Проект Влияние мультипликационных фильмов на характер ребенка

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тютрюмова Елизавета Дмитриевна

3А класс

«Влияние мультипликационных фильмов на характер ребенка»



Тютрюмова Татьяна Сергеевна

Учитель обществознания

Россия

г. Лянтор

МБОУ «Лянторская СОШ № 3»










Проект Влияние мультипликационных фильмов на характер ребенка



Влияние мультипликационных фильмов на характер ребенка

Содержание


1. Введение ………………………………………………………………………………4

2. Теоретическая часть…………………………………………………………………..5

2.1. Как появился жанр мультипликация………………………………………………5

2.2. Какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации………….6

3. Практическая часть……………………………………………………………………8

3.1. Анкета………………………………………………………………………………..8

3.2. Анализ анкетирования………………………………………………………………8

3.3. Связь между мультипликационными образами и психологическим восприятием детей…………………………………………………………………………………….. 9 4. Выводы………………………………………………………………………… ……..9

5. Список литературы……………………………………………………………… ….11









  1. Введение

Детство-это самая замечательная пора в жизни человека.

Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!

Не так давно было время, когда ребенок смотрел только «Спокойной ночи малыши», где мультфильмы учили добру, справедливости, учили дружить и сопереживать.

Сегодня ситуация иная. По телевидению показывают множество мультфильмов и передач для детей, которые идут сутками напролет. А режим школьника вполне позволяет уделить просмотру его любимых мультиков пару часов в день.

Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас современных мультфильмов. Откуда у них гнетущее чувство тревоги, откуда подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое?

В своей работе я попыталась разобраться, какое влияние оказывают мультфильмы на эмоциональное состояние ребёнка и на его характер.

Гипотеза: просмотр мультфильмов с положительными героями могут быть использованы для формирования положительных качеств ребенка, мультфильмы с отрицательными героями оказывают негативное влияние на сознание детей

Объект исследования: персонажи мультфильмов

Предмет исследования: влияние мультфильмов на эмоциональное состояние и черты характера

Цель работы: изучить влияние мультфильмов на характер детей и их эмоциональное состояние.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1) проанализировать развитие жанра - мультипликация;

2) провести классификацию персонажей и влияние их на детскую психику;

3) выявить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации;

3) провести анкетирование обучающихся второго класса, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;

4) проанализировать результаты исследования, сделать выводы.

Методы: анкетирование, анализ литературы, сопоставление.

Материалы исследования: мультфильмы, герои мультфильмов.

Теоретическая значимость: произведено сопоставление характеров и поведения героев различных мультфильмов.

Практическая значимость: проведенное сопоставление представлено в графиках и таблицах, позволит повысить мотивацию учащихся к просмотру отечественных мультфильмов.

2. Теоретическая часть

2.1. Как появился жанр-мультипликация.

Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение"). Искусство анимации, как это ни парадоксально, старше самого кино, которое во многом именно ей обязано своим рождением. Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы I веком до н.э.

В начале второго тысячелетия н.э. в Китае появились теневые представления. Они очень были похожи на будущие мультфильмы.

А в 15 в. появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.

В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.

В конце 17 века А. Кишером был придуман «чародейственный фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле.

В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был сделан первый мультфильм. Автором его был Дж. Блэктон. Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». В январе 1926 года в Калифорнии открылась первая студия Уолта Диснея. Где рождается самый популярный рисованный персонаж в истории анимационного кино - Мышонок Микки Маус. Облик и повадки мышонка были поначалу другими. Микки Маус выглядел недобрым и язвительным. Родители юных зрителей возмущались скверным характером героя. И Дисней изменил его, сделав милым и добродушным.

Первый мультфильм со звуком создал в 1928 году У. Дисней. Это был мультфильм «Пароход Вили».

В конце 19 века изобретатель из Франции Э. Рейно придумал проектор, в котором использовался принцип последовательной передачи изображений - одно за другим

Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Стремление человечества запечатлеть в рисунке движение, наблюдаемое в природе и жизни, мы находим в памятниках глубокой древности.

30 августа 1877 года, в Париже был запатентован - праксиноскоп Эмиля Рейно. Именно этот день можно считать днем рождения мультипликации.

Шли годы новых поисков, годы новых открытий... Возникла фотографическая промышленность. Открылись фабрики пластинок, фотоаппаратуры, кинопленки. Успешное развитие фотографии позволило в дальнейшем заменить рисунки фотоснимками, а изобретение прозрачной целлулоидной ленты и рождение киноаппарата дали большие перспективы по "одушевлению" рисунка на экране.

В нашей стране первый мультипликационный фильм появился в 1924 году. [5]

С появлением звука в кинематографии для мультипликации открылись новые перспективы. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины: "Почта" по произведению С.Я.Маршака; "Улица поперек" и "Сказка про белого бычка" (режессер В.Сутеев и Л.Атаманов).

В 1936 г. в Москве была создана специальная студия "Союзмультфильм". Основная задача, которая была поставлена перед студией "Союзмультфильм" - это обслуживание детского и юношеского зрителя.

Художники мультипликационного фильма стали глубже осваивать традиции нашей литературы, фольклора и изобразительного искусства. Они обращаются к русским, зарубежным классическим и народным сказкам. Персонажи в картинах жили своей жизнью и имели не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер. Остроумные сюжетные положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка композиторов - все это заставляло зрителя с неослабевающим интересом смотреть мультфильмы от первого до последнего кадра.

Так российская мультипликация создала себе прочное положение на международном кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней стали писать за границей.

2.2 Какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации

Никто не сомневается, что мультипликационные фильмы оказывают сильное влияние на сознание наших детей.[1] В сознании взрослых, со времен СССР заложено, что они должны учить добру. Но в современном мире многие родители впадают в сомнения, стоит ли смотреть их детям иностранные мультфильмы. Ходят мнения, что к их просмотру лучше вовсе не подпускать своих детей, иначе получиться, что вырастите их не вы, а монстры и инопланетные герои.[2]

Разница между мультфильмами 90-х годов и современными огромна. Советские мультфильмы всегда учат детей, что можно делать, а что нельзя. Фраза «всегда добро побеждает зло» - это наверно девиз старых добрых мультиков. Выражение, которое можно применить к современным мультикам, скорее всего, звучит так: «Победит сильнейший, не зависимо добро это или зло!».[5]

Характер, ценности, эмоциональное и психологическое состояние наших мальчиков и девочек закладывается в них с раннего детства. Основы всех составляющих внутреннего состояния наших детей берутся из окружающего их мира. Из того, что они видят, что слышать и что чувствуют.

Ребенок при просмотре мультфильма окунается в него с головой. Союзмультфильм, как и сказка, это то, что формирует в сознании детей все основные образы жизни. Образ мамы и папы, образ добра и зла, друга и врага, плохого и хорошего. Как же может повлиять современный мультик (аниме) на психологическое состояние, и какие образы сформирует у ребенка такого рода фильм? Чему он может научить? Грубости, убийству, жадности, злу.[3] И после этого не надо удивляться, почему дети так жестоки! Почему ребенок смог поджечь мышке хвостик и весело смеяться, когда животное мучилось и страдало. Почему, когда его друг разбил коленку и в слезах ушел домой, надо с хохотом рассказывать об этом всем присутствующим детям во дворе. Все это результат просмотра плохих мультфильмов.

Наши бабушки и дедушки никогда не могли себе представить, что слово «мультик» можно будет сопоставлять со словом «опасность». Необходимо следить за тем, что делают дети, что они смотрят, какие посещают сайты в интернете.

В том, что мультфильмы определенным образом воздействуют на психику и сознание ребенка, сомнений уже не осталось ни у кого. Как же именно осуществляется это влияние?[4]

Исследователи выделяют три основных средства влияния мультипликационных фильмов на сознание человека. В первую очередь, это «заражение». Суть механизма в том, что ребенок эмоционально включается в происходящее на экране, начинает сопереживать героям, «заражаться» их чувствами и идеями.

Вторым по степени значимости психологи называют внушение. Просмотр мультфильма может ввести ребенка в определенное состояние, причем воздействуя через подсознание. Например, так может быть внушено состояние тревоги, одиночества, паники, агрессии.

Но, конечно, это совершенно необязательно будут негативные состояния! Нередко мы по несколько раз пересматриваем любимые мультфильмы - потому что они внушают нам состояние покоя, радости, оптимизма или творческого воодушевления.

И только третьим выступает механизм подражания. Действительно, мы часто можем видеть, как ребенок после просмотра мультфильма воспроизводит в игре определенные действия персонажей, их реакции, или даже целые сюжетные линии увиденного на экране.

Это естественный процесс. Некоторые элементы моделей поведения любимых героев, получив социальное подкрепление в семье или ближайшем окружении (группа детского сада, класс), усвоятся и постепенно включатся в сложную поведенческую систему личности.

Таким образом, мультфильмы оказывают сильное влияние на сознание детей. Элементы моделей поведения любимых героев, получив социальное подкрепление в семье или ближайшем окружении, усвоятся и постепенно включатся в сложную поведенческую систему личности.

3. Практическая часть

3.1. Анкета

1. Смотришь ли ты мультфильмы?

2. Когда ты предпочитаешь смотреть мультики?

3. Какие мультфильмы ты предпочитаешь?

4. Как называется твой любимый мультик?

5. Твой любимый герой?

6. Почему тебе нравится этот герой?



3.2. Анализ анкетирования

С помощью анкеты удалось выяснить:

- какие мультфильмы предпочитают смотреть учащиеся 3-А класса;

- какие любимые герои мультфильмов;

- какие черты характера героев привлекают учеников.

В анкетировании принимали участие 23 человека. Анализ результатов анкеты показал, что на момент исследования наиболее часто дети смотрят мультфильмы иностранного производства: "Черепашки-нинзя» - 34%; "Спанч-Боб" - 17%; «Мой маленький пони» - 8%; Диснеевские мультфильмы - 6%; «Бэтмен», «Скуби ду», «Небесные феи», «Принцесса и лягушка», «Золушка» - их смотрят 12% опрошенных.

Мультфильмы российского производства «Крокодил Гена», русские народные сказки выбирают 8% и 4 % респондентов соответственно.

На вопрос "Кто твой любимый мульт-герой?" были получены следующие ответы: (Приложение 1)

(Приложение 2)

Стоит взглянуть на внешние данные героев этих мультиков: героини с кинжалами и мечами, с не пропорциональными лицами и телами. Каждый такой мульт-герой похож на не нормального ребенка. Но что, же тут плохого думаем мы, обычные смешные рожицы, карикатуры людей. А дети в это время перенимают черты характера этих персонажей, хотят быть похожими на них - супергероев, наделенными сверхвозможностями, хотят быть сильными и беспощадными.

3.3. Связь между мультипликационными образами и психологическим восприятием детей.

(Приложение 3)

Многие дети смотрят анимационную продукцию, в которой жестокость уживается с дурным вкусом, а герои многих мультфильмов являются безликими существами, которые лишены всякой индивидуальности. Специалисты уверены, что некоторые мультфильмы влияют на речь ребенка и его пластику, под воздействием их у ребенка создаются неправильные представления о системе ценностей и о мире.


  1. Выводы

Результаты данного исследования показали, большинство детей выбирают для просмотра анимационные фильмы, где больше насилия, агрессии, что является одной из причин высокого уровня незащищённости, тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым - животным, маленьким детям и сверстникам.

Мультфильмы, которые учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать - излучают добро и любовь к каждому маленькому зрителю, а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются, выбираются для просмотра гораздо реже.

Таким образом, гипотеза, которую мы выдвинули о том, просмотр мультфильмов с положительными героями могут быть использованы для формирования положительных качеств ребенка, мультфильмы с отрицательными героями оказывают негативное влияние на сознание детей подтвердилась.

Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы - достигнута.










Список использованной литературы и других источников

1. Аминов Н.А., Аверина И.С. Экспресс-диагностика аверсивных (страх - гнев) состояний и формы межличностных конфликтов у младших школьников // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч.1. - М., 2005.

2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.

3. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. - Томск., 2007.- 453 с.

4. Выготский Л.С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т 4. - 486 с.

5. Интернет - ресурсы 1.ru.wikipedia.org.









Приложение 1.

Название мультфильма

Ответили положительно в %

Черты характера

1

Черепашки-нинзя

30%

Черепашки нинзя представлены как четвёрка непобедимости. Они владеют всеми видами оружия, сражаясь с силами зла. Они обожают пиццу и прячутся от людей в канализации под Нью-Йорком.

2

Спанч Боб

30%

Герои мультфильма «Спанч Боб» хаотичные. Нелогичный и чрезвычайно быстрый видеоряд приводит детей в состояние повышенного возбуждения. Было проведено более десяти различных тестов, которые показали, что если четырехлетний ребенок посмотрит хотя бы пять минут популярного анимационного фильма, то сразу же начнет решать разные задачи намного медленнее, чем дети, которые занимались рисованием и смотрели менее насыщенный мультфильм.

3

Сквидвард

10%

4

Барби

17%

Ставят себя выше других. Очень модные и яркие.

5

Герои Диснеевских мультфильмов

4%

Герои Диснея не научат плохому вашего малыша. Они научат дружить, помогать друг другу в трудных ситуациях, делать сюрпризы, быть чуткими, внимательными по отношению к окружающим людям, вдохновят юных искателей приключений на подвиги и помогут придумать интересные игры для дружной компании. Мультфильмы учат на наглядных примерах что такое «хорошо» и что такое «плохо». Они учат сострадать, переживать и самое главное - анализировать и делать выводы.

6

Герои мультфильма «Крокодил Гена»

8%

В мультфильмах крокодил Гена ходит на задних лапах, носит костюм, шляпу и ежедневно ходит в зоопарк, где работает крокодилом. По характеру добрый, отзывчивый. Всячески борется с несправедливостью. Не обладает знаниями в вопросах быта.

7

Герои русских народных сказок

4%

Герои русских сказок олицетворяют собой такие нравственные добродетели, как храбрость, отзывчивость и благородство. В этих сказках добро, пользуясь этими качествами, всегда побеждает зло. Эти герои отражают все многообразие черт народного характера, и, по своей природе, всегда стремятся к добру и свету.

Приложение 2.



Приложение 3.


Персонажи

Внешние и внутренние факторы

Влияние образа на детскую

психику

Роботы, монстры (покемоны)

Непонятные формы, часто очень высокий или наоборот очень низкий голос, большие гипнотизирующие глаза, способность делать то, что не способны делать люди. Роботы превосходят, по разуму и по способностям человека.

При продолжительном просмотре может произойти понижение самооценки, чувство, что люди ниже роботов, может значительно изменить мировосприятие ребёнка.

Насилие, как персонаж

Крики, озлобленные персонажи, массовый хаос.

Практически не один мультфильм не может обойтись без сцен насилия (массовые войны, одиночные сражения), это в ребёнке вызывает потребность постоянно наблюдать сцены насилия в реальной жизни, либо на экране всю последующую жизнь.



© 2010-2022