Аналитический отчёт деятельности педагога-психолога за год

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П. СИБИРСКИЙ»








Аналитический отчёт деятельности

педагога-психолога

за 2014-2015 учебный год





Педагог-психолог: __________ Ю.В.Стенникова



п. Сибирский 2015 год


Аналитический отчет

педагога-психолога Ю.В.Стенниковой

за 2014-2015 учебный год

Перед психологической службой школы, деятельность, которой нацелена на решение проблем охраны здоровья детей, стоит цель: создание психологических условий для развития способностей всех участников образовательного процесса, развитие и становление индивидуальности каждого обучающегося, формирование его психологической готовности к созидательной жизни. Педагогом-психологом систематически осуществляется взаимодействие с администрацией, родителями, обучающимися, педагогами, медицинским работником и районной ПМПК, что повышает эффективность сопровождения.

В сохранении психического здоровья участников образовательного процесса, психологом решаются следующие задачи:

  1. Сохранение психического здоровья обучающихся и педагогов;

  2. Создание комфортных условий для индивидуального развития личности в рамках школьного процесса и вне учебной деятельности;

  3. Оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса в реализации задач школы;

  4. Формирование мотивации обучающихся к сохранению своего здоровья;

  5. Профилактика употребления ПАВ;

  6. Психологическое просвещение участников образовательного процесса;

  7. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся;

  8. Ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии на каждом возрастном этапе.

Деятельность педагога-психолога на каждой ступени образования включает работу по следующим направлениям:

  • Психологическое просвещение;

  • Психологическая профилактика;

  • Психологическая диагностика;

  • Психологическая коррекция;

  • Психологическое консультирование.

В 2014-2015 учебном году профилактическая работа, психологическое просвещение и психологическое консультирование (согласно плану работы) педагога-психолога предусматривала целенаправленную работу по предупреждению возможных негативных явлений в психологическом и личностном развитии обучающихся, по созданию и поддержанию благоприятного эмоционально-психологического климата в ученических и педагогических коллективах. Основными формами деятельности, направленной на профилактику, стали семинары для обучающихся, учителей и родителей (законных представителей) обучающихся, классные часы, тренинговые занятия, выработка рекомендаций по индивидуальной работе с детьми, консультирование участников образовательного процесса и участие в работе школьного ПМПк.

В течение учебного года педагог-психолог выступала на классных родительских собраниях по темам:

  • «Адаптация учащихся к школе», родители 1 класса;

  • «Особенности адаптации учащихся 5 класса к среднему звену, родители 5 класса;

  • «Скоро в 5 класс. Психологическая готовность учащихся», родители 4 класса;

  • «Психологическая поддержка выпускников», родители 9, 11 классов;

Для обучающихся разработаны информационные материалы (буклеты, стендовая информация) с рекомендациями по снижению эмоционального напряжения во время экзамена, как рационально распределить режим дня перед экзаменом, какова роль родителей при сдаче экзамена (9-е, 11-е классы).

  • «Ваш ребёнок идёт в школу», родители дошкольников.

Для родителей к собраниям разрабатывались буклеты с нужной информацией, советами.

В целях повышения уровня психологических знаний участников образовательного процесса проведён ряд индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания помощи в воспитании и обучении детей, педагогом-психологом были даны рекомендации. Основная тематика консультаций:

Для учителей - индивидуальные особенности обучающихся (6);

- уровень обучаемости школьников (4);

- проблемы, возникающие у детей в процессе обучения (9);

- результаты диагностических исследований (10).

Для учеников - результаты диагностических исследований (12);

- налаживание социальных контактов (5);

- взаимоотношения с родителями, сверстниками (5);

- профессиональное самоопределение (8);

- подготовка к экзаменам (10);

- низкая мотивация к учебной деятельности (5);

Для родителей - возрастные особенности детей (3);

- детско-родительские взаимоотношения (4);

- школьные трудности ребёнка (6);

- помощь при подготовке к экзаменам (3);

- особенности адаптации обучающихся (4).

В сравнении с прошлым годом наблюдается увеличение количества проведенных индивидуальных и групповых консультаций, что свидетельствует о повышении заинтересованности обучающихся, родителей и педагогов в повышении психологических знаний.

Также был организован и проведен психолого-педагогический семинар для педагогов по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям». В 2015-2016 учебном году планирую активизировать работу с педагогическим коллективом.

Важная роль в профилактической работе педагога-психолога отводится классным часам, которых в этом учебном году было проведено 30. Тематика классных часов разнообразна, планируется и проводится в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя. В этом учебном году классные часы проводились по следующим темам:

  • Тренинг уверенности в себе - адаптация пятиклассников (5 класс);

  • Тренинг общения. Живи в согласии с другими (9, 10 классы);

  • «Познай себя» (4 класс);

  • «Дружба - чудесное слово» (3 класс);

  • «Вот я какой!». Развивающее занятие (5 класс);

  • «Я - особенный!» Развивающее занятие (2 класс);

  • «Если добрый ты» (5 класс);

  • «Агрессия и как с ней бороться» (3 класс);

  • «Каждый человек хочет быть счастливым» (4 класс);

  • «Моя индивидуальность» (6 класс);

  • «Тропинка к своему Я» (3 класс);

  • «Кто я такой. На пути к самопознанию» (7 класс);

  • «Умники и умницы». Развитие познавательных процессов (1 класс);

  • «Добро и зло» (3-4 классы);

  • «Я и мир профессий» (9 класс);

  • «Мои сильные и слабые стороны» (6 класс);

  • «Мой мир» (3 класс);

  • «Я - десятиклассник. Упражнения личностного роста» (10 класс);

  • «Дело мастера боится» (5 класс);

  • «Путешествие в страну здоровья» (3-4 классы);

  • «Дорогами сказок». Психологическое занятие (2 класс);

  • «Тайна моего Я» (6 класс);

  • «Чувства и эмоции» (3 класс);

  • «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ» (9,11 классы);

  • «Час здоровья» (5 класс);

  • «За сокровищами Флинта». Интеллектуальный турнир (5-6 классы);

  • «Город мастеров». Профориентационная игра (3-4 классы);

  • «Что такое конфликт? Конфликтные эмоции. (9-11 классы);

  • Игра «Умники и умницы» (2-3 классы);

  • Турнир знатоков профессий. (8-9 классы);

  • Час общения (1 класс).

В целях повышения психологической культуры участников образовательного процесса и улучшения психологического микроклимата в школе была проведена «Неделя психологии»

Задачи недели:

- активизация познавательного интереса учащихся;

- расширение представлений о роли психологических знаний в жизни человека;

- развитие творческого самовыражения в области психологии;

- содействие развитию чувства единения, эмпатии.

В рамках недели проведены следующие мероприятия:

  • «Психологическая акция «Радуга настроения»

  • Психологическая акция «Гирлянда добрых дел» (1-4 классы);

  • Психологическая акция «Газетная история» (5-11 классы);

  • Интеллектуальный турнир «За сокровищами Флинта» (5-6 классы);

  • Профориентационная игра «Город Мастеров» (4 класс);

  • Психологическая акция - интервью «Каждый из нас личность»;

  • Занятие «Что такое конфликт. Конфликтные эмоции» (9-11 классы);

  • Психологическая акция «Следопыты»;

  • Психологическая акция «Дерево толерантности»;

  • Игра «Умники и умницы» (2-3 классы);

  • «Зубы дарёного коня» Тренинговые упражнения (1-4 классы);

  • Турнир знатоков профессий (7-8 классы);

  • Психологическая акция «Кресло дружбы», «Кресло гениальности»;

  • Час общения (1класс);

  • Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир» (7-11 классы);

  • Психологическая акция «Волшебные предсказания»

На общешкольной линейке подведены итоги недели психологии, отмечены самые активные участники и победители конкурсов. Ребята получили хвалёнки, грамоты.

Интересные, разнообразные формы проведения недели вызвали большой интерес учащихся и заинтересовали педагогов.

Цели, поставленные в работе недели психологии, выполнены полностью. Считаю, что данная неделя являлась сильным воспитательным мероприятием.

Неотъемлемой частью сопровождения ребенка в школе является школьное ПМПк. За истекший период 2014-2015 учебного года было проведено 5 заседаний, направленных на оказание помощи педагогам и родителям при работе с обучающимися, имеющими трудности в обучении, а также при работе с обучающимися, находящимися на новой ступени обучения (1,5 классы). На школьном ПМПк рассматриваются персональные дела обучающихся, состояние их здоровья, уровни адаптации, вопросы выполнения рекомендаций районного ПМПК, осуществляется сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (дети инвалиды, обучающиеся с умственной отсталостью и ЗПР), динамика в развитии обучающихся и эффективность коррекционного воздействия.

Программы, которые используются в работе педагога-психолога:

- «Тропинка к своему Я» (формирование социальных навыков младших школьников), разработана на основе программы О. Хухлаевой «Тропинка к своему Я»;

-«Формирование личностного и профессионального самоопределения обучающихся»;

С обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (без учета обучающихся «группы риска», опекаемых, детей с ОВЗ) осуществляется психологическое сопровождение, которое заключается в организации и проведении диагностики личностных особенностей обучающихся, индивидуальных коррекционных занятиях, направленных на стабилизацию эмоционального состояния обучающихся, снижению уровня тревожности, повышение социального интеллекта и формирование навыков саморегуляции. Индивидуальные занятия проводятся согласно школьному расписанию.

Из обучающихся находящихся в трудной жизненной ситуации обратились за психологической помощью 3 человека, из них:

- родители - 2;

- обучающиеся - 3;

Причинами обращения стали: высокий уровень тревожности, неустойчивое психическое состояние ребенка.

Также проведены индивидуальные консультации с родителями, даны рекомендации. В 3 случаях наблюдается положительная динамика.

Проблемой в данном направлении, является тот факт, что участники образовательного процесса несвоевременно обращаются за психологической помощью ребенку или не обращаются совсем (чаще зная о наличии проблемы).

В 2014-2015 учебном году благодаря организованной целенаправленной социально-психолого-педагогической и административной деятельности с детьми «группы риска», не наблюдается увеличения количества обучающихся стоящих на внутришкольном профилактическом учёте. Однако, несмотря на проделанную работу, обучающиеся стоящие на внутришкольном профилактическом учете воспитываются в семьях, где отсутствует систематический контроль со стороны родителей, а так же наблюдается низкая мотивация у обучающихся и их родителей к получению психологической помощи формирования у них осознанного запроса, поэтому данное направление остается актуальным и в 2015-2016 учебном году.

Одним из ведущих направлений деятельности педагога-психолога в старшем звене, является профориентационная работа, которая основывается на трех направлениях: диагностика, просвещение и ролевые игры, которые способствуют реальному представлению о мире профессий.

В этом учебном году профориентационная деятельность осуществлялась в 7-11-ых классах, целью которой является формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора, формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы.

В рамках профессионального самоопределения обучающимся предлагается изучение своего внутреннего мира, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, проведение ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Обучающиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя систему психотренинга, проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знакомство с учебными заведениями. Обучающиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.

Диагностика направлена на изучение профессиональной мотивации обучающихся, межличностных взаимоотношений, интересов, мотивации обучения в вузе, работоспособности по психомоторным показателям, а также индивидуальных особенностей личности (способности, темперамент, характер, интеллектуальные возможности).

Из анализа психопрофилактической и профориентационной деятельности педагога-психолога, можно сделать вывод, что годовой план психолого-педагогической деятельности выполнен полностью, положительным моментом можно отметить наличие положительной динамики в развитии самопознания обучающихся и повышении психологических знаний участников образовательного процесса.

Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, на основе которой делается заключение о развитии ребенка и целесообразности той или иной коррекционной работы с ним. Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществлялась как в индивидуальной, так и в групповой форме с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, диагностика самооценки психических состояний учащихся, выявление личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии .

Диагностика

Индивидуально

Класс, кол-во учащихся

1.

М.Витцлак. Диагностика уровня развития поступивших в 1 класс.

«Изучение зрелости детей, поступающих в 1 класс»

10

2.

Социометрия. Межличностные взаимоотношения.

Коммуникативная сфера.

1 класс

(10 человек)

5 класс

(11 человек)

7 класс (8 человек)

3.

Изучение адаптации учащихся 5 класса. Опросники «Чувства к школе», «Отношение к учебным предметам», «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью»

5 класс

(11 человек)

4.

Методика исследования самооценки младших школьников «Лесенка»

1 класс

(10 человек)

5.

Методика «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник»

9 класс

(4 человека), 8 класс (4 человека), 11 класс (2 человека)

6.

Диагностика уровня интеллектуального развития

ГИТ - интеллектуальный тест умственного развития.

6 класс (1 человек)

4 класс (7 человек)

7.

Оценка состояния психического здоровья школьников.

5-10 классы

(35 человек)

8.

Диагностика зрелости детей, поступающих в 1 класс (Уровень готовности к школе)

10

9.

Измерение уровня тревожности.

1,4 классы (17 человек)

10.

Определение типа личности по Д. Голланду.

9, 11 классы (6 человек)

11.

Диагностика склонности к различным зависимостям.

8-11 классы (13 человек)

12.

Оценка школьной мотивации (Методика Лускановой)

1, 4 классы (15 человек)

13.

Исследование словесно-логического мышления младших школьников. Методика Замбацявичене.

2-3 классы (11 человек)

14.

Изучение личностных особенностей. Интервью «Волшебный мир»

1

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды

Результат адаптационного периода в 2014-2015уч. году

Полученные данные по всем изученным критериям помогли сделать следующий вывод об адаптации учащихся 5-го класса:

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дезадаптация

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

5-йкласс

8

72%

3

28%

-

-

-

-

В 1 классе проявили достаточный уровень адаптации к обучению в школе 5 учащихся , что составляет 80% от численности учащихся первого класса.

Проблемы адаптации учащихся:

-отсутствие саморегуляции поведения и внимания;

-перемена условий нахождения, появление новой социальной общности - «школа»;

-отсутствие волевых усилий для выполнения поставленных задач;

-низкая мотивация учебной деятельности;

- проявления гиперактивности у учащихся.

Мониторинг готовности будущих первоклассников к обучению в школе.

Определение уровня психологической готовности дошкольника к обучению в школе

Уровень готовности дошкольника

Высокий

Средний

Ниже среднего

низкий

Очень низкий

Дети посещающие ДОУ

-

-

7

70 %

2

20%

1

10%

-

-Общий уровень готовности к обучению в школе - средний ( хороший), которому соответствует достаточный уровень развития всех психических процессов, умения систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений, наличие запаса сведений об окружающем мире и умение ими пользоваться ,умение различать звуки в словах и элементарные математические навыки, готовность руки к письму, а также умение действовать по инструкции; сформированность самостоятельности дошкольника, проявление самоорганизации и саморегуляции.

  • По данному направлению можно сделать вывод, что план реализован полностью.

Важным направлением в работе педагога-психолога является психологическая коррекция, которая направлена на устранение отклонений в личностном и психологическом развитии обучающихся. Основными формами психологической коррекции являются индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию психических и познавательных процессов, активные формы коррекции (занятия с элементами тренинга, деловые и ролевые игры, классные часы), индивидуальные и групповые собеседования.

Коррекционно-развивающая работа проводилась с обучающимися по специальной (коррекционной) программе VIII вида (1 человек), детьми «группы риска» (2 человека), с детьми - инвалидами (1 человек), по запросу (2 человека) и с учащимися 1-3 классов во внеурочной деятельности. На занятиях идёт работа по снижению уровня тревожности, эмоционального напряжения, развитию эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов, мыслительных операций и коммуникативных навыков. Используются элементы арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии, развивающие упражнения.

Всего на протяжении 2014-2015 учебного года проведено занятий с обучающимися (с учетом индивидуальных и групповых занятий):

- по специальной (коррекционной) программе VIII вида - 5;

- «группы риска» - 5 ;

- инвалидами - 34;

- по запросу - 7 ;

- с учащимися во внеурочной деятельности:

1 класс - 33; 2 класс - 66; 3 класс - 33; 4 класс - 33.

Групповая работа носит в большей степени развивающий характер, а индивидуальная направлена на коррекцию.

Исходя из анализа деятельности педагога-психолога за 2014-2015 учебный год, можно сделать вывод, что все направления реализованы, запланированные мероприятия выполнены, однако в ходе работы выявлены некоторые трудности:

- Недостаточная материально-техническая база кабинета психологической службы, ее несоответствие желательным требованиям.

Исходя из анализа деятельности за 2014-2015 учебный год, перед психологической службой стоит ряд задач:

  1. Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у обучающихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;

  2. Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения;

  3. Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения обучающихся «группы риска» и « одарённых учащихся»;

  4. Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;

  5. Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья обучающихся;

  6. Осуществление информационной поддержки обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также по вопросам выбора профиля обучения;

  7. Распространение опыта сопровождения обучающихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

  8. Сопровождение учебно-воспитательного процесса 1, 2, 3, 4-ых классов в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.



15.06.2015 г.


Педагог-психолог : Ю.В.Стенникова

© 2010-2022