Рабочая программа. Элективный курс по психологии. Диагностика и самоопределение. 8 класс

Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Лицей №19» МО «Город Майкоп» Республики Адыгея

Согласовано

Руководитель школьного методического объединения

_______________________

Ф.И.О.

«___» _________ 201__г.




Согласовано

Заместитель директора



______________________

Ф.И.О.

«___» _________ 201__г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Лицей №19»

______________________

Ф.И.О.

«___» _________ 201__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективный курс по психологии



«Диагностика и самоопределение»



8 класс



2015-2016 учебный год

Познахирина Елена Викторовна

Педагог- психолог


Пояснительная записка


Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Рабочая программа элективного курса " Диагностика и самоопределение" рассчитана на обучающихся восьмых классов, составлена на основе программы Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии». М.: Генезис,2011г

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.

Программа курса «Диагностика и самоопределение» направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся 8 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. В программе использованы различные типы занятий, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях многих регионов РФ.Занятия разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса; сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей). Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Цель: формирование и развитие у восьмиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Задачи программы:

- психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);

- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;

- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.

В содержании программы курса выделены 2 части:

теоретическая;

практическая.

В теоретической части раскрывается общая характеристика профессиональной деятельности человека, знакомство с типами профессий, физиологические и психические ресурсы личности. Содержание программы построено в соответствии с дедуктивным принципом - от общего к частному. Содержание, соответствующее базовому содержанию обязательного минимума включено с целью его актуализации, определению его места в системе современного обучения школьников, обновлению содержания образования в ОО «Технология». За отведённое время на изучение курса необходимо ознакомить учащихся со структурой современного рынка труда, правилами выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»), изучить типы профессий и путём группового обсуждения, тестирования, развивающих процедур выявляют для себя соответствующую профессиональную среду.

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. При реализации программы целесообразно сделать смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения самостоятельными навыками определения будущей профессиональной карьеры, поиск источников получения информации о профессиях, путей получения профессии. Поиск необходимых знаний должен идти через самопознание личности и определение её места в соответствующей профессиональной сфере. Программа курса составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме игровых дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме.

Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Основные принципы программы:

- принцип гуманизации - приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;

- принцип индивидуализации - учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;

- принцип социализации - содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.

При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить; пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.

Структура программы.

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, презентаций и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая - развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.

Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта. По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

Учащиеся должны уметь:

ориентироваться в мире профессий, определять и соотносить с требованиями будущей профессии: тип темперамента, тип мышления, способности, учитывать особенности внимания и памяти при выборе направления.

Знать:

что такое профпригодность, ПВК будущей профессии, ошибки при выборе профессии, цели, условия, предмет и средства труда, какие типы профессий существуют, какие есть ограничения выбора с позиции здоровья.

План занятий по программе «Диагностика и самоопределение»

I блок. Что я знаю о своих возможностях

1. Самооценка и уровень притязаний.

2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.

3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

4. Что такое стресс. Приемы саморегуляции.

5. Определение типа мышления. Интеллектуальный потенциал.

6. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.

7. Внимание и память.

8. Обобщение по теме «Что я знаю о своих возможностях».

II блок. Что я знаю о профессиях

9. Классификация профессий.

10. Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

11. Интересы и склонности в выборе профессии.

12. Профессионально важные качества.

13. Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях».

III блок. Способности и профессиональная пригодность

14. Способности общие и специальные. Практические способности.

15. Способности к интеллектуальным видам деятельности.

16. Уровни профессиональной пригодности.

17. Обобщение по теме «Способности и профессиональная пригодность».

IV блок. Планирование профессиональной карьеры

18. Мотивы и потребности.

19. Ошибки в выборе профессии.

20. Современный рынок труда.

21. Пути получения профессии.

22. Навыки самопрезентации.

23. Стратегия выбора профессии.

24. Обобщение по теме «Планирование профессиональной карьеры».

25. Эвристическая работа.

26. Защита проектов.

Календарно- тематическое планирование по элективному курсу «Диагностика и самоопределение 8 класс»

номер занятия

Тема урока.

Элементы содержания занятия

и формы контроля.

Дата

проведения

I блок. Что я знаю о своих возможностях.

1

Самооценка и уровень притязаний.

Задачи и содержание курса. Понятия самооценки и уровня притязаний. Тестирование.


2 - 3

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

Основные типы темперамента. Определение своего типа темперамента. Тестирование.


4

Чувства и эмоции. Тест эмоций.

Истоки негативных эмоций.

Основные понятия, виды чувств и эмоций. Тестирование.


5

Что такое стресс. Приемы саморегуляции.

Основные понятия, виды; методы саморегуляции. Тестирование.


6 - 7

Определение типа мышления.

Интеллектуальный потенциал.

Сущность понятия «мышление». Характеристика этапов развития мышления человека. Тестирование.


8 - 9

Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.

Тестирование.


10 - 11

Внимание и память.

Сущность понятий «внимание», «память». Характеристика этапов развития внимания, памяти человека. Роль внимания, памяти в профессиональной деятельности человека. Тестирование.

.

12

Обобщение по теме «Что я знаю о своих возможностях».

Диагностика интеллектуальных способностей как важнейшая составляющая в системе психических качеств, определяющих готовность человека к обоснованному и осознанному выбору профессии.





II блок. Что я знаю о профессиях.

13

Классификация профессий.


Классификация профессий по Климову. Презентация.


14

Формула профессии.

Профессия, специальность, должность.

Лекция с элементами групповой беседы.


15- 16

Интересы и склонности в выборе профессии.

Карта интересов. Тестирование.

17

Профессионально важные качества.

Лекция с элементами групповой беседы.


18

Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях».

Предметы труда, виды деятельности. Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем».


III блок. Способности и профессиональная пригодность.


19

Способности общие и специальные. Практические способности.

Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности.


20

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Характеристика основных этапов развития интеллектуальных способностей. Тестирование.


21

Уровни профессиональной пригодности.

Тестирование.


22

Обобщение по теме «Способности и профессиональная пригодность».

Лекция с элементами групповой беседы.






IV блок. Планирование профессиональной карьеры.


23 - 24

Мотивы и потребности.

Тестирование.


25

Ошибки в выборе профессии.

Лекция, игра «Оптимисты и скептики».


26

Современный рынок труда.

Спрос на определенные виды профессиональной деятельности, рейтинг профессий по области, по стране.


27- 28

Пути получения профессии.

Анкетирование. Матрица профессионального выбора.


29-30

Навыки самопрезентации.

Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.


31

Стратегия выбора профессии.

Три составляющие «Могу. Хочу. Надо»; игра «Машина времени».


32

Обобщение по теме «Планирование профессиональной карьеры».


Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем». Беседа.


33

Эвристическая работа.

Сочинение. «Профессии нужные людям»


34

Защита проектов

«Мой выбор»


35

Защита проектов

«Мой выбор»














Список литературы

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

«Я и профессия» метод.пособие

Резапкина Г.В.

Казань, 2008г.

2

Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.

Резапкина Г. В

М.: Генезис, 2005.

3

Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки

Резапкина Г.В.

М.: Генезис, 2006

4

Сайт: psychologia.edu.ru/article.php

5

Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации.

Тутубалина Н.В.

Ростов н/Д: «Феникс», 2005г.

6

Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники

Пражников Н.С.

М: ВАКО 2005.







© 2010-2022