- Преподавателю
- Школьному психологу
- Проект программы социализации детей с ОВЗ Ты не один
Проект программы социализации детей с ОВЗ Ты не один
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубасова Т.Н. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ханты - Мансийский автономный округ
Октябрьский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
2 микрорайон, дом 7, п.г.т.Талинка, Октябрьский район, ХМАО-Югра, Тюменская обл. 628195
тел. (34672) 4-99-15, факс (34672) 4-95-63
e-mail: [email protected],, сайт школы: okttalsch7.86.i-schools.ru
Проект
программы социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Ты не один!»
Проект программы согласован с
иереем Еварестом Нигамедьяновым,
настоятелем храма преподобного Серафима Саровского гп. Талинка
Возраст детей: 7 - 17 лет
Срок реализации: долговременный
Автор:
Дубасова Татьяна Николаевна,
педагог-психолог
муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7» гп Талинка
Октябрьского района ХМАО-Югра
2015 год
гп Талинка
Содержание
Паспорт программы 3
Нормативная база для разработки программы 4
Вид программы 5
Континент участников программы 5
Цели и основные задачи программы 5
Концептуальные основы программы 6
Структура и содержание программы 7
Направления работы 7
Участники сопровождения 9
Основные формы и средства реализации 9
Критерии ограничения и противопоказания на участие 10
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников 10
Ресурсы для реализации программы 15
Результаты реализации программы 15
Критерии оценки 16
Контроль за реализацией программы 16
Паспорт программы
Наименование программы
Программа социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Основания для
разработки
программы
Необходимость интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общество с помощью интерактивных методов общения, формирование толерантности и развитии эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями
Период и этапы
реализации
программы
Программа носит долговременный характер
Первый этап - организационный (2010г)
Второй этап - деятельностный (2011-2015гг)
Третий этап - аналитический - ежегодный
Цель программы
Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Основные задачи программы
-
Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
-
вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
-
оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
развить навыки общения с детьми - инвалидами;
-
способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Ожидаемые
конечные
результаты
-
Участие детей-инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
-
уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
-
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
-
возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
-
формирование навыков общения с детьми - инвалидами;
-
развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.
Разработчик
программы Фамилия, имя, отчество, должность, телефон
Дубасова Татьяна Николаевна, педагог - психолог
8 (34672)49915
Нормативная база для разработки программы развития
-
Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г
-
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
-
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
-
Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
-
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг.
-
Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
-
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
-
Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
-
Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
-
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 декабря 2005г №115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре».
-
Приказ №437 ДОиМП ХМАО-Югры от 20 мая 2013г «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ХМАО-Югре».
-
Приказ №301 ДОиМП ХМАО-Югры от 19 марта 2014г «Об утверждении плана-графика введения инклюзивного образования в ХМАО-Югре».
Вид программы. Программа социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Реализация программы носит долговременный характер и направлена на создание условий интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом (далее - детей с ОВЗ).
Возможная сложность реализации программы состоит в том, что необходимо рассматривать не только трудность социализации детей - инвалидов, но и принятие детей с ОВЗ как сверстниками, так и взрослыми.
Континент участников программы
К участию в реализации Проекта привлекаются дети с ОВЗ, добровольцы из числа воспитанников и педагогов воскресной школы храма преп. Серафима Саровского гп Талинка, учащиеся и педагоги школы, библиотекари школы и Центра культуры и спорта, участники волонтерского движения.
Цели и задачи программы
Цель программы: Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать обучение, досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи программы:
-
создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
-
вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
-
оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
развить навыки общения с детьми - инвалидами;
-
способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Концептуальные основы программы
Данная программа необходима для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
В основу концепции положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ограниченными возможностями, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.
В основе разработки программы лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам.
Реализация программы связана с необходимостью социализации детей-инвалидов, актуальностью профилактики социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов, увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация данной программы способствует:
-
решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей-инвалидов;
-
умению пользоваться своими правами и обязанностями;
-
созданию благоприятной психологической обстановки в семьях, имеющих детей-инвалидов;
-
возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
-
развитию толерантного образовательного пространства.
Структура и содержание программы
-
Организационный этап, 2010г: диагностика детей с ОВЗ, определение потребностей, способностей, возможностей, личностной направленности.
-
Деятельностный этап, 2011 - 2015гг: реализация сопровождения.
-
Аналитический этап - ежегодно: определение результативности работы, отслеживание рисков при реализации программы.
Направления работы
«Им нужна ваша помощь» - организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:
-
плановые театрализованные представления для детей-инвалидов (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);
-
приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном кинозале и кинозале Центра культуры и спорта;
-
включение детей-инвалидов в работу хорового кружка при воскресной школе храма Преподобного Серафима Саровского;
-
привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, на базе Центра культуры и спорта и школы;
-
включение детей-инвалидов в работу театральной студии, кружок «Бисероплетение», шахматный кружок «Беля ладья» при Центре культуры и спорта;
-
посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медпоказаний);
-
участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Поиск».
«Заботливое сердце» - помощь семьям, имеющим детей-инвалидов:
-
приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов;
-
психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);
-
информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.
-
участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце».
«Шанс» - включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.
-
приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку;
-
приоритетное трудоустройство в летний период;
-
посещение занятий в воскресной школе;
-
библиотечно- информационное обслуживание:
- библиотечное обслуживание детей-инвалидов в библиотеке и на дому;
- беседы-обзоры новых книг, журналов;
- коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детей-инвалидов;
- приглашения детей-инвалидов на мероприятия библиотеки.
Участники сопровождения
Основные формы и средства реализации программы:
-
групповая работа;
-
личностный тренинг;
-
акции;
-
игровые тренинги и упражнения;
-
беседы:
-
ролевые игры;
-
анкетирование;
-
индивидуальные консультации;
-
театрализованные представления;
-
конкурсные мероприятия;
-
рефлексия.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе
Участие в программе могут принимать как дети с ограниченными возможностями, так и их родные и близкие (родители, братья, сестры, друзья).
Противопоказания связаны с медицинскими показаниями, при необходимости - консультации специалистов.
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников
При реализации программы учитываются законные интересы всех участников программы (детей, родителей, педагогов).
Программа «Ты не один!» опирается на Концепцию развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, основанную на государственных гарантиях Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека, и обеспечивается рядом нормативных правовых документов федерального, окружного, регионального муниципального значения.
Концепция развития инклюзивного образования выделяет социальную ответственность семьи по воспитанию, обучению и развитию детей с ОВЗ, что указывает на необходимость сопровождения родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс детей с ОВЗ через обучение родителей и педагогов.
В Концепции подчеркивается необходимость создания позитивного отношения общества к детям с ОВЗ, признание прав детей с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества.
ФЗ №273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г утверждает право детей с ОВЗ на образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей, социализацию и адаптацию в обществе. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях в ходе инклюзивного (включенного) образования. Термин «инклюзивное» или «включенное» используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах (перевод с французского - inclusif - «включающий в себя», с латыни - include - «заключаю, включаю»).
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются особые условия.
В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья: развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.
Дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных классах образовательных учреждений. В муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №7» гп Талинка Октябрьского района обучается 12 детей с ограниченными возможностями здоровья. Семеро из них обучаются в очной форме в общеобразовательных классах, а пятеро, имея заключение ПМПК об индивидуальном обучении на дому, также приглашены к совместному обучению. Педагоги сочетают индивидуальное обучение детей на дому с приглашением в школу на уроки музыки, трудового обучения, рисования, классные часы, мероприятия как внутри класса, школы, так и поселка, где дети с ограниченными возможностями здоровья чувствуют свою принадлежность к коллективу, их вовлекают во внеурочную деятельность через занятость в кружках и секциях. Данная форма обучения оговорена как с родителями детей с ОВЗ, так и с родителями остальных ребят. В 2011 году многие родители опасались совместного обучения собственных детей и детей с ОВЗ в классе. В 2014 году опрос 117 родителей из классов, в которых занимаются дети с ОВЗ, показал общую тенденцию положительного отношения к интегрированному обучению детей.
-
-
Рисунок 1
-
-
Рисунок 2
-
Рисунок 3
Наблюдение в течение четырех лет показало, что инклюзия детей с ОВЗ способствует развитию навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения обеспечивается психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.
Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со службами сопровождения - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении. Дважды в год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март).
Мероприятия декады инвалидов, посвященные Международному дню инвалидов, направлены на формирование толерантной развивающей среды и включение детей с ограниченными возможностями в активное взаимодействие с социальной средой, создание условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов в условиях школьного взаимодействия. В школе проводятся акция «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров, Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Ты не один», «Я и мир моих отношений», «Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров» - об участниках и победителях Паралимпийских игр Сочи-2014.
Дети-инвалиды приглашаются на мероприятия школьной библиотеки, студий Центра культуры и спорта, Новогодние праздники, участвуют в месячнике «Твоя любимая книга», сами занимаются библиотечным обслуживанием детей-инвалидов на дому. Занятия семейного клуба «Мы вместе» способствуют налаживанию отношений как между супругами, имеющими детей с ОВЗ, так между родителями и детьми. Занятия цикла «Есть такая профессия» - направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей - инвалидов. Рекомендуется использовать профориентационное тестирование и другие электронные услуги Банка интерактивных профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу профессий. На сайте школы okttalsch7.86.i-schools.ru представляется информация «Правовой лекторий для родителей и детей - инвалидов» на тему «Основные права и льготы, предоставляемые ребёнку-инвалиду и его семье», которой могут воспользоваться родители.
В рамках недели инклюзивного образования проводятся уроки Доброты «Дети должны учиться вместе» и уроки Мужества «Нет предела человеческим возможностям» - «Сильные духом», конкурсы стихотворений и рисунков «Радуга друзей». Родителям и детям с ОВЗ представляется литературная выставка «Мы вместе!», старшие подростки участвуют в создании социальных буклетов «Инклюзивное образование» - «Школа доступна для всех», пишут мини-сочинения на тему «Создание положительного имиджа инвалида в обществе», участвуют в конкурсе на лучшего знатока Паралимпийских и Сурдлимпийских зимних игр 2014 - 2015годов - «Поставим рекорды вместе!»
Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:
-
школьный психолог;
-
социальный педагог;
-
специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;
-
педагоги дополнительного образования;
-
педагоги воскресной школы;
-
специалисты кружков, секций и библиотеки Центра культуры и спорта.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов.
Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы станут:
-
решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
-
участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
-
уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
-
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
-
возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
-
формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
-
развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Критерии оценки заключаются в активности детей с ограниченными возможностями в различных мероприятиях.
Контроль за реализацией проекта программы осуществляется администрацией МКОУ «СОШ №7» гп Талинка.