Основные понятия психологии способностей, одарённости и их классификация

Доклад, который был прочтён на августовском семинаре, и выпущен сборник, где вошёл данный доклад.    Каковы же особенности работы с одарёнными детьми в нашей школе? Методом работы школьного психолога с одарёнными детьми является сопровождение. Цель сопровождения – создать условия для максимального личностного развития и обучения. Школьному психологу приходиться иметь дело с различными видами одарённости, таких как: интеллектуальная одарённость (острота мышления, любознательность); академическая ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полтавская средняя школа


Доклад

Основные понятия психологии способностей, одарённости и их классификация.



Психолог: Шкеред Е.Н.





Август, 2012 год

Основные понятия психологии способностей, одарённости и их классификация

Юрчик Е.Н.,

Полтавская средняя школа

Проблема детской одарённости давно исследуется в психологии и относительно неё накоплен большой материал. Так что же такое одарённость? Как относится к одарённым детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства учителей, детей и родителей. Каковы же основные особенности одарённых детей?

По собственным наблюдениям одарённых детей школьного возраста отличает потребность к коллекционированию, классификации. Коллекционирование - это их любимое увлечение, одарённого ребёнка отличает и повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результатов в сфере, которая ему интересна, у таких детей обострённое чувство справедливости. Живое воображение, включение элементов игры в выполнении задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия весьма характерны для одарённых детей. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность. Их отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного, часто возникает неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённых детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Таким детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Одарённые дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста.

Предрассудок, связанный с представлениями о том, что одарённый ребёнок может развиваться сам, без специальной работы с ним, остался в прошлом. Сегодня создаются специальные программы по работе с одарёнными детьми. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.

Каковы же особенности работы с одарёнными детьми в нашей школе. Методом работы школьного психолога с одарёнными детьми является сопровождение. Цель сопровождения - создать условия для максимального личностного развития и обучения. Школьному психологу приходиться иметь дело с различными видами одарённости, таких как: интеллектуальная одарённость (острота мышления, любознательность); академическая (язык, математика, литература, естествознание); творческая (нестандартные решения, оригинальные идеи); организаторская; художественная; спортивная.

Для того чтобы развивать какой-либо вид одарённости, а ребёнок может быть проявляет высокую степень не в одной сфере, а в нескольких, нужно во-первых, выявить одарённых детей, во-вторых, продиагностировать - индивидуальная оценка возможностей ребёнка психологом. В зависимости от результатов первого этапа ребёнок обследуется набором психологических тестов. Например, если у ребёнка преобладает интеллектуальная одарённость, используем методику ШТУР, если творческая одарённость, используем тесты на диагностику творческого мышления - креативные тесты, если организаторская, то методику на выявление личностных особенностей, социометрию.

Пытаясь понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что в разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

«Способность» - одно из наиболее общих психологических понятий. Способности в самом широком смысле можно определить как субъективные условия успешного овладения человека новыми для него видами деятельности. Чем выше уровень развития способностей, тем быстрее человек овладеет новой деятельностью.

Способности - одаренность - это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого, не сводимые к знаниям умениям и навыкам, обуславливающие лёгкость и быстроту приобретения этих знаний и умений а также определяющих успешность выполнения деятельности или нескольких деятельностей.

Для школ характерны дети способные, но не одарённые. Наиболее общая классификация предполагает выделение двух видов: общих и специальных. Общие способности - определяющие успех человека в овладении знаниями и умениями, реализуемыми в самых различных видах деятельности. К ним относятся интеллектуальные и умственные. Специальные способности - определяющие успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким можно отнести музыкальные, математические, технические, литературные, организаторские, спортивные.

Как правило, не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.

Биологически обусловленное сочетание различных высокоразвитых способностей называют одарённостью и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. При использовании термина одарённость в этом контексте выделяют общую одарённость, имея ввиду высокий уровень развития общих способностей, и специальную одарённость. Особенно высокий уровень одарённости обозначают понятиями «талант», «гений», которые различаются по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести, причём гениальность, чего-то нового.

Для диагностики способностей исследователь применяют разнообразные приёмы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности. Тесты способностей - группа тестов, направленных на выявление определённых групп качеств, которые, в качестве профессионально важных, определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности.

Диагностическая работа с одарёнными детьми по применению на практике.

Вид одаренности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Изучение интеллектуальной одарённости

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. Проведение олимпиад по предметам в области знаний того к какому развита способность.

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2.Анализ результатов олимпиады.

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. Проведение психологического мероприятия на способность мышления.

Изучение творческой одарённости

1.Проведение тестовых заданий

2.Анализ результатов.

1.Проведение индивидуальных занятий по развитию способностей.

1. Проведение психологических мероприятий по данным категорий.

1.Анализ результатов деятельности.

Изучение специальных способностей.

1.Проведение тестовых заданий

1.Участие в мероприятиях.

1.Идейное мастерство учащегося (создание чего-либо).

1.Защита проекта



Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. Конкурс на лучшего знатока

3. Анализ результатов олимпиады .

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми (кружковая и предметная деятельность).

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. Анализ работы с одаренными детьми.

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. Анализ работы с одаренными детьми.

Ожидаемые конечные результаты:

  • формирование системы работы с одаренными детьми;

  • увеличение числа одаренных детей.

Используемая литература:

  1. Диагностика одарённости детей, Методическое пособие, 2005 г.

  2. Психология в Казахстанской школе, Алматы 2011г

  3. Психодиагностика способностей, Юнита, Москва 2003 г.

  4. «Поверь в себя», Москва, 2008 год






© 2010-2022