• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Выступление на научно-практической конференции Психологическая поддержка инновационно-образовательной деятельности школы в рамках ФГОС

Выступление на научно-практической конференции Психологическая поддержка инновационно-образовательной деятельности школы в рамках ФГОС

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая поддержка

инновационно-образовательной деятельности школы в рамках ФГОС.

За последние годы деятельность педагога-психолога стала неотъемлемой частью образовательного процесса школы, введение ФГОС ставит новый круг профессиональных задач, требует внедрения новых подходов к оказанию психологической поддержки всем категориям участников образовательного процесса.
Роль психолога в школе не просто возрастает, а несколько меняется. Основным приоритетом его работы становится психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы в рамках реализации ФГОС.

Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.

Задачи психологического сопровождения:

- повышать компетентность участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях введения и реализации ФГОС;

- качественно реализовать программу психологического сопровождения личности в образовании, соответстветственно требованиям ФГОС;

- обновить характер и формы профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно - деятельностного подхода;

- создать социально-психологические условия для успешного развития и формирования УУД учащихся;

- организовать психологическое сопровождение внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.

Каковы особенности моей работы в рамках инновационно - образовательной деятельности школы? Содержание работы психологической службы нашей школы в условиях реализации ФГОС можно разделить на 4 группы:

1 Взаимодействие с администрацией.

В рамках решения этого вопроса мною осуществляется:

- повышение психологической компетентности управленческого звена по вопросам введения ФГОС, то есть проводится организационно-методическая работа с использованием аналитической, научной литературы.

- взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования, реализации и анализа деятельности школы в рамках ООП .

- психологическая поддержка и просвещение педагогов.

2 Работа с членами педагогического коллектива.

«…всякий учитель должен строить свою работу на психологии»
Г.Мюнстенберг

Формирование психологической культуры педагогов в условиях реализации ФГОС осуществляется через:

- просветительские мероприятия, где, в том числе озвучиваются вопросы психологического просвещения, формирования мотивационной сферы педагогов, представлен методический инструментарий;

- теоретические семинары, например, на тему «Технология деятельностного обучения «как ресурс повышения качества знаний обучающихся»;

- семинары- практикумы «Рабочая программа учителя в аспекте ФГОС», «Особенности ФГОС второго поколения на основной ступени образования»;

- семинары классных руководителей «Духовно-нравственное воспитание учащихся как ключевая задача современного образования», «Развитие информационной компетенции во внеурочной деятельности»

- круглые столы (тема «Новые формы организации образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»);

- вопросы мотивации, создания комфортной психологической среды, просветительского характера в рамках педагогических советов и административных совещаний «Современный урок в аспекте управления качеством образования», «Специфика воспитания детей и подростков в контексте современных тенденций развития общества и ФГОС нового поколения», «Научно - практический подход к развитию познавательной, творческой деятельности учащихся, формированию нестандартного мышления».

- консультирование и психотерапию при решении проблемных ситуаций.

Так, например:

а) проводятся плановые (и по запросу) индивидуальные и групповые консультации (по формированию базовых знаний об УУД, по организации коррекционной образовательной среды, изучении степени сотрудничества учителя с обучающимися и др.)

б) разработаны тренинговые занятия по развитию деятельностных способностей учителей (тренинги: успешность в своем виде деятельности, основы коммуникации)

- развитие вопросов саморегуляции. (занятия по профилактике синдрома эмоционального выгорания и др.)

4 Методическое обучение (составление характеристик, индивидуальных карт обучающихся, работа с аналитической и научной литературой и др.)

Следующий блок работы:

3 Психологическое обеспечение учебной деятельности учащихся.

Главная задача в этом виде деятельности - максимальное содействие личностному развитию учащихся, их психической сферы, личностных качеств и способностей, универсальных умений и компетенций с учетом установки на саморазвитие и самосовершенствование,
что обеспечивает сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего.

Работу в данном блоке выстраиваю по следующим направлениям:

- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся (динамические игры по снятию эмоционального напряжения, практические занятия «Психическая энергия», «Направь энергию в нужное русло», и др.)

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни (профилактика вредных привычек, суицидального поведения, экстремизма, привитие толерантности, др.)

- мониторинг возможностей и способностей обучающихся (выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья)

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников

(диагностика уровня сформированности классного коллектива, тренинг «Общение и самосовершенствование», психологическое занятие «Качество отношений ученик-учитель-родитель» и др.)

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся.

- поддержка детских объединений: «Ромашка» (1-4 классы)

«Романтики» (5-7 классы)

«Единомышленники» (8-9 классы)

- дифференциация и индивидуализация обучения

Здесь особое внимание хочется обратить на реализацию программы индивидуально-групповых занятий для младших школьников «Школа радости».

Цель программы - актуализация потенциала каждого ребенка для формирования гармонично развитой личности через создание позитивной Я-концепции.


Задачами программы являются:
1 Формировать у детей адекватные эмоциональные реакции в отношении себя, своих возможностей.
2 Формировать положительную мотивацию.

3 Обучать детей техникам конструктивного разрешения сложившейся ситуации.

4 Формировать опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.


Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, лучше адаптировался и мог преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Во время занятий в «Школе радости», которые я провожу с использованием таких нетрадиционных форм как сказкотерапия, социально-психологические игры, арт-занятия и др. у ребенка не только формируется положительная мотивация к обучению, но он учится управлять своими эмоциями, задумывается над смыслом предложенной ситуации, получает знания о мире и системе взаимоотношений. Это позволяет познать философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

4 Взаимодействие с родителями

Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС осуществляется через:

- психологическое просвещение родителей по теме ФГОС: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций, семинаров.

- проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;

- формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;

- развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;

- диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.

Деятельность психолога во всех четырех рассмотренных блоках предполагает:

1 Вариативность форм (профилактика, психологическая диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая, просветительская работа)

2 Дифференциацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, школы)

Эффективность достижения конечной цели ФГОС реальна тогда, когда психологическое образование и воспитание становится стержнем, пронизывающим последовательно и целенаправленно 7 элементов матричной структуры, где ядро - ребенок, включенный далее в последующие по расширению значимости пространства:

Ребенок - семья - учитель - детский социум - среда образовательного учреждения - микросоциум района - информационное поле.

Таким образом:

- Целью психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС становится организация такого сетевого взаимодействия, которое может содействовать созданию: личностной, семейной, социальной культуры участников образовательного процесса.

Для продуктивного взаимодействия с коллективом школы психолог должен стать его полноценным членом, в достаточной мере обладать знаниями в области организации и реализации педагогического процесса, принимать активное участие во всех аспектах школьной жизни.

Мир стремительно меняется и образование не должно стоять на месте, в школе нужны изменения. И данные изменения - необходимый этап модернизации образовательного процесса в школе. Образование в школе является фундаментом всего обучения. Именно ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающим миром.







© 2010-2022