- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологическре сопровождение первых классов в адаптационный период (отчет педагога-психолога)
Психологическре сопровождение первых классов в адаптационный период (отчет педагога-психолога)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Колосова С.Ю. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Психологическое сопровождение учащихся первых классов в период адаптации.
Профилактическая работа по преодолению проблем, связанных с нарушением адаптации школьников 1-ых, 5 классов в учебной среде, планируется психологом ежегодно совместно с учебной частью школы по отдельному плану. Психологическая работа в этом направлении за истекший период велась следующим образом.
В первой четверти было проведено психологическое обследование учащихся 1-ых классов. Исследовались несколько параметров (в рамках ФГОСНОО): выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности - смыслообразование ; выявление регулятивных универсальных учебных действий обучающихся, степень сформированности школьной мотивации, некоторые личностные особенности отдельных учащихся, характеризующие их индивидуальность (по запросу учителей и родителей).
Задачи исследования: - прогнозирование успешности обучения ребенка в школе;
- профилактика возможных учебных трудностей;
- создание системы психолого-педагогического сопровождения, учитывающей особенности конкретного учащегося.
Информационная справка по результатам диагностики УУД учащихся 1 классов
Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности - смыслообразование; выявление регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 1 классов.
Сравнительные данные результатов диагностики УУД в 1 классах
сентябрь / май 2014-2015 учебный год
Таблица обобщенных данных по следующему параметру универсальных учебных действий: Регулятивные универсальные учебные действия (умение контролировать свою деятельность). Диагностика: Корректурная проба
Объем выборки 97/87 человек
класс
объем (количество объектов, охваченных вниманием одновременно)
Концентрация
(умение сосредоточиться на объекте)
Понимание инструкции
норма
Ниже
нормы
норма
Ниже
нормы
норма
Ниже
нормы
1а
81%/100%
19%/0
90%/100%
10%/0%
95%/100%
5%/0
1б
73%/88%
27%/12%
86%/88%
16%/12%
82%/88%
18%12%
1в
74%/90%
26%/10%
95%/95%
5%/5%
100%/95%
0/5%
1г
84%/58%
16%/42%
89%/63%
11%/37%
95%/95%
5%/5%
1д
81%/86%
19%/14%
81%/86%
19%/14%
81%/84%
19%/16%
итого
64%/84%
36%/16%
88%/86%
12%/14%
91%/92%
9%/8%
Таблица обобщенных данных по следующему параметру универсальных учебных действий: смыслообразование (направлены на установление смысла учебной деятельности для обучающихся). Диагностика: Анкета Лускановой Н.Г. Определение школьной мотивации .
2014-2015 учебный год (сентябрь)/май 2014 г.
Объем выборки 97/87 человек
класс
Адаптация (высокий уровень)
Возможная дезадаптация (средний)
Дезадаптация
(низкий)
1а/
52%/43%
43%/57%
5%/0
1б/
41%/69%
50%/31%
9%/0
1в/
74%/50%
21%/35%
5%/15%
1г/
37%/32%
63%/58%
0/10%
1д/
38%/50%
44%/50%
5%/0
итого
48%/49%
44%/46%
9%/5%
Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы:
- в основном в классах сохраняется благоприятная психологическая атмосфера;
- снизилось количество учащихся с дезадаптацией к обучению в школе;
-произошло увеличение количества детей с дезадаптацией к школе в 1 «в», 1 «г» классах (не сформировано установление смысла учебной деятельности для обучающихся);
- увеличилось количество детей, умеющих контролировать свою деятельность (регулятивные универсальные действия).
По результатам тестирования выявлено, что в деятельности первоклассников в школе постоянно существуют факторы, осложняющие приспособление к обучению (это обусловлено особенностями возрастного периода, физической, психологической готовностью детей к поступлению в школу). Для создания благополучных условий адаптации педагогом-психологом проведена следующая работа:
- «круглый стол» для учителей 1 классов, индивидуальные консультации для педагогов и родителей по возникающим проблемам адаптации детей к школе, где даны рекомендации по работе с учащимся «группы риска», разработаны приемы и подходы психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся в адаптационный период;
- с родителями учащихся, нуждающихся в особой поддержке, проведены индивидуальные беседы по оказанию помощи детям, подведены итоги адаптации данной группы первоклассников, организовано обследование на ПМПК (по запросу учителей для детей, испытывающих трудности в обучении - 7 человек);
- на педагогическом консилиуме представлен аналитический отчет по проделанной работе,
-проведены родительские собрания; «Мы адаптируемся»
- учителям предложен педагогический анализ причин дезадаптации выявленной группы учащихся.
Рекомендации:
-
Учителям взять на особый контроль обучающихся, испытывающих трудности в адаптации (дезадаптированных). Индивидуальные данные представлены в таблицах по классам.
-
Внести в планы воспитательной работы организацию мероприятий, направленных на сплочение классного коллектива, поддержку детей, испытывающих трудности в общении с одноклассниками через индивидуальные презентации успехов на уроках (например: рассказ о своих достижениях вне школы, демонстрация увлечений и т.д.)