Программа занятий по профилактике на тему Профилактика экзаменационного стресса в школе

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактика экзаменационного стресса в в школе.

«Стресс - это аромат и вкус жизни, полностью

избежать его может лишь тот, кто ничего не делает.

Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок»

Г. Селье

Современный человек постоянно испытывает психологическое напряжение, обусловленное действием негативных влияний и их последствий. Причем, не важно происходит ли событие на самом деле или с ним ещё предстоит столкнуться, или всё уже произошло. Наше сознание теснейшим образом связано с работой нашего тела, которое не понимает разницы между настоящим прошлым и будущим. В сознание человека всё происходит прямо сейчас[4]. Если сознание оценивает событие как угрожающее, так на уровне тела сразу начинается выработка адреналина. Организм занимает «боевую готовность», реагируя биохимические изменения. Психологическое напряжение часто объединяют с понятием «стресс». В этом состоянии можно оставаться очень долго, не отдавая себе в этом отчета. Испытывать или не испытывать стресс - это выбор самого человека. Но в любом случае нужно уметь распознать и нейтрализовать возможные последствия.

Современные дети находятся в подобном положении. Они тоже испытывают стресс. Этот стресс можно квалифицировать, как учебный стресс. Учебный стресс включает в себя компоненты физиологического, информационного и эмоционального стресса[7]. Обучение - это крайне энергозатратный процесс. Экзамен является важнейшим этапом процесса обучения. Специфика экзамена состоит в том, что вызывает эмоциональную напряженность у школьников. Это обуславливает необходимость внимания к нему не только педагогов, но и психологов. Поэтому, на сегодняшний день особенно важна интеграция усилий

педагогики и психологии, в части того, чтобы реализовать психологические знания в повседневной жизни школы и каждого ученика[2].

Для того чтобы лучше понять, что представляет собой ЕГЭ с психологической точки зрения, сравним его с традиционным экзаменом [6].

Характеристики

Традиционный экзамен

ЕГЭ

1

Что оценивается?

Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях.

Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также организованность, умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку.

2

Что влияет на оценку?

Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление ит.д.

Оценка максимально объективна.

3

Возможность исправить собственную ошибку.

На устном экзамене во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном - при проверке собственной работы.

Можно заметить и исправить ошибки только при проверке.

4

Кто оценивает?

Знакомые ученику люди.

Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты в течение нескольких дней.

5

Когда можно узнать результаты экзамена?

На устном экзамене - практически сразу, на письменном - в течение нескольких дней.

Через сравнительно более длительное время.

6

Критерии оценки экзамена.

Известны заранее.

Известны, заранее, но в очень общем виде.

Уточняются уже после завершения.

7

Содержание экзамена.

Ученик должен продемонстрировать владение определённым фрагментом учебного материала (темой, вопросом).

Экзамен охватывает практически весь объём учебного материала.

8

Как происходит фиксация результатов?

В письменном экзамене на том же листе, на котором выполняются задания.

На устном - на черновике.

Результаты выполнения задания необходимо перенести на бланк.

9

Стратегия деятельности во время экзамена.

Унифицированная.

Индивидуальная.

Психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ, обеспечит комплексное решение задач, стоящих перед школьными педагогами и психологами. Это просвещение, мониторинг изменений, занятия с элементами тренинга. Одной из основных целей программы можно сформулировать как сохранение психологического здоровья учащихся в результате снижения стрессовых состояний и отработка навыков психологической подготовки к экзаменам.

ЕГЭ с одной стороны выступает интегральным показателем продуктивности деятельности школы. С другой стороны ЕГЭ показатель психологической готовности выпускника. Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций, без которых сложна успешная сдача ЕГЭ. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение, знаниями по предмету. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственным и эмоциями.

Психолог помогает создать позитивный эмоциональный настрой учеников на экзамены, снизить экзаменационные страхи, тревоги, обучить саморегуляции при сдаче экзаменов, формирует адекватное мнение о ЕГЭ и помогает ученикам определить свою индивидуальную стратегию деятельности на экзамене. Чибисова М.Ю. считает, что важна деятельность психолога по разработке программ и психологических рекомендаций, которые помогают школьникам и родителям снизить «стрессовость» экзаменационной ситуации, а также помогает выработать конструктивное отношение к экзамену. Она предлагает примерный план занятий по профилактике экзаменационного стресса.

Содержание занятий.

  1. Тема: «Психология эмоций».

Цель: дать понятие об эмоциях, видах эмоций, стрессе; определить ситуативную тревожность у учащихся.

Оборудование: картинки с различными эмоциями, листы бумаги, цветные мелки или карандаши, ручки, магнитофон с записью спокойной музыки.

Ход: психологический настрой на занятие (прослушивание музыки). Мини - лекция о психологии эмоций, видах эмоций и их влиянии на организм. Рисунки своего эмоционального состояния. Рассказ о стрессе и его влияние на организм. Понятие эмоциональный стресс. Причины возникновения стресса и пути его преодоления. Диагностика стресса (диагностика Ханина и Спилберга). Рекомендации учащимся (индивидуально).


  1. Тема: «Память».

Цели: развитие навыков осмысленного запоминания материала, обучение навыкам развития памяти.

Ход: мини- лекция о физиологии памяти. Определение ведущего вида памяти. Экспресс - диагностика.

Виды запоминаний: осмысленное запоминание, запоминание осмысленного текста, эмоциональное запоминание, ассоциативное запоминание, использование анализаторов при запоминании.

Схема запоминания материала. Мнемотехнические приемы запоминания. Психологические рекомендации при заучивании материала. Аутогенная тренировка.


  1. Тема: «Внимание».

Цель: обучение навыкам развития внимания и внимательности при подготовки к экзаменам.

Ход: мини - лекция о психологии внимания. Экспресс - диагностика внимания: «Числовой квадрат», «10слов», «Наглядные картинки». Качества внимания. Тест «Внимательный ли ты человек»? Приемы развития внимания. Основы развития внимательности. Психогигиенические рекомендации при заучивании материала. Аутогенная тренировка.


  1. Тема: «Мышление и воображение».

Цели: обучение основам развития творческого мышления и воображения; формирование понятий связи мышления, речи с основными психическими процессами.

Ход: мини- лекция о мышлении и воображении. Виды мышления. Оценка логического мышления. Экспресс - диагностика аналитического мышления. Процессы воображения. Приемы развития воображения. Упражнение «Профессиональное воображение». Психогигиенические рекомендации развития воображения и творческого мышления. АТ.


  1. Тема: «Практическое занятие по регуляции психоэмоционального состояния».

Цели: обучение навыкам регуляции своего состояния во время подготовки к экзаменам; обучение навыкам АТ и мышечного расслабления.

Оборудование: магнитофон с записью спокойной музыки; секундомер; рекомендации по мышечному расслаблению и приемы АТ. Ход: Психологический настрой на занятие. Причины возникновения тревожного состояния. Методика нервно-мышечной релаксации. Упражнение «Учимся расслабляться». Упражнение «Марафон». Приемы расслабления АТ. Работа с рекомендациями. Работа с памятками для учащихся. Рефлексия занятия.


  1. Тема: «Физиология развития». Дыхательные упражнения.

Цели: обучение навыкам работы с дыханием; обучение навыкам релаксации, саморегуляции и снятия стрессовых ситуаций.

Оборудование: листы бумаги, ручки, магнитофон с записью спокойной музыки, рекомендации.

Ход: навыки саморегуляции. Понятие мышечная релаксация. Виды дыхания. Работа над диафрагмально-релаксационным дыханием. Игры на регулировку дыхания «Аэростат», «Насос», «Проводник», «Гравитация». Обучение навыкам точечного и бесконтактного массажа. Расслабление под спокойную музыку (по Касатову). Рефлексия занятия.


  1. Тема: «Психорегуляция».

Цели: обучение навыкам саморегуляции; обучение навыкам игротехники; обучение навыкам волевого настроя на экзамены.

Оборудование: листы бумаги; карандаши или ручки, магнитофон, записи. Ход: психологический настрой. Составление программы релаксационного тренинга. Упражнение «Воля». Понятие о саморегуляции. Распределение энергии. Гимнастика Гермеса. Понятие устойчивость нервной системы. Понятие медитация. Понятие психологическая защита. Рекомендации по психологической защите. Психологические настрои на экзамены. Отработка навыков психологических настроев на сдачу экзаменов. Рефлексия занятия.


  1. Тема: «Готовимся к сдаче экзаменов».

Цели: дать практические рекомендации по подготовке к экзаменам; обучение правилам поведения в период подготовки и прохождения государственной аттестации.

Оборудование: листы для записей; ручки, памятки с рекомендации для учащихся. Ход: Подготовка к экзаменам. Советы психолога. «Не думай о провале»! О пользе шпаргалок. Упражнение «Ассоциации». Накануне экзамена. Во время экзамена. Учимся расслабляться после экзамена (практические упражнения). Как правильно оборудовать свою комнату и рабочее место. Цветовое решение при подготовке к экзаменам и лучшем запоминании материала. Структурирование материала для запоминания. Рефлексия занятия.


  1. Тема «Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам».

Цели: показать, что индивидуальные особенности по- разному проявляются в стрессовых ситуациях. Навыки самоменеджмента.

Ход: Подготовка к экзаменам. Режим дня. Влияние биоритмов на обучение.

Тест «Сова или жаворонок»? Рекомендации по результатам теста. Питание. Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам.


  1. Тема: «Мотивация и рациональные мысли».

Цели: разобрать значимость учебной мотивации при подготовке к экзаменам

Ход: тест «Мотивация к успеху». Мини-лекция о значимости мотивации. Навыки позитивного мышления. «На экзамен с легким сердцем»! Упражнение «Работа с рациональными мыслями».


  1. Тема: «Учись учиться»

Цели: подведение итогов по программе; определение уровня ситуативной тревожности и наличия стрессовых ситуаций.

Ход: психологические настрои на сдачу экзаменов. Упражнение «Я - позиция», «Я уверен в том, что...». Повторная диагностика ситуативной и личностной тревожности. Игра «Посмеемся над стрессом». Практические рекомендации при подготовке и прохождении экзаменов. Рефлексия занятия Подведение итогов по программе. Анкета «Обратная связь».


  1. Тема « Техника сдачи экзамена».

Цели: наработать навыки саморегуляции на экзамене.

Ход: накануне экзамена, на экзамене. Декларация моей самоценности. Упражнение «Хочу пожелать себе на экзамене».

При проведении занятий можно использовать метод дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, а так же методические материалы периодических изданий для психологов, рекомендации по развитию видов памяти, внимания, мышления, упражнения по релаксации и снятию нервного напряжения. Целесообразно проводить по два занятия по 45 минут(1.5ч.).

Экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.

Таким образом, проблема изучения и коррекции экзаменационного стресса по своей сути, гораздо шире простого исследования школьников на экзамене. Экзаменационный стресс является достаточно удобный и многократно воспроизводимой моделью эмоционального стресса, протекающего при активном участии вегетативной нервной системы, действие которой опосредуется и модифицируется типом высшей нервной деятельности, уровнем самооценки и личностными факторами. Поэтому изучение механизмов развития и протекания экзаменационного стресса, установление взаимосвязи отдельных стрессорных реакций с конкретными личностными особенностями является тем инструментом, при помощи которого могут быть вскрыты механизмы взаимосвязи физиологического и психического аспектов человека, а понимание этих механизмов позволит разработать более эффективные методы коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека.

Список литературы.

  1. Максимова Е. Психологическая поддержка школьников, которым предстоит сдача ЕГЭ./Е.Максимова //Журнал практического психолога.-2011.- №4, с.62-75.

  2. Новейшие технологии и нейтрализации стрессов и оздоровления школьников. Практическое пособие. / Авт.-сост. В.В. Онишина.-М., Аркти, 2008.- 152с.

  3. Селье Г. Стресс без дистресса. / Г. Селье .-М.: 1982- с.182

  4. Чибисова М. Ю. Методические инструкции психологической подготовки./ М. Ю. Чибисова// Народное образование.- 2008. № 9, с. 19-20.

  5. Шрагина Е.Ю. Готовся к ЕГЭ - программа тренинговых занятий для старшеклассников. «Формула успеха»./Е.Ю Шрагина // Справочник педагога - психолога. Школа.-2012. №1,с.1-17.

  6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции./ Ю.В. Щербатых.- Питер, 2008. - 207c.




Практика.

Массируем руки.

Время проведения: 5минут.

Цель: стимуляция познавательных способностей.

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Упражнение по точечному массажу.

Точка, помогающая избавиться от умственной усталости, расположена в центре мочек ушей. Энергично разминая их большим и указательным пальцами от 30 секунд до минуты несколько раз на протяжении занятий.

Чтобы быстрее сосредоточиться, активизировать память и внимание нужно несколько раз резко и отрывисто надавить подушечкой указательного пальца на так называемую точку «инь-тан», которая находится на переносице по центру между бровями.

Зрительное напряжение можно уменьшить, если воздействовать одновременно подушечками большого и среднего пальцев на точки у внутренних углов глаз.

Медитация « Океан».

Цель: в состоянии расслабления совершенствовать умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Сядьте удобнее. Закройте глаза. Представьте океан. Вы видите уходящую в бесконечность водную гладь. Волны поднимаются, растут и, разбиваясь на песке прямо у ваших ног, но отползают обратно. Вы продолжаете наблюдать за тем, как волны набегают на берег и откатываются назад, унося все печали, прочь, всё то, что вас беспокоило. Вы смотрите на волны, и чувство покоя переполняет вашу душу. Это - ваш собственный мир, полный спокойствия, вы можете ощутить его в любой момент. Отпустите ощущения, откройте глаза.

Методы коррекции экзаменационного стресса.

  1. Методика АТ -1. Выполняется за час до экзамена.

    • Концентрация на дыхании 5мин. Это изменяет позитивно психологический статус и соматическое состояние.

    • Общее расслабление организма при помощи самовнушения.

    • Мысленный осмотр своего тела и обнаружение ощущений скованности и дискомфорта и нейтрализация этих ощущений самовнушением.

    • Проговаривание формул: « Я - спокоен и уверен в себе» и синхронизирование с дыханием. В первой части формулы вдох несколько продолжительнее выдоха. Слова «в себе»! произносить на выдохе с эмоциональным нажимом.

    • Упражнение на создание стратегии успешного поведения на экзамене. Предполагается создавать мыслительную модель удачной сдачи экзаменов и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Таким образом, создается своеобразная программа успешной деятельности на экзамене. Наличие подобной стратегии значительно повышает эффективность деятельности.

Программы психологической подготовки позволяют существенно снижать уровень эмоциональной напряженности и это влияет на физический, психологический и поведенческий уровень.

Накануне экзамена.

  • Завершить подготовку к экзамену вечером.

  • Совершить прогулку, принять душ и выспаться.

  • Надеть на экзамен одежду спокойных тонов.

Утром перед ЕГЭ:

  • Сделай легкую зарядку, даже если никогда её не делал.

  • Прими душ.

  • Легко позавтракай, можно с биостимуляторами (чай дольше действуют как стимулятор, чем кофе).

  • Надень удобную одежду и обувь.

  • Проведи себе сеанс аутотренинга - настройся на состояние «Я- победитель»!

  • Используйте такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам ЕГЭ.

Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

Я с хорошим результатом пройду все испытания.

Я спокойный и выдержанный человек.

Я смогу справиться с заданием.

Я справлюсь. Я хорошо подготовился.

Я умею расслабляться.

Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

Я делаю всё от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

Я уверен, в успешную сдачу экзамена.

Эти формулы повторять в медленном темпе несколько раз, перед сном, т.к. «запишутся» в программирующем аппарате мозга и помогут тебе.

  • В день экзамена избегайте стрессовых ситуаций. Ни с кем не спорьте. Не позволяйте себе сердиться. Не позволяйте, кому бы то ни было, вывести вас из себя.

На экзамене.

  • Получив пакет с заданием, привести себя в состояние равновесия, успокоиться.

  • Внимательно читать информацию. Убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

  • Сосредоточиться на тексте заданий, забыть об окружающих. Торопись не спеша.

  • Не спеши сразу вписывать правильный ответ, ещё раз перечитай задания до конца.

  • Начни с легких заданий, а сложные задания оставь на потом, если затрудняешься - пропусти.

  • Запланируй два круга выполнения заданий. Первый круг - лёгкие, второй круг - сложные.

  • Сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий.

  • Постарайся набрать максимальное количество баллов по легким заданиям.

  • Оставь время для проверки своей работы.

  • Оставайся на своем месте до конца экзамена, т.к. даже в последний момент вас может осенить мысль, которая принесёт вам 1-2 дополнительных балла.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм.

Выполни упражнения:

  • Посмотреть попеременно вверх-вниз (25секунд), влево - вправо(15 секунд)

  • Напиши глазами свое имя, отчество, фамилию.

  • Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20секунд), потом на листе бумаги перед собой (20секунд).

  • Нарисуй квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Как бороться со стрессом.

  • Упражнение. «Откровенно говоря».

Перед участниками в центре круга лежит стопка карточек. Каждый из них по очереди берут по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Они должны не думая закончить фразу. Необходимо быть предельно откровенными и искренними. Если кто-то не искренен, то должен взять новую карточку с новой фразой и ответить ещё раз. Содержание карточек:

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах...

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам...

Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем экзаменационном стрессе..

Откровенно говоря, когда я прихожу домой...

Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно...


  • Ресурсные образы.

Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервного мышечного расслабления.

Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть цветущий луг, берег моря, лесная поляна. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях. Это упражнение можно осваивать дома, в тишине. По мере освоения этой техники, можно использовать её в стрессовых ситуациях.


  • Упражнение «Внутренний луч».

Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней части вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, освобождается шея и грудь. Внутренний луч формирует вашу новую внешность - внешность спокойного и удовлетворенного собой и своей жизнью человека. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал(а) новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным и стабильным. Я всё буду делать хорошо».


  • Упражнение «Декларация моей самоценности».

Это своеобразный гимн самому себе. Читается текст учениками вместе.

«Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому всё, что исходит от меня,- это подлинно мое, потому что именно

Я выбираю это. Мне принадлежит всё, что есть во мне: мое тело, включая всё, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были,- тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость. Мой рот и все слова, которые он может произносить,- вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные. Мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому

Я могу очень близко познакомиться с собой.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой.

И Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего

Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе.

Все, что Я вижу и ощущаю, всё, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею всё, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я - это Я, и Я - это замечательно»!

После прочтения проводится анализ по следующим вопросам:

  1. Как вы себя чувствуете?

  2. Поделитесь с участниками группы своим настроением, душевным состоянием.

  3. Что дало вам это упражнение.


  • Упражнение «Прощай, проблема».

В группе передается клубок ниток. Тот, кому клубок достался первым, оставляет кончик нитки у себя, передавая клубок другому участнику группы. Передавая клубок, участник говорит, что ему не нравится в его жизни. Таким образом, к концу упражнения, получается паутинка. В конце все участники вместе выкидывают эту паутинку, а вместе с ней и свои проблемы.


  • Упражнение «Ящик Пандоры».

Напоминается легенда о ящике Пандоры. После этого участникам предлагается написать на листах бумаги всё, что может каждому из них помешать успешно, сдать ЕГЭ. Затем эти листы кладутся в ящик и закрывают его. Но важно продолжать помнить, что может им помешать.

9

© 2010-2022