Модифицированная рабочая программа по психологии Этика и психология общения

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2015-2016 учебный год

по курсу «Этика и психология общения»

(5 класс)





Составила: педагог-психолог

Волжанина А.А.




Тольятти 2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, Москва, 2012.

Программа предназначена для обучающихся 5-ых классов.

Подготовка подростков к жизни в современных социально- экономических условиях занимает особое место среди множества актуализировавшихся в последнее время проблем. К их числу относится определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений.

Приобщение к знаниям о человеке имеет важное место на всех этапах школьного образования.

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

У части учащихся могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам учения, принятым в средней школе. С этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность.

Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса. Возможно снижение самооценки учащихся.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой - требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться стpax взросления, внешне не всегда проявляемый.

В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверенны в его устойчивости.

Поэтому целью курса психологических занятий в 5-м классе является стимулирование процессов по исследованию подростками самих себя, своих изменений.

Задачи:

1) Мотивировать учащихся к занятиям психологией.

2) Способствовать рефлексии эмоциональных состояний.

3) Способствовать адекватному самовыражению.

4) Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

5) Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли.

6) Обсудить проблемы подростковой дружбы.

7) Помочь подросткам осознать свои изменения.

8) Мотивировать подростков к позитивному самоизменению.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе» изучается в 5 классе по одному часу в неделю (34ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

Методы, применяемые в ходе проведения занятий, являются традиционными для групповой профилактической и развивающей работы: информирование и беседа, групповая дискуссия, ролевая игра, упражнения на повышение точности межличностного восприятия и психогимнастика.

Информирование ведущего обычно ограничено включено в групповую беседу: свободную, стандартизированную, групповое интервью.

Дискуссионные методы предполагают знание и активное использование их разновидностей: свободную, полуструктурированную, структурированную дискуссию.

Игровые методы представлены в форме ролевой игры.

Психогимнастические упражнения выполняют вспомогательную функцию. Использование элементов психогимнастики позволяет не только диагностировать настроение и готовность группы к занятию, но и параллельно формировать положительный настрой и благоприятную для работы атмосферу. Психогимнастические упражнения используются с целью снятия напряжения в группе.

Форма проведения занятий - групповая, тренинг. Занятия могут проводиться в учебное время согласно учебному плану.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1. Осознавать свои личные качества, способности и возможности;

2. Осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

3. Овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

4. Научиться контролировать собственное агрессивное поведение;

5. Осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;

6. Учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

1. Учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;

2. Планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;

3. Адекватно воспринимать оценки учителей;

4. Уметь распознавать чувства других людей;

5. Обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;

6. Уметь формулировать собственные проблемы.

Коммуникативные УУД:

1. Учиться строить взаимоотношения с окружающими;

2. Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

3. Учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;

4. Учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;

5. Формулировать свое собственное мнение и позицию;

6. Учиться толерантному отношению к другому человеку.
























Учебно - тематическое планирование занятий

«Этика и психология общения»

5 класс

Раздел 1 « Я - это Я»

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

1-3

Входная диагностика/Введение в мир психологии. Зачем человеку занятия психологией?

3

Мотивировать учащихся к занятиям психологией.

Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки.


Личностные УУД

Освоить некоторые приемы самопознания, формирование представления о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, выразить её словесно)

Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

Коммуникативные УУД

Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

4-5

Кто я, какой я?

2

Определение своих способностей и возможностей.

Повышение самооценки, осознание своей нужности другим людям.

Умение видеть и понимать цели и мечты.

Умение видеть линию времени и себя.


6-8

Я - это мои цели

3

Раздел 2 « Я имею право на свои чувства»


9

Чувства бывают разные

1

Способствовать рефлексии эмоциональных состояний.

Способствовать адекватному самовыражению.

Анализировать состояние в школе и дома.


Сформировать понятия и представления о дружбе, любви, взаимоотношениях с окружающими. Навыки принятия и понимания других людей

Сформировать ситуации саморегуляции эмоциональных состояний

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; понимать другие позиции (взгляды, интересы)

10

Стыдно ли боятся?

1

11

Имею ли я право сердится и обижаться?

1

Раздел 3 «Я и мой внутренний мир»


12

Каждый видит мир и чувствует по-своему

1

Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли.

Обсудить проблемы подростковой дружбы.

Обсудить тему одиночества

Развивать умение работать и играть в команде.

Осознание ценности и уникальности внутреннего мира каждого человека. Навыки осознания смысла своих оценок, мотивов, целей; самоопределение в жизненных ценностях и поступках в соответствии с ними, выработка навыка ответственности за свои поступки

Осуществление действий по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут

Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта

Понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

13

Ценность и уникальность внутреннего мира

1

14

Чему учат трудные ситуации?

1

15

Промежуточная диагностика

1

16-17

У меня есть друг

2

18-19

Я и мои «колючки»

2

20

Что такое одиночество?

1

21-22

Я не одинок в этом мире

2

Раздел 4 « Изменения во мне»


23-24

Нужно ли человеку меняться?

2

Помочь младшим подросткам осознать свои изменения.

Подведение итогов.


Осознавать свои личные качества, способности и возможности; осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции; овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

научиться контролировать собственное агрессивное поведение; осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки; учиться прогнозировать последствия собственных поступков

Уметь осознавать и анализировать изменения в самом себе; планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности; адекватно воспринимать оценки учителей; уметь распознавать чувства других людей; обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни; уметь формулировать собственные проблемы.

Уметь строить взаимоотношения с окружающими; учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации; учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других; учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями; формулировать свое собственное мнение и позицию; учиться толерантному отношению к другому человеку.

25-26

Самое важное захотеть меняться

2

27-28

Как я меняюсь

2

29

Мои новые чувства

1

30-31

Я становлюсь взрослее

2

32-34

Итоговая диагностик/Итоговое занятие

3



















Календарно - тематическое планирование занятий

«Этика и психология общения»

5 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Месяц

Раздел 1 «Я это Я»

1-3

Входная диагностика/Введение в мир психологии. Зачем человеку занятия психологией?

3

Сентябрь

4-5

Кто я? Какой я?

2

Сентябрь - октябрь

6-8

Я - это мои цели

3

Октябрь

Раздел 2 «Я имею право на свои чувства»

9

Чувства бывают разные

1

Ноябрь

10

Стыдно ли бояться?

1

Ноябрь

11

Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

Ноябрь

Раздел 3 «Я и мой внутренний мир»

12

Каждый видит мир и чувствует по-своему

1

Декабрь

13

Ценность и уникальность внутреннего мира

1

Декабрь

14

Чему учат трудные ситуации?

1

Декабрь

15

Промежуточная диагностика

1

Декабрь

16-17

У меня есть друг

2

Январь

18-19

Я и мои «колючки»

2

Январь - февраль

20

Что такое одиночество?

1

Февраль

21-22

Я не одинок в этом мире

2

Февраль

Раздел 4 «Изменения во мне»

23-24

Нужно ли человеку меняться?

2

Март

25-26

Самое важное захотеть меняться

2

Март

27-28

Как я меняюсь

2

Апрель

29

Мои новые чувства

1

Апрель

30-31

Я становлюсь взрослее

2

Апрель - май

32-34

Итоговая диагностика/Итоговое занятие

3

Май




Краткое содержание занятий по разделам

1 Раздел «Я это я» (8 часов)

Используемые методы: Приветствие. Принятие правил групповой работы. Беседа «Зачем человеку занятия психологией». Упражнения: «Знакомство», «Я могу, я умею», «Мои цели», «Заветное желание», «Я солнышко», «Незаконченные предложения», ролевая гимнастика. Работа со сказками. Рефлексия. Ритуал прощания.

2 Раздел «Я имею право на свои чувства» (3 часа)

Используемые методы: Приветствие. Упражнения: «Изобрази чувства», «Страхи пятиклассников», «Подросток рассердился», «Незаконченные предложения», ролевая гимнастика. Рисунки обиды. Работа со сказками. Рефлексия Ритуал прощания.

3 Раздел «Я и мой внутренний мир» (12 часов)

Используемые методы: Приветствие. Упражнения: «Если я камушек», «Я внутри и снаружи», «Копилка трудных ситуаций», «Качества моего друга», «Мои колючки», «Одиночество в классе», «Незаконченные предложения». Коллективные рисунки. Работа со сказкой. Рефлексия. Ритуал прощания.

4 Раздел «Изменения во мне» (11 часов)

Используемые методы: Приветствие. Упражнения: «Мои важные изменения», «Как изменился класс», «Рюкзак пожеланий», «Самое главное», «Пожелания взрослым», «Незаконченные предложения». Работа с плакатом. Работа со сказкой. Рефлексия. Ритуал прощания.





Материально-техническое обеспечение


- кабинет для групповых занятий

- столы и стулья по возрасту

- доска

- CD/DVD - проигрыватель

- печатные пособия

- альбом для рисования и тетрадь в клетку

- канцелярские товары: простые и цветные карандаши, краски, кисти, ножницы

- раздаточные материалы




















Литература

  1. Григорьев, Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Жиренко, О.Е. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). - М.: Вако, 2006.

  3. Майорова, Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Пособие для классных руководителей. - СПб.: Образование-культура, 2002.

  4. Микляева, А.В. Я - подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии в средней школе (5-6 класс). - СПб.: Издательство «Речь», 2003.

  5. Хухлаева, О.В. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). Тропинка к своему Я - 2-е изд. - М.: Генезис, 2008.


© 2010-2022