Тренинг креативности Учитель. Ученик. Учеба

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абдрасулова Л.Г., педагог-психолог Тренинг креативности Учитель. Ученик. Учеба.Тренинг креативности Учитель. Ученик. Учеба.

КГУ «Вечерняя школа № 18»


Тренинг креативности

Учеба. Ученик. Учитель


Креативность - это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее.

Е. Торренс

Задачи:

  • развивать интеллектуальные качества, входящих в состав креативности: беглость, гибкость, оригинальность мышления и воображения, умение находить неожиданые ассоциации.

  • демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных проблем, а также достижение личных и профессиональных целей.

  • формирование навыков командной творческой работы.

Материалы к организации тренинга:

  • парты и стулья ( по количеству участников)

  • 2 листа ватмана А3

  • фломастеры

  • письменные принадлежности

  • музыкальный центр

Правила работы в группе:

  • демонстрация умения подавать себя;

  • слушать друг друга не перебивая;

  • испытать свои творческие возможности;

  • испытать в группе ощущение атмосферы доверия и поддержки.

Ход тренинга

Вступление

Креативность ( англ.create - творить, создавать)

Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих обьективной или субьективной новизной. В этом случае творчество не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к творческим, как рисование, сочинение музыки или романов, постановка танца и т.п. Оно имеет место во всех тех случаях, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения, встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющих условиях.

При творческом мышлении человек, начиная работать над проблемой, видит только больше вариантов ее решения - получается, что степень неопределенности для него возрастает.

Задача предполагаемого тренинга - не научить человека творчески мыслить всегда и везде, а научить видеть ситуации, где необходимо такое мышление и пользоваться им по мере необходимости.

1. Упражнение «Четыре буквы»

Описание упражнения

Участникам предлагаются представить себя. Для этого им раздаются четыре буквы ( например, А, Р, Л, Н ). Каждый должен быстро придумать характеристику про себя и проговорить предложение из четырех слов, каждое из которых начинается с названной буквы.

Психологичесий смысл упражнения

Знакомство, возможность для позитивного самораскрытия, поиск и осознание своих качеств.

Обсуждение.

Какие варианты предложений запомнились и показались наиболее интересными, чем именно?

2.Упражнение « Странные отгадки »

Описание упражнения

Участникам предлагается несколько загадок и дается задание придумать как можно больше вариантов ответов на них, которые не противоречат условиям загадки, логике и здравому смыслу. Так, например, «сто одежек и все без застежек»- это не только качан капусты, но еще и луковица, матрешка, кокон шелкопряда и т. д.

Примеры загадок.

  • Сам худ, а голова с пуд

  • Небывалой красоты в небе выросли цветы.

  • Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.

  • Без окон, без дверей - полна горница людей

  • Сидит девица в темнице, а коса на улице.

  • Два кольца, два конца, посредине гвоздик.

  • Висит груша - нельзя скушать.

Задача участников - не отыскать или вспомнить правильные, традиционные отгадки, а предложить как можно больше необычных, но логически непротиворечивых вариантов отгадок.

Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, они выбирают по три загадки из предложенных и в течение 5 минут придумывают как можно больше вариантов «странных отгадок» к каждой из них.

Психологичесий смысл упражнения.

Обучение поиску необычных ракурсов рассмотрения информации, поиску оригинальных, на первый взгляд странных, но тем не менее вполне допустимых ее трактовок.

Обсуждение.

Какие мысли, идеи, воспоминания, ассоциации помогли придумывать «странные отгадки»? Какие из предложенных вариантов, с точки зрения участников, наиболее интересны?

3.Упражнение «Пятистрочие»

Описание упражнения.

Участникам предлагается сочинить пятистрочие ( так называемые синквейны) на темы « Учитель», « Ученик», « Инновация», « Учеба» .

  • Первая строка: одно слово, обычно существительное, тема стихотворения.

  • Вторая строка: два прилагательных, характеризующих тему.

  • Третья строка: три глагола , описывающие дейстивя в рамках темы.

  • Четвертая строка: фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

  • Пятая строка: еще одно слово, отражающее общую суть темы стиха.

Синквейны полезны ученику и учителю в качестве инструмента для обнаружения понимания в понятийном содержании жизненных позиций. В данном случае синквейн используется как одна из форм обнаружения смысла собственной педагогической деятельности.

Пример:

Образование. Творчество.

Свободное, индивидуальное. Загадачно, интересное.

Стремиться, думать, рассуждать. Рисовать, играть, общаться.

Век живи - век учись! Учиться разнообразить свою жизнь.

Жизнь. Оригинальность.

На сочинение дается 4-6 минуты, потом участники поочередно озвучивают результаты своего творчества.

Психологичесий смысл упражнения.

Один из способов получения в творческой форме обратной связи учитель- ученик. Четко обозначенный алгоритм построения такого стиха и отсутствие требований к подбору рифмы делают упражнение вполне выполнимым даже для тех, кто не имеет склонности к « изящной словесности». Главное в данном случае - не подбор слов по их звучанию, а выражение с их помощью впечатлений на определенные темы.

Обсуждение.

Каждого участника просят подобрать одно слово или сформировать краткую фразу, которая, с его точки зрения, наиболее емко выражала бы общую идею всех сочиненых разными участниками пятистрочий.

4. Упражнение «Угадай и нарисуй»

Описание упражнения.

Участникам предлагается выбрать какую-нибудь часто встречающуюся в русском алфавите букву (приблизительно из такого набора: Б, И, Р, Л, С, Т, К) и надо изобразить ее в виде человечка. После этого они придумывают как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек, и рисуют его ( по-прежнему в виде буквы) за каждым из этих занятий (рис. 1). Упражнение выполняется в подгруппах на листах формата А3, время работы 8-10 мин. Потом проводится выставка получившихся рисунков.

Тренинг креативности Учитель. Ученик. Учеба.(Рис. 1)

Психологический смысл упражнения.

Развитие как вербальной креативности ( поиск глаголов на заданную букву), так и умения выражать свои идеи в необычном, подчеркнуто-странном контексте ( в данном случае - через рисунки буквы, превращенной в человека и занимающейся разными делами).

Обсуждение

Что и чем именно интереснее всего в созданных рисунках.

5.Упражнение «Звучание по-новому»

Участникам зачитываются басни И.А. Крылова: « Лебедь, щука и рак», «Стрекоза». Задача подгрупп заставить звучать строки произведений на современный лад. Подчинить их теме «Учитель. Ученик. Учеба». Продемонстрировать в актерской манере.

Психологический смысл.

Развитие навыков экспрессии, создание условий для изобретения необычных способов выражения и ее расшифровки.

Обсуждение.

Какая роль для кого оказалась более комфортной? Чья демонстрация показалась наиболее интересной, чем именно?

6.Упражнение «Рецепт»

Участникам предлагается придумать «блюдо» успешной учебной деятельности и описать его рецепт. Раскрыть тайну секретного ингредиента результативной совместной деятельности Учитель - Ученик.

Пример:

Десерт « Творчество»

Основа смесь из интеллекта, эрудиции, знаний, умений и навыков.

Добавить больше креатива, фантазий. Приправить вниманием, усидчивостью, логикой. Украсить новизной .

Каждая группа презентует свой проект рецепта .

Психологический смысл упражнения:

Тренировка беглости мышления, отработка умения оперативного реагирования на неожиданые задания.

Обсуждение.

Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

Заключение

Качество личности, в значительной степени способствующее результативному,- это открытость новому опыту. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека, и при возникновении противоречий между реальностью и системой представлений о ней менять систему представлений, а не искажать принятие реальности. На тренинге креативности участники проявляют оригинальность, артистичность, чувство юмора. Выдвигают оригинальные идеи, показавают богатое воображение. Творят и мыслят креативно.

ВКО,Жарминский район

с. Шуак














© 2010-2022