Мастер-класс Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАСТЕР - КЛАСС

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЛЁНОГО ТЕСТА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


Одним из материалов, которые можно использовать в арттерапии является соленое тесто, которое стало в последние годы очень популярным материалом для лепки. Тесто очень эластично, его легко приготовить, изделия из такого материала долговечны, а процесс изготовления поделок доставляет удовольствие и радость. Использовать солёное тесто в работе с дошкольниками можно с самого раннего возраста.

Цель - терапевтическое воздействие на ребёнка.

Задачи:

  1. Снижение нервного напряжения, агрессии.

  2. Развитие чувства значимости, повышение самооценки.

  3. Повышение уровня внимания, развитие умения работать в группе.

  4. Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, координации движений, расширение кругозора.

Так каковы же особенности использования солёного теста в арттерапевтических целях?

С детьми младшего возраста мы решаем задачи:

помощь в адаптации ребёнка к дошкольному учреждению (снятие напряжённости, развитие самовосприятия, самооценки, профилактика страхов), коррекция негативных последствий кризиса 3-х лет, сенсомоторное развитие, развитие коммуникативных навыков.

С детьми старшего возраста мы решаем задачи:

социально-эмоциональное развитие, работа с тревожностью, страхами, низкой самооценкой, развитие произвольности, ресурсных возможностей.

Используемые приёмы лепки в младшем возрасте.

Разминание, «шлепанье», сплющивание, скатывание шарика, раскатывание «колбаски», отщипывание, разрезание стекой «колбаски», соединение 2-3 частей поделки, работа с трафаретами, штампами.

Примерная тематика.

Мы катаем «колобки». Что это будет? Колобок, витаминки, корзинка яблок, апельсинов, помидоров, виноград, вишенки, рябина, мячики, снеговик, гусеничка, ёлочные шары и т.д.

Мы делаем «колбаски». Что это будет? Верёвочка, сосиски для котёнка,

змейка или червячок, соединим концы «колбаски» и будет бублик, кренделёк, скатаем спиралькой, получим улитку, розочку, плюшку, скрутим две «колбаски» в жгутик и соединим концы будет витушка и т.д.

Плющим «колобки», делаем «блинчики». Что это будет? Блинчики, лепёшки, пицца, шляпа гриба, торт, пряник, печенье, тарелка, пирамидка,

солнышко и т.д.

Тематика может быть самой разнообразной и расширяться по мере накопления и отрабатывания детьми навыков действия с тестом.

Используемые приёмы лепки в старшем возрасте.

Скатывание, раскатывание, сплющивание, отщипывание, прищипывание пальцами, деление на равные и неравные части, оттягивание, соединение нескольких частей поделки, создание композиций из 2-3 предметов, выполнение декорированных композиций налепом и рельефом, расписывание вылепленного изделия, самостоятельное использование дополнительных материалов для его декорирования.

Примерная тематика.

Фрукты, овощи, предметы разных геометрических форм, животные, дома, человек, его деятельность, составление коллективных композиций - «Цветочная поляна», «Прогулка в зимний лес», «Осенний парк», «Украсим ёлку», «На дне морском» и т.д.

Особенности проведения занятий.

- Весь необходимый для деятельности материал должен быть приготовлен заранее;

- на занятии ребёнок не должен бояться испачкаться сам или испачкать что-то, не должен бояться возможного беспорядка;

- в процессе деятельности не должно быть больших пауз;

- каждый ребёнок должен получить своё конкретное количество внимания;

- условия проведения занятия должны «провоцировать» успешность ребёнка- на каждом конкретном занятии ребёнок принимается таким, каков он есть сейчас, без учёта его прошлого опыта истеричности, капризов и т.д.

Особенности анализа деятельности детей.

- Принимаются все работы детей независимо от их качества и степени завершённости;

- любование работами, положительная оценка взрослого;

- для психолога будет иметь значение: активность и желание работать с тестом, способность ребёнка делать выбор (тесто по цвету, неоформленный материал), боязнь или не боязнь испачкаться, сила нажима, степень размягчения теста в руках (у тревожных детей тесто в руках «таит»).

Практическое задание - сделать цветок в подарок маме с использованием неоформленного материала (макароны, семена, крупа, зерна бобовых и др.), штампиков, печаток, пайеток, бисера, колпачков от фломастеров и т.д. и т.п.

Вопросы участников:

  1. С детьми какого возраста вы используете в своей работе данную технику?

Подгрупповые занятия с детьми раннего и младшего д/в проводятся в период адаптации воспитанников к д/с. В индивидуальных занятиях с детьми «группы риска» данная техника используется со среднего д/в.

2.Каковы особенности работы с детьми раннего и младшего возраста, у этих детей почти нет навыков работы с данным материалом?

В работе с детьми младшего д/в определяющим является то, что главное для них в работе с тестом это не результат, а сам процесс (сжать, пошлёпать тесто, переложить его из одной руки в другую и т.д.). Элементарным навыкам взаимодействия с тестом - скатать шарик, раскатать «колбаску» - дети учатся за 2-3 встречи. Именно многократно повторяющиеся действия и дают необходимый терапевтический эффект - снижается напряжение, ребёнок успокаивается, меньше переживает и плачет.

3.Каковы результаты использования солёного теста в работе со старшими детьми из «группы риска»?

О применении техники в работе с детьми «группы риска» можно однозначно можно сказать, что она работает. Детям, особенно с проявлениями гиперактивности и агрессивности показаны тактильные ощущения. В процессе взаимодействия с тестом дети могут выплеснуть накопившуюся энергию, отработать негативные эмоции, кроме этого работа, требующая концентрации и сосредоточенности развивает произвольность поведения, внимание, делает детей менее импульсивными, снимает раздражительность и агрессивность.

4.Как приготовить солёное тесто?

Рецептов приготовления солёного теста достаточно много. Я пользуюсь таким: 200 мл муки, 100 мл соли «Экстра», 70 мл воды, в которой предварительно растворяется гуашь. Всё перемешать, вымешивать тесто в течение 3-4 мин. Для того, что бы тесто не прилипало к рукам, можно добавить в него несколько капель растительного масла.

Список литературы:

1.Лыкова И.А.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009

2. Мирная Ю.А., Лапшина Т.В., Котлярова Т.А. «Мукасолькины сказки»/

Ю.А. Мирная, Т.В. Лапшина, Т.А.Котлярова - Ульяновск-Тольятти, 2013

Отзывы:

ДС №189

«Моя звёздочка мне очень понравилась, особое удовольствие получила от блестящих бусинок и пайеток! Убеждена, что дети будут от этого в восторге, особенно девочки! Большое спасибо за проведённую работу и успехов в дальнейшей деятельности!»

ДС № 194

«Работать с тестом понравилось! Захватывающая и положительно эмоционально окрашенная работа! При анализе коллективной работы панно «Звёздное небо» несколько не хватило психологической составляющей - почему звёзды расположились на небе именно так!? В целом данную технику интересно попробовать в деятельности с детьми разного возраста»

ДС № 190

«Спасибо за большую подготовку и проведённую работу! С тестом работать очень интересно. Насыщенные цвета вызвали положительные эмоции, тактильные ощущения от взаимодействия с тестом помогли расслабиться и получить от работы удовольствие! Попробую использовать данную технику в работе с детьми!»



© 2010-2022