- Преподавателю
- Школьному психологу
- Выступление на научно-практической конференции Психологическая поддержка инновационно-образовательной деятельности школы в рамках ФГОС
Выступление на научно-практической конференции Психологическая поддержка инновационно-образовательной деятельности школы в рамках ФГОС
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Василенко Н.Н. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Психологическая поддержка
инновационно-образовательной деятельности школы в рамках ФГОС.
За последние годы деятельность педагога-психолога стала неотъемлемой частью образовательного процесса школы, введение ФГОС ставит новый круг профессиональных задач, требует внедрения новых подходов к оказанию психологической поддержки всем категориям участников образовательного процесса.
Роль психолога в школе не просто возрастает, а несколько меняется. Основным приоритетом его работы становится психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы в рамках реализации ФГОС.
Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.
Задачи психологического сопровождения:
- повышать компетентность участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях введения и реализации ФГОС;
- качественно реализовать программу психологического сопровождения личности в образовании, соответстветственно требованиям ФГОС;
- обновить характер и формы профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно - деятельностного подхода;
- создать социально-психологические условия для успешного развития и формирования УУД учащихся;
- организовать психологическое сопровождение внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.
Каковы особенности моей работы в рамках инновационно - образовательной деятельности школы? Содержание работы психологической службы нашей школы в условиях реализации ФГОС можно разделить на 4 группы:
1 Взаимодействие с администрацией.
В рамках решения этого вопроса мною осуществляется:
- повышение психологической компетентности управленческого звена по вопросам введения ФГОС, то есть проводится организационно-методическая работа с использованием аналитической, научной литературы.
- взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования, реализации и анализа деятельности школы в рамках ООП .
- психологическая поддержка и просвещение педагогов.
2 Работа с членами педагогического коллектива.
«…всякий учитель должен строить свою работу на психологии»
Г.Мюнстенберг
Формирование психологической культуры педагогов в условиях реализации ФГОС осуществляется через:
- просветительские мероприятия, где, в том числе озвучиваются вопросы психологического просвещения, формирования мотивационной сферы педагогов, представлен методический инструментарий;
- теоретические семинары, например, на тему «Технология деятельностного обучения «как ресурс повышения качества знаний обучающихся»;
- семинары- практикумы «Рабочая программа учителя в аспекте ФГОС», «Особенности ФГОС второго поколения на основной ступени образования»;
- семинары классных руководителей «Духовно-нравственное воспитание учащихся как ключевая задача современного образования», «Развитие информационной компетенции во внеурочной деятельности»
- круглые столы (тема «Новые формы организации образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»);
- вопросы мотивации, создания комфортной психологической среды, просветительского характера в рамках педагогических советов и административных совещаний «Современный урок в аспекте управления качеством образования», «Специфика воспитания детей и подростков в контексте современных тенденций развития общества и ФГОС нового поколения», «Научно - практический подход к развитию познавательной, творческой деятельности учащихся, формированию нестандартного мышления».
- консультирование и психотерапию при решении проблемных ситуаций.
Так, например:
а) проводятся плановые (и по запросу) индивидуальные и групповые консультации (по формированию базовых знаний об УУД, по организации коррекционной образовательной среды, изучении степени сотрудничества учителя с обучающимися и др.)
б) разработаны тренинговые занятия по развитию деятельностных способностей учителей (тренинги: успешность в своем виде деятельности, основы коммуникации)
- развитие вопросов саморегуляции. (занятия по профилактике синдрома эмоционального выгорания и др.)
4 Методическое обучение (составление характеристик, индивидуальных карт обучающихся, работа с аналитической и научной литературой и др.)
Следующий блок работы:
3 Психологическое обеспечение учебной деятельности учащихся.
Главная задача в этом виде деятельности - максимальное содействие личностному развитию учащихся, их психической сферы, личностных качеств и способностей, универсальных умений и компетенций с учетом установки на саморазвитие и самосовершенствование,
что обеспечивает сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего.
Работу в данном блоке выстраиваю по следующим направлениям:
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся (динамические игры по снятию эмоционального напряжения, практические занятия «Психическая энергия», «Направь энергию в нужное русло», и др.)
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни (профилактика вредных привычек, суицидального поведения, экстремизма, привитие толерантности, др.)
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся (выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья)
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников
(диагностика уровня сформированности классного коллектива, тренинг «Общение и самосовершенствование», психологическое занятие «Качество отношений ученик-учитель-родитель» и др.)
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
- поддержка детских объединений: «Ромашка» (1-4 классы)
«Романтики» (5-7 классы)
«Единомышленники» (8-9 классы)
- дифференциация и индивидуализация обучения
Здесь особое внимание хочется обратить на реализацию программы индивидуально-групповых занятий для младших школьников «Школа радости».
Цель программы - актуализация потенциала каждого ребенка для формирования гармонично развитой личности через создание позитивной Я-концепции.
Задачами программы являются:
1 Формировать у детей адекватные эмоциональные реакции в отношении себя, своих возможностей.
2 Формировать положительную мотивацию.
3 Обучать детей техникам конструктивного разрешения сложившейся ситуации.
4 Формировать опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, лучше адаптировался и мог преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Во время занятий в «Школе радости», которые я провожу с использованием таких нетрадиционных форм как сказкотерапия, социально-психологические игры, арт-занятия и др. у ребенка не только формируется положительная мотивация к обучению, но он учится управлять своими эмоциями, задумывается над смыслом предложенной ситуации, получает знания о мире и системе взаимоотношений. Это позволяет познать философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
4 Взаимодействие с родителями
Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС осуществляется через:
- психологическое просвещение родителей по теме ФГОС: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций, семинаров.
- проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;
- формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;
- развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;
- диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.
Деятельность психолога во всех четырех рассмотренных блоках предполагает:
1 Вариативность форм (профилактика, психологическая диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая, просветительская работа)
2 Дифференциацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, школы)
Эффективность достижения конечной цели ФГОС реальна тогда, когда психологическое образование и воспитание становится стержнем, пронизывающим последовательно и целенаправленно 7 элементов матричной структуры, где ядро - ребенок, включенный далее в последующие по расширению значимости пространства:
Ребенок - семья - учитель - детский социум - среда образовательного учреждения - микросоциум района - информационное поле.
Таким образом:
- Целью психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС становится организация такого сетевого взаимодействия, которое может содействовать созданию: личностной, семейной, социальной культуры участников образовательного процесса.
Для продуктивного взаимодействия с коллективом школы психолог должен стать его полноценным членом, в достаточной мере обладать знаниями в области организации и реализации педагогического процесса, принимать активное участие во всех аспектах школьной жизни.
Мир стремительно меняется и образование не должно стоять на месте, в школе нужны изменения. И данные изменения - необходимый этап модернизации образовательного процесса в школе. Образование в школе является фундаментом всего обучения. Именно ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающим миром.