Технология работы социального педагога МБОУ «СОШ №24» с родителями из семей находящимися в социально-опасном положении

В жизни каждого человека семья занимает  особое  место.  В  семье  растет ребенок, и с первых лет своей жизни  он  усваивает  нормы  общежития,  нормы человеческих  отношений,  впитывая  из  семьи  и  добро,  и  зло,  все,  чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье  все  то, что было в семье его родителей.  В  семье  регулируются  отношения  ребенка  к  окружающему,  в  семье  он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.   Этапы работы школы с семьёй, ... Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: за каждым педагогом школы закреплены микроучастки, которые  обходятся 2 раза в год, переписываются все несовершеннолетние, проживающие в семьях, место их обучения, условия проживания. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте к...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология работы социального педагога МБОУ «СОШ №24» с родителями из семей находящимися в социально-опасном положении

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Этапы работы школы с семьёй, находящейся в социально опасном положении.

1 этап.

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: за каждым педагогом школы закреплены микроучастки, которые обходятся 2 раза в год, переписываются все несовершеннолетние, проживающие в семьях, место их обучения, условия проживания. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

(Приложение 2).

2 этап.

Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;

  • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);

  • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;

  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;

  • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.

  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;

  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;

  • отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.

3 этап.

Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании ШВР. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

4 этап.

Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

5 этап.

Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ СОШ №3 села Шедок».

Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

-оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;

- координировать учебную помощь родителей их детям;

- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;

- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;

- изучать уклад жизни и традиции семей учеников;

- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

- проверка жилищно-бытовых условий семьи;

- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;

- составление плана работы с семьей;

- проведение консультаций, лекций для родителей;

- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;

- отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных

семей;

- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;

- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:

  1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

  2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

  3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).

  4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

  5. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).

  6. Изучение личностных особенностей членов семьи.

  7. Составление карты семьи.

  8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОДН ОМВД, КДН и ЗП, Совет профилактики при сельской администрации, отдел по вопросам семьи и детства, ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс», образовательные учреждения, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, приюты, ЦЗН, отдел по делам молодежи и т.д.).

  9. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.

  10. Текущие и контрольные посещения семьи.

  11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения (приложение 3).

В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения (приложение 4):

Материальная:

- оказание гуманитарной помощи ( сельская администрация, учреждение образования);

- финансовая (УСЗН);

- адресная социальная (ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс»);

- консультирование родителей по вопросам получения социальной

помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).

Педагогическая:

- занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);

- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);

- контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);

- консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);

- просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).

Психологическая:

- сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);

- просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;

- коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).

Коррекционная:

- индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);

- формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).

Медицинская:

- если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);

- медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);

- осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ФАП);

- организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).

Правовая:

- если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:

1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),

2) оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (ОМВД);

- консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ОДН, учреждение образования).

Иной вид помощи:

- трудоустройство родителей (ЦЗН, ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» отдел профилактики семейного неблагополучия)

- занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);

- профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (специалист по социальной работе);

- посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства );

- контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ОДН).

Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).

Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей)

2. Основание постановки на учет (Выписка из протокола Совета по профилактике о признании семьи, находящейся в ТЖС или Постановление КДН и ЗП о признании семьи, находящейся в социально опасном положении ).

3. Акт обследования условий проживания семьи.

4. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.

5. Копии паспортов родителей.

6. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).

8. Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

9. Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.

10. Ежемесячные акты и справки о посещении семьи.

11. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости и посещаемости.

12.Социальный паспорт семьи СОП/ТЖС.

13. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП/ТЖС по улучшению ситуации в семье.

14. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).

15. Результаты исследования семьи и учащихся (егося) (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

6 этап.

Представление на Совет профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних при администрации Шедокского сельского поселения.

7 этап.

Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

- улучшение положения и качества жизни ребенка;

- устранение причин неблагополучия;

- расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей:

- соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

- родители проявляют заботу о детях;

- дети посещают образовательное учреждение;

- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

- восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

  • Органы социальной защиты населения

  • Отдел образования;

  • Органы внутренних дел;

  • Здравоохранения;

  • Отдел по молодежной политики;

  • Служба занятости населения;

  • Сельская администрация;

  • КДН и ЗП.

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

  • Классные руководители;

  • Педагоги школы;

  • Врачи;

  • Участковый инспектор;

  • Жители поселка;

  • Родственники;

  • Соседи;

  • Друзья.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

  • Документы социально-медицинского патронажа;

  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;

  • Материалы психодиагностики;

  • Результаты рейдов;

  • Жалобы и заявления граждан;

  • Материалы о правонарушениях;

  • Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ - 50%

  • Бродяжничество;

  • Агрессивность;

  • Хулиганство;

  • Кражи;

  • Вымогательство;

  • Правонарушения;

  • Аморальные формы поведения;

  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

  • Низкая успеваемость;

  • Неврастения;

  • Отсутствие навыков личной гигиены;

  • Неуравновешенность психики;

  • Подростковый алкоголизм;

  • Подростковая проституция;

  • Болезни;

  • Недоедания;

  • Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

  • Конфликты с учителями;

  • Частое употребление неформальной лексики;

  • Суетливость или гиперактивность;

  • Конфликты с родителями;

  • Контакты с криминогенными группировками.

5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.

  • Принудительное лечение от алкоголизма;

  • Лишение родительских прав, в том числе и временное;

  • Консультирование;

  • Обучающие консультации для родителей;

  • Помощь общественных организаций;

  • Влияние через СМИ;

  • Пропаганда здорового образа жизни;

  • Пропаганда семейных ценностей;

  • Оказание материальной помощи;

  • Административные штрафы;

  • Создание клубов по интересам;

  • Постоянный патронаж;

  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;

  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;

  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

Конечно, диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с

семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего

взаимодействия с семьей.

При проведении диагностики соблюдаю определенные принципы, выделяю наиболее

важные из них.

Методологические принципы: а) это объективность в сборе фактов и их интерпретации. Мы должны понимать, что необъективность может привести к непредсказуемым последствиям в работе; б) это множественность источников информации и ее достоверность.

Этические принципы: конфиденциальность, соблюдение этических норм.

На данном этапе обязательно использую следующие диагностические методы:

наблюдение; беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос по заране

е обдуманному плану); анкеты (письменный опрос); тесты (стандартизированный набор

заданий, позволяющий определить какие-либо параметры).

Также использую в диагностике: ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде

растения, животного);

анализ документации -изучение документов- важная часть моей работы, он необходим

для дальнейшей работы с семьей.

Бывают ситуации, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, тогда может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.

Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее

наличие), можно по состоянию ребенка, его внешнему виду.

Профилактический уровень.

На данном уровне моя деятельность строится на принципе предоставления достоверной информации, использовании комплекса превентивных мер, способствующих полноценному

функционированию семьи и предотвращении проблем во взаимоотношении детей и родителей.

Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, стараюсь объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Проводимые мною опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, нуждающегося в помощи специалистов.

Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловно необходима наша помощь в таких семьях родителям.

Организацию просвещения родителей этой категории направляю на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым повед3 быть построены таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы родителями на практике.

Таким образом, моя деятельность направлена на: творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей в семье;

формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать

наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями,

принципами воспитания;

взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

Мы занимаемся пропагандой ненасильственного воспита Эффективность нашей профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа нашего общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Так как в этом случае создается психологический барьер, из-за чего родители не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

К любой встрече с родителями необходима тщательная подготовка. Для этого стараюсь

собрать как можно больше информации о семье, обдумать содержание и форму беседы с

ее членами.

Консультирование - провожу методом беседы, наблюдения, убеждения, активного слушания и т.д.;

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение

происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт,

нельзя использовать невербальные средства общения.

Метод «письмо - обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма - обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав. Письмо -поздравление, поддержка.

Социальный патронаж. Считаю, что патронаж -одна из универсальных форм

работы, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа

можно осуществлять разные виды помощи -материальную, психологическую, образовательную и др.

Перед посещением нахожу возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

Обычно технология патронажа включает: - предварительную подготовку встречи, постановку целей;

-предварительное оповещение о времени визита;

-представление и сообщение о цели визита;

-время посещения не должно быть чрезмерным -20-30 минут;

-подведение итогов. Если необходимо, совместно с родителями

-составляем акт о посещении.

Я, как социальный педагог нередко оказываюсь в ситуации, когда от меня ждут помощи. Например, при решении вопроса лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей и т.д. в этом случае необходим глубокий анализ семейной ситуации, сбор необходимой информации.

Также хочу отметить, что моя задача, как социального педагога -создать в семье ощущение безопасности, для успешной деятельности я постоянно осваиваю новые методы и приемы работы с семьей, чтобы понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Уважаемые коллеги, считаю, что оказывая помощь другим людям, мы, должны отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к окружающим. С одной стороны, признавать и уважать их права как личностей, а с другой -учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта мы должны научиться смотреть на мир глазами других людей


© 2010-2022