- Преподавателю
- Школьному психологу
- Аналитический отчёт деятельности педагога-психолога за год
Аналитический отчёт деятельности педагога-психолога за год
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стенникова Ю.В. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
П. СИБИРСКИЙ»
Аналитический отчёт деятельности
педагога-психолога
за 2014-2015 учебный год
Педагог-психолог: __________ Ю.В.Стенникова
п. Сибирский 2015 год
Аналитический отчет
педагога-психолога Ю.В.Стенниковой
за 2014-2015 учебный год
Перед психологической службой школы, деятельность, которой нацелена на решение проблем охраны здоровья детей, стоит цель: создание психологических условий для развития способностей всех участников образовательного процесса, развитие и становление индивидуальности каждого обучающегося, формирование его психологической готовности к созидательной жизни. Педагогом-психологом систематически осуществляется взаимодействие с администрацией, родителями, обучающимися, педагогами, медицинским работником и районной ПМПК, что повышает эффективность сопровождения.
В сохранении психического здоровья участников образовательного процесса, психологом решаются следующие задачи:
-
Сохранение психического здоровья обучающихся и педагогов;
-
Создание комфортных условий для индивидуального развития личности в рамках школьного процесса и вне учебной деятельности;
-
Оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса в реализации задач школы;
-
Формирование мотивации обучающихся к сохранению своего здоровья;
-
Профилактика употребления ПАВ;
-
Психологическое просвещение участников образовательного процесса;
-
Содействие профессиональному самоопределению обучающихся;
-
Ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии на каждом возрастном этапе.
Деятельность педагога-психолога на каждой ступени образования включает работу по следующим направлениям:
-
Психологическое просвещение;
-
Психологическая профилактика;
-
Психологическая диагностика;
-
Психологическая коррекция;
-
Психологическое консультирование.
В 2014-2015 учебном году профилактическая работа, психологическое просвещение и психологическое консультирование (согласно плану работы) педагога-психолога предусматривала целенаправленную работу по предупреждению возможных негативных явлений в психологическом и личностном развитии обучающихся, по созданию и поддержанию благоприятного эмоционально-психологического климата в ученических и педагогических коллективах. Основными формами деятельности, направленной на профилактику, стали семинары для обучающихся, учителей и родителей (законных представителей) обучающихся, классные часы, тренинговые занятия, выработка рекомендаций по индивидуальной работе с детьми, консультирование участников образовательного процесса и участие в работе школьного ПМПк.
В течение учебного года педагог-психолог выступала на классных родительских собраниях по темам:
-
«Адаптация учащихся к школе», родители 1 класса;
-
«Особенности адаптации учащихся 5 класса к среднему звену, родители 5 класса;
-
«Скоро в 5 класс. Психологическая готовность учащихся», родители 4 класса;
-
«Психологическая поддержка выпускников», родители 9, 11 классов;
Для обучающихся разработаны информационные материалы (буклеты, стендовая информация) с рекомендациями по снижению эмоционального напряжения во время экзамена, как рационально распределить режим дня перед экзаменом, какова роль родителей при сдаче экзамена (9-е, 11-е классы).
-
«Ваш ребёнок идёт в школу», родители дошкольников.
Для родителей к собраниям разрабатывались буклеты с нужной информацией, советами.
В целях повышения уровня психологических знаний участников образовательного процесса проведён ряд индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания помощи в воспитании и обучении детей, педагогом-психологом были даны рекомендации. Основная тематика консультаций:
Для учителей - индивидуальные особенности обучающихся (6);
- уровень обучаемости школьников (4);
- проблемы, возникающие у детей в процессе обучения (9);
- результаты диагностических исследований (10).
Для учеников - результаты диагностических исследований (12);
- налаживание социальных контактов (5);
- взаимоотношения с родителями, сверстниками (5);
- профессиональное самоопределение (8);
- подготовка к экзаменам (10);
- низкая мотивация к учебной деятельности (5);
Для родителей - возрастные особенности детей (3);
- детско-родительские взаимоотношения (4);
- школьные трудности ребёнка (6);
- помощь при подготовке к экзаменам (3);
- особенности адаптации обучающихся (4).
В сравнении с прошлым годом наблюдается увеличение количества проведенных индивидуальных и групповых консультаций, что свидетельствует о повышении заинтересованности обучающихся, родителей и педагогов в повышении психологических знаний.
Также был организован и проведен психолого-педагогический семинар для педагогов по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям». В 2015-2016 учебном году планирую активизировать работу с педагогическим коллективом.
Важная роль в профилактической работе педагога-психолога отводится классным часам, которых в этом учебном году было проведено 30. Тематика классных часов разнообразна, планируется и проводится в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя. В этом учебном году классные часы проводились по следующим темам:
-
Тренинг уверенности в себе - адаптация пятиклассников (5 класс);
-
Тренинг общения. Живи в согласии с другими (9, 10 классы);
-
«Познай себя» (4 класс);
-
«Дружба - чудесное слово» (3 класс);
-
«Вот я какой!». Развивающее занятие (5 класс);
-
«Я - особенный!» Развивающее занятие (2 класс);
-
«Если добрый ты» (5 класс);
-
«Агрессия и как с ней бороться» (3 класс);
-
«Каждый человек хочет быть счастливым» (4 класс);
-
«Моя индивидуальность» (6 класс);
-
«Тропинка к своему Я» (3 класс);
-
«Кто я такой. На пути к самопознанию» (7 класс);
-
«Умники и умницы». Развитие познавательных процессов (1 класс);
-
«Добро и зло» (3-4 классы);
-
«Я и мир профессий» (9 класс);
-
«Мои сильные и слабые стороны» (6 класс);
-
«Мой мир» (3 класс);
-
«Я - десятиклассник. Упражнения личностного роста» (10 класс);
-
«Дело мастера боится» (5 класс);
-
«Путешествие в страну здоровья» (3-4 классы);
-
«Дорогами сказок». Психологическое занятие (2 класс);
-
«Тайна моего Я» (6 класс);
-
«Чувства и эмоции» (3 класс);
-
«Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ» (9,11 классы);
-
«Час здоровья» (5 класс);
-
«За сокровищами Флинта». Интеллектуальный турнир (5-6 классы);
-
«Город мастеров». Профориентационная игра (3-4 классы);
-
«Что такое конфликт? Конфликтные эмоции. (9-11 классы);
-
Игра «Умники и умницы» (2-3 классы);
-
Турнир знатоков профессий. (8-9 классы);
-
Час общения (1 класс).
В целях повышения психологической культуры участников образовательного процесса и улучшения психологического микроклимата в школе была проведена «Неделя психологии»
Задачи недели:
- активизация познавательного интереса учащихся;
- расширение представлений о роли психологических знаний в жизни человека;
- развитие творческого самовыражения в области психологии;
- содействие развитию чувства единения, эмпатии.
В рамках недели проведены следующие мероприятия:
-
«Психологическая акция «Радуга настроения»
-
Психологическая акция «Гирлянда добрых дел» (1-4 классы);
-
Психологическая акция «Газетная история» (5-11 классы);
-
Интеллектуальный турнир «За сокровищами Флинта» (5-6 классы);
-
Профориентационная игра «Город Мастеров» (4 класс);
-
Психологическая акция - интервью «Каждый из нас личность»;
-
Занятие «Что такое конфликт. Конфликтные эмоции» (9-11 классы);
-
Психологическая акция «Следопыты»;
-
Психологическая акция «Дерево толерантности»;
-
Игра «Умники и умницы» (2-3 классы);
-
«Зубы дарёного коня» Тренинговые упражнения (1-4 классы);
-
Турнир знатоков профессий (7-8 классы);
-
Психологическая акция «Кресло дружбы», «Кресло гениальности»;
-
Час общения (1класс);
-
Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир» (7-11 классы);
-
Психологическая акция «Волшебные предсказания»
На общешкольной линейке подведены итоги недели психологии, отмечены самые активные участники и победители конкурсов. Ребята получили хвалёнки, грамоты.
Интересные, разнообразные формы проведения недели вызвали большой интерес учащихся и заинтересовали педагогов.
Цели, поставленные в работе недели психологии, выполнены полностью. Считаю, что данная неделя являлась сильным воспитательным мероприятием.
Неотъемлемой частью сопровождения ребенка в школе является школьное ПМПк. За истекший период 2014-2015 учебного года было проведено 5 заседаний, направленных на оказание помощи педагогам и родителям при работе с обучающимися, имеющими трудности в обучении, а также при работе с обучающимися, находящимися на новой ступени обучения (1,5 классы). На школьном ПМПк рассматриваются персональные дела обучающихся, состояние их здоровья, уровни адаптации, вопросы выполнения рекомендаций районного ПМПК, осуществляется сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (дети инвалиды, обучающиеся с умственной отсталостью и ЗПР), динамика в развитии обучающихся и эффективность коррекционного воздействия.
Программы, которые используются в работе педагога-психолога:
- «Тропинка к своему Я» (формирование социальных навыков младших школьников), разработана на основе программы О. Хухлаевой «Тропинка к своему Я»;
-«Формирование личностного и профессионального самоопределения обучающихся»;
С обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (без учета обучающихся «группы риска», опекаемых, детей с ОВЗ) осуществляется психологическое сопровождение, которое заключается в организации и проведении диагностики личностных особенностей обучающихся, индивидуальных коррекционных занятиях, направленных на стабилизацию эмоционального состояния обучающихся, снижению уровня тревожности, повышение социального интеллекта и формирование навыков саморегуляции. Индивидуальные занятия проводятся согласно школьному расписанию.
Из обучающихся находящихся в трудной жизненной ситуации обратились за психологической помощью 3 человека, из них:
- родители - 2;
- обучающиеся - 3;
Причинами обращения стали: высокий уровень тревожности, неустойчивое психическое состояние ребенка.
Также проведены индивидуальные консультации с родителями, даны рекомендации. В 3 случаях наблюдается положительная динамика.
Проблемой в данном направлении, является тот факт, что участники образовательного процесса несвоевременно обращаются за психологической помощью ребенку или не обращаются совсем (чаще зная о наличии проблемы).
В 2014-2015 учебном году благодаря организованной целенаправленной социально-психолого-педагогической и административной деятельности с детьми «группы риска», не наблюдается увеличения количества обучающихся стоящих на внутришкольном профилактическом учёте. Однако, несмотря на проделанную работу, обучающиеся стоящие на внутришкольном профилактическом учете воспитываются в семьях, где отсутствует систематический контроль со стороны родителей, а так же наблюдается низкая мотивация у обучающихся и их родителей к получению психологической помощи формирования у них осознанного запроса, поэтому данное направление остается актуальным и в 2015-2016 учебном году.
Одним из ведущих направлений деятельности педагога-психолога в старшем звене, является профориентационная работа, которая основывается на трех направлениях: диагностика, просвещение и ролевые игры, которые способствуют реальному представлению о мире профессий.
В этом учебном году профориентационная деятельность осуществлялась в 7-11-ых классах, целью которой является формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора, формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы.
В рамках профессионального самоопределения обучающимся предлагается изучение своего внутреннего мира, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, проведение ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Обучающиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя систему психотренинга, проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знакомство с учебными заведениями. Обучающиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.
Диагностика направлена на изучение профессиональной мотивации обучающихся, межличностных взаимоотношений, интересов, мотивации обучения в вузе, работоспособности по психомоторным показателям, а также индивидуальных особенностей личности (способности, темперамент, характер, интеллектуальные возможности).
Из анализа психопрофилактической и профориентационной деятельности педагога-психолога, можно сделать вывод, что годовой план психолого-педагогической деятельности выполнен полностью, положительным моментом можно отметить наличие положительной динамики в развитии самопознания обучающихся и повышении психологических знаний участников образовательного процесса.
Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, на основе которой делается заключение о развитии ребенка и целесообразности той или иной коррекционной работы с ним. Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществлялась как в индивидуальной, так и в групповой форме с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, диагностика самооценки психических состояний учащихся, выявление личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии .
Диагностика
Индивидуально
Класс, кол-во учащихся
1.
М.Витцлак. Диагностика уровня развития поступивших в 1 класс.
«Изучение зрелости детей, поступающих в 1 класс»
10
2.
Социометрия. Межличностные взаимоотношения.
Коммуникативная сфера.
1 класс
(10 человек)
5 класс
(11 человек)
7 класс (8 человек)
3.
Изучение адаптации учащихся 5 класса. Опросники «Чувства к школе», «Отношение к учебным предметам», «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью»
5 класс
(11 человек)
4.
Методика исследования самооценки младших школьников «Лесенка»
1 класс
(10 человек)
5.
Методика «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник»
9 класс
(4 человека), 8 класс (4 человека), 11 класс (2 человека)
6.
Диагностика уровня интеллектуального развития
ГИТ - интеллектуальный тест умственного развития.
6 класс (1 человек)
4 класс (7 человек)
7.
Оценка состояния психического здоровья школьников.
5-10 классы
(35 человек)
8.
Диагностика зрелости детей, поступающих в 1 класс (Уровень готовности к школе)
10
9.
Измерение уровня тревожности.
1,4 классы (17 человек)
10.
Определение типа личности по Д. Голланду.
9, 11 классы (6 человек)
11.
Диагностика склонности к различным зависимостям.
8-11 классы (13 человек)
12.
Оценка школьной мотивации (Методика Лускановой)
1, 4 классы (15 человек)
13.
Исследование словесно-логического мышления младших школьников. Методика Замбацявичене.
2-3 классы (11 человек)
14.
Изучение личностных особенностей. Интервью «Волшебный мир»
1
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды
Результат адаптационного периода в 2014-2015уч. году
Полученные данные по всем изученным критериям помогли сделать следующий вывод об адаптации учащихся 5-го класса:
Класс
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Дезадаптация
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
5-йкласс
8
72%
3
28%
-
-
-
-
В 1 классе проявили достаточный уровень адаптации к обучению в школе 5 учащихся , что составляет 80% от численности учащихся первого класса.
Проблемы адаптации учащихся:
-отсутствие саморегуляции поведения и внимания;
-перемена условий нахождения, появление новой социальной общности - «школа»;
-отсутствие волевых усилий для выполнения поставленных задач;
-низкая мотивация учебной деятельности;
- проявления гиперактивности у учащихся.
Мониторинг готовности будущих первоклассников к обучению в школе.
Определение уровня психологической готовности дошкольника к обучению в школе
Уровень готовности дошкольника
Высокий
Средний
Ниже среднего
низкий
Очень низкий
Дети посещающие ДОУ
-
-
7
70 %
2
20%
1
10%
-
-Общий уровень готовности к обучению в школе - средний ( хороший), которому соответствует достаточный уровень развития всех психических процессов, умения систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений, наличие запаса сведений об окружающем мире и умение ими пользоваться ,умение различать звуки в словах и элементарные математические навыки, готовность руки к письму, а также умение действовать по инструкции; сформированность самостоятельности дошкольника, проявление самоорганизации и саморегуляции.
-
По данному направлению можно сделать вывод, что план реализован полностью.
Важным направлением в работе педагога-психолога является психологическая коррекция, которая направлена на устранение отклонений в личностном и психологическом развитии обучающихся. Основными формами психологической коррекции являются индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию психических и познавательных процессов, активные формы коррекции (занятия с элементами тренинга, деловые и ролевые игры, классные часы), индивидуальные и групповые собеседования.
Коррекционно-развивающая работа проводилась с обучающимися по специальной (коррекционной) программе VIII вида (1 человек), детьми «группы риска» (2 человека), с детьми - инвалидами (1 человек), по запросу (2 человека) и с учащимися 1-3 классов во внеурочной деятельности. На занятиях идёт работа по снижению уровня тревожности, эмоционального напряжения, развитию эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов, мыслительных операций и коммуникативных навыков. Используются элементы арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии, развивающие упражнения.
Всего на протяжении 2014-2015 учебного года проведено занятий с обучающимися (с учетом индивидуальных и групповых занятий):
- по специальной (коррекционной) программе VIII вида - 5;
- «группы риска» - 5 ;
- инвалидами - 34;
- по запросу - 7 ;
- с учащимися во внеурочной деятельности:
1 класс - 33; 2 класс - 66; 3 класс - 33; 4 класс - 33.
Групповая работа носит в большей степени развивающий характер, а индивидуальная направлена на коррекцию.
Исходя из анализа деятельности педагога-психолога за 2014-2015 учебный год, можно сделать вывод, что все направления реализованы, запланированные мероприятия выполнены, однако в ходе работы выявлены некоторые трудности:
- Недостаточная материально-техническая база кабинета психологической службы, ее несоответствие желательным требованиям.
Исходя из анализа деятельности за 2014-2015 учебный год, перед психологической службой стоит ряд задач:
-
Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у обучающихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
-
Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения;
-
Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения обучающихся «группы риска» и « одарённых учащихся»;
-
Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
-
Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья обучающихся;
-
Осуществление информационной поддержки обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также по вопросам выбора профиля обучения;
-
Распространение опыта сопровождения обучающихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
-
Сопровождение учебно-воспитательного процесса 1, 2, 3, 4-ых классов в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
15.06.2015 г.
Педагог-психолог : Ю.В.Стенникова