- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психолого-педагогический семинар для педагогов «Юмор в работе педагога»
Психолого-педагогический семинар для педагогов «Юмор в работе педагога»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Басыров И.М. |
Дата | 13.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Психолого-педагогический семинар для педагогов «Юмор в работе педагога».
В словаре В. Даля ЮМОР (в переводе с английского) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.
Среди характерологических особенностей личности хорошего учителя, помимо эмпатии (способности сопереживать), доброжелательности и других эмоциональных черт характера, обычно выделяют оптимизм, веселость и юмор. Рассматривая юмор как эмоциональную черту характера можно выделить
Разновидности юмора:
-
остроумие, являющееся природным даром
-
чувство юмора, которое стоит в ряду других человеческих чувств (можно развивать в себе).
Педагог, обладающий чувством юмора, сохраняет дружелюбие по отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике.
Однако юмор может выступать не только как черта характера, но и рассматриваться как педагогическое средство.
Юмор - педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий:
-
между ожидаемым и случившимся,
-
между видимым и реальным,
-
связанных с комическим эффектом;
-
снимающее психологическое напряжение;
-
способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений.
Характеризуя юмор как педагогическое средство, необходимо, прежде всего, определить его функции в педагогической деятельности, то есть задачи, которые в процессе использования юмора решает педагог.
Ознакомить с результатами тестирования «Юмор в работе педагога».
Функции юмора в педагогической деятельности
-
Информативная функция
Учитель, использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность (выражает личное отношение к происходящему, а также проявляет умение учитывать индивидуальные особенности ученика).
Чувство юмора в процессе общения, выраженное в утонченном острословии (каламбуре, анекдоте, юмореске, карикатуре) характеризует культуру, такт и ум человека, создающего комическую ситуацию.
Кроме того, при помощи юмора педагог может выразить личное отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать индивидуальные особенности ученика. Последнее приобретает большую значимость, поскольку по реакции собеседника учитель сам получает информацию о нем, в частности, о его возможности понимать и принимать юмор.
-
Эмоциональная функция
Юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации. Он позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям.
Практика показывает, что чем выше у участников педагогического процесса способность понимать и создавать юмор, использовать его для преодоления трудных ситуаций, тем менее выражено у них симптомы депрессии - сниженное настроение, низкая самооценка, безнадежное восприятие своего будущего.
Юмор может выступать как средство снятия психологического напряжения, психологической разрядки, создания творческого самочувствия и, в конечном итоге, способствовать эффективности педагогической деятельности. Кроме того, с помощью юмора можно управлять групповыми настроениями, создавать условия для коллективных действий, да и формировать коллектив учащихся. А. Моди из США в книге «О смехе, или целительная сила юмора» писал, что способность человека смеяться такой же важный показатель его здоровья, как и все другие. «Человек чувствует себя значительно лучше, когда готов пошутить или посмеяться».
Юмор может выступать как средство собственной эмоциональной поддержки и эмоциональной поддержки окружающих.
-
Мотивационная функция
Юмор выступает как стимул самовоспитания и стимулирует поиск новых средств оценки.
Безусловно, шутка иногда может быть педагогически целесообразной в большей степени, чем наказание или строгий выговор. Кроме того, юмор - это средство выражения индивидуальности как учителя, так и учащихся. Остроумному педагогу всегда легче найти нестандартное решение педагогической задачи. К такому учителю «тянутся» дети. Таким образом, стремление использовать юмор в профессиональной деятельности может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае данное педагогическое средство должно способствовать позитивному решению педагогических задач.
-
Регулирующая функция
Юмор регулирует отношения между педагогами, между педагогами и учениками, между учениками.
Иногда, чтобы вступить в общение, педагог начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться - значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере доверие.
Выступая как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Являясь основой доброжелательных отношений между участниками педагогической системы, юмор предполагает наличие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них.
Общепризнанные этические требования к эффективному использованию юмора
в качестве специфического приема воспитательного взаимодействия:
- нельзя подвергать осмеянию личность ребенка, можно смеяться лишь над отдельной чертой его характера либо конкретным поступком;
- высмеивать можно только то, что учащийся может исправить, изменить;
- не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной;
- грубые и пошлые шутки есть свидетельство низкой внутренней культуры человека;
- никакая шутка не должна унижать достоинство человека;
- не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах школьника;
- нельзя сердиться на проявление юмора учащимися, нужно всегда быть готовым ответить на их шутку, уметь посмеяться над собой.
Примерная классификация юмористических воспитательных приемов:
-
Намек - указание педагога на факт, сходный по смыслу с тем или иным поступком учащихся либо с ситуацией, в которую попали взаимодействующие субъекты.
-
Ирония - способ, в котором воспитатель уходит от прямого замечания, обвинения, выговора; для этого он в возникшей воспитательной ситуации противопоставляет действительный смысл произносимой фразы, несколько иной, чаще всего изысканно-галантной форме её выражения
-
Каламбур (или способ двойного истолкования случившегося события, возникшей ситуации или проблемы) достигается за счет игры слов, применения оригинального хода мысли.
-
Гротеск - юмористический прием сознательного воспитательного воздействия, основанный на преувеличении или преуменьшении типичных характеристик того или иного человека, явления, ситуации, жизненного события.
-
Парадокс - сознательное изменение привычно употребляемой формулировки, произносимой назидательной сентенции из ожидаемого в неожиданный ракурс.
-
Псевдоконтраст - ложное противопоставление; способ, в котором педагог внешне противопоставляет заключительную часть произносимой им утвердительной фразы или суждения ее началу, на самом же деле - усиливает свою первоначальную мысль.
Юмор и смех возникают там, где человек может, хотя бы минимально, приблизиться к наблюдению за своим внутренним миром. Это наблюдение основывается на представлении о должном, правильном, о закономерном.
«Смех - важнейшее средство познания морали и одновременно проявление нравственного облика самого человека».
В.Я. Пропп
Смех, юмор ребенка, подростка - это и оборотная сторона его мышления, это умение тонко видеть, понимать и чувствовать мир, это способность оптимистически относиться к себе и к окружающему.
«Способность видеть в нарушении дисциплины смешное, пристыдить смешным, в этом и проявляется умение проникнуть умом и сердцем в духовный мир ребенка».
В.А. Сухомлинский
Для учителя развивать в себе и в своих воспитанниках чувство юмора -
это значит содействовать росту творческого потенциала своей личности и личности подростков.
"Это задача немалая, - писал К.И.Чуковский, - воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами".
Как можно воспитать чувство юмора: на уроках, вне уроков (сценарии методразработок).
Отрицательные стороны юмора:
-
«Панибратство» учителя и учеников (нарушение дистанции)
-
Обучение детей злому высмеиванию, насмешкам
Учитесь всегда оставаться с улыбкой на устах - это вселит в детей уверенность в том, что Вы добры, сильны и уверены в будущем. Дети не умеют смеяться среди чужих и неприятных людей. Смех искренний рождается лишь в обстановке дружелюбия и взаимного доверия. Смех физиологически связан со снятием напряженности. Он открывает восприятия новому, вызывает разрядку телесной скованности и символизирует освобождение от непосильного груза ненужных проблем, не столько стоящих перед человеком реально, сколько выдуманных вконец запутавшимся в обстоятельствах жизни рассудком. Комическое - вестник свободы. Мы не просто продлеваем себе жизнь смехом, улыбаясь, мы делаем ее подлинной - яркой, сочной и свежей.
-
Высшая смелость человеческая
проявляется в умении рассмеяться в ответ на недвусмысленную угрозу.
-
Высшая стойкость человеческая
проявляется в способности смеяться над затруднением, в преодолении которого человек не сомневается ни на секунду, сколь бы трудным оно ни показалось на первый взгляд.
-
Высшая открытость человеческая
проявляется в разрешении себе потешаться над любимыми - не раня их, но внося оживление в радующую обоих связь.
-
Вся мудрость мира и вся свобода личности
могут быть выражены веселыми историями и тонкими анекдотами.
Используйте в своей работе следующие рекомендации:
-
Не бойтесь быть смешными.
-
Умейте посмеяться и над собой.
-
Читайте веселые книжки.
-
Добрый смех созидает, а злой - разрушает.
-
Веселые шутки жить помогают.
-
Улыбайтесь себе и другим.
-
Рассказывайте друг другу весёлые, интересные, позитивные истории из своей жизни, своих наблюдений.
-
Дарите друг другу отличное настроение.