Программа тренинга Разрешение конфликтов

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся.


Тренинг


Разработала: педагог-психолог Хмелева О.А.

Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: Формирование навыка конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

• познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;

. обучить видеть скрытые мотивы конфликта;

• ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
• применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
• развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Участники: обучающиеся проживающие в общежитии
Количество участников: группы по 10-15 человек.
Условия проведения: аудитория со свободной зоной.
Раздаточный материал: бланки для тестов, схема, таблицы

Структура занятия:
Занятие проводится в режиме тренинга.
Занятие рассчитано на 1час 30мин. - 2 часа.

Ход занятия

I.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1. Приветствие

Поприветствуем, друг друга улыбкой, словом - поделимся теплом, добротой.

2. Знакомство

Упражнение "Эхо"

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа повторяет это все за ним.

3. Принятие правил работы группы.

Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаю в процессе общения придерживаться определённых правил, например:

  • правило поднятой руки;

  • быть активным;

  • безоценочное взаимодействие;

  • высказывание от своего имени;

  • правило обратной связи.

Упражнение "Единый ритм"

Цель: сплочение группы, формирование доверия, снятие напряжения.

Задание обучающимся: Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.

Рефлексия: С каким настроением вы пришли сегодня на занятие и изменилось ли оно сейчас? (Физическое, эмоциональное).

Упражнение «Здание»

Цель: осознание проблемы существования конфликтных ситуаций.

Мотивация к обучению разрешать подобные ситуации.

Задание обучающимся: Всем обучающимся дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать.

Преподаватель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает обучающихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша - современная и т.д. Затем преподаватель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

Рефлексия:
- Вам понравилась такая игра?
Уч-ся после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)

Речь тренера

Техникум - это пространство, где каждый день встречаются сотни людей . Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Итак: ТЕМА тренинга - «Давайте жить дружно». Данное занятие проводится с

ЦЕЛЬЮ: обучения формирования навыка конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. ЗАДАЧАМИ данного занятия являются:

  • Знакомство с понятием «конфликт», его составляющими;

  • Обучение видеть скрытые мотивы конфликта;

  • Ознакомление с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

  • Применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

  • Развитие способности к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

4. Ожидания от тренинга. Цель тренинга

Что ожидаете получить от тренинга?

Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности и взаимопонимания. В конце тренинга у нас с вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?

Информация для тренера:


Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).


Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки:
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
2. Конфликт - это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Упражнение «КЕЙС»

Цель: диагностика поведения обучающихся в конфликтной ситуации.

Задание обучающимся:

Обучающимся предлагается ситуация которую необходимо рассмотреть в группах:


Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.


Рефлексия

-Является данная ситуация конфликтом
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?

Информация для тренера:

Итак, давайте рассмотрим структуру конфликта. Структуру конфликта можно представить в виде схемы.

Стороны конфликта (субъекты конфликта);

П - предмет конфликта;

ОК1 и ОК2 - образы предмета конфликта (конфликтной ситуации);

М1 и М2 - мотивы конфликта;

Р1 и Р2 - позиции конфликтующих сторон.
Определение основных структурных элементов конфликта
Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Упражнение-обсуждение

Цель: рассмотреть структуру конфликта в ситуации.

Определить скрытые мотивы конфликта

Задание обучающимся: в группах создайте схему конфликта (случай с запиской), определите мотивы конфликта.

Рефлексия:

Презентуйте вашу структуру конфликт?

Какие мотивы вы увидели в создавшемся конфликте?

Являются ли мотивы конфликта изначально положительно движущими мотивами?

Какой вывод можно сделать зная истинную причину конфликта?

Информация для тренера:

Поговорим о собственном поведении в конфликтной ситуации и о стратегиях поведения в них.
Каждой стороной в конфликте избирается форма поведения, которой придерживается сторона на протяжении всего конфликтного взаимодействия. Выбор стратегии детерминируется индивидуальными особенностями и социальными установками участниками конфликта. Выбранная стратегия не трансформируется в другую даже под воздействием стратегии, занимаемой оппонентом.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации - это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

Определяют пять основных стратегий поведения:
1) сотрудничество;
2) компромисс;
3) избегание;
4) приспособление;
5) соперничество.

Помимо индивидуальных предпочтений субъекта конфликта и его морально-нравственных принципов, на выбор стратегии влияют и объективные факторы: степень ущерба и размер потерь при конфликтном взаимодействии; объективная оценка нанесения ущерба оппоненту; количество и качество ресурсов, которые можно использовать при достижении своих целей и удовлетворении интересов; статус оппонента; позиция оппонента в отношении другой стороны в конфликтном взаимодействии (выбранная стратегия поведения оппонента); оценка последствий конфликта при той или иной стратегии действий; временная и пространственная характеристики конфликта; принципиальность решения проблемы, значимость того или иного исхода противоречия для субъекта конфликта.

Сотрудничество - самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, по этому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.

Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс - самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт.
При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Если избегание используется на начальном этапе развития противоречия, конфликт затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.

Приспособление - это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами.

Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта.
Упражнение -Игра практикум.


Цель:

  • Ознакомление с различными стилями (стратегиями) реагирования в конфликтных ситуациях;



  • Применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

Задание для обучающихся: Обсудите конфликтную ситуацию, предложите свою стратегию поведения. С обоих сторон конфликтующих.

Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах - «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками - мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №3

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Рефлексия

С какой целью мы делали данное упражнение?

Какие стратегии выхода из конфликтной ситуации по вашему наиболее приемлемы?

Информация для тренера:

Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон. К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.
Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.
Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.
Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете - свою или партнёра-противника.

Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.

Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.

Следите за тем, что говорите:
o Употребляйте слова, которые "поднимают" человека, а не "опускают" его.
o Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы?
o Не используйте слова "всегда" и "никогда".
o Будьте правдивы и делайте это с добром.
o Иногда бывает лучше и промолчать.

Нападайте на проблему, а не на человека.

o Говорите о конкретных вещах, не обобщайте.
o Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи.
o Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо "ты врёшь" скажите: "у меня другая информация".
o Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом.

Осознавайте свои ощущения и выражайте их. Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях - это один из путей отстаивания своей позиции.

Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а даёт возможность продолжить диалог.
Гибкое и творческое отношение к ситуации - одно из условий управления конфликтом.

Учитесь чувствовать состояние другого, общую "атмосферу" конфликта. Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе.
Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта.
Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признайтесь в этом. Выйдите из своей роли и буквально смените позицию - перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра. Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений.

Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и займите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь. Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства.
Принятие позиции своего противника помогает нам понять с какими сторонами себя мы сейчас в конфликте. Конфликтная ситуация возникает потому, что в нас самих есть то, что согласно с нашим противником. Поле организовывает конфликт, чтобы мы лучше поняли себя. И пока мы это не поймём, будем попадать в подобные конфликты или долго находиться в одной конфликтной ситуации.
Если вы смогли искренне проработать все моменты разрешения конфликта, он будет стихать или перейдёт на новый уровень, где проявятся другие проблемы и новые чувства. Проработайте и этот уровень.

Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуацию, не унижающие вас и вашего партнёра.

Если человек скажет: "нет", - это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас.

Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попробуйте решить проблему самостоятельно. Для этого представьте стороны конфликта как внутренние части своего "я" и проработайте его.
Чтобы стать мастером управления конфликтами, необходимо развивать в себе восприимчивость. Это даёт возможность чувствовать намерения партнёра (противника), позволяя вести более конструктивный диалог. Для развития восприимчивости учитесь жить настоящим моментом - "здесь и теперь". В настоящем человек уравновешен и открыт для нового, способен гибко реагировать на меняющуюся ситуацию.Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.

Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно воспользоваться помощью друга. Опишите ему как можно объективнее сложившуюся ситуацию. Попросите его сыграть роль вашего противника. Используйте то, что прочитали выше.

III . Подведение итогов

ИГРА «ХОРОШО - ПЛОХО»

Цель: , осознание различных сторон рассмотрения конфликтной ситуации.

Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
Рефлексия

Как вы думаете, чему учит эта игра?
В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания.

Заключительное слово тренера:

«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.
И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».

Рефлексия:

Для подтверждения эффективности работы нам необходимо отметить подтвердились ваши ожидания от занятия или нет.

Закончите предложения:

Мои ожидания……………………

Я сегодня узнал (а)…………………..

Мне понравилось…………………..

Мне не понравилось………………..

. Прощание

Счастье - на стороне того, кто доволен.


Аристотель

Желаю вам душевного комфорта, равновесия.

Всем спасибо!

Педагог-психолог____________________ Хмелева О.А



© 2010-2022