Программа занятий с родителями дошкольников

Программа занятий с родителями дошкольников "Родительская Академия"Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа занятий с родителями дошкольников

«Родительская академия»

"Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди не переставая, воспитывали себя".

(Л.Н.Толстой)

Пояснительная записка

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей формируются под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознание исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи, в которой воспитывалась личность и ее психологическое здоровье.

Изменения, характерные для современной семьи, и в частности для родительства, - феномен «социального сиротства», малодетность семьи, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, значиткльное снижение стабильности семьи и другие явления - привлекают особое внимание к данной сфере человеческой жизни. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Психологическая работа с родителями довольно сложна. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Не редко они, не сомневаясь в своей компетентности, обвиняют в обострении детско-родительских отношений школу, общество и не желают признавть ошибочность своих мыслей, чувств, действий. Нередко внутри семьи между отцом и матерью, между бабушками и родителями неравномерно распределяется воспитательная активность. В большенстве случаев воспитанием, эмоциональным общением с детьми занимается мать, бабушка, отец же делает это «по настроению». В итоге в семье отсутствует системность воздействий, родители для ребенка не выступают единым целым.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.

Программа предназначена для родителей дошкольников 6-7 лет, дети которых пойдут в первый класс.

Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.

Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические, интерактивные формы работы с родителями: круглый стол, тренинговые занятия, лектории и т.д.

Программа рассчитана на 4 месяца. Занятия проводятся 1 раза в месяц (кроме января) на базе образовательного учреждения, длительность которых может варьироваться от 40 минут до 2 часов.

Программу ведет педагог-психолог школы, родители дошколят и приглашенный специалисты - специалисты ГБУ ПМПК: невропатолог, педиатр, логопед, психологи других школ и детских садов, учителя начальных классов, социальные педагоги, методист.

При подготовке к занятиям проводятся мониторинговые исследования в соответствии с темой занятия: стартовый мониторинг и итоговый. Цель мониторинговых исследований: отслеживание эффективности проводимых занятий. Анкеты составляются и обрабатываются специалистами ОУ совместно с педагогом - психологом. После каждого занятия проводится рефлексия (самоанализ), и следующее занятие строится с учетом итогов проведенного анализа.

Цель программы:

  • Повышение педагогической культуры родителей обучающихся.

  • Коррекция детско-родительских отношений.

  • Создание условий для адекватного развития ребенка.

  • Профилактика асоциального поведения детей младшего школьного возраста.

  • Адаптация ребенка к школе.

Задачи:

  • Создание условий обмена педагогическим опытом.

  • Содействовать развитию педагогической компетентности родителей.

  • Взаимодействие педагогов и семьи для полноценного развития ребенка.

  • Создание условий для неформального общения родителей и педагогов.

Ожидаемые результаты:

  • Уменьшение факторов риска школьной дезадаптации, оптимальная адаптация детей к школе.

  • Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей и детей.

  • Развитие системного подхода к профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.

  • Создание условий для адекватного развития ребенка.

  • Овладение родителями методикой определения уровня сформированности психических процессов своего ребенка, методами контроля за динамикой развития детей в домашних условиях.



Примерное содержание занятий

Декабрь

1. Психологическая готовность ребенка к школе (консультирование)

Раскрывается понятие «психологическая готовность» и её основные параметры: познавательная сфера, особенности общения и поведения, мотивационно-личностная сфера, отношение к миру, самооценка. Рассматривается учебная мотивация как основа адаптации, основа дальнейшего отношения к учебному процессу.

2. Роль семьи в становлении личности ребенка (просвещение с элементами тренинга)

Раскрываются основные понятия семьи, ее роль в становлении и развитии личности человека. Особое внимание уделяется развитию позитивных детско-родительских отношений. Часть занятия посвящена играм и упражнениям по сплоченю родительского коллектива.

Задача психолога создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое «поглаживание», подбадривающие реплики и подкрепляющие положительные оценки в адрес личности, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы относительно друг друга - все это имеет огромное значение в успешности задуманного дела. И главное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно - неправильно», содержащая в самой себе ценность лишь потому, что она имеет место среди людей.

Февраль

3. Физиологическая зрелость ребенка и её значение в процессе обучения (круглый стол со специалистами)

Родители знакомятся с понятием «физиологическая зрелость», состовляющими данного понятия, ее ролью в процессе обучения. Раскрываются методы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Особое внимание уделяется роли родителей в формировании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у детей. Приглашаются узкие специалисты: педиатр, невропатолог, логопед, которые рассказывают о нормах и отклонениях для данного возраста, дают рекомендации. Вопросы динамики роста ребенка и формирование осанки раскрывает учитель физического воспитания.

Март

4. Секреты воспитания полноценной личности (просвещение с элементами тренинга)

Обсуждаются и рассматриваются вопросы воспитания полноценной личности по запросам родителей, по аспектам, в которых испытывают затруднения. Раскрывается понятие «кризис семи лет», освещаются особенности этого возраста, особенности воздействия на ребенка. Одна из целей данного занятия направлена на развитие и совершенствование коммуникативных навыков как у родителей, так и у детей, умение общаться с детьми, с учетом их психофизиологических особенностей.Часть занятия посвящена играм и упражнениям по сплоченю родительского коллектива. Раздаются и обсуждаются памятки «Советы родителям».

5. Сборы в школу (консультирование)

Просвещение родителей по вопросам правильного подбора портфеля, концелярских товаров, школьной формы (ежедневной, спортивной, торжественной), а также правильной организации рабочего места, комнаты ребенка. Разработана презентация, где наглядно показаны оптимальные варианты по указанным выше вопросам.

Основные направления совместной деятельности педагогов и родителей

1. Поддержка физического и психического здоровья учащихся.
2. Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, культуре здорового образа жизни, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.
3. Познавательная сфера жизни учащихся с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем. Подход к каждому ребенку «с оптимистической позиции» (А. С. Макаренко).
4. Работа с семьей - влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее: - изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи - психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед, лекториев; - организация совместного проведения свободного времени детей и родителей; - защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом, образовательным учреждением реализуются функции родительского просвещения и корректируются принципы семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Литература:

  1. Антропова М.В., Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника. М., 2002.

  2. Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребенок? М., 2002.

  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей.Я., 1998.


  1. Безруких М.М. Пора ли в школу?. М., 2002.

  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. - Спб., 1992

  4. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. - М., 1989

  5. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. М., 2005.

  6. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. М., 2002.

  7. Николаева Е. И. 111 баек для детских психологов - Спб.: Питер, 2010

  8. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. И общая редакция Л.В. Куликова - Спб.: Питер, 2002

  9. Фарбер Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность. М., 2002.

  10. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. М., 1996.

  11. Чеппи Д. Готовность к школе. М., 1992.





© 2010-2022