Психологическре сопровождение первых классов в адаптационный период (отчет педагога-психолога)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение учащихся первых классов в период адаптации.

Профилактическая работа по преодолению проблем, связанных с нарушением адаптации школьников 1-ых, 5 классов в учебной среде, планируется психологом ежегодно совместно с учебной частью школы по отдельному плану. Психологическая работа в этом направлении за истекший период велась следующим образом.

В первой четверти было проведено психологическое обследование учащихся 1-ых классов. Исследовались несколько параметров (в рамках ФГОСНОО): выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности - смыслообразование ; выявление регулятивных универсальных учебных действий обучающихся, степень сформированности школьной мотивации, некоторые личностные особенности отдельных учащихся, характеризующие их индивидуальность (по запросу учителей и родителей).

Задачи исследования: - прогнозирование успешности обучения ребенка в школе;

- профилактика возможных учебных трудностей;

- создание системы психолого-педагогического сопровождения, учитывающей особенности конкретного учащегося.

Информационная справка по результатам диагностики УУД учащихся 1 классов

Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности - смыслообразование; выявление регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 1 классов.

Сравнительные данные результатов диагностики УУД в 1 классах

сентябрь / май 2014-2015 учебный год

Таблица обобщенных данных по следующему параметру универсальных учебных действий: Регулятивные универсальные учебные действия (умение контролировать свою деятельность). Диагностика: Корректурная проба

Объем выборки 97/87 человек

класс

объем (количество объектов, охваченных вниманием одновременно)

Концентрация

(умение сосредоточиться на объекте)

Понимание инструкции


норма

Ниже

нормы

норма

Ниже

нормы

норма

Ниже

нормы


81%/100%

19%/0

90%/100%

10%/0%

95%/100%

5%/0


73%/88%

27%/12%

86%/88%

16%/12%

82%/88%

18%12%


74%/90%

26%/10%

95%/95%

5%/5%

100%/95%

0/5%


84%/58%

16%/42%

89%/63%

11%/37%

95%/95%

5%/5%


81%/86%

19%/14%

81%/86%

19%/14%

81%/84%

19%/16%


итого

64%/84%

36%/16%

88%/86%

12%/14%

91%/92%

9%/8%



Таблица обобщенных данных по следующему параметру универсальных учебных действий: смыслообразование (направлены на установление смысла учебной деятельности для обучающихся). Диагностика: Анкета Лускановой Н.Г. Определение школьной мотивации .

2014-2015 учебный год (сентябрь)/май 2014 г.

Объем выборки 97/87 человек

класс

Адаптация (высокий уровень)

Возможная дезадаптация (средний)

Дезадаптация

(низкий)

1а/

52%/43%

43%/57%

5%/0

1б/

41%/69%

50%/31%

9%/0

1в/

74%/50%

21%/35%

5%/15%

1г/

37%/32%

63%/58%

0/10%

1д/

38%/50%

44%/50%

5%/0

итого

48%/49%

44%/46%

9%/5%

Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы:

- в основном в классах сохраняется благоприятная психологическая атмосфера;

- снизилось количество учащихся с дезадаптацией к обучению в школе;

-произошло увеличение количества детей с дезадаптацией к школе в 1 «в», 1 «г» классах (не сформировано установление смысла учебной деятельности для обучающихся);

- увеличилось количество детей, умеющих контролировать свою деятельность (регулятивные универсальные действия).

По результатам тестирования выявлено, что в деятельности первоклассников в школе постоянно существуют факторы, осложняющие приспособление к обучению (это обусловлено особенностями возрастного периода, физической, психологической готовностью детей к поступлению в школу). Для создания благополучных условий адаптации педагогом-психологом проведена следующая работа:

- «круглый стол» для учителей 1 классов, индивидуальные консультации для педагогов и родителей по возникающим проблемам адаптации детей к школе, где даны рекомендации по работе с учащимся «группы риска», разработаны приемы и подходы психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся в адаптационный период;

- с родителями учащихся, нуждающихся в особой поддержке, проведены индивидуальные беседы по оказанию помощи детям, подведены итоги адаптации данной группы первоклассников, организовано обследование на ПМПК (по запросу учителей для детей, испытывающих трудности в обучении - 7 человек);

- на педагогическом консилиуме представлен аналитический отчет по проделанной работе,

-проведены родительские собрания; «Мы адаптируемся»

- учителям предложен педагогический анализ причин дезадаптации выявленной группы учащихся.

Рекомендации:

  • Учителям взять на особый контроль обучающихся, испытывающих трудности в адаптации (дезадаптированных). Индивидуальные данные представлены в таблицах по классам.

  • Внести в планы воспитательной работы организацию мероприятий, направленных на сплочение классного коллектива, поддержку детей, испытывающих трудности в общении с одноклассниками через индивидуальные презентации успехов на уроках (например: рассказ о своих достижениях вне школы, демонстрация увлечений и т.д.)



© 2010-2022