• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

Работа посвящена вопросу изучения особенностей распознавания эмоциональных состояний знакомых людей - на примере фото эмоциональных состояний учащихся параллели 9-х классов «ТГ-МГ», и незнакомых - фото-тест на распознавание выражений лица Пола Экмана, адаптированный к условиям данного эксперимента. Автор раскрывает специфику эффективного распознавания эмоций по лицевой экспрессии людей с высоким уровнем эмпатии и распознавания эмоций по шкалам парциального эмоционального интеллекта, используя д...
Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………………..3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………....……....7

  1. Изучение особенностей невербальных средств общения……………….…..….7

  2. Мимика как отражение эмоциональных состояний человека…………...….....9

  3. Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний ……………..11

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………13

2.1. Анализ результатов по 1 этапу эксперимента…………………………….....14

2.2. Анализ результатов по 2 этапу эксперимента……………………………....16

2.3. Анализ результатов по 3 этапу эксперимента…………………………….......20

Заключение………………………………………………………………………...….....24

Литература………………………………………………………………………...……..25

Приложение







«Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи,

нежели его уста: уста высказывают только мысль

человека, лицо - мысль природы»

Артур Шопенгауэр

Введение

В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.

Альберт Мейерабиан в 50-е гг. ХХ в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% информации передаётся путём вербальных средств (только слов); 38% информации передаётся за счёт звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука), а 55% - составляют невербальные средства информации. По вербальному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному - отношение к партнёру по общению. Высказывание древнегреческого философа Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом», лишь в очередной раз подтверждает выводы современных учёных.

Целый ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций.

Вместе с тем, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению.

Для эмоций, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешневыразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих.

Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания эмоций, освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии)

Анализ степени научной разработанности темы исследовательской работы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам психологии восприятия эмоций, затрагиваемые вопросы изучены недостаточно. Нет специальных исследований, связанных с особенностью распознавания эмоций по фотоснимкам знакомых и незнакомых людей, недостаточно разработаны методы сбора и их анализа (процедуры, требования), вне поля зрения исследователей остаются вопросы зависимости социальной эффективности коммуникации и возможности понимать мимические выражения эмоций по лицам людей.

Актуальность темы исследовательской работы.

Таким образом, пристальное внимание, с нашей стороны, к проблеме интерпретации и опознания эмоций обусловлено, в первую очередь, тем, что в современной социальной жизни человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми, а эффективность взаимодействия во многом определяется характером интерпретации и успешностью опознания эмоций собеседника, их учётом в процессе общения.

Актуальность темы исследования обуславливает выбор его объекта и предмета, цели и задач.

Цель исследования: Выяснить возможность понимания эмоциональных состояний других людей методом наблюдения и анализа экспрессии лица и взгляда.

Гипотезой исследования явилось следующее предположение: эмоциональные состояния человека распознаются по выражению лица. Данная общая гипотеза может быть конкретизирована в следующих частных гипотезах:

1. Наиболее успешно распознаются эмоции по фотографиям знакомых людей, чем незнакомцев.

2. На точность опознания эмоций по выражениям лицевой экспрессии влияет межличностный аспект эмоционального интеллекта, а именно эмпатия и способность к распознанию, пониманию эмоциональных состояний других людей.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научные литературные источники для существующих методик диагностики распознавания эмоций по выражению лица и выявлению способности понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях.

2. Сформировать комплекс наиболее информативных методик для изучения опознавания и интерпритации эмоций.

3. Разработать и адаптировать методики исследования опознания эмоций по лицевой экспрессии для подросткового возраста.

4. Спланировать и провести эксперимент по распознаванию эмоциональных состояний человека по лицевой экспрессии и изучению эмоционального интеллекта подростков.

5. Исследовать особенности восприятия эмоций знакомых и незнакомых людей на фотоснимках.

6. Обработать и проанализировать полученные данные, составить таблицы, и диаграммы.

7. Выявить зависимость уровней парциального эмоционального интеллекта на особенность восприятия эмоций человека по фотоснимку.

Объектом исследования являются мимические выражения экспрессии лица и взгляда.

Предмет исследования: особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица на фотоснимке.

Экспериментальная база. На различных этапах экспериментального исследования, разработки и адаптации методик изучения особенностей в распознавании и интерпретации эмоций, нами были привлечены учащиеся 9-х классов «Тираспольской гуманитарно-математической гимназии». В состав выборки вошли 30 учащихся.

  • Теоретико-методологической основой исследования явилась теория базовых эмоций - подход П.Экмана, концепция универсального способа мимических выражений и выделение 6 базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление. Программа исследований выражений лица 1997, периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге, структурно-функциональный подход к анализу невербальных средств общения В.А. Лабунская.

  • Тест на распознавание выражений лица Пола Экмана.

  • Методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н.Холл. (Опросник EQ)

Этапы эксперимента:

Вводная часть: Анализировались эмоциональные реагирования учащихся на определённые ситуации, несущие некую эмоциональную нагрузку (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление), путём выборки наиболее информативных, в оценке которых наблюдатели проявили полное единогласие.

На первом этапе: Анализу подлежали показатели правильно распознаваемых эмоциональных состояний знакомых учащихся на фотоснимках, а также типичные ошибки при идентификации эмоций.

На втором этапе: Изучалась индивидуальные особенности личности, способности понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, используя методику оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл.

Особый акцент был сделан на анализе уровней парциального эмоционального интеллекта. А также был изучен интегративный уровень эмоционального интеллекта.

На третьем этапе: Изучались и анализировались распознавания стандартных изображений мимических проявлений, соответствующих эмоций. Для диагностики использовалась методика П. Экмана «тест на распознавание выражений лица», адаптированная к условиям нашего эксперимента.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретические положения отечественной и зарубежной науки, тщательностью анализа полученных материалов и применением адекватных методов математической обработки данных.

Научная новизна исследования:

Впервые в психологическом исследовании проведено комплексное изучение опознания эмоций по лицевой экспрессии знакомых и незнакомых людей. Это позволило связать воедино рассмотрение связанные с принадлежностью людей к данной группе, с восприятием эмоциональных состояний других людей в зависимости от предыдущего опыта общения и индивидуальных особенностей личности.

Показано, что эмоциональные состояния знакомых людей по точности опознания, определяются лучше, чем незнакомых.

Раскрыта специфика лучшего распознавания эмоций по лицевой экспрессии людей с высоким уровнем эмпатии и распознавания эмоций по шкалам парциального эмоционального интеллекта.

А также выявлено, что самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости как с эмоциональной отходчивостью, так и с эмоциональной неригидностью. Т.е. учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими эмоциями, отличаются импульсивностью в поведенческой сфере.

Теоретическая значимость:

Изучение невербальной экспрессии как неотъемлемого компонента эмоций в целом может стать перспективным направлением в развитии теории эмоций и теории межличностного общения и педагогигеской психологии.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные данные могут быть учтены при разработке образовательных программ, методик и социально-психологических тренингов. Направленных на развитие спобностей к опознанию и интерпретации эмоций, повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений.

Значимость изучения поставленных вопросов обусловлена также возникшими в последние десятилетия прикладными задачами в психологии, медицине, криминалистике, при создании новой техники.

Результаты исследования могут быть полезны при использовании так называемых бесконтактных методов объективного контроля за состоянием человека - оператора с помощью интерактивных методов.

Ценность настоящей работы также заключается в нахождении методов исследования эмоций, их выражения и опознания, что имеет несомненно практическое значение в коммуникативной природе эмоций.





Глава 1. Теоретическая часть

  1. Изучение особенностей невербального общения

Невербальное общение - неречевая форма общения, включая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.[Непп М., Холл Д., 2007]

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передаётся - 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) - 38%, мимики, жестов, позы (невервальное общение) - 55%. Иными словами, можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится.

Наблюдения показывают, что в процессах общения 60% - 95% информации передаётся именно с помощью системы невербалики. [Юсупов И.М., 2003]

Невербальная коммуникация включает следующие основные системы [В. А. Лабунская, 1989]:

- оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику;

- пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система - это система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазон, тональность,

- организация пространства и времени коммуникативного процесса,

- визуальный контакт,

- ольфакторная.

Совокупность этих средств выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу [Г. М. Андреева, 2003].

В хрестоматии «Межличностное общение» [2001], выделяют основные функции невербального общения:

- выражение межличностных отношений,

- выражение чувств и эмоций,

- управление процессами невербального общения,

- обмен ритуалами,

- регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального общения является то, что его поведение обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное ещё до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата.

Е. Я. Мелибруда, в книге «Ты - мы: Психологические возможности улучшения общения», выделяет ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:

  • Национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);

  • Состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);

  • Профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);

  • Уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании;

  • Статус человека (чем выше стоит на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утончёнными);

  • Принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);

  • Актёрские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);

  • Возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);

  • Сочетание невербальных знаков (обычно состояние передаётся не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);

  • Возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнёрами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

Итак, можно сделать вывод, что хотя вербальные символы (слова) - основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения - это всё примеры невербальной коммуникации.



  1. Мимика как отражение эмоциональных состояний человека

Ч. Дарвин высказал предположение, что до того, как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, угрозы и подчинения, была лицевая экспрессия. Именно это наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции посредству сходных выражений лица. Лицо - это, пожалуй, наиболее важная сфера невербальной коммуникации, потому, что через лицевую экспрессию (мимику), мы передаём значительную часть эмоций и информации. В результате исследований было выделено 1000 различных выражений лица. Мы уделяем много внимания лицевой экспрессии, поскольку она даёт нам намёки о смысле словесного общения [Ekman, Friesen, & Ellsworth, 1972]. Также, лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека.

Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по её произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, то есть по отдельным зонам - лоб, рот, глаза - и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная - слабая мимика, неопределённая - красноречивая мимика, беспорядочная - гармоничная мимика, стереотипная - индивидуальная мимика, а также с учётом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы.

Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, грусть, выработало единицу анализа лицевого выражения - мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий.

Рассмотрим наиболее типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных представителей всех народов и культур).[ Ekman]

  1. ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.

  2. ГОРЕ: внутренние уголки бровей подняты вверх; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет.

  3. СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.

  4. УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.

  5. РАДОСТЬ: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.

  6. ОТВРАЩЕНИЕ: брови слегка опущены; верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки; нос наморщен; рот закрыт; верхняя губа поднята, нижняя губа тоже поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе.

Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться через лицевую экспрессию. Отслеживание человеком подобного рода мимических реакций (как собственных, так и другого человека), осознание их значения, могут существенно обогатить процесс общения. Эмоции, за счёт своего экспрессивного компонента (главным образом - экспрессии лица), считаются непосредственным способом установления контакта человека с окружающими людьми, средством воздействия на них. В качестве примера приводится практика европейских работодателей, которые при приёме на работу руководствуются показателем коэффициента интеллекта (IQ), а повышают в должности - по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению. [Ильин Е.П.]






1.3. Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний



Многообразие эмоциональных проявлений человека выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах, эмоциональных состояниях, отношениях, устойчивых чертах личности.

Термин «эмоции» в широком смысле объединяет все эти понятия. В психологическом словаре [1997] эмоции (от французского «emotion», от латинского «emovere» - волную, потрясаю) - психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции - это психический процесс отражения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.

Также, эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщённости.

С.Л. Рубинштейн, рассматривая эмоцию, как феномен, выделяет три основных признака:

  • Эмоции отражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);

  • Эмоции, обычно, отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль и т.п. Причём, эти два полюса не являются взаимоисключающими;

  • В эмоциональных состояниях, так же, как отметил В. Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью - восторгом, радостью - ликованием, существует «тихая» радость - растроганность и т.п.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность.

Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

  • Внутреннее переживание;

  • Физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

  • Поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, Изард, выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. Я. Рейковский, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций. Представляется плодотворной позиция по этому вопросу В.А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.

Эмоциональные состояния - психические состояние, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно - энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций - это эмоция, точнее, целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

  1. Радость (удовлетворение, веселье)

  2. Грусть (апатия, печаль, депрессия)

  3. Гнев (агрессия, озлобление)

  4. Страх (тревога, испуг)

  5. Удивление (любопытство)

  6. Отвращение (презрение, брезгливость).

В психологии и в смежных науках ведётся постоянное изучение эмоций и эмоциональных состояний. По данной теме проведены многочисленные теоретические и практические исследования. В них изложены концептуальные представления об эмоциях и их проявлениях, которые рассматриваются К. Изардом, П. В. Симоновым, С.Л. Рубинштейн, как один из факторов успешного развития личности человека. Существует тесная взаимосвязь, между эмоциями и общением. В общении мы выражаем себя и познаём окружающих путём наблюдения и анализа их поведения. Наши действия и экспрессивные выражения наших эмоций и эмоциональных состояний, в процессе совместной деятельности с другими людьми имеют большое значение не только для нас, но и для наших партнёров.























Глава 2. Практическая часть



Многочисленные межкультурные эксперименты убедительно доказывают существование шести универсальных эмоциональных проявлений на лице (гнев, отвращение, страх, радость, грусть и удивление).

На основе теоретических рассуждений и экспериментальных данных о способах выражения эмоций, заложенных в человеке генетически и приобретения эмоционально-экспрессивных выражений в результате обучения воспитания, нами была проведена целая исследовательская программа, исходящая из представлений о существовании ограниченного набора базовых эмоций и сконцентрированная как на анализе выражений лица, так и на способности распознания эмоций по выражению лица.

Являются ли выражения эмоций на лице одинаковыми у всех людей? Или выражения лица являются особым языком, который мы должны учить заново в каждой культуре, как нам приходится учить разговорный язык? Чуть более ста лет тому назад, Чарльз Дарвин писал, что выражения эмоций на лице являются универсальными, а не усваиваемыми по-разному в разных культурах; что они биологически детерминированы и являются результатом эволюции человека. Со времён Дарвина многие авторы настойчиво выражали несогласие с этим утверждением. Однако совсем недавно результаты научных исследований позволили окончательно убедиться в том, что хотя внешний вид лица для каждой основной эмоции является общим для всех людей, нет «дежурной» экспрессивной реакции, т.е. всё зависит от ситуации.

В итоге, мы провели следующее исследование:

На первом этапе, в подготовительной части, учащимся старшеклассникам предлагалось эмоционально отреагировать на ситуации, предложенные исследователями. Каждая из озвученных ситуаций ассоциировалась с определённой эмоцией (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление). Акцентировалось внимание на мимических средствах экспрессии, т.к. наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. Это означает, что в выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление и отвращение) все движения мышц лица скоординированы.

Эмоции старшеклассников фиксировались с помощью фотокамеры. Для дальнейших исследований, оставлялись только те фотографии, в оценке которых наблюдатели проявляли полное единодушие. (Приложение 1.1, 1.2, 1.3, 1.4) Мы предприняли попытку в разработке эталонов мимических проявлений шести базальных эмоций, учащихся девятых классов Тираспольской гуманитарно-математической гимназии. Для предъявления использовали 1набор фотоснимков

В основной части первого этапа, уже имеющиеся, фото - эталоны, были показаны респондентам, 30 учащимся девятых классов, в возрасте 14-15 лет, которых просили определить, какая из шести эмоций представлена на каждой из них. Проведённые измерения должны были предсказывать те эмоции, которые наблюдатели видели на каждой из этих фотографий.

Для нас важно было определить способность понимания эмоций другого человека, в частности умение разбираться в эмоциональных проявлениях партнёров по общению, используя невербальные средства коммуникации, в данном контексте - лицевую экспрессию. Определить какие из предложенных фотографий с изображёнными на них эмоциональными состояниями распознаются легче, а какие труднее. Результаты исследования предложенных базальных эмоций (гнев, удивление, грусть, радость, страх, отвращение), фиксировались в регистрационных бланках.

2.1. Анализ результатов по 1 этапу эксперимента

Результаты испытуемых идентифицировавших мимические выражения, с учётом допущенных ошибок представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отображаемое эмоциональное состояние

Ошибки в идентификации мимических выражений

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

46,6%

33,3%

6,6%

6,6%

26,6%

20%

Типичные ошибки в распознавании эмоций по выражению лица на фото-эталонах, представлены в процентном соотношении. (Диаграмма 1)


Ошибки в распознавании эмоций знакомых людей по фото-эталону



Диаграмма 1

Ошибки в идентификации имели свои закономерности. Так, при идентификации выражения гнева (46,6%) испытуемых, выбрали схему, соответствующую страху, отвращению и грусти. А отображаемое эмоциональное состояние удивления, 33,3% испытуемых идентифицировали со страхом и гневом. Эти данные согласуются с данными К. Изарда, П. Экмана и У. Фризена, которые указывают на сложность дифференцирования мимических проявлений страха и удивления и систематический характер ошибок при их опознании. В результате описанного этапа эксперимента мы получили данные, свидетельствующие о понимании эмоциональных реакций старшеклассников, участвовавших в распознавании эмоций на фотографиях учащихся, обучающихся с ними в одной параллели. Руководствуясь возрастной динамикой склонности к проявлению базовых эмоций, М.С. Пономарёвой (Ильин, Пономарёва, 2001), школьников с 1-го по 11-й класс, выявилось то, что во всех возрастных группах склонность к проявлению радости явно преобладает над склонностью к проявлению гнева и страха и удивления. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали мимические выражения лица, соответствующие эмоциональному проявлению радости и грусти (93,4%). Полученные нами результаты правильно идентифицированных эмоций испытуемыми также подтверждают это (Таблица 2)

Таблица 2

Отображаемое эмоциональное состояние

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

53,4%

66,7%

93,4%

93,4%

73,4%

80%

Правильно определенные эмоциональные состояния знакомых людей

Диаграмма 2

Третья часть испытуемых правильно определили эмоции учащихся, изображённых на фотографиях, что может свидетельствовать о наличии некого диапазона выражений лицевой экспрессии, сопряжённого с эмоциональными состояниями личности, колеблющегося в пределах общего типа, свойственному определённому социальному коллективу. 33,3% испытуемых с точностью в 100% опознали эмоциональное состояние учащихся, изображённых на предлагаемых фотографиях.

Ответом на наш вопрос о том, что помогло точно распознать эмоциональное состояние учащихся на предложенных нами фото-эталонах, испытуемые говорили о «вживании в предъявленные образы», «проживания состояния».

Обращаясь к возрастным изменениям эмоциональной сферы старшеклассников, можно опираться на увеличении способности понимания эмоций других людей в данном возрасте. Опираясь на психологию межличностного общения, мы можем установить связь интерпретации, понимания, с таким явлением как «вживание», сопереживание, эмпатия, «моторное подражание». Эти явления довольно часто трактуются как чувственное понимание, как способность одного человека откликаться на переживание другого. Вживание через выразительное поведение личности, говоря словами М. М. Бахтина, - это путь к проникновению в её психический мир, это начальный этап понимания.

Способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, называется эмоциональным интеллектом.

В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружение, чем на самих себя. Согласно этому, мы решили провести следующий этап, второй этап нашего исследования.

Второй этап эксперимента

Исходя из новизны понятия и связанной с этим сложностью диагностики эмоционального интеллекта, ввиду отсутствия разработанных отечественных методик, мы решили выявить способность понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, используя методику оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл. (Приложение 2)

Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1) Эмоциональная осведомлённость

2) Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)

3) Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14)

4) Эмпатия

5) Распознавание эмоций других людей (скорее - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)

Задача респондентов заключалась в том, чтобы в соответствующем регистрационном бланке, где предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны жизни личности (респондентов), поставить соответствующую оценку. Полученные данные, мы обработали и интерпритировали в соответствии с ключом.

2.2. Анализ результатов по 2 этапу эксперимента



В результате проведения диагностики «эмоционального интеллекта» Н. Холла, мы получили следующие данные внутриличностного и межличностного аспекта эмоционального интеллекта респондентов, которые отражены в диаграмме 2.

Анализ эмоционального интеллекта по шкалам



Диаграмма 3



Итак, в структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).

Руководствуясь результатами проведённого исследования, мы выявили следующую закономерность, а именно: высокий уровень эмпатии (от греч. Empatheia - сопереживание) - способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Здесь можно предположить то, что подростки с высоким уровнем эмпатии, лучше способны понимать эмоциональное состояние другого, соответственно и определять, идентифицировать эмоциональные состояния человека по его мимике, отображённой фотографически. И чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека, тем более, что эмоции подростков в значительной мере связаны с межличностным аспектом процесса общения.

Далее, изучая полученные данные, в частности, изучая низкие показатели, мы приходим к выводу, о том, что внутриличностный аспект, а именно, самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, как эмоциональной отходчивости, эмоциональной неригидности. В результате, мы можем заключить то, что человек с низкой самомотивацией, обладает низкой способностью управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивен. Эмоции могут мешать достижению намеченной цели. Что соответствует особенностям эмоционального поведения подростков. В результате у школьников подросткового возраста характерна рассогласованность в мотивационной сфере.

Эмоциональная осведомлённость, по результатам проводимой нами диагностики, в среднем, сводится к среднему и низкому уровню, что также соответствует возрастным особенностям подросткового периода.

В результате, мы получили интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта испытуемых подростков. (Таблица 3)

Уровни эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла

Таблица 3

Уровни EQ

Результат

Высокий

6,6%

Средний

46,6%

Низкий

46,6%

Общий уровень эмоционального интеллекта в процентном соотношении по тесту Н. Холла





Диаграмма 4

В результате проведённого нами исследования, мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект испытуемых подростков, в равных долях соответствует среднему и низкому интегративному уровню. Что в свою очередь характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта. Соответственно, низкий уровень эмоционального интеллекта, представлен низкими количественными результатами проведённой нами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха у подростков в учебной деятельности, во взаимодействии и общении. Трудности подросткового возраста, прежде всего обусловлены психологическими особенностями данного периода: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме.

Как отмечалось выше, мы выявили, что в межличностном аспекте эмоционального интеллекта (эмпатия, способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей,) выявились высокие и средние показатели, которые представлены в таблице 4.

Уровни парциального эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла

Таблица 4



Уровни

Шкалы

Эмоциональная осведомлённость

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Высокий

20

0

6,6

46,6

33,3

Средний

46,6

26,6

40

40

46,6

Низкий

33,3

73,3

73,3

0

0

Диаграмма процентного соотношения наиболее высоких уровней парциального эмоционального интеллекта, в соответствии со шкалами по тесту Н. Холла



Диагностика 5

Обращаясь к начальному этапу нашего исследования - 33, 3% испытуемых распознали безошибочно все 6 базисные эмоциональные реакции знакомых учащихся, на представленных нами фотографиях. В результате чего, мы выявили закономерность успешного восприятия эмоционального состояния человека на фотоснимке и высокого уровня полученных данных шкалы распознавания эмоций других (33,3%) людей.

Высокий уровень эмпатии, как постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека (словарь практического психолога), также подтверждает полученные данные, как эмпирическим путём, так и в ходе опроса. Выявленная нами закономерность, вызвала интерес: « Можно ли полагать, что правильная идентификация мимических проявлений эмоциоциональных состояний, во многом зависит от предыдущего опыта общения, как общественного, так и личного, от принадлежности к данной группе?»

Третий этап эксперимента

Последующим этапом нашего исследования стало изучение распознавания стандартных изображений мимических проявлений незнакомого человека. Для этого мы использовали тест на распознавание выражений лица Пола Экмана. Причиной выбора именно этого теста стали фотоснимки лица молодой девушки, возраст которой, по нашему мнению, соответствует как возрастной категории наших респондентов, так и участников первой части нашего исследования, чьи фотографии мимических проявлений, соответствующей эмоции мы предлагали нашим респондентам.

Мы адаптировали данный тест в соответствии с нашим исследованием, а именно, из четырнадцати фотоснимков, предложенных автором теста, мы отобрали шесть, соответствующих шести базовым эмоциям: радость, гнев, страх, грусть, удивление и отвращение. (Приложение 3)

В регистрационных бланках учащиеся-респонденты в верхней части листа писали слова «Гнев», «Отвращение», «Страх», «Радость», «Грусть», «Удивление», которые соответствовали возможным вариантам выбора выражений лица на каждой из шести фотографий, предъявленных нами.

2.3. Анализ результатов по 3 этапу эксперимента

Итак, обработав результаты испытуемых, мы выявили, что из 100% респондентов, ни один правильно не идентифицировал все шесть предложенных эмоциональных состояний на фотографиях. Полученные данные по фото-тесту, с учётом допущенных ошибок, представлены в таблице 5 и диаграмме 6.

Таблица 5

Отображаемое эмоциональное состояние

Ошибки в идентификации мимических выражений

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

0%

46,6%

6,6%

6,6%

80%

20%

Типичные ошибки в распознавании эмоций по выражению лица на фото-тесте П. Экмана









Диаграмма 6

Результаты данных теста П. Экмана с учетом правильно идентифицируемых эмоциональных состояний отражены в таблице 6 и диаграмме 7.

Таблица 6

Отображаемое эмоциональное состояние

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

100%

53,4%

93.4%

93,4%

20%

80%

Правильно идентифицируемые эмоциональные состояния по фото-тесту

П. Экмана



Диаграмма 7

Таким образом, мы получили 100% распознавание мимических выражений эмоции гнева. Радости и грусти выявлено 93,4%, что соответствует возрастной динамике склонности к проявлению базовых эмоций. Эмоции радости и гнева и грусти в данной возрастной группе явно преобладают, над эмоциями страха, отвращения, удивления.

В соответствии с этим, мы провели сравнительный анализ правильно идентифицируемых мимических проявлений эмоциональных состояний по фотографиям знакомых учащихся и по тестовым фото незнакомой девушки. Представляем данные правильно распознанных эмоций в сравнительных диаграммах 8 и 9.

Распознавании эмоций Распознавании эмоций

знакомых людей незнакомых людей

Диаграмма 8 Диаграмма 9

Итак, нами было обнаружено, что существуют общие особенности восприятия человека на фотографии. Согласно полученным данным, видно, что мимические выражения радости и грусти распознаются респондентами-подростками с высокой точностью, как по фотографиям лиц знакомых подростков, так и незнакомой девушки. Большой процент учащихся (80%), в двух исследованиях одинаково точно определили эмоцию отвращения. Эмоцию страха распознали лучше на 53,4% по фото знакомого подростка. Эмоцию гнева идентифицировали на 46,6% лучше на фото незнакомой девушки, что может быть обусловлено, позитивным восприятием знакомого человека. Удивление, как эмоциональное состояние знакомого человека, лучше было распознано на 13,3%. Более того, 80% респондентов не могли распознать эмоцию страха по фото незнакомой девушки и путали её с удивлением. На закономерности, связанные с этими данными мы обращали внимание в начальном этапе нашего исследования, опираясь на данные К. Изарда, П.Экмана, У. Фризена. В комплексе, мимические выражения эмоциональных состояний по лицевой экспрессии знакомых людей в 33,3% определяются с точностью до 100%, если сопоставить эти данные с возможностью восприятия эмоций по фото незнакомого человека, то ни один респондент правильно не идентифицировал все шесть эмоциональных состояний по предъявленному незнакомому фото-эталону.

Существуют специфические различия в особенностях восприятия человека по фотографии. Они проявляются в том, что восприятие человека на фотографии, направлено в большей мере на познание внешних, индивидуальных характеристик. Данный факт можно объяснить тем, что при распознавании эмоций на фотографиях лиц знакомых людей, наряду с процессами восприятия включаются механизмы осознания, интерпритации, что соответствует более глубокому уровню познания индивидуальности.

Многозначность восприятия эмоционального состояния человека по его мимике, отображённой фотографически, является скорее правилом, чем исключением. Можно полагать, что в процессе непосредственного общения эта многозначность восприятия снимается контекстом ситуации, а также особой динамикой выражения той или иной эмоции.

Итак, подводя итог нашему исследованию, можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке.

  • Существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции воспринимаются по-разному. Наиболее успешно идентифицируется весь комплекс базисных эмоциональных состояний по фотографиям знакомых нам людей, мы можем предположить о связи с такими факторами, как личное отношение к знакомому человеку, изображённому на фото, принадлежность к данной группе, предыдущего опыта общения.

  • Согласно проведённому опросу, третья часть испытуемых, точно определивших эмоции на фото, при распознавании эмоциональных состояний, пытались «вжиться в предъявленные образы». Что позволяет, опираясь на психологию межличностного общения и установить связь, с таким явлением, как «вживание», сопереживание, эмпатия.

  • В результате полученных данных, проведённого нами исследования эмоционального интеллекта, мы выявили, что высокий уровень эмпатии, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека.

  • Как было выявлено, внутриличностный аспект, а именно самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, эмоциональной отходчивости, так и эмоциональной неригидности. Т.е учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими чувствами, могут испытывать трудности в поведенческой сфере, импульсивны.

Заключение

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. При этом вопрос об изучении эмоций приобретает особую важность. Это, несомненно, связано с тем, что эмоции выполняют важную коммуникативную функцию в процессе общения людей, а адекватное опознание и интерпретация эмоций обеспечивает его эффективность.

Мы рассмотрели, что хотя и существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции выражаются по-разному. Мы показали, что количественная характеристика правильного распознавания всех шести базальных эмоций знакомых людей, в значительной степени превосходит количество распознаваний всех шести эмоциональных состояний незнакомцев. Также, с помощью эмпирических исследований мы установили связь успешного распознавания эмоций по лицевой экспрессии, с таким явлением, как «вживание», сопереживание и эмпатия. В данном исследовании мы не ставили цель изучить влияние контекста, ситуации общения на точность опознания эмоций. Вместе с тем, на примере распознания эмоций по лицевой экспрессии мы показали, что наличие дополнительных содержательных факторов, в частности, смысловой наполненности текста или ситуации, значительно облегчает процесс опознания эмоций.

Наша экспериментальная работа по изучению выражения эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации только началась, но мы уже уверенно можем говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтверждается. Актуальным становится вопрос о разработке методик, направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, на повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений. На наш взгляд, необходимо внедрение в программу современного образования социально-психологических тренингов, ориентированных на развитие эмоциональной компетентности учащихся подростков. Наши исследования продолжаются, и мы надеемся, что впереди у нас ещё много интересных открытий.






Литература


  1. Барабанщиков В.А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лила от локализации мимических проявлений // Вопр. Психологии. 1988 №54. С. 131-140.

  2. Вилюнас В.К. Митивация и эмоции. СПб., 2004. С.292.

  3. Изард К. Психология эмоций. -М., 1999.

  4. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

  5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.

  6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

  7. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 1986.

  8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.

  9. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб., 2004.

  10. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.,2002.

  11. Межличностное общение:Учебник. - Спб., 2001.

  12. Межличностное общение: Хрестоматия. - СПб.,2001.

  13. Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992.

  14. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.,1979.

  15. Фаст Дж. Язык тела. М.,1997.

  16. Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2004.

  17. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской. Ростов-на-Дону, 1990. С. 150-153.





Приложение 1.1

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев



Приложение 1.2

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев



Приложение 1.3.

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев



Приложение 1.4

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев



Приложение 2.

Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ)

Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1) эмоциональная осведомленность,

2) управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность),

3) самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14),

4) эмпатия,

5) распознавание эмоций других людей (скорее - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Тест явно нуждается в доработке, хотя основа его может 'быть использована для создания новой его модификации.

Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:

Полностью не согласен - (- 3 балла);

В основном не согласен - (-2 балла);

Отчасти не согласен - (-1 балл);

Отчасти согласен - (+ 1 балл);

В основном согласен - (+2 балла);

Полностью согласен - (+ 3 балла).

Текст опросника

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен выслушивать проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать успокаивающе на других людей.

13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей. Ключ для диагностики

Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.











Приложение 3.Фото базальных эмоций.

Из теста на распознавания выражений лица (Пол Экман)

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)Научно-исследовательская работа по психологии на темуВыражение и распознавание эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации (10 класс)

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

31



© 2010-2022