18. Мои ресурсы.

Тема III. Учимся общаться.

Занятие 19. Что такое общение?

Занятие 20. Умение общаться.

Занятие 21-22. Стили общения.

Занятие 23-24. Ведущий - ведомый.

Занятие 25-26. Я терпим к Другому.

Занятие 27-28. Наше сотрудничество.

Занятие 29. Наша дружба.

Занятие 30. Мы - коллектив.

Тема IV. Мои права и обязанности.

Занятие 31. Что такое права

Занятие 32. Что такое обязанности?

Занятие 33. Моя свобода - мои права.

Занятие 34. Итоговое занятие.

4-й класс «Путешествие в Мир Будущего»

Задачи программы:

1. Работа с психологическим временем личности: осознание прошлого, выстраивание перспективы будущего, целей, средств их достижения.

2. Коррекция страха будущего.

3. Развитие осознания сферы прав и обязанностей.

4. Развитие самостоятельности детей.

Тема I. Я взрослею!

Занятие 1. Я - четвероклассник!

Занятие 2. Я стал взрослее - новые грани моего «я».

Занятие 3. Мое детство.

Занятие 4. Однажды, когда я был маленьким...

Занятие 5. Встреча с детством.

Занятие 6. Мои изменения.

Занятие 7. Трудности взросления.

Занятие 8-9. Я рассуждаю, как взрослый!

Занятие 10. Критерии взрослости.

Тема II. Моя самостоятельность.

Занятие 11. Мои новые возможности.

Занятие 12. Моя ответственность.

Занятие 13. Я самостоятелен!

Занятие 14-15. Сила моего слова.

Занятие 16. Сила моего «Я».

Занятие 17. Кто? Какой я?

Занятие 18. Проверка на самостоятельность.

Тема III. Мои права и обязанности.

Занятие 19. Что такое права?

Занятие 20. Что такое обязанности?

Занятие 21-22. Моя свобода - мои права.

Занятие 23-24. Мои обязанности.

Занятие 25. Билль о правах и обязанностях четвероклассника.

Тема IV. Мое Будущее.

Занятие 26-27. Моя будущая жизнь.

Занятие 28. На распутье дорог.

Занятие 29. Найти смысл

Занятие 30. О двух братьях и сильной воле

Занятие 31. Волшебники

Занятие 32. Я ставлю цели.

Занятие 33. Моя мечта.

Занятие 34. Я перехожу в 5-й класс





Тематический план 1 класс

Дата

Раздел

Тема

Содержание работы

Количество часов

1

Я - школьник!

Знакомство. Введение в мир психологии

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

2


Я - первоклассник

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

3


Правила школьной жизни

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

4

Правила и права

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

5


Моя школьная жизнь

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

6


Школа моей мечты

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

7-8


Мир Эмоций

Мимика и Жесты - Язык Мира Эмоций

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

9-10


Город Радости и Веселья

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

11-12


В Городе Радости только добрые слова!

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

13


Радость можно передать прикосновением

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

14


Остров Страха и его обитатели

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

15


Смешные жители Острова Страха

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

16


Мы умеем побеждать страх

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

17


Пещера Гнева

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

18



Обиженная Деревня

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

19-20


Гора стыда

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

21-22


Прощение растворяет обиды!

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

23



Мы владеем разными эмоциями!

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

24


Мир Качеств

Мешок хороших качеств

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

25-26


«Темные» и «светлые» качества

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

27-28


Салют качеств

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

29-30


Умение видеть «светлые» качества

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

31


Трудности первоклассника

Трудности первоклассника в школе, дома, на улице

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

32


Школьные трудности

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

33


Домашние трудности

На улице (поведение и общение)

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

34


Итоговое занятие

Итоговый диагностический скрининг

1


Всего

34



Тематический план 2 класс

Дата

Раздел

Тема

Содержание работы

Количество часов

1

Я и моя школа

Я - Ученик!

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

2


Мой успех в школе

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III. Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

3


Мое отношение к оценке

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

4


Как я оцениваю себя сам

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III. Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

5







Мои мечты о школе

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III. Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

6


Мой Класс

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

7-8


Мир Дружбы и Сотрудничества

Что такое Дружба?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

9

Настоящий Друг - какой он?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III. Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

10

Что мешает Дружбе?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

11


Что такое конфликт?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

12


Учимся разрешать конфликты!

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III. Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

13-14


Я умею понимать Другого!

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

15-16


Что такое сотрудничество

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

17


Мы команда - мы Класс!

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

18

Мой внутренний мир




Мир каракулей

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

19

Моя тайна

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

20

Мой мир эмоций

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

21

Сказочные превращения

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

22


Волшебная мандала

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

23

Я - фантазер

Кого можно назвать фантазером?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

24


Мои сны

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

25



Я умею сочинять

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

26


Фантазии и ложь

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

27


Я и моя школа

Я и мои одноклассники

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

28


Что такое лень?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

29


Как справиться с «Немогучками»?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

30-31


Я и мои родители

«Урок мудрости» (уважение к старшим)

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

2

32


Я умею просить прощения

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

33



Что такое одиночество?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания


1

34-35



Я и мои «колючки».

Итоговый диагностический скрининг

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

2


Всего


35







Тематический план 3 класс

Дата

Раздел

Тема

Содержание работы

Количество часов

1

Знакомство с Самостоятельностью


Я - третьеклассник!

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

2

Портрет третьеклассника

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

3


Что такое самостоятельность?

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

4


Зачем нужна самостоятелность

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

5


Моя самостоятельность

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

6


Развиваем самостоятельность

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

7

Моя ответственность

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

8


Сила моего слова

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

9


Мой Внутренний Мир

Кто я?

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

10


Мои увлечения

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

11

Мои роли

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

12


Осваиваем новые роли

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

13


Мои разные качества

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

14


«Я» глазами Других

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

15


Преодолеваем себя!

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

16

Я могу, я умею!

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

17


Мои достижения

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

18



Мои ресурсы

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

19


Учимся общаться

Что такое общение

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

20


Умение общаться

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

21-22


Стили общения

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

23-24


Ведущий - ведомый

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

25-26


Я терпим к Другому

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

27-28


Наше сотрудничество

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

29


Наша дружба

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

30

Мы - коллектив

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

31-32


Мои права и обязанности

Что такое права?

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

33


Что такое обязанности?

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

34-35


Моя свобода - мои права. Билль о правах

Итоговое занятие

I. Ритуал приветствия.

II.Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2


Всего

35










Тематический план 4 класс

Дата

Раздел

Тема

Содержание работы

Количество часов

1

Я взрослею!

Я - четвероклассник!

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

2


Я стал взрослее - новые грани моего «я».

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

3


Мое детство.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

4


Однажды, когда я был маленьким...

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

5


Встреча с детством.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

6


Мои изменения.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

7










Моя самостоятельность

Трудности взросления.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

8-9


Я рассуждаю, как взрослый!

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

10


Критерии взрослости.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

11


Мои новые возможности.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

12


Моя ответственность.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

13


Я самостоятелен!

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

14-15


Сила моего слова.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

16


Сила моего «Я».

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

17








Мои права и обязанности


Кто? Какой я?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

18


Проверка на самостоятельность

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

19


Что такое права?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

20


Что такое обязанности?

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

21-22


Моя свобода - мои права.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

23-24


Мои обязанности.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

25


Билль о правах и обязанностях четвероклассника.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

26-27


Мое Будущее

Моя будущая жизнь.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

2

28

На распутье дорог.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

29


Найти смысл

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания.

1

30



О двух братьях и сильной воле

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

31



Волшебники

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

32



Я ставлю цели.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

33



Моя мечта.

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1

34-35



Я перехожу в 5-й класс

Итоговый диагностический скрининг

I. Ритуал приветствия.

II. Психологическая разминка.

III.Основное содержание занятия:

IV. Ритуал прощания

1


Всего

35


Описание материально-технического обеспечения курса

Наименование

Количество

1

Пуфик-кресло с гранулами

4

2

Музыкальный центр

1

3

Ковер

1

4

Столы для групповых занятий

2

5

Стулья для работы за столами

5






Литература



  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. - 280 с.

  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.

  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.

  4. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.

  5. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.

  6. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.

  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. - М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. - 160с.

  8. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М.: Сфера, 2001. - 128с.

  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. - 344с.






31



© 2010-2022