«Спорт – альтернатива пагубным привычкам» Исследовательская работа (8, 9 классы)

ВведениеО вреде табакокурения Чем вредно курение? В первую очередь страдают органы дыхания: 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита. Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока из которых вызывают рак, а также несколько сотен ядов, включая никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту и т.д. В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Пачка...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»



«Спорт - альтернатива пагубным привычкам»

Исследовательская работа



«По следу дымящейся сигареты»



Методы исследования:


  • описательный метод;

  • сравнительный метод;

  • экспериментальный метод.



Работу выполнила: Педагог - психолог

Кильчурина Марина Геннадьевна



г. Усть-Катав



Введение

О вреде табакокурения


Чем вредно курение?

В первую очередь страдают органы дыхания: 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита. Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока из которых вызывают рак, а также несколько сотен ядов, включая никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту и т.д. В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год! Температура тлеющей сигареты 700-800 градусов! Легкие курильщика со стажем - черная, гниющая масса.

He все знают, что 25% умерших от ишемической болезни сердца погубили себя курением. Кроме легких и гортани, сильнейший удар наносится по сердцу и сосудам. После каждой выкуренной сигареты увеличивается давление крови, повышается содержание в ней холестерина. Курение усиливает риск развития атеросклероза.

Особенно часто у курящих людей страдают артерии ног. Из-за нарушения регуляции происходит устойчивый спазм сосудов. Их стенки смыкаются, и кровообращение мышц затрудняется. Болезнь называется перемежающейся хромотой. Она проявляется в том, что во время ходьбы внезапно начинается резкая боль в ногах, которая проходит через пару минут, но вскоре опять возобновляется. Недостаток кровоснабжения сказывается и на состоянии тканей ног. В них из-за недостатка кислорода постепенно развивается омертвление (гангрена). Огромное количество людей потеряли ноги из-за курения.

Никотин - один из сильнейших известных ядов широко используется в хозяйстве. После проникновения сигаретного дыма в легкие, никотин попадает в мозг уже через семь секунд. Постоянное и длительное курение табака приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курящего - желтоватый оттенок белков глаз и кожи, преждевременное ее увядание. Кроме того, при курении появляется заметный запах изо рта, воспаляется горло, краснеют глаза.

И Вас это не волнует?!

Никотин утяжеляет течение ряда болезней, таких как гипертоническая болезнь, гастрит и многие другие. При таких заболеваниях, как язвенная болезнь, тромбофлебит, инфаркт миокарда, выздоровление без отказа от курения невозможно! Среди курильщиков чаще встречается язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Более того, опасность летального исхода у курящих с язвенной болезнью выше, чем у некурящих.

Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости - импотенции. Поэтому лечение начинают с того, что больному предлагают прекратить курение.

Особенно вреден никотин беременным, так как это приводит к рождению слабых, с низким весом детей - повышается заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. После выкуренной беременной женщиной сигареты, наступает спазм кровеносных сосудов плаценты, и плод находится в состоянии кислородного голодания несколько минут! При регулярном курении во время беременности плод находится в состоянии хронической кислородной недостаточности практически постоянно. Следствие этого - задержка внутриутробного развития плода. Курящая беременная подвергает себя повышенному риску возможного выкидыша, рождения мертвого ребенка. Курением женщина губит не только себя, но и близких Вам людей, возможно, своих же детей.

Вторичный дым, или, как еще говорят - пассивное (вынужденное) курение, или вынужденное курение, может быть причиной сердечных заболеваний, рака легких, астмы, бронхита.

Не лишайте здоровья ни в чем неповинных людей!

Не курите при некурящих, особенно при детях!

«Легкие», «супер легкие» сигареты:

За и против.

Мы часто слышим «легкие», «супер легкие» сигареты - это все уловка рекламы. На самом деле их действие на организм человека одинаково, и это не зависит от легкости, крепости сигарет.

При переходе на сигареты с пониженным содержанием вредных веществ увеличивается число выкуриваемых сигарет, что может свести на нет любые преимущества изделий с низким содержанием смол и никотина и увеличивает риск для здоровья.

Не существует безопасной сигареты и безопасного уровня курения

Единственным наиболее эффективным способом снижения опасности для Вашего здоровья остается прекращение курения.

Курение приводит к развитию многих смертельных заболеваний:


  • Рак легких;

  • Хронический бронхит;

  • Ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда;

  • Инсульты;

  • Язвенная болезнь и рак желудка.

Доказано, что табак является причиной смертности от рака легкого в 90% всех случаев, от болезней сердца в 25% всех случаев. Примерно 25% регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 20 или 30 лет дольше. Умершие вследствие курения в среднем теряют 10-15 лет своей жизни.

Почему же сигаретный дым так опасен?

В сигаретах содержится никотин - наркотик, вызывающий привыкание. В сигаретном дыме содержится много химических веществ, многие из них просто яды.

Вот далеко не полный перечень этих ядов и их назначение:


  • Уксусная кислота - средство для консервирования;

  • Фенол - дезинфицирующее средство;

  • Аммоний - очиститель для ванн и унитазов;

  • Полоний-210 - радиоактивный элемент;

  • Метанол - ракетное топливо;

  • Мышьяк - яд для борьбы с вредителями;

  • Бутан - горючее для зажигалок;

  • Окись углерода - выхлопной дым;

  • Ацетон - растворитель красок;

  • Нафталин - средство от моли;

  • Формальдегид - жидкость для хранения мертвых тел;

  • Смола - горючий материал.

Среди ядовитых веществ, содержащихся в сигаретном дыме, более 40 канцерогены (вещества, вызывающие рак), в том числе ацетальдегид, ацетон, муравьиная кислота, цианистый водород, фенол, бензол, формальдегид, гидрозин, уретан, бензпирен, аминобифенил, толуидин.

Получается, что курящий человек служит добровольным фильтром для своей сигареты!

Скажи курению «Нет!»

Ни для кого не секрет, насколько опасно курение, однако же, во всём мире ежедневно выкуривается около 15 миллиардов сигарет. В нашей стране курит почти треть всего населения в возрасте от 15 лет и старше. Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой - проблемой является бросить курить, для второй - избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также - сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входит в зажжённую сигарету.

Совместное мероприятие для учащихся 5-9 классов и их родителей.

Тема: «По следу дымящейся сигареты»

Цели:

- На доступных примерах рассказать детям о вреде курения. - Познакомить учащихся с влиянием курения на организм человека.

- Пропаганда здорового образа жизни.

- Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних.

- Воспитание культуры здоровья, здоровья как семейных ценностей.

Задачи:


  • Формировать отрицательное отношение учащихся к курению.

  • Развивать интерес учащихся к здоровому образу жизни.

  • Стабилизация эмоционального состояния.

  • Формирование навыков позитивной коммуникации.

  • Повышение самооценки.


  1. Вводное слово:

Я сейчас скажу Вам «волшебное» слово - «Здравствуйте!»

- ты скажешь человеку, «Здравствуйте!»

- улыбнётся он в ответ.

И наверно, не пойдёт в аптеку.

И здоровый будет много лет.

Когда люди говорят «Здравствуйте!»,

они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья.

Вот и я Вам сейчас всем пожелала здоровья.

А что такое здоровье, как его измерить?

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

По данным отечественных и зарубежных учёных на наше здоровье влияют:

- образ жизни (50-55%);

- экология (20-25%);

- наследственность (20%);

- здравоохранение (10%).

Получается, что в большей степени здоровье каждого человека зависит от него самого.

Жизнь долга, если она полна»

Один из главных показателей здоровья - продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.

Уважаемые родители, ребята, как вы уже догадались, что сегодня у нас с вами будет серьёзный разговор. А говорить мы будем о курении.

Тема нашей беседы: «По следу дымящейся сигареты».


  1. Основная часть:


  • Что вы представили, когда я произнесла это слово «курение»?

- (ответы детей).

  • Почему человек может принять решение начать курить?

Возможно, вы сами по какой-то причине начали курить. (На доске записываются варианты ответов учащихся):

  1. Захотел быть похожим на взрослых, которые курят.

  2. Повлияло мнение друга.

  3. Увидел интересную и красивую рекламу.

  4. Увидел, как это делают герои фильма.

  5. Думал, что это придаст мне привлекательности.

  6. Захотел выделиться.

  • Всегда ли сигарета помогает достичь нужной цели?

(разбирается каждый случай).

Вывод:

  • Что вы знаете о табаке?

(рисунок табака, табличка «Табак - яд»)

(см. приложение 1,2)

Табак однолетнее, довольно капризное растение высотой до двух метров, с крупными листьями и воронковидными белыми или розовыми цветами, издающими сильный аромат.

(табличка «Никотин-яд»). (см. приложение 3).

Никотин, вызывающий сильную зависимость, содержится в зелёных частях растения.

  1. Немного истории:

Табак - это слово изначально происходит из языка индейцев. Американские индейцы жевали табак, курили его, завернув в маисовые листья или набив им так называемые «трубки мира».

(Портрет Х. Колумба). (см. приложение 4).

В 1942 году Мореход и путешественник Христофор Колумб открыл Новый свет, он достиг берегов Америки. По возвращении домой мореплаватели привезли табак домой в Европу.

Портрет Петра первого). (См. приложение 5).

Курение табака в России ввёл принудительным порядком Пётр первый, который сам пристрастился к табаку во время учёбы в Голландии и считал, что эта привычка приблизит Россию к Европейской культуре.

Итак:

  1. Что такое табак?

  2. Что в нём содержится?

  3. Откуда пришёл табак в Европу и Россию?

(Рисунок растения табака). (См. приложение 6).

Зажжённая сигарета - своего рода химзавод. Учёные обнаружили, что табачный дым содержит более 4700 веществ.

Во время курения эритроциты (кровь) начинают вместо кислорода переносить ядовитый угарный газ, способность органов выполнять свои функции снижается. В альвеолах (мельчайших лёгочных пузырьках) где осуществляется газообмен, происходят необратимые изменения. Стенки альвеол становятся жёсткими, что затрудняет дыхание и работу сердца. При этом по утрам курильщика мучает кашель с мокротой, изменяется форма грудной клетки.

К несчастью повреждённые альвеолы не восстанавливаются, однако развитие болезни (эмфиземы) можно остановить. Повреждение альвеолы удаляют, вырезав часть лёгкого.

  1. Практическая часть:

(Раздаются анкеты)

«Спорт – альтернатива пагубным привычкам» Исследовательская работа (8,9 классы)«Спорт – альтернатива пагубным привычкам» Исследовательская работа (8,9 классы)


АНКЕТА

Оценка степени мотивации и готовности к отказу от курения

1. Бросили бы вы курить, если бы это было легко?

Определенно нет 0;

Вероятнее всего, нет 1;

Возможно, да 2;

Вероятнее всего, да 3;

Определенно, да 4;

2. Как сильно вы хотите бросить курить?

Не хочу вообще 0;

Слабое желание 1;

В средней степени 2;

Сильное желание 3;

Однозначно хочу бросить курить 4;

Результаты:

Сумма баллов больше 6: Высокая мотивация отказа от курения;

Сумма баллов от 4-6: Слабая мотивация;

Сумма баллов 3 и ниже: Отсутствие мотивации.

(Зачитываются результаты анкеты).

Вы ответили на вопросы анкеты и, в результате этого мне стало известно, что 2 мальчика в вашем классе курят. Причём каждый из них пробовал бросить курить, но, к сожалению, это не получилось, ни у одного из них.

Так чем же опасно курение? (ответы учащихся).

Человек бросивший курить чувствует себя значительно лучше. Со временем он становится более спокойным, менее раздражительным.

«Спорт – альтернатива пагубным привычкам» Исследовательская работа (8,9 классы)

Когда Вы бросите курить...


  • через 20 минут - после последней сигареты артериальное давление снизится до нормального, восстановится работа сердца, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней;

  • через 8 часов - нормализуется содержание кислорода в крови;

  • через 2 суток - усилится способность ощущать вкус и запах;

  • через неделю - улучшится цвет лица, исчезнет неприятный запах от кожи, волос, изо рта при выдохе;

  • через месяц - явно станет легче дышать, покинут утомление, головная боль, особенно по утрам, перестанет беспокоить кашель;

  • через полгода - пульс станет реже, улучшатся спортивные результаты - начнете быстрее бегать, плавать, почувствуете желание физических нагрузок;

  • через 1 год - риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину;

  • через 5 лет - резко уменьшится вероятность умереть от рака легких по сравнению с теми, кто выкуривает пачку в день;

  • через 10-15 лет у человека бросившего курить состояние здоровья восстанавливается до уровня некурящего.

Будьте здоровы!


  1. Экспериментальный опыт:

Сейчас мы проведём опыт. (Помогают 2 ученика, берётся шприц, в него помещают вату. На иглу насаживают сигарету и раскуривают её, втягивая дым внутрь шприца. Вата должна пожелтеть).

«Спорт – альтернатива пагубным привычкам» Исследовательская работа (8,9 классы)«Спорт – альтернатива пагубным привычкам» Исследовательская работа (8,9 классы)

То же самое происходит с вашими лёгкими во время курения.


  • А что же происходит с людьми, которые не курят сами, но находятся рядом с курящими?

  • Как вы думаете? (ответы учащихся).

  • Почему? Оказывается, и на это учёные дали ответ. Эти люди, т.е. мы с вами становимся в таком случае ((пассивными курильщиками).

Если курильщик несколько раз наберёт в рот дым от сигареты и выдохнет его на чистую салфетку, то на белой ткани образуется коричневое пятно.

(Табличка «Табачный дёготь). (См. приложение 7).

Это табачный дёготь - яд, который содержится в дыму. И если помазать уши кролика этим дёгтем он заболевает и умирает.

Вывод:

Значит и сигаретный дым опасен для здоровья не только курящих, но и дышащих этим дымом. Вот почему надо стараться не находиться в помещении, где курят, быстрее проветрить такое помещение. Теперь вы сами можете сделать вывод полезно ли курить подросткам.

  1. Правдоподобные факты:

Учёные в течение нескольких лет проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками.

И вот что выяснили:

Заболевания

Курящие

Некурящие

1.Нервные

14

1

2.Снижение слуха

13

1

3.Ухудшение памяти

12

1

4.Плохое физическое состояние

12

2

5.Нечистоплотны

12

1

6.Плохое умственное состояние

18

1

7.Имеют плохие отметки

18

3

8.Медленно соображают

19

3



(Учащиеся зачитывают данные таблицы вслух по очереди).

(Знак перечёркнутая сигарета). (См. приложение 8).

Курение долгое время считалось личным делом каждого. Однако на сегодняшний день люди больше знают, о вреде курения и поэтому мы очень часто видим такой знак в общественных местах?

  • Что он означает?

Прочитаёте, что написано на плакатах:

- «Курить - здоровью вредить».

- «Курить - себя губить».

  1. Подведение итогов:

Курильщик губит не только своё здоровье, но и вредит здоровью окружающих людей, которые являются «пассивными курильщиками», вдыхая яд. А ядов 1200. Мы познакомились с двумя из них.

Назовите их (никотин, дёготь).

  • Чем каждый человек может заменить для себя курение? (Ответы учащихся).



  1. Занятие спортом.

  2. Увлечение искусством.

  3. Общение с другими людьми.

  4. Общение с природой.



  • Что каждый из вас может сделать, чтобы курящих людей вокруг нас стало меньше?



  1. Не курить самому.

  2. Рассказать друзьям и знакомым о вреде курения.

Берётся использованная сигарета и ломается, а затем выбрасывается в мусор.

- В конце мероприятия педагог рекомендует литературу для родителей и их детей о здоровом образе жизни.

- Также раздаёт памятки родителям «Как бросить курить?

- Если ваш ребенок начал курить.



  1. Заключительное слово

Сейчас я снова скажу Вам «Волшебные слова»

«До свидания!», «Спасибо!», «Простите!»

Щедро дарите.

Дарите прохожим, Друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке, и в школе и дома.

Слова эти очень важны.

Они человеку, как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить.

«До свидания!»

Всем спасибо.


ПАМЯТКА


Как бросить курить?

1. Внимательно изучить научные данные о влиянии курения на здоровье.

2. Оценить состояние своего здоровья, проанализировать наличие симптомов его нарушения (кашля, мокрота, повышенное артериальное давление, боли в желудке, ранние морщины, хроническая усталость и т.д.).

3. Определите причины отказа от табака (улучшить здоровье, сэкономить деньги, иметь здорового младенца и т.д.).

4. Сосредоточьтесь на причинах и примите решение.

5. Выберите день, в который вы бросите курить.

6. Не допускайте чтобы кто-то курил там, где находитесь вы.

7. Обеспечьте себе поддержку окружающих.

8. Определите что вызывает непреодолимое желание курить (тоска, стресс). Научитесь бороться с проблемами здоровыми способами: чтение, приятная музыка, любимое занятие, манипулирование каким-либо предметом (при рефлекторном курении) и т.д.

9. Обратитесь за помощью к лекарственным препаратам (пластырь, жевательная резинка).

10. Обратитесь к специалистам в области зависимостей (нарколог, психотерапевт и т.д.).



ПАМЯТКА для родителей

Если ваш ребенок начал курить


Вы узнали, что ваш сын или дочь курит. Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову, - строго наказать, запретить раз и навсегда, чтобы это никогда не повторилось. Однако не спешите!

Наказание не устраняет причин раннего курения! Оно только наносит ущерб доверию ребенка к родителям.

Не надо запугивать подростка, информация о вреде курения должна быть достоверной и актуальной.

Курение родителей в присутствии подростков недопустимо! Запрещение курения для подростков должно быть обосновано и мотивировано!

Взрослые не уронят своего авторитета, если откровенно признаются детям в своей слабости: сами они курят потому, что не в силах избавиться от этой пагубной привычки. Это создаст у детей правильное отношение к курению и повысит доверие к родителям.

Родители должны первыми освободиться от курения.

Помогите ребенку отвлечься от привычки курить (игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы - все это способствует отказу от курения).

Следует не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.

Не бойтесь компании своего ребенка, а помогайте и его друзьям бороться с соблазном курения.

Бросайте курить, а лучше не начинайте!

Рекомендуемая литература для родителей и их детей

о здоровом образе жизни:



  1. Библиотека молодой семьи «Если хочешь быть здоров» Москва, «физкультура и спорт», 1988г., А.А. Исаев.

  2. «Как быть здоровым», В.А. Иванченко, г. Челябинск, «Южно-Уральское книжное издательство», 1989г.

  3. «Как помочь детям стать здоровыми», методическое пособие, А.Е. Бабенко, «Артель», Москва, 2003г.

  4. «Уроки Геркулеса», А. Радионенко, Москва, «Физкультура и спорт», 1974г.

  5. Триада здоровья: движенье, закаливание, питание, В. Иванченко.

  6. «Окно в природу», С. Минделевич, 2000г.

  7. «Расти здоровым», Г. Зайцев, «Акцидент», Санкт-Петербург, 1995г.

  8. «Личная гигиена», «Просвещение», В.И. Леха, 2001г., Москва.

  9. «Играйте на здоровье», И.Ю. Иванов, «Московская правда», 1991г.

  10. «Пешком ходить - долго жить», М. Гриненко, Москва, «Плакат», 1984г.

  11. «Береги платье снову, а здоровье смолоду», г. Челябинск, 1999г., А.В. Архипов.





© 2010-2022