Доклад на тему: Система взаимодействия с родителями слабоуспевающих учеников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых и детей. Необходимо знать причины, порождающие ее. Почему происходит отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой?

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним относятся- социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, несовершенство организации учебного процесса на местах ( неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка и пр.). Также отрицательное влияние оказывает улица, может даже семья. К внутренним причинам следует отнести низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения. Школьник не стремится быть успешным в учебной деятельности. Одна из причин неуспеваемости является проблемы со здоровьем школьника, вызванные ухудшением уровня материального благосостояния семей.

Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленно на развитие личности ребенка.

Педагогический принцип доступности и посильного обучения основывается на индивидуальном подходе к учащимся. Необходимо учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно. Сегодня в нашей школе достаточно много учеников, имеющих проблемы с обучением. Преодоление неуспеваемости встает важнейшей задачей нашей школы.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

  1. Проведение контрольного среза знаний по основным разделам учебного материала на начало учебного года. Цель: выявление пробелов, определение фактического уровня знаний, полученных раннее.

  2. Установление причин неуспеваемости через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами и самим ребенком.

  3. Составление индивидуального плана по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

  4. Использование дифференциального подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуации успеха на уроках.

  5. Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительских собраний с приглашением учителей-предметников.

  6. Контроль за посещаемостью консультативных занятий.

Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися и его родителями.

  1. Провести диагностику в начале учебного года целью выявления уровня обученности учащиегося.

  2. Использовать на уроках различные виды опроса ( устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

  3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопление оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. (Опрос не реже 1 раза за 2-3 урока.)

  4. Комментировать оценку ученика.

  5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленных в ходе контрольных и диагностических работ, после чего провести повторный контроль.

  6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий ученик должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

  7. Учитель- предметник должен поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок ( три и более «2») и систематического невыполнения домашнего задания.

Отсутствие положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и проделанной работе, ходатайствует о проведении малого педсовета с приглашением родителей обучающихся.

. Родители в свою очередь должны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.

Родители должны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником (в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам).

После согласования с администрацией школы родители имеют право посещать уроки тех предметов, по которым обучающийся показывает низкий результат.

Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ.

Теперь немного остановлюсь на том, какими методами пользуюсь я, как классный руководитель, в работе с родителями слабоуспевающих детей.

Я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях, внимании, труде.

Я стараюсь знать много о домашних условиях учащихся, о микроклимате в семье. Для поднятия качества учебы я посещаю родительские собрания классов, в которых работаю. Объясняю родителям, как работает класс, как изменились знания детей, какие проблемы. Такие посещения собраний + родительские дни, индивидуальные встречи - дают результаты. Родители чувствуют заботу об их детях и отзываются на предложенные формы работы с учеником. Очень важно особенно при подготовке к экзаменам, показать родителям, что ты заинтересован в успехе его ребенка.

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы - «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Сделать это мы сможем только в тесном союзе с вами родителями !

Практические рекомендации родителям

1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.

5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.

6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.

9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.

10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.

11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

12. Помните: нормой для ребенка является - не знать что-либо, не уметь, ошибаться.

13. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.

14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.

16. Сделайте своей главной заповедью - «не навреди».



© 2010-2022