- Преподавателю
- Школьному психологу
- Технологическая карта внеурочной деятельности педагога-психолога
Технологическая карта внеурочной деятельности педагога-психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юдина Е.Н. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Педагог
Педагог-психолог Юдина Елена Николаевна
Класс
1 класс
Внеурочная деятельность
Психологический тренинг «Познай самого себя»
Тема занятия
«По морям, по волнам»
Цель занятия
Задачи занятия
Снятие психо-эмоционального и физического напряжения обучающихся.
-
развивать восприятие, воображение, внимание, логическое и творческое мышление, память, речь, креативность обучающихся;
-
развивать отношения сплочённости, умение общаться, соблюдать очерёдность действий в коллективе, действовать согласованно, оказывать помощь друг другу;
-
развитие личного внутреннего ресурса, повышение положительного эмоционального фона обучающихся.
-
зарождение интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру другого;
-
формирование представлений о своих возможностях, способностях;
-
формирование конструктивного поведения в различных ситуациях;
-
развитие коммуникативных навыков.
Дата проведения
17 февраля 2016 г.
Тип занятия, вид занятия, методы, формы, приемы обучения
Игровой тренинг.
Планируемые результаты:
Снятие психоэмоционального напряжения, развитие личностного ресурса и коммуникативных навыков, использование их в повседневной жизни.
Формируемые УУД:
Личностные
Сформированность положительной мотивации, развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, владение релаксационными приёмами снятия напряжения, развитие личностного ресурса.
Коммуникативные
Навык эффективного взаимодействия и использование его в повседневной жизни.
Регулятивные
Целеполагание, планирование и регуляция своей деятельности, контроль в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Познавательные
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, определение понятий, перерабатывать систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Оборудование:
обруч, карандаши, фломастеры, мандалы на морскую тематику, ноутбук, экран, музыкальное сопровождение (гудок парохода, марш «Прощание славянки», звуки моря: шум прибоя, крики чаек, дельфины, релаксационные мелодии), видеоролик «История о подводном Дахабе», физ. минутка «Попугай».
Ход занятия:
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Используемые методы, приёмы
Формируемые УУД
Мотивационный
-Добрый день, ребята! Я рада нашей с вами встречи! Прежде чем начать наше занятие, предлагаю обозначить ваше настроение при помощи смайлов! Давайте мы поприветствуем друг друга.
Приветствие.
-Для этого мы станем в круг, возьмёмся за руки и скажем все вместе «Всем- всем, здравствуйте!»
Приветствуют педагога. Проявляют интерес. Заполнение экрана эмоций.
Беседа, игровые приёмы
.
Коммуникативные - планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Регулятивные - целеполагание. Планирование и регуляция своей деятельности. Прогнозирование.
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации
Актуализация
Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. Вы готовы? Теперь вы не просто ребята, а матросы. Наденем тельняшки, парусиновые штаны, а на голову бескозырки. Матросы, вы готовы к путешествию? Тогда приглашаю вам подняться на палубу корабля.
В руках ведущего обруч через который дети попадают на корабль.
Высказывания детей. Дети имитируют движения одевания. Проходят через обруч.
Беседа, игровые приёмы, пантомима.
Основной этап
Упражнение «Лицо в иллюминаторе».
-Ребята, вот мы с вами и на корабле. Давайте каждый посмотрит в этот иллюминатор и с помощью мимики и жестов покажет своё настроение. А также помашет рукой провожающим. Я вижу, что настроение у всех хорошее, тогда мы отправляемся в путь. Нас ждут морские дали и приключения! Отдать швартовые! Поднять якоря! Полный вперёд!
Гудок парохода.
Муз.фон «Шум моря»
-Устраивайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте, что наш корабль в открытом море. На море спокойно… над нами голубое небо….. Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко. Вы чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Пользуясь спокойствием и тишиной моря. Солнечные лучи ласково и тепло светят на ваши лица.
Упражнение «Солнечный лучик».
-Вот солнечный лучик:
Коснулся глаз-поморгайте;
Коснулся лба-пошевелите бровями
Коснулся носа-поморщите нос
Коснулся губ-пошевелите губами
Коснулся подбородка-подвигайте челюстью
Коснулся плеч-поднимите и опустите плечи
Коснулись рук-потрясите руками
Коснулся ног-подрыгайте ногами.
Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся.
-Но что такое, наш корабль остановился. Нам необходимо продолжить путешествие. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер.
Упражнение «Корабль и ветер».
-Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь громко выдохните через рот воздух. Пусть вырвется на волю ветер, который подгонит наш корабль. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать как шумит ветер. Ребята, мы с вами нагнали такого ветра, что началась качка. (Дети кладут руки друг другу на плечи и покачиваются).
Упражнение «Волна».
Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!»
-Ребята, кажется, начинается шторм. Давайте соберёмся все в круг.
Упражнение «Австралийский дождь».
Поднялся ветер-потираем ладони друг о друга
Начинает капать дождь-хлопки ладонями по груди
Дождь усиливается , начинается настоящий ливень-хлопки по бёдрам
А вот и град, настоящий шторм-топот ногами
Капли падают на землю-щелчки пальцами
Тихий шелест ветра-потирание ладоней
Наконец выглянуло солнце-руки вверх.
-Вот буря успокоилась. Наш корабль продолжает плаванье. Посмотрите, ребята, кажется впереди остров.
Физ. минутка «Попугай».
-Наш корабль причалил к берегу, и мы готовимся опуститься на дно морское, полюбоваться подводным миром. Одеваем акваланги, ласты, маски. (Дети имитируют процесс одевания). Идём осторожно в ластах, опускаемся под воду.
Этюд «Морское царство».
-Мы с вами оказались в морском царстве. Какой покой и тишина. Но вот появляются проказницы рыбки, они выпрыгивают из воды. Мы с вами любуемся ими и повторяет все их движения. Это напоминает своеобразное синхронное плавание. Но вот из-за рифа появляется акула.
Игра «Акула и матросы».
-Плывите все на корабль. Старайтесь не попасть ей в пасть. Кажется акула уплыла, давайте снова опустимся на дно морское. Снова показалась акула, все на корабль. Акула уплыла.
Видео ролик
-Мы снова с вами в подводном мире. Расслабляем лицо, руки, спину, живот, ноги. Нас приветливо встречают обитатели моря. Мы напрягаем ступни, икры, бёдра , живот, спину, руки, шею. Устремляемся за рыбками в глубь моря. Рядом величественно проплывает благородный дельфин. Он охраняет нас, и нам ничего не угрожает. Волна абсолютного спокойствия заполняет нас с головы до ног. (Пауза) над нами плывёт рыба-пила. Острым «носом» она рассекает водные пласты и помогает нам продвигаться вперёд. Поиграйте с добрыми медузами. Смотрите, морская черепаха, погладьте её. Морская звезда и морской ёж шлют вам привет, помашите им в ответ. Наше путешествие под водой заканчивается. Мы поднимаемся на корабль, снимаем снаряжение, делимся впечатлениями.
Пришло время возвращаться и мы отправляемся в обратный путь.
Гудок парохода.
-Отдать швартовые, поднять паруса! Полный вперёд!
-Мы с вами вернулись домой. В память о нашем путешествии я предлагаю раскрасить вот эти морские раскраски. Муз. Фон.
Обучающие выполняют действия в соответствии с условиями игр и упражнений. Дети рассказывают о том кого увидели под водой, смотрят видеоматериал, раскрашивают мандалы.
Беседа, сюжетно-ролевая игра, релаксационные, телесно-ориентированные упражнения, музыко-, и арт-терапевтические приёмы, визуализация.
Личностные - развитие навыков самопознания, самоконтроля.
Коммуникативные - участвовать в беседе, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе группы.
Регулятивные - определять цель деятельности. Контроль в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Познавательные - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, определение понятий, перерабатывать систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Рефлексия
Рефлексия. Упражнение « Ваше настроение и пожелания».
Предлагаю собраться в круг и рассказать о своих эмоциях и высказать свои пожелания.
Высказывания детей.
Коммуникативные - эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками
Познавательные - оценка процессов результата деятельности.
Регулятивные - соотношение своих действий с планируемыми результатами, самоконтроль, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Подведение итогов.
Прощание.
-Пришло время прощаться и скажем друг другу все вместе «Всем- всем, до свидания!» Спасибо вам, мне было приятно с вами путешествовать. Желаю, чтобы это прекрасное настроение сохранилось у вас на целый день. Предлагаю, вам обозначить своё настроение на нашем экране. Всего вам доброго!
Заполнение эмоционального экрана.
Личностные- формирование положительной мотивации, самооценка, развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, овладение релаксационными приёмами снятия напряжения.
Коммуникативные - планирование сотрудничества, овладение навыками эффективного взаимодействия.
Ресурсы.
-
Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. - СП6.:«Социально-психологический центр», 1996. - 380 с.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003. -
Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с. - (Образовательный стандарт ХХI).
-
Крюкова с.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис, 2000. - 208 с.
-
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2000.
-
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб., 2003.
-
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
-
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.
-
Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.-М.,2006.
-
Физкультминутки/Авт.-сост. С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва. - Волгоград: Учитель, 2005.
-
Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2005.