Психолого-педагогический семинар для педагогов «Юмор в работе педагога»

В словаре В. Даля ЮМОР  (в переводе с английского) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.   Среди характерологических особенностей личности хорошего учителя, помимо эмпатии (способности сопереживать), доброжелательности и других эмоциональных черт характера, обычно выделяют оптимизм, веселость и юмор. Рассматривая юмор как эмоциональную черту характера можно выделить   Разновидности юмора: Ø  остроумие, являющееся природным даром Ø  чувство юмора, которое стоит в ряду других человеческих чувств (можно развивать в себе).   Педагог, обладающий чувством юмора, сохраняет дружелюбие по отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике. Однако юмор может выступать не только как черта характера, но и рассматриваться как педагогическое средство.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогический семинар для педагогов «Юмор в работе педагога».


В словаре В. Даля ЮМОР (в переводе с английского) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.

Среди характерологических особенностей личности хорошего учителя, помимо эмпатии (способности сопереживать), доброжелательности и других эмоциональных черт характера, обычно выделяют оптимизм, веселость и юмор. Рассматривая юмор как эмоциональную черту характера можно выделить

Разновидности юмора:

  • остроумие, являющееся природным даром

  • чувство юмора, которое стоит в ряду других человеческих чувств (можно развивать в себе).

Педагог, обладающий чувством юмора, сохраняет дружелюбие по отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике.

Однако юмор может выступать не только как черта характера, но и рассматриваться как педагогическое средство.

Юмор - педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий:

  • между ожидаемым и случившимся,

  • между видимым и реальным,

  • связанных с комическим эффектом;

  • снимающее психологическое напряжение;

  • способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений.

Характеризуя юмор как педагогическое средство, необходимо, прежде всего, определить его функции в педагогической деятельности, то есть задачи, которые в процессе использования юмора решает педагог.

Ознакомить с результатами тестирования «Юмор в работе педагога».


Функции юмора в педагогической деятельности


  1. Информативная функция

Учитель, использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность (выражает личное отношение к происходящему, а также проявляет умение учитывать индивидуальные особенности ученика).

Чувство юмора в процессе общения, выраженное в утонченном острословии (каламбуре, анекдоте, юмореске, карикатуре) характеризует культуру, такт и ум человека, создающего комическую ситуацию.

Кроме того, при помощи юмора педагог может выразить личное отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать индивидуальные особенности ученика. Последнее приобретает большую значимость, поскольку по реакции собеседника учитель сам получает информацию о нем, в частности, о его возможности понимать и принимать юмор.


  1. Эмоциональная функция

Юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации. Он позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям.

Практика показывает, что чем выше у участников педагогического процесса способность понимать и создавать юмор, использовать его для преодоления трудных ситуаций, тем менее выражено у них симптомы депрессии - сниженное настроение, низкая самооценка, безнадежное восприятие своего будущего.

Юмор может выступать как средство снятия психологического напряжения, психологической разрядки, создания творческого самочувствия и, в конечном итоге, способствовать эффективности педагогической деятельности. Кроме того, с помощью юмора можно управлять групповыми настроениями, создавать условия для коллективных действий, да и формировать коллектив учащихся. А. Моди из США в книге «О смехе, или целительная сила юмора» писал, что способность человека смеяться такой же важный показатель его здоровья, как и все другие. «Человек чувствует себя значительно лучше, когда готов пошутить или посмеяться».

Юмор может выступать как средство собственной эмоциональной поддержки и эмоциональной поддержки окружающих.


  1. Мотивационная функция

Юмор выступает как стимул самовоспитания и стимулирует поиск новых средств оценки.

Безусловно, шутка иногда может быть педагогически целесообразной в большей степени, чем наказание или строгий выговор. Кроме того, юмор - это средство выражения индивидуальности как учителя, так и учащихся. Остроумному педагогу всегда легче найти нестандартное решение педагогической задачи. К такому учителю «тянутся» дети. Таким образом, стремление использовать юмор в профессиональной деятельности может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае данное педагогическое средство должно способствовать позитивному решению педагогических задач.


  1. Регулирующая функция

Юмор регулирует отношения между педагогами, между педагогами и учениками, между учениками.

Иногда, чтобы вступить в общение, педагог начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться - значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере доверие.

Выступая как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Являясь основой доброжелательных отношений между участниками педагогической системы, юмор предполагает наличие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них.

Общепризнанные этические требования к эффективному использованию юмора
в качестве специфического приема воспитательного взаимодействия:

- нельзя подвергать осмеянию личность ребенка, можно смеяться лишь над отдельной чертой его характера либо конкретным поступком;

- высмеивать можно только то, что учащийся может исправить, изменить;

- не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной;

- грубые и пошлые шутки есть свидетельство низкой внутренней культуры человека;

- никакая шутка не должна унижать достоинство человека;

- не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах школьника;

- нельзя сердиться на проявление юмора учащимися, нужно всегда быть готовым ответить на их шутку, уметь посмеяться над собой.

Примерная классификация юмористических воспитательных приемов:


  • Намек - указание педагога на факт, сходный по смыслу с тем или иным поступком учащихся либо с ситуацией, в которую попали взаимодействующие субъекты.

  • Ирония - способ, в котором воспитатель уходит от прямого замечания, обвинения, выговора; для этого он в возникшей воспитательной ситуации противопоставляет действительный смысл произносимой фразы, несколько иной, чаще всего изысканно-галантной форме её выражения

  • Каламбур (или способ двойного истолкования случившегося события, возникшей ситуации или проблемы) достигается за счет игры слов, применения оригинального хода мысли.

  • Гротеск - юмористический прием сознательного воспитательного воздействия, основанный на преувеличении или преуменьшении типичных характеристик того или иного человека, явления, ситуации, жизненного события.

  • Парадокс - сознательное изменение привычно употребляемой формулировки, произносимой назидательной сентенции из ожидаемого в неожиданный ракурс.

  • Псевдоконтраст - ложное противопоставление; способ, в котором педагог внешне противопоставляет заключительную часть произносимой им утвердительной фразы или суждения ее началу, на самом же деле - усиливает свою первоначальную мысль.

Юмор и смех возникают там, где человек может, хотя бы минимально, приблизиться к наблюдению за своим внутренним миром. Это наблюдение основывается на представлении о должном, правильном, о закономерном.

«Смех - важнейшее средство познания морали и одновременно проявление нравственного облика самого человека».

В.Я. Пропп

Смех, юмор ребенка, подростка - это и оборотная сторона его мышления, это умение тонко видеть, понимать и чувствовать мир, это способность оптимистически относиться к себе и к окружающему.

«Способность видеть в нарушении дисциплины смешное, пристыдить смешным, в этом и проявляется умение проникнуть умом и сердцем в духовный мир ребенка».

В.А. Сухомлинский

Для учителя развивать в себе и в своих воспитанниках чувство юмора -

это значит содействовать росту творческого потенциала своей личности и личности подростков.

"Это задача немалая, - писал К.И.Чуковский, - воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами".

Как можно воспитать чувство юмора: на уроках, вне уроков (сценарии методразработок).

Отрицательные стороны юмора:

  • «Панибратство» учителя и учеников (нарушение дистанции)

  • Обучение детей злому высмеиванию, насмешкам

Учитесь всегда оставаться с улыбкой на устах - это вселит в детей уверенность в том, что Вы добры, сильны и уверены в будущем. Дети не умеют смеяться среди чужих и неприятных людей. Смех искренний рождается лишь в обстановке дружелюбия и взаимного доверия. Смех физиологически связан со снятием напряженности. Он открывает восприятия новому, вызывает разрядку телесной скованности и символизирует освобождение от непосильного груза ненужных проблем, не столько стоящих перед человеком реально, сколько выдуманных вконец запутавшимся в обстоятельствах жизни рассудком. Комическое - вестник свободы. Мы не просто продлеваем себе жизнь смехом, улыбаясь, мы делаем ее подлинной - яркой, сочной и свежей.


  • Высшая смелость человеческая

проявляется в умении рассмеяться в ответ на недвусмысленную угрозу.

  • Высшая стойкость человеческая

проявляется в способности смеяться над затруднением, в преодолении которого человек не сомневается ни на секунду, сколь бы трудным оно ни показалось на первый взгляд.

  • Высшая открытость человеческая

проявляется в разрешении себе потешаться над любимыми - не раня их, но внося оживление в радующую обоих связь.

  • Вся мудрость мира и вся свобода личности

могут быть выражены веселыми историями и тонкими анекдотами.

Используйте в своей работе следующие рекомендации:

  • Не бойтесь быть смешными.

  • Умейте посмеяться и над собой.

  • Читайте веселые книжки.

  • Добрый смех созидает, а злой - разрушает.

  • Веселые шутки жить помогают.

  • Улыбайтесь себе и другим.

  • Рассказывайте друг другу весёлые, интересные, позитивные истории из своей жизни, своих наблюдений.

  • Дарите друг другу отличное настроение.


© 2010-2022