Конспект занятия на тему Человек и металлы

  Данная      разработка    занятия   «Человек и металлы» предназначена      для    аудитории   детей 7-10  лет   с  целью   ознакомления с   некоторыми      металлами, наиболее     часто     встречающихся     в   повседневной жизни, их свойствами и применением. На занятии дети учатся различать металлы, находить их общие и  отличительные свойства, решать практические задачи и получать металлическую медь химическим путем. Обучающиеся получают знания о токсичности некоторых металлов, их вреде на з...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО - БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Методическая разработка занятия на тему:


Человек и металлы


Разработала: педагог дополнительного образования

Кокшарова А.А.













УФА - 2015




Пояснительная записка.

С древнейших времен люди используют металлы. Сначала человек познакомился с металлами, которые встречаются в самородном виде - это золото, серебро и медь. Остальные металлы появились после того, как человек научился добывать их из руд с помощью огня. Еще в 1556 году Георг Агрикола писал: «Человек не может обойтись без металлов… Если бы не было металлов люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди зверей».

Данная разработка занятия «Металлы» предназначена для аудитории детей 7-10 лет с целью ознакомления с некоторыми металлами, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни, их свойствами и применением. На занятии дети учатся различать металлы, находить их общие и отличительные свойства, решать практические задачи и получать металлическую медь химическим путем. Обучающиеся получают знания о токсичности некоторых металлов, их вреде на здоровье человека и экологическом влиянии на окружающую среду. Исторические факты и легенды, которые включены в рассказ педагога, воспитывают уважение к людям и событиям прошедшей эпохи, расширяют общий кругозор и мысленно «ведут» ребенка из прошлого через настоящее в будущее.

План занятия:

  1. Организационный момент (2 минуты).

2. Сообщение темы и целей занятий (5 минут).

3. Изучение нового материала (20 минут).

4. Закрепление изученного материала (15 минут).

5. Итоги занятия (3 минуты).

6. Список литературы.

7. Приложение.

Цель занятия: дать понятие о металлах, их физических свойствах и использование в жизни человека.

Задачи занятия:

обучающие: сформировать у детей представление о различных металлах и их физических свойствах, дать знания о токсичности некоторых металлов и влиянии их на человека, сформировать умение различать металлы, которые используются в быту, показать значение металлов в жизни человека с древнейших времен и в настоящее время;

развивающие: развивать внимание, память, мышление, наблюдательность и умение находить черты сходства и различия свойств веществ; развивать умение находить решение на поставленную практическую задачу и использовать полученные знания в повседневной жизни;

воспитательные: воспитывать уважительное отношение к историческому наследию разных народов; воспитывать любовь к окружающей природе воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье других людей;

Оборудование: конспект занятия, ПК, интерактивная доска, различные металлические предметы, используемые в быту , стакан с водой, канцелярские скрепки, магнит, алюминиевая фольга, медный купорос , поваренная соль.

Тип занятия: комбинированный


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнем наше занятие.

3. Сообщение темы и целей занятий.

Ребята, на демонстрационном столе вы видите разные предметы. Можете ли вы сказать из чего они сделаны одним словом? (Металл)

Все предметы, которые вы видите на демонстрационном столе, сделаны из разных металлов.

Тема нашего занятия «Человек и металлы».

Вы узнаете, какие бывают металлы, научитесь их различать, узнаете их свойства и применение. Используя свои знания, вы решите две экспериментальные задачи. Мы с вами получим чистый металл и вы сами определите его , назовете и скажете, где человек его использует в настоящее время. В конце занятия мы поиграем в игру.

3 . Изучение нового материала.

Беседа (демонстрация видов металлов на интерактивной доске).

- Назовите металлические предметы, которые вы знаете (дети называют предметы).

- Назовите металлы, которые вы знаете? (дети называют металлы).

Молодцы!

Рассказ педагога:

Знаете ли вы, какой металл стал известен человеку первым? (золото)

Золото - первый металл, который люди нашли в глубокой древности. Когда в летнюю жару они шли по руслам пересохших рек и ручьев, они находили россыпи золота. Золото в природе находится без примесей, оно блестит как Солнце и не портится со временем. Оно мягкое и его легко обрабатывать. Можно придать любую форму, сделать тонкую пластину, можно сгибать, не ломая. Люди стали делать из него разные украшения. Посмотрите фотографии украшений, найденных при раскопках археологами.

В земле запасы золота ограниченны. И люди, у которых не было своего золота, стали предлагать свои товары в обмен на золото. Другие предметы были недолговечны, а золото хранится очень долго.

Через многие сотни лет из золота стали делать монеты. Так золото стало мерой стоимости товара. Посмотрите фотографии старинных золотых монет.

В настоящее время люди также делают из золота разные украшения, а золотые монеты заменили бумажные деньги, которые являются всего лишь документом - обязательством на выплату определенной суммы золотом по требованию.

А теперь посмотрите на эту фотографию и ответьте на вопрос, из чего сделан купол церкви? (из золота) Это называется сусальное золото. Очень тонкие пластины золота приклеивают специальным клеем и шлифуют.

В настоящее время все чаще золото заменяют другими веществами, например, эта «золотая» вилка на самом деле покрыта нитридом титана.

- Ребята, какую пословицу про «золото» вы знаете? (дети называют).

- Молодцы! Не все то золото, что блестит.

А теперь внимательно посмотрите на эти предметы и скажите, из чего они сделаны? Эти предметы сделаны из серебра.

Серебро известно человечеству с древнейших времен. Это связано с тем, что серебро, как и золото, встречалось в самородном виде - его не приходилось выплавлять из руд. В Ассирии и Вавилоне серебро считалось священным металлом и являлось символом Луны. Из него делали украшения и чеканили монеты. С середины XIII века серебро становится традиционным материалом для изготовления посуды. Люди заметили, что серебро обеззараживает воду и уничтожает бактерии. Конечно, такая посуда была доступна только богатым людям. Посмотрите фотографии старинных серебряных монет, украшений, и посуды.

В настоящее время серебро и его сплавы широко используются человеком в электротехнике, в космических технологиях, в медицине.

Следующий металл, который человек использовал еще с древних времен, это медь. Считается, что люди начали использовать ее для изготовления орудий труда еще в IV тысячелетии до н.э. Объясняется это тем, что она встречается в природе в самородном состоянии. На территории США был найден крупнейший из известных самородков - его масса составляла 420 тонн. Однако такие находки встречаются редко.

Когда люди научились получать медь из руды, а потом делать бронзу (сплав меди с оловом), в истории человечества наступил «бронзовый век».

Посмотрите фотографии древних предметов из меди и бронзы.

- Подберите однокоренные слова к слову «медь»? (медь, медный, медаль, медальон)

Подойдите к демонстрационному столу и внимательно рассмотрите медные проволоку и пластину; можно потрогать, погнуть медную проволоку.

В руках у меня еще один металл, известный с древнейших времен. Это свинец. Вы, наверное, сразу скажете, что делают из свинца? (пули)

Возьмите кусок свинца в руки. Что вы чувствуете? (тяжелый) Свинец относится к тяжелым металлам. Возьмем ножницы и попробуем его резать. Это делать легко, потому что свинец мягкий. Обратите внимание на срез, он блестит. Через некоторое время мы увидим, что металлический блеск исчез и срез стал серым, матовым. Это произошло окисление свинца кислородом воздуха.

Свинец используется многие тысячелетия, поскольку он широко распространен, легко добывается и обрабатывается. Он очень ковкий и легко плавится. Выплавка свинца была первым из известных человеку металлургических процессов. В музеях хранятся монеты и медальоны из свинца, разные статуэтки, пули и пушечные ядра.

Самым крупным производителем свинца был Древний Рим. Из него делали водопроводные трубы. Правда еще Плиний и Витрувий (государственные деятели в Древнем Риме) считали, что «это нехорошо для общественного здоровья».

Свинец и его соединения токсичны. Александр Македонский завоевал пол-мира, а его солдаты умирали от отравления свинцом. Они ели из свинцовой посуды, в то время, как офицеры ели из серебряной. Особенно опасно воздействие свинца на детей: он вызывает умственную отсталость и хронические заболевания мозга.

Значительное загрязнение окружающей среды свинцом происходит в результате выхлопов автомобильных двигателей, так как соединения свинца добавляют в топливо с целью улучшения его качества.

А теперь ответьте на следующий вопрос. Какой металл является одним из самых используемых человеком? (железо)

Железом обычно называют его сплавы с малым содержанием примесей

(до 0,8%), которые сохраняют мягкость и пластичность чистого металла.

Чистое железо 99,99% получить трудно и оно дорогое. На практике используют различные сплавы: чугун, углеродистая сталь, нержавеющая сталь и т.д.

В природе встречается железная руда и реже метеоритное железо. Археологами в египетских гробницах были найдены украшения из метеоритного железа (около 3800года до н.э.). В самой глубокой древности железо ценилось дороже золота. Египетским фараонам дарили кольца и кинжалы из «хорошего» железа, то есть из нержавеющего железа . В те времена железо использовалось, как ювелирный металл, из него делали троны и другие регалии царской власти. Технология получения железа долгое время сохранялась в тайне, потому что эти знания давали военное преимущество. После падения державы хеттов секреты производства железа стала известна многим людям и были открыты новые месторождения и рудники. Как только люди научились выплавлять железо из руды, «бронзовый век» сменился «железным». Раскопки в Афинах показали, что уже около 1100 года до нашей эры широко были распространены железные мечи, копья, топоры, и даже железные гвозди.

Какие свойства железа, отличные от других металлов вы знаете?

Железо ржавеет. Если вы видите ржавчину на каком-либо предмете, значит этот он сделан из железа.

Железо намагничивается. Всего три металла имеет это свойство: железо, кобальт, никель. Но кобальт и никель очень слабо намагничиваются. Человек широко использует магнитные свойства железа в электротехнике и в быту.

Приведите примеры, как можно использовать магниты в быту. Магнитные шашки, шахматы, магниты для крепление к холодильнику или к школьной доске, детские конструкторы, многоразовая пишущая доска и т. д.

А теперь для вас экспериментальная задача. В стакан с водой я бросаю канцелярскую скрепку. Надо достать скрепку из воды, не замочив рук.

Молодцы! Зная свойства магнита притягивать железо, вы достали скрепку из воды, выполнив условия задачи.

Как вы думаете, где это используется? Правильно, сильным магнитом достают детали затонувшего корабля со дна моря.

Физкультминутка.

Упражнения для формирования правильной осанки

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Сейчас я расскажу вам легенду.

Однажды к римскому императору Тиберию (42 год до н.э. - 37 год н.э.) пришел ювелир с металлической небьющейся обеденной чашкой, изготовленной якобы из глинозема. Тарелка была очень светлой и блестела, как серебро. По всем признакам она была алюминиевой. При этом ювелир утверждал, что только он и боги знают, как получить этот металл из глины. Император, опасаясь, что металл из легкодоступной глины может обесценить золото и серебро, приказал отрубить ювелиру голову.

Лишь почти через 2000 лет после Тиберия датский физик Ганс Эрстед получил несколько миллиграммов металлического алюминия. В 1855 году был получен первый слиток алюминия массой 6-8 кг ученым Анри Девилем. Эти исследования финансировал Наполеон III, рассчитывая, что алюминий пригодится его армии.

Когда алюминий был очень дорог, из него делали ювелирные изделия. По приказу Наполеона Ш были изготовлены алюминиевые столовые приборы, которые подавались на торжественных обедах ему и самым почетным гостям. Другие гости при этом пользовались приборами из золота и серебра.

Скажите, что делают из алюминия в настоящее время? Кастрюли, ложки, вилки, электропровода, отражающий слой зеркал, фольга, блестящий слой на новогодней мишуре и т.д.

Посмотрите на эту ложку. Она сделана из алюминия. Другая ложка сделана из нержавеющей стали. Они одинаковые по размеру. Давайте возьмем их в руки и сравним. Одинаковые ли они по весу? Алюминиевая ложка намного легче стальной. Алюминий - легкий металл.

Из алюминия и его сплавов делают самолеты. Поэтому алюминий называют «крылатым металлом». Как только начали выпускать алюминий в промышленных масштабах, огромное развитие получило самолетостроение.

Все металлы, которые вы сегодня видели, трогали руками, находятся в твердом состоянии. А какой металл при обычных условиях жидкий? Посмотрите на термометр и ответьте на этот вопрос.

Ртуть при комнатной температуре представляет собой тяжелую серебристую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты. Одно из тяжелейших загрязнений ртутью в истории случилось в японском городе Минамата в 1956 году, что привело к более, чем трем тысячам жертв, которые либо умерли, либо сильно пострадали от болезни.

В связи с высокой токсичностью ртуть почти полностью вытеснена из медицинских препаратов.

Однако вплоть до 1970-х годов соединения ртути использовались в медицине очень активно. Известны случаи, когда при завороте кишок больному вливали в желудок стакан ртути. По мнению древних врачевателей, ртуть благодаря своей тяжести должна была пройти по кишечнику и расправить его. Конечно, такое лечение не приводило к выздоровлению больных.

Внимание! По классу опасности ртуть относится к чрезвычайно опасным химическим веществам. Если вы разбили ртутный термометр или люминесцентную лампу, обязательно должны выйти из помещения и сказать об этом взрослым. В зависимости от загрязнения, взрослые проведут демеркуризацию и проветрят помещение.

Ребята, подойдите к демонстрационному столу и встаньте полукругом, чтобы всем было хорошо видно. Внимательно наблюдаем, думаем и отвечаем на вопрос: «Какой металл мы получили в результате химической реакции?»

Итак, на дно тарелки кладем алюминиевую фольгу, наливаем воду, насыпаем поваренную соль (хлорид натрия) и медный купорос (сульфат меди).

- Что мы видим?

- Начали выделяться мелкие пузырьки газа.

- Появляется осадок темно-красного цвета.

- Как вы думаете, какой металл образовался в результате реакции?

- Медь.

Сделаем вывод: из алюминия и медного купороса в растворе поваренной соли мы получили металл - медь.

А сейчас игра «Назови из чего что сделано». Я буду показывать предмет, а вы будете называть, из какого металла он сделан.

Ложка из серебра - серебряная ложка;

ложка из алюминия - алюминиевая ложка;

проволока из меди - медная проволока;

пластина из свинца - свинцовая пластина;

скрепки из железа - железные скрепки;

термометр со ртутью - ртутный термометр.

- Молодцы!

5. Итог занятия.

- С чем познакомились сегодня на занятии? (с разными металлами и их свойствами)

- Назовите металлы, которые вы знаете. (ответы детей)

- Как они используются человеком? (ответы детей)
- Какие металлы относятся к токсичным химическим веществам? (свинец и ртуть)
- Чему научились? (различать металлы по виду)
- Что понравилось? (ответы детей)

Вот и заканчивается наше занятие. Мы узнали разные металлы, их физические свойства и использование их человеком. Желаю вам успехов!

Список литературы.

1. Рюмин В.В. Занимательная химия, М. "Просвещение", 2012 г.
2. Ричард Робинсон Книга увлекательных занятий для мальчиков РОСМЭН.- М., 2006г.

3. Энциклопедический словарь юного химика. Сост. Крицман В.А., Станцо В.В. -М.: Педагогика, 1990 г.

4.Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIXв. Фигуровский Н.А Издательство «Наука».- М., 1980г.

5. Карл Бакс. Богатства земных недр. М.: Прогресс, 1986г.

Интернет - ресурсы

ru.wikipedia.org

nsportal.ru

festival.1september.ru







© 2010-2022