Проект программы социализации детей с ОВЗ Ты не один

Реализация проекта программы «Ты не один!» способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В работу вовлекаются все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители - с целью вовлечения детей с особыми образовательными потребностями в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям для самореализации и повышения самооценки.Социализации детей с особыми образовательными потребностями способствует профилактике социально-психологиче...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ханты - Мансийский автономный округ

Октябрьский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

2 микрорайон, дом 7, п.г.т.Талинка, Октябрьский район, ХМАО-Югра, Тюменская обл. 628195

тел. (34672) 4-99-15, факс (34672) 4-95-63

e-mail: [email protected],, сайт школы: okttalsch7.86.i-schools.ru




Проект

программы социализации детей

с ограниченными возможностями здоровья

«Ты не один!»


Проект программы согласован с

иереем Еварестом Нигамедьяновым,

настоятелем храма преподобного Серафима Саровского гп. Талинка


Возраст детей: 7 - 17 лет

Срок реализации: долговременный

Автор:

Дубасова Татьяна Николаевна,

педагог-психолог

муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №7» гп Талинка

Октябрьского района ХМАО-Югра


2015 год

гп Талинка

Содержание



Паспорт программы 3

Нормативная база для разработки программы 4

Вид программы 5

Континент участников программы 5

Цели и основные задачи программы 5

Концептуальные основы программы 6

Структура и содержание программы 7

Направления работы 7

Участники сопровождения 9

Основные формы и средства реализации 9

Критерии ограничения и противопоказания на участие 10

Сферы ответственности, основные права и обязанности участников 10

Ресурсы для реализации программы 15

Результаты реализации программы 15

Критерии оценки 16

Контроль за реализацией программы 16




Паспорт программы

Наименование программы

Программа социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»

Основания для

разработки

программы

Необходимость интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общество с помощью интерактивных методов общения, формирование толерантности и развитии эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями

Период и этапы

реализации

программы

Программа носит долговременный характер

Первый этап - организационный (2010г)

Второй этап - деятельностный (2011-2015гг)

Третий этап - аналитический - ежегодный

Цель программы

Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Основные задачи программы

  • Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;

  • вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,

  • оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • развить навыки общения с детьми - инвалидами;

  • способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

Ожидаемые

конечные

результаты

  • Участие детей-инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;

  • уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;

  • наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;

  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;

  • формирование навыков общения с детьми - инвалидами;

  • развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.

Разработчик

программы Фамилия, имя, отчество, должность, телефон

Дубасова Татьяна Николаевна, педагог - психолог

8 (34672)49915

Нормативная база для разработки программы развития

  • Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.

  • Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг.

  • Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

  • Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

  • Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».

  • Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 декабря 2005г №115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре».

  • Приказ №437 ДОиМП ХМАО-Югры от 20 мая 2013г «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ХМАО-Югре».

  • Приказ №301 ДОиМП ХМАО-Югры от 19 марта 2014г «Об утверждении плана-графика введения инклюзивного образования в ХМАО-Югре».

Вид программы. Программа социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»

Реализация программы носит долговременный характер и направлена на создание условий интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом (далее - детей с ОВЗ).

Возможная сложность реализации программы состоит в том, что необходимо рассматривать не только трудность социализации детей - инвалидов, но и принятие детей с ОВЗ как сверстниками, так и взрослыми.

Континент участников программы

К участию в реализации Проекта привлекаются дети с ОВЗ, добровольцы из числа воспитанников и педагогов воскресной школы храма преп. Серафима Саровского гп Талинка, учащиеся и педагоги школы, библиотекари школы и Центра культуры и спорта, участники волонтерского движения.

Цели и задачи программы

Цель программы: Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать обучение, досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи программы:

  • создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;

  • вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,

  • оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • развить навыки общения с детьми - инвалидами;

  • способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

Концептуальные основы программы

Данная программа необходима для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.

В основу концепции положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ограниченными возможностями, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.

В основе разработки программы лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам.

Реализация программы связана с необходимостью социализации детей-инвалидов, актуальностью профилактики социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов, увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация данной программы способствует:

  • решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей-инвалидов;

  • умению пользоваться своими правами и обязанностями;

  • созданию благоприятной психологической обстановки в семьях, имеющих детей-инвалидов;

  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;

  • развитию толерантного образовательного пространства.

Структура и содержание программы

  • Организационный этап, 2010г: диагностика детей с ОВЗ, определение потребностей, способностей, возможностей, личностной направленности.

  • Деятельностный этап, 2011 - 2015гг: реализация сопровождения.

  • Аналитический этап - ежегодно: определение результативности работы, отслеживание рисков при реализации программы.

Направления работы

Проект программы социализации детей с ОВЗ Ты не один


«Им нужна ваша помощь» - организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:

  • плановые театрализованные представления для детей-инвалидов (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);

  • приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном кинозале и кинозале Центра культуры и спорта;

  • включение детей-инвалидов в работу хорового кружка при воскресной школе храма Преподобного Серафима Саровского;

  • привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, на базе Центра культуры и спорта и школы;

  • включение детей-инвалидов в работу театральной студии, кружок «Бисероплетение», шахматный кружок «Беля ладья» при Центре культуры и спорта;

  • посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медпоказаний);

  • участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Поиск».

«Заботливое сердце» - помощь семьям, имеющим детей-инвалидов:

  • приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов;

  • психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);

  • информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.

  • участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце».

«Шанс» - включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.

  • приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку;

  • приоритетное трудоустройство в летний период;

  • посещение занятий в воскресной школе;

  • библиотечно- информационное обслуживание:

- библиотечное обслуживание детей-инвалидов в библиотеке и на дому;

- беседы-обзоры новых книг, журналов;

- коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детей-инвалидов;

- приглашения детей-инвалидов на мероприятия библиотеки.

Участники сопровождения

Проект программы социализации детей с ОВЗ Ты не один

Основные формы и средства реализации программы:

  • групповая работа;

  • личностный тренинг;

  • акции;

  • игровые тренинги и упражнения;

  • беседы:

  • ролевые игры;

  • анкетирование;

  • индивидуальные консультации;

  • театрализованные представления;

  • конкурсные мероприятия;

  • рефлексия.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе

Участие в программе могут принимать как дети с ограниченными возможностями, так и их родные и близкие (родители, братья, сестры, друзья).

Противопоказания связаны с медицинскими показаниями, при необходимости - консультации специалистов.

Сферы ответственности, основные права и обязанности участников

При реализации программы учитываются законные интересы всех участников программы (детей, родителей, педагогов).

Программа «Ты не один!» опирается на Концепцию развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, основанную на государственных гарантиях Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека, и обеспечивается рядом нормативных правовых документов федерального, окружного, регионального муниципального значения.

Концепция развития инклюзивного образования выделяет социальную ответственность семьи по воспитанию, обучению и развитию детей с ОВЗ, что указывает на необходимость сопровождения родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс детей с ОВЗ через обучение родителей и педагогов.

В Концепции подчеркивается необходимость создания позитивного отношения общества к детям с ОВЗ, признание прав детей с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества.

ФЗ №273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г утверждает право детей с ОВЗ на образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей, социализацию и адаптацию в обществе. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях в ходе инклюзивного (включенного) образования. Термин «инклюзивное» или «включенное» используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах (перевод с французского - inclusif - «включающий в себя», с латыни - include - «заключаю, включаю»).

Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.

В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются особые условия.

В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья: развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.

Дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных классах образовательных учреждений. В муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №7» гп Талинка Октябрьского района обучается 12 детей с ограниченными возможностями здоровья. Семеро из них обучаются в очной форме в общеобразовательных классах, а пятеро, имея заключение ПМПК об индивидуальном обучении на дому, также приглашены к совместному обучению. Педагоги сочетают индивидуальное обучение детей на дому с приглашением в школу на уроки музыки, трудового обучения, рисования, классные часы, мероприятия как внутри класса, школы, так и поселка, где дети с ограниченными возможностями здоровья чувствуют свою принадлежность к коллективу, их вовлекают во внеурочную деятельность через занятость в кружках и секциях. Данная форма обучения оговорена как с родителями детей с ОВЗ, так и с родителями остальных ребят. В 2011 году многие родители опасались совместного обучения собственных детей и детей с ОВЗ в классе. В 2014 году опрос 117 родителей из классов, в которых занимаются дети с ОВЗ, показал общую тенденцию положительного отношения к интегрированному обучению детей.

  • Проект программы социализации детей с ОВЗ Ты не один

  • Рисунок 1

  • Проект программы социализации детей с ОВЗ Ты не один

  • Рисунок 2

Проект программы социализации детей с ОВЗ Ты не один

  • Рисунок 3

Наблюдение в течение четырех лет показало, что инклюзия детей с ОВЗ способствует развитию навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения обеспечивается психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.

Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со службами сопровождения - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении. Дважды в год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март).

Мероприятия декады инвалидов, посвященные Международному дню инвалидов, направлены на формирование толерантной развивающей среды и включение детей с ограниченными возможностями в активное взаимодействие с социальной средой, создание условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов в условиях школьного взаимодействия. В школе проводятся акция «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров, Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Ты не один», «Я и мир моих отношений», «Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров» - об участниках и победителях Паралимпийских игр Сочи-2014.

Дети-инвалиды приглашаются на мероприятия школьной библиотеки, студий Центра культуры и спорта, Новогодние праздники, участвуют в месячнике «Твоя любимая книга», сами занимаются библиотечным обслуживанием детей-инвалидов на дому. Занятия семейного клуба «Мы вместе» способствуют налаживанию отношений как между супругами, имеющими детей с ОВЗ, так между родителями и детьми. Занятия цикла «Есть такая профессия» - направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей - инвалидов. Рекомендуется использовать профориентационное тестирование и другие электронные услуги Банка интерактивных профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу профессий. На сайте школы okttalsch7.86.i-schools.ru представляется информация «Правовой лекторий для родителей и детей - инвалидов» на тему «Основные права и льготы, предоставляемые ребёнку-инвалиду и его семье», которой могут воспользоваться родители.

В рамках недели инклюзивного образования проводятся уроки Доброты «Дети должны учиться вместе» и уроки Мужества «Нет предела человеческим возможностям» - «Сильные духом», конкурсы стихотворений и рисунков «Радуга друзей». Родителям и детям с ОВЗ представляется литературная выставка «Мы вместе!», старшие подростки участвуют в создании социальных буклетов «Инклюзивное образование» - «Школа доступна для всех», пишут мини-сочинения на тему «Создание положительного имиджа инвалида в обществе», участвуют в конкурсе на лучшего знатока Паралимпийских и Сурдлимпийских зимних игр 2014 - 2015годов - «Поставим рекорды вместе!»

Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:

  • школьный психолог;

  • социальный педагог;

  • специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;

  • педагоги дополнительного образования;

  • педагоги воскресной школы;

  • специалисты кружков, секций и библиотеки Центра культуры и спорта.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов.

Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы станут:

  • решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;

  • участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;

  • уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;

  • наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;

  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;

  • формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;

  • развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Критерии оценки заключаются в активности детей с ограниченными возможностями в различных мероприятиях.

Контроль за реализацией проекта программы осуществляется администрацией МКОУ «СОШ №7» гп Талинка.

Проект программы социализации детей с ОВЗ Ты не одинПроект программы социализации детей с ОВЗ Ты не одинПроект программы социализации детей с ОВЗ Ты не один


© 2010-2022