Шаги к обучению –легкая адаптация

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шаги к обучению -легкая адаптация

Цикл занятий по развитию познавательных процессов у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Поступление в первый класс - важный и трудный период в жизни детей. Он характеризуется изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.
В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психического развития, поэтому подходят к возрасту поступления в школу с разным багажом жизненного опыта и разным уровнем развития психических процессов. Если психические возможности ребенка соответствуют предъявляемым в обучении требованиям, то говорят о его психологической готовности к школе. Если же такого соответствия нет, то обучение в школе может стать затруднительным, требовать слишком большого напряжения от самого ребенка, его родителей и педагогов.

Причины неподготовленности детей к школьной жизни могут быть самыми разными: некомпетентность родителей в данном вопросе, педагогическая и социальная запущенность детей, задержка их психического развития, гиперактивность, слабое здоровье и многие другие. Но все они говорят о том, как трудно ребенку успешно адаптироваться к взрослой жизни в современных условиях, когда в систему образования вносится много обновлений и перемен.
Кризис семи лет является последним сроком, когда «ослабленным» детям еще можно догнать сверстников и успешно перейти затем в следующий возрастной этап - среднее звено школы. По исследованию Юркевич В.С. - до 80% учащихся 5 - 8 классов общеобразовательных школ "неспособны" - учатся, не умея учиться. Научить же ребенка учиться - то есть творчески относиться к учебе, знаниям, к их получению и расширению - можно только на начальном этапе обучения: с 5 - 6 до 8 - 9 лет. Поэтому в старшем дошкольном возрасте ДОУ должны «обеспечить равные стартовые возможности для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования» (ФГТ).
Сфера деятельности педагога-психолога в любом образовательном учреждении весьма обширна, и порой бывает трудно вычленить самое основное и важное направление работы. Одним из приоритетных направлений может являться развитие познавательных процессов и учебных навыков старших дошкольников, так как эта сфера деятельности педагога-психолога позволяет оказать максимальную помощь ребенку, родителям и педагогам, в меньшей степени зависит от каких-либо воспитательных установок детско-родительских отношений. И, в то же время, способствует личностному развитию и росту старших дошкольников.
Практика построения образовательного процесса не только в школах, но уже и в детских садах, показывает, что педагоги нацелены, в первую очередь, на подачу и усвоение детьми программных знаний, на обучение конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.). А развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п. учителя уделяют гораздо меньше внимания.
Образовательный процесс в ДОУ и организация непосредственно образовательной деятельности дошкольников по своей организации, как правило, максимально приближен к форме школьного урока. Учет же индивидуальных и возрастных психологических особенностей воспитанников порой остается на втором плане. Поэтому проведение специальных занятий с детьми по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевых качеств является одним из наиболее актуальных направлений деятельности педагога-психолога.
Для эффективности работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности их к обучению в школе необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • сочетание в занятиях игровой, продуктивной и познавательной деятельности;

  • формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;

  • приоритетное использование методов дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;

  • использование воспитательных возможностей совместной детской деятельности;

  • формирование способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

  • коррекция индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

Сопутствующим звеном этой работы должно являться обсуждение с родителями и педагогами результатов диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, наглядный показ возможностей применения и направленности знакомых и простых по подготовке развивающих игр познавательного характера участникам педагогического процесса - воспитателями, учителями, родителями.
В данной работе вниманию педагогов-психологов, воспитателей ДОУ и учителей начальных классов предлагается модель организации и построения развивающих занятий, направленных на совершенствование познавательной и эмоционально-волевой сферы детей 5 - 8 лет. Первый цикл разработок из отобранных игр и упражнений был апробирован на занятиях кружка для старших дошкольников в 1999 - 2000 учебном году. Результат был отмечен и воспитателями, и родителями. Они смогли оценить успешность детей на открытых занятиях кружка и в образовательном процессе в группах. В дальнейшем разработки занятий использовались на коррекционных часах в начальной школе и классах КРО общеобразовательной школы. При этом учителя также отмечали повышение успеваемости и интереса к образовательному процессу у учащихся.
Сравнительные результаты диагностических данных за последние пять лет позволяют отметить средние показатели роста уровня развития познавательных процессов и воли: количество детей, имеющих низкий уровень развития слуховой памяти падает с 30-35% до 10-12%, зрительной памяти - с 35-37 до 5-8%, внимания - с 27-30 до 8-10%, мышления - с 54-60 до 15-20%, зрительно-моторной координации - с 55-70 до 20-25%, саморегуляции - с 45-65% до 10-15%. Положительная динамика в работе с детьми, имеющими проблемы в психическом и социально-эмоциональном развитии, подтверждается и повышением интереса детей к познавательной деятельности, активности в НОД в группе.
При разработке предлагаемого комплекса игровых занятий учитывалась возможность оказания максимальной помощи ребенку при минимальных материальных затратах со стороны родителей и общеобразовательных учреждений. Содержание и эмоциональный настрой занятий способствуют решению развивающих и воспитательных задач, темп выполнения заданий увеличивает быстроту реакции, доброжелательная атмосфера снимает агрессивность, воспитывает дружелюбие. Дети с удовольствием откликаются на заинтересованность педагога, интригующие интонации. А то, что вызывает удовольствие, порождает интерес к занятию, и, что важно, интерес к мыслительной деятельности в целом.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Многолетнее исследование способов повышения эффективности работы по подготовке детей к школе, развитию их познавательных процессов и эмоционально-волевых качеств привело к следующей модели организации этой деятельности:

  • работа ведется в традиционных направлениях - с детьми, педагогами и родителями;

  • занятия с детьми проводятся 1-2 раза в неделю длительностью до 30 минут фронтально по 8 - 10 человек;

  • каждое занятие включает вербальные игры, игры на развитие зрительной памяти и внимания, упражнения пальчиковой гимнастики, практические задания - на развитие логики и творческого мышления, зрительно-моторной координации, произвольности;

  • обязательны задачи нравственного характера - развитие коммуникативных навыков, дружелюбия, эмоциональной компетентности;

  • знакомство родителей и педагогов с данными диагностических срезов - первичного, промежуточного и итогового;

  • проведение практикумов с показом фрагментов занятий и участием родителей и педагогов в развивающих играх;

  • занятия могут располагаться в разной последовательности и дополняться вербальным и наглядным материалом, в зависимости от целей и возможностей детей и ведущего курс.

Цель проведения развивающего цикла:
повышение уровня развития познавательных качеств и учебных навыков старших дошкольников и младших школьников, помощь в освоении моделей конструктивного общения.

Задачи:
- формировать у детей умение управлять своим поведением;
- развивать процессы творческого мышления, памяти, внимания, воображения;
- формировать умение выделять закономерности и связи, решать проблемные ситуации;
- способствовать развитию умения сдерживать негативные эмоции и проявлять доброжелательность.

Этапы реализации целей и задач цикла:
1. Подготовительный
Анализ результатов диагностических исследований и выделение группы детей, наименее подготовленных к обучению в школе или имеющих высокую степень дезадаптации. Знакомство родителей и педагогов с полученными данными, заключение соглашения на проведение занятий с детьми.
2. Вводный
Установление эмоционального контакта с группой, вызов интереса к занятиям, диагностика уровня развития эмоционально-волевых качеств и коммуникативных навыков.
3. Развивающий
Основной комплекс коррекционно-развивающих занятий, повышающих уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и навыков общения.
4. Итоговый
Заключительная диагностика, анализ ее результатов, общие выводы и планирование дальнейшей работы.
5. Заключительный
Знакомство родителей с результатами коррекционно-развивающей работы;
индивидуальные беседы с теми, чьи дети нуждаются в дополнительных занятиях со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом и т.п.).

Структура занятий

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
- упражнения, активизирующие мыслительные процессы;
- вербальные игры, игры с использованием картинок или демонстрационных листов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
- физминутка с пальчиковой гимнастикой;
- работа на листах-заготовках;
- гимнастика для глаз.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
- игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков;
- рефлексия ощущений, возникающих при выполнении предложенных заданий; самооценка.

Анализ занятий:
наблюдение за поведением детей в играх - активность, доброжелательность, словарный запас; работы на листах-заготовках - количество ошибок, оригинальность рисунков, чувство цвета.
Используемые методы:
- диагностические методики;
- вербальные игры и упражнения;
- игры и упражнения с картинками и демонстрационным материалом;
- логические задачи и упражнения;
- задания на развитие мелкой моторики;
- элементы пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз.

Материалы и оборудование:
- простые и цветные карандаши, фломастеры;
- листы-заготовки диагностических (приложение 1) и развивающих (приложение 2) заданий - формат А5;
- наборы предметных картинок;
- демонстрационные листы и карточки с заданиями на развитие внимания и зрительной памяти (приложение 3);
- танграмы, разрезные картинки, счетные палочки, бусины разных цветов и размеров, игрушки.

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Критерии оценки эффективности:
- диагностические срезы;
- изменение в поведении и отношении к учебному процессу;
- успехи в обучении;
- отзывы родителей и педагогов.

Используемые диагностические методики (занятия 1, 2 и 19, 20):

  • Корректурная проба.

  • Тест простых поручений.

  • Тест Куглера.

  • Узнавание фигур (вариант теста Бернштейна).

  • Заселение дома (методика Аргинской).

Проведение и обработка данных:
Материалы:бланки, простые и цветные карандаши.
Форма проведения: фронтально, по 8 - 12 человек.

Занятия 1, 20

1) КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Цель: определение степени устойчивости, концентрации и переключения внимания.

Методика проведения: в течение 3-х минут дети просматривают ряды фигур на бланке и вычеркивают простым карандашом нужные по заданному образцу (образец после показа убирается).

Инструкция: «По сигналу - начали - вы будете просматривать ряды фигур, находить круги, квадраты и треугольники и вычеркивать их так (показ):круги линией сверху вниз, квадраты - наискосок, треугольники - линией слева направо. По сигналу - стоп - надо остановиться и положить карандаш» (образец вычеркивания убирают).

Обработка данных: по количеству правильно вычеркнутых фигур определяется уровень развития внимания

St

9

8

7

6

5

4

3

2

1

«Сырой балл»

71-72

66-70

61-65

56-60

49 - 55

42-48

36-41

31-35

<30

2) ТЕСТ ПРОСТЫХ ПОРУЧЕНИЙ

Цель: диагностика уровня развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания.

Методика проведения: в течение 5 - 7 минут дети выполняют задания взрослого; текст поручений зачитывается в обычном темпе, каждое задание проговаривается только один раз, повтора не допускается.

Инструкция: «Сейчас я буду давать вам поручения. Будьте внимательными и сообразительными! Нужно выполнить каждое поручение быстро и без ошибок. Перед вами восемь квадратов, Каждое поручение нужно выполнять в одном квадрате. После команды «стоп» нужно закончить задание и перейти к следующему. Если вы сделаете случайную ошибку, можете её аккуратно исправить». Задайте детям вопросы, чтобы убедиться, что они точно поняли инструкцию.

Текст поручений:
1. В первом квадрате напишите первую букву слова «АРБУЗ» и проведите линию под буквой.
2. Во втором квадрате поставьте в треугольнике точку и поставьте рядом с треугольником цифру «ОДИН».
3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву слова и зачеркните последнюю.
4. В четвертом квадрате соедините правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.
5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и поставьте кружок в большом.
6. В шестом квадрате синим карандашом (выделить интонацией) нарисуйте треугольник и красным карандашомпоставьте точку рядом с треугольником.
7. В седьмом квадрате (простым карандашом) поставьте крестик в большом треугольнике и соедините два треугольника одной линией.
8. В восьмом квадрате соедините две точки и под линией нарисуйте квадрат.

Обработка результатов:
За каждое правильно выполненное поручение присуждается один балл. При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается. От 0 - 4 баллов - ниже нормы; от 4 баллов и выше - норма.

3) ТЕСТ КУГЛЕРА

Цель: выявить степень сформированности зрительно - моторной координации и произвольности.

Инструкция: «Посмотрите на этот листок (держит в руках образец). Здесь нарисованы фигуры. Сколько здесь фигур, посчитайте (семь). Сейчас вы будете рисовать точно такие же фигуры, их должно получиться семь. Начинайте сверху, с первой фигуры. Какая первая фигура? Будьте внимательны! Если кто-то сделает ошибку, но сам найдет ее и исправит, то эта ошибка засчитываться не будет. Начинайте работать! Каждый работает сам!»
Время работы не ограничивается.

Обработка результатов: За каждую правильно выполненную фигуру дается 1 балл, за фигуру с небольшой погрешностью - 0,5 балла.

St

9

8

7

6

5

4

3

2

1

«Сырой балл»

7

6,5

6

5,5

4,5 - 5

4

3,5

2,5 - 3

0 - 2

Занятия 2, 19

4) ЗАСЕЛЕНИЕ ДОМА (методика И.И. Аргинской)

Цель: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.

Методика проведения: Детям демонстрируют рисунок дома и карточки с изображением «жильцов» дома: точки, палочки, галочки.

Шаги к обучению –легкая адаптация

Задание состоит из двух частей: 1) обучающей; 2) основной.

Инструкция к 1-й части задания: «На ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В комнатах на каждом этаже живут такие жильцы: точка, палочка и галочка (показ карточек). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка(рисует в окошке дома на доске точку), в средней комнате живет палочка (рисует). Подскажите, кто живет в последней комнате? (Дети называют галочку, и учитель рисует ее в окне). Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на шестом этаже (Дети рисуют; тем, кто испытывает трудности, оказывается помощь).
Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?»(Дети рассуждают и заполняют 5-й этаж).

Инструкция ко 2-й части задания: «Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы заселите сами. На каждом этаже заселите одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех шести этажах они жили в разном порядке» (В случае необходимости инструкция повторяется дважды).

Обработка результатов:
Учитывается заселение только четырех нижних этажей!

  • 4-й уровень: задание выполнено полностью - найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих заселение пятого и шестого этажей;

  • 3-й уровень: найдены 2-3 различных варианта из четырех возможных;

  • 2-й уровень: найден 1 вариант из четырех возможных;

  • 1-й уровень: самостоятельных решений не найдено.

5) УЗНАВАНИЕ ФИГУР (вариант теста Бернштейна)

Цель: тест предназначен для диагностики зрительной памяти детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Методика проведения:
Дети смотрят на таблицу с девятью фигурами в течение 10 сек. Задача - запомнить изображенные на ней фигуры. Затем таблица убирается, а ребенку предлагают найти и зачеркнуть (обвести в круг) в своей таблице те фигуры, которые они запомнили.

Инструкция: «Сейчас я покажу на короткое время таблицу с различными фигурами. Будьте очень внимательны и постарайтесь их запомнить. Когда я уберу эту таблицу, вам нужно будет в таблицах на своих листках найти такие же фигуры и обвести в круги».

Обработка результатов:
За каждую правильно выбранную фигуру - 1 балл. Максимально возможный результат - 9 баллов.

1 - 3 - низкий результат;
4 - 6 - средний результат;
7 - 9 - высокий результат.

Шаги к обучению –легкая адаптация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1, 20. «Контрольная работа»

Игры и упражнения

Цель

Содержание

Материалы и оборудование

1.

«Посмотри и запомни» (к
занятию 1)

«4-ый лишний» (к занятию 20)

Настрой на занятие, активизация познавательных процессов.

Поочередно демонстрируя картинки, называть подходящие по смыслу слова. Задача: вспомнить слова по картинкам.

Объяснить, какая фраза лишняя и почему (вкусный обед - веселый праздник - контрольная работа - теплый ветерок)

Предметные картинки по количеству детей, одна из которых на школьную тематику.

2.

Корректур-ная проба

Тест простых поручений

Тест Куглера

Автопортрет

Оценить уровень развития внимания, произвольности
и мелкой моторики;
определить особенности самооценки.

Выполнение заданий в таблице корректурной пробы.
Выполнение заданий в таблице теста.

Копирование семи предложенных фигур.
Выполнение рисунка.

Листы со стандартными тестовыми таблицами (приложение 1, рис. 1, 2), цветные карандаши, простой карандаш.

3.

Беседа по рисункам

«Фотографы»

Определить особенности самооценки.
Вызвать интерес к товарищам и их работам.

Беседа о содержании рисунка, выделение личностных характеристик.
Дети «фотографируют» выставку портретов, «проявляют» фото - закрывают глаза, отворачиваются или выходят. 2 - 3 рисунка меняют местами, 1 - убирают. Фотографы находят изменения.

Занятие 2,19. «Заселение дома»

1.

«Посмотри и запомни»

«Что измени-лось?»

Развитие памяти, внимания.

Вспомнить слова к картинкам занятия 1 (18).

Демонстрация карточки на счет 1-2-3 и ее замена. Дети должны найти изменения.

Предметные картинки з.1 (18).
Карточки с рядами из 4 и 5 (8 и 9) картинок (приложение 2)

2.

Заселение дома

Узнавание фигур

Выявить умение детей переключаться с одного найденного решения на поиск другого.
Диагностика зрительной памяти.

Демонстрация рисунка дома и карточек с изображением «жильцов»: точки, палочки и галочки. Объяснение способов действий, самостоятельная работа детей.
Дети смотрят на фигуры 10 с. Задача - запомнить фигуры. Демонстрационная таблица убирается, детям надо найти и обвести в круг те фигуры, которые они запомнили, в своей таблице.

Листы-заготовки (приложение 1, рис. 3), простые карандаши, демонстрации-онная таблица, карточки с изображением «жильцов».

3.

«Фотографы»

Развитие внимания.

Чтобы рассказать родителям, чем занимались, фотографируем стол и все, что на нем. Найти 3 (5) изменения.

Занятие 3. «Картинка-загадка»

1.

«Четвертый лишний»

«Что измени-лось?»

Развитие слуховой памяти, гибкости мышления и связной речи.
Развитие зрительной памяти, внимания.

Определить, какое слово лишнее и почему (лиса - крот - лось - лягушка) - варианты, логика объяснения.

Демонстрация карточки на счет 1-2-3 и ее замена. Дети должны найти изменения.

Карточки с рядом из 5 картинок (приложение 2)

2.

«Зашифро-ванная картинка»

«На прогул-ке»

Развитие слуховой памяти, произвольности.

Развитие мышления.

Раскрасить рисунок по словесной инструкции - треугольники одним цветом, все остальные фигуры - другим.
Найти и раскрасить непослушную девочку (которая отличается от других).

Листы-заготовки(приложение 1, рис. 4), цветные карандаши.

3.

«Фотографы»

Развитие зрительной памяти и внимания, дружелюбия.

Фотограф снимает товарищей и проявляет фото за ширмой. На фотографию вносятся 3 изменения. Задача: найти все изменения.

Занятие 4. «Теремок»

1.

«Кто в тереме живет?»
«Фотографы»

Развитие слуховой памяти и внимания.
Развитие зрительной памяти, внимания, саморегуляции.

Называем диких животных, повторяя тех, что уже прозвучали.
Фотографы снимают ряд (дом, полку) с игрушками. На фотографию вносятся 3-5 изменений. Сколько зверей живет в теремке? Назвать. Найти все изменения на фото.

Набор из 10 игрушек диких животных, ширма-дом.

2.

«5-ый лиш-ний»

«Теремок»

Развитие логического мышления, речи.

Развитие зрительно-моторной координации, внимания, произвольности.

Какая «туча»-круг отличается от других? Найти, закрасить, объяснить выбор.
Нарисовать точно такой же домик - чтобы всем хватило места.

Листы-заготовки (приложение 1, рис. 5), цветные карандаши.

3.

Составление разрезных картинок

Развитие внимания, мышления, формирование адекватной самооценки.

Составление картинок по окончании рисования.

Разрезные картинки диких животных, состоящие из разного количества деталей.

Занятие 5. «Птичник»

1.

«Ферма»

«Фотографы»

Настрой на занятие, активизация познавательных процессов.
Развитие зрительной памяти, внимания, саморегуляции.

Называем домашних животных и птиц, повторяя тех, что уже прозвучали.

Фоторепортеры снимают «ферму». На фотографию вносятся 3-5 изменений. Сколько животных живет на ферме? Назвать. Найти все изменения на фото.

Набор из 10 игрушек домашних животных,

2.

«Зашифро-ванная картинка»

«Оживи овал»

Развитие слуховой памяти, внимания, произвольности.
Развитие творческого мышления.

Раскрасить рисунок по словесной инструкции: 1 - желтым, 2 - красным, 3 - синим.

Дорисовать детали, чтобы получились домашние птицы или животные.

Листы-заготовки (приложение 1, рис. 6), простые и цветные карандаши.

3.

Составление разрезных картинок

Развитие внимания, мышления.

Составление картинок по окончании рисования.

Разрезные картинки - домашние птицы и животные.

Занятие 6. «Зазеркалье»

1.

«Посмотри и запомни»

«Что измени-лось?»

Развитие памяти, внимания, речи.

Детям поочередно демонстрируются картинки, сопровождаемые подходящими по смыслу словами. Вспомнить слова к картинкам.
Демонстрация карточки на счет 1-2-3 и ее замена. Дети должны найти изменения.

10-15 предметных картинок.

Карточки с рядом из 5 и 6 картинок (приложение 2)

2.

«Закончи рисунок»

Развитие зрительно-моторной координации, моторики, саморегуляции.

Завершить силуэт симметричного рисунка, раскрасить, соблюдая правила штриховки.

Листы
с заданиями, простые и цветные карандаши.
(приложение 1, рис. 7)

3.

«Фотографы»

Развитие эмпатии, чувства юмора, сообразительности.

Фотография товарищей. Изменения - обувь наоборот, одежда наизнанку.

Занятие 7. «Клоуны»

1.

«Посмотри и запомни»

Настрой на интеллектуаль-ную работу, расширение словарного запаса, развитие внимания, памяти.

Детям поочередно демонстрируются картинки, сопровождаемые словами, связаными с цирком (арена, иллюзионист, дрессировщик и т.п.). Задача: вспомнить слова по картинкам, объяснить значение слов.

10-15 предметных картинок.

«Фокусы»

«Клоуны»

«Пятый лишний»

Развитие зрительной памяти,
внимания,

мышления.

Запоминают детали демонстрационного рисунка и выполняют такой же.
Сравнивают изображения клоунов и определяют, кто потерял фото.
Определяют и объясняют, какая фигура лишняя и почему.

Рисунки для запоминания (приложение 2). Листы с заданиями (приложение 1, рис.12), простой и цветные карандаши.

«На арене цирка»

Активизация процессов запоминания и воспроизведе-ния, развитие внимания и саморегуляции.

В обруч, лежащий на полу, выходят циркачи (акробаты, жонглеры, клоуны и т.д.). Условие: не повторяться.

Обруч большого диаметра.

Занятие 8. «5-ый лишний»

1.

«Посмотри и запомни»

«Что измени-лось?»

Настрой на занятие, развитие внимания, памяти.

Детям поочередно демонстрируются картинки предыдущего занятия. Задача: вспомнить слова по картинкам.
Демонстрация карточки на счет 1-2-3 и ее замена. Дети должны найти изменения.

Предметные картинки предыдущего занятия.

Карточки с рядом из 6 картинок (приложение 2)

2.

«Пятый лишний»

Развитие внимания, мышления, речи.

Сравнить рисунки и найти два одинаковых.

Листы
с заданиями(приложение 1, рис. 8), цветные карандаши.

3.

«Кто, что и сколько?»

Развитие внимания и слуховой памяти.

Прослушивание стихотворения и ответы на вопросы.

Текст стихотворения(приложение 2).

Занятие 9. «Праздничные подарки»

1.

«Празднич-ный…»

Настрой на занятие, разви-тие сообрази-тельности, ско-рости реакции, обогащение словаря, согласование существитель-ных и определений.

Поймавшему мяч надо подобрать слово к определению «праздничный»
(-ая, -ое, -ые).

Мяч.

2.

«Фабрика Деда Мороза»

«Рукавицы»

Развитие мышления, самостоятель-ности.
Развитие внимания, зрительно-моторной координации.

Распределить «подарки» по ячейкам.

Сравнить варежки, найти и соединить пары.

Листы
с заданиями(приложение 1, рис. 9), цветные карандаши.

3.

Беседа.

Рефлексия ощущений, возникающих при выполнении предложенных заданий.

Оценить свою работу на занятии, выделить трудности.

Занятие 10. «Шифровальщики»

1.

«Посмотри и запомни»

«Что измени-лось?»

Развитие ассоциативного запоминания, мышления, речи.
Развитие внимания, зрительной памяти.

Детям поочередно демонстрируются картинки. Задача: вспомнить слова к картинкам.
Демонстрация карточки на счет 1-2-3 и ее замена. Дети должны найти изменения.

Набор из 15-20 предметных картинок.

Карточки с рядом из 7 и 8 картинок(приложение 2).

2.

«Школа разведчиков»

Учить соотносить слова с образами; развивать зрительно-моторную координацию, внимание.

Выполнить пиктограммы - к каждой фразе и слову рисовать какой-то значок, затем вспомнить слова и фразы, глядя на свои условные обозначения.
Диктант по клеткам, в результате чего должен получиться рисунок.

Листы-заготовки(приложение 1, рис. 10), цветные и простые карандаши.

3.

«Фотографы»

Развитие зрительной памяти и внимания, дружелюбия.

Фотограф снимает товарищей и проявляет фото за ширмой. На фотографию вносятся 5-6 изменений. Задача: найти все изменения.

Атрибуты для «фото» - заколки, очки, шляпы и т.п.

Занятие 11. «Чудо-клетки»

1.

«Посмотри и запомни»

«Что изменилось?»

Развитие ассоциативного запоминания, мышления, речи.

Развитие внимания, зрительной памяти.

Детям поочередно демонстрируются картинки предыдущего занятия. Задача: вспомнить слова к картинкам.
Демонстрация карточки на счет 1-2-3 и ее замена. Дети должны найти изменения.

Набор предыдущего занятия.

Карточки с рядом из 7 и 8 картинок(приложение 2).

2.

Копирование рисунков по клеткам.

Развитие зрительно-моторной координации, воображения.

Скопировать силуэты и закончить рисунки.

Листы
с заданиями(приложение 1, рис. 11), цветные и простые карандаши.

3.

«Фотографы»

Развитие зрительной памяти и внимания, дружелюбия.

Фотограф снимает товарищей и проявляет фото за ширмой. На фотографию вносятся 5-6 изменений. Задача: найти все изменения.

Занятие 12. «Вернисаж»

1.

«Какой»

«Посмотри и запомни»

Обогащение словаря, развитие эмпатии.
Развитие ассоциативного запоминания, мышления, речи.

Подобрать определения к предлагаемым словам (не повторяясь, с животных перейти на имена детей).
Детям поочередно демонстрируются картинки (последнее слово «вернисаж» - торжественное открытие выставки). Задача: вспомнить слова к картинкам и объяснить новые.

Игрушка-мяч.

Набор из 15-20 предметных картинок.

2.

«План выставки»

«Морской пейзаж»

Развитие ориентировки на листе, памяти, мышления, воображения.

Дети делят лист на 9 клеток - этажи и залы выставочного центра. Задание: разметить план выставки (пиктограммы в заданных клетках).
Закончить рисунок и дать ему название.

Листы
с заданиями(приложение 1, рис. 13), цветные и простые карандаши.

3.

«Фотографы»

Развитие зрительной памяти и внимания, дружелюбия.

Фотограф снимает товарищей и их работы и проявляет фото за ширмой. На фотографию вносятся 5-6 изменений. Задача: найти все изменения.

Занятие 13. «Зоопарк»

1.

«Что измени-лось?»

«Детки в клетке»

Развитие познавательных процессов.

Демонстрация карточки на счет 1-2-3 и ее замена. Дети должны найти изменения.

Называем детенышей животных, повторяя тех, что уже прозвучали.

Карточки с рядом из 6-8 картинок (приложение 2)

2.

«Рисунки-загадки»

Развитие внимания, саморегуляции, навыка штриховки.

Раскрасить детали рисунка по инструкции: 1 - коричневым, 2 - желтым, 3 - зеленым, 4 - синим. «Оживить», добавив детали.

Листы
с заданиями(приложение 1, рис. 14), цветные и простые карандаши.

3.

«Фотографы»

Развитие зрительной памяти, внимания, саморегуляции.

Фотограф снимает одну из игрушек. Дети отгадывают по описанию, кто из жителей зоопарка сфотографирован.

Набор из 10 игрушек животных.

Занятие 14. «Путешествие»

1.

«Посмотри и запомни»

Создание положительного микроклимата.
Настрой на занятие, расширение словарного запаса.

Детям поочередно демонстрируются картинки, сопровождаемые подходящими по смыслу словами. Задача: вспомнить слова по картинкам.

Набор из 20 предметных картинок.

2.

«Транспорт»

«Регата»

Развитие памяти и внимания,
мелкой моторики рук, формирование произвольности.

Называют разные виды транспорта, не повторяясь.
Раскрасить детали рисунка так, чтобы каждой геомери-ческой фигуре соответство-вал один цвет.

Листы
с заданиями(приложение 1, рис. 15), цветные и простые карандаши.

3.

«Фотографы»

Развитие зрительной памяти, внимания к товарищам, саморегуляции.

Фотограф снимает один из кораблей. Дети отгадывают по описанию, на чьем корабле он хочет путешествовать.

Работы детей на доске.

Занятие 15. «Букет»

1.

«Что измени-лось?»

«На лугу»

Развитие зрительной памяти и внимания.
Воспитывать доброжелатель-ность, обога-щать словарь.

Посмотреть и запомнить ряд картинок, найти изменения (в цвете, расположении, порядке).
Собираем букет - вставая в обруч, называют цветок.

Карточки с рядом из 7 и 8 картинок(приложение 2). Обруч большого диаметра.

2.

«Заполни квадрат»

«Букет»

«Закончи рисунок»

Развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления, произвольности

Выполнение заданий на листах.

Раскрасить цветы в заданном порядке (синий цветок первый слева, а красный - справа от зеленого).

Листы
с заданиями(приложение 1, рис. 16), цветные и простые карандаши.

3.

«Фотографы»

Развитие зрительной памяти, внимания к товарищам, саморегуляции.

Фотографы снимают «лужайку». Работы убираются, а дети отвечают на вопросы - какого цвета цветы растут на лужайке? Сколько красных? Синих? Какие цветы можнет изображать желтый круг?

Работы детей на доске.

Занятие 16. «Репродукция»

1.

«Посмотри и запомни»

«Что изменилось?»

Развитие ассоциативного запоминания, мышления, речи.
Развитие внимания, зрительной памяти.

Детям поочередно демонстрируются картинки. Задача: вспомнить слова к картинкам.
Демонстрация карточки на счет 1-2-3 и ее замена. Дети должны найти изменения.

Набор из 20 предметных картинок.

Карточки с рядом из 7 и 8 картинок(приложение 2).

2.

«Продолжи ряд»

«Восстанови пейзаж»

Развитие мышления, памяти, внимания, саморегуляции, воображения.

Дорисовать недостающий в ряду рисунок и объяснить решение.
Раскрасить детали рисунка по цифрам: 1 - красным, 2 - желтым, 3 - коричневым, 4 - черным, 5 - синим.

Листы
с заданиями(приложение 1, рис. 17), цветные и простые карандаши.

3.

«Море волнуется…»

«Фотографы»

Развитие зрительной памяти и внимания, дружелюбия.

Фотограф снимает «морскую фигуру» товарищей и проявляет фото за ширмой. Фигура «рассыпается». Задача фотографа: восстановить.

Занятие 17. «Спасатели, вперед!»

1.

«Посмотри и запомни»

«Что изменилось?»

Развитие ассоциативного запоминания, мышления, речи.

Развитие внимания, зрительной памяти.

Детям поочередно демонстрируются картинки предыдущего занятия. Задача: вспомнить слова к картинкам.
Демонстрация карточки на счет 1-2-3 и ее замена. Дети должны найти изменения.

Набор предыдущего занятия.

Карточки с рядом из 7 и 8 картинок(приложение 2).

2.

«Подчеркни»

«Помоги зайчонку»

Обучение способам выделения элементов (подчеркивание, вычеркивание), развитие точности движений руки.

Найти и подчеркнуть гусей, идущих вправо, а первого и четвертого - зачеркнуть.

Помочь зайчонку добраться до дома.

Листы
с заданиями(приложение 1, рис. 18), цветные и простые карандаши.

3.

«Четвертый лишний»

Развитие слуховой памяти, гибкости мышления и связной речи.

Определить, какое слово лишнее и почему (сильный - смелый - солнечный - отважный ) - варианты, логика объяснения.

Занятие 18. «Редактор»

1.

«Посмотри и запомни»

«Что измени-лось?»

Развитие памяти, внимания.

Запомнить слова к картинкам

Демонстрация карточки на счет 1-2-3 и ее замена. Дети должны найти изменения.

20 предметных картинок.

Карточки с рядом из 10 картинок (приложение 2)

2.

«Подчеркни»

Копирование рисунков

Обучение способам выделения элементов (подчеркивание, вычеркивание), развитие зрительно-моторной координации.

В течение минуты выполнить задание: найти и подчеркнуть букву А и зачеркнуть - О.

Скопировать силуэты и раскрасить рисунки.

Листы
с заданиями(приложение 1, рис. 19), цветные и простые карандаши.

3.

«Букет»

Развитие внимания и слуховой памяти.

Прослушивание стихотворения и ответы на вопросы.

Текст стихотворения(приложение 2).

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

«ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»

Задачи: 1. Развитие памяти, внимания, мышления, речи.
2. Развитие интереса к интеллектуальным играм и побуждение к
самостоятельной мыслительной деятельности.
3. Формирование выдержки, воли.
4. Воспитание внимательного отношения друг к другу.

Методы и приемы: игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления; дорисовывание; упражнения пальчиковой, дыхательной, зрительной гимнастики.

Материалы и оборудование: листы-заготовки по количеству детей (приложение 1, рис. 8), цветные карандаши, предметные картинки, карточки с рядом из 6 картинок (электронное приложение), текст стихотворения.

Ход занятия:

РАЗМИНКА - сидя в ряд.
* «Что изменилось?»
- запомнить ряд из 6 картинок на счет - 1, 2, 3;
- найти изменения и поднять руку.
* «Посмотри и запомни»
- запомнить слова к картинкам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - за столами.
* Физминутка с пальчиковой гимнастикой (приложение 2).
* Выполнение заданий на листах-заготовках:
- сравнить рисунки и найти два одинаковых (при поиске решения обратить внимание детей на порядок действий - сначала исключить явные отличия).

ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ - сидя на ковре.
* Прослушать стихотворение и ответить на вопросы (приложение 2).
* Рефлексия.
- Какая игра понравилась больше всего? Кто был самым активным?

«КЛОУНЫ»

Задачи: 1.Развивать слуховую и зрительную память, внимание и мышление;
2. Учить находить и выделять общее и частное;
3. Прививать интерес к интеллектуальной деятельности;
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приемы: пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие памяти и внимания, игры «Посмотри и запомни», «На арене цирка».

Материалы и оборудование: набор из 10 - 15 картинок, листы-заготовки с заданиями на каждого ребенка (приложение 1, рис. 12), большой обруч (или мел), 4 карточки с рисунками для запоминания (приложение 2).

Ход занятия:

РАЗМИНКА - сидя на стульчиках.
* «Посмотри и запомни»
- демонстрируются предметные картинки, сопровождаемые подходящими по смыслу словами;
- задача детей - запомнить, какие слова и к каким картинкам были сказаны.
* Пальчиковая гимнастика.
- пальчики правой и левой рук здороваются друг с другом и на каждой руке с большим пальцем "здороваются" все остальные пальчики от указательного до мизинца и наоборот (напряжение и расслабление).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - сидя за столами.
* «Клоуны».
- Посмотрите на клоунов. Который из них в радостном настроении? Кто потерял фото? Какое настроение у него? Раскрасьте этого клоуна и его фотографию одинаково.
* «Фокусы»
- Каждый клоун - немножко фокусник. Он умеет все. Рассмотрите внимательно рисунок и постарайтесь запомнить все детали.
Попробуйте нарисовать точно такой же.
(дети рисуют по памяти, стараясь воспроизвести все детали).
* Физминутка.
* «Пятый лишний»
- Рассмотрите ряд картинок и раскрасьте ту, которая, по-вашему, отличается чем-то от остальных. Почему вы так думаете? (дается возможность высказаться и тем, кто выбрал неверный ответ).

ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ
* «На арене цирка».
- В обруч, лежащий на полу, выходят циркачи (акробаты, жонглеры, клоуны и т.д.). Условие: не повторяться.
* Рефлексия.


«ВЕРНИСАЖ»

Задачи: 1.Развитие познавательных психических процессов - памяти, внимания,
мышления, воображения.
2. Развитие интереса к интеллектуальным играм и побуждение к
самостоятельной мыслительной деятельности.
3. Формирование учебных поведенческих навыков - усидчивости,
аккуратности, выдержки, умения доводить дело до конца.
4. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Методы и приемы: беседа; игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления; штриховка; упражнения пальчиковой и зрительной гимнастики.

Материалы и оборудование: магнитная доска, листы-заготовки по количеству детей (приложение 1, рис.13), цветные карандаши, набор из 15 - 20 предметных картинок, мяч.

Ход занятия:

РАЗМИНКА - стоя на ковре.
* «Какой…»
- подобрать определения к предлагаемым ведущим словам.
* «Посмотри и запомни»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - за столами перед магнитной доской.
* Физминутка с пальчиковой гимнастикой (приложение 2).
* «План выставки»
- беседа о выставке с разъяснением новых слов и их возможных обозначений;
- наносят линии по образцу педагога, деля лист на 9 клеток;
- оформляют план по словесной инструкции пиктограммами: открытие вернисажа на втором этаже в центральном зале, портретная галерея - в левом зале нижнего этажа, натюрморты можно посмотреть в центральном фойе третьего этажа, пейзажи будут размещаться на третьем этаже в зале справа;
- рассказ по выполненному плану о проведении вернисажа.
* «Морской пейзаж»
- Каждый сегодня поместит картину в наш вернисаж. Чтобы картина получилась удачной, нужно рассмотреть детали будущего рисунка и закончить его.

ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ
* Игра «Фотографы»

«ЗООПАРК»

Задачи: 1. Учить запоминать и сопоставлять образы и ситуации, находить
общие и отличительные признаки, объяснять решение задач на
сравнение.
2. Развивать воображение и творческое мышление.
3. Побуждать к самостоятельной мыслительной деятельности,
развивать интерес к интеллектуальным играм.

Методы и приемы: игры на развитие творческого мышления, памяти, внимания; рисование; упражнения пальчиковой и зрительной гимнастики.

Материалы и оборудование: ширма, магнитная доска, магниты, листы для рисования (приложение 1, рис.14), цветные карандаши, мягкие игрушки, карточки с рядами из 6 - 8 картинок (электронное приложение).

Ход занятия:

РАЗМИНКА
* "Что изменилось?"
* "Четвертый лишний"
- определить, какое слово лишнее и почему (страус - собака - слон - тигр. Принимается любой ответ, если он объяснен логически)
* "В зоопарке встречу я ..."
- по очереди называют животных и их детенышей, не повторяясь.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
* Пальчиковая гимнастика
- изображение животных и птиц руками и пальчиками.
* Рисунки-загадки
- раскрашивание рисунка по цифрам: 1 - коричневым, 2 - желтым, 3 - зеленым, 4 - синим;
- «оживление» работ деталями.

ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ
* «Фотографы»
- фотограф «снимает» одну из игрушек и описывает ее, не называя;
- дети отгадывают, кого он сфотографировал (отгадавший получает фото на память)
* Рефлексия
- Интересная у нас получилась экскурсия? Что особенно понравилось? Какое задание было интересно выполнять? Чему сможете научить друзей в группе, дома? Что можно оставить на память об экскурсии?



© 2010-2022