Коррекционно-развивающая программа «Формирование гармоничного стиля воспитания»

Обоснование программы: при состязательном стиле семейного воспитания у ребенка формируется демонстративный тип личности. При данном типе личности у ребенка возникает ряд проблем в отношениях со сверстниками, родителями, педагогами. Проблемы в отношениях со сверстниками: Конфликты, драки.Отвержение в группе в связи с завышенной самооценкой и притязаниями.Разрушительная деятельность (уничтожение продуктов деятельности других детей).Отсутствие друзей в связи с требовательностью и отсутствием само...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет психологии

Кафедра психологии образования

Специальность педагогика и психология

Коррекционно-развивающая программа

«Формирование гармоничного стиля воспитания»



Автор:

Прокофьева С.

Группа 4-ПР

Руководитель:

Забродина Л.А.









Самара,2010

Обоснование программы: при состязательном стиле семейного воспитания у ребенка формируется демонстративный тип личности. При данном типе личности у ребенка возникает ряд проблем в отношениях со сверстниками, родителями, педагогами.

Проблемы в отношениях со сверстниками:

  • Конфликты, драки.

  • Отвержение в группе в связи с завышенной самооценкой и притязаниями.

  • Разрушительная деятельность (уничтожение продуктов деятельности других детей).

  • Отсутствие друзей в связи с требовательностью и отсутствием самокритичности, стремлением быть выше других.

  • Ложь.

Проблемы в отношениях с родителями:

  • Конфликты и ссоры из-за неудовлетворенной потребности в признании у ребенка.

  • Конфликты и ссоры из-за высоких требований, предъявляемых к ребенку.

  • Ложь.

Проблемы, связанные с учебной деятельностью:

Конфликты с учителями (ссоры, демонстративное поведение, проявление недовольства у ребенка по поводу оценивания его знаний и др.).

В связи с этим возникает необходимость скорректировать стиль воспитания, являющийся первопричиной данных проблем.

Цель программы: формирование гармоничного стиля воспитания.

Задачи для работы с родителями:

  1. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и отношений с ребенком демонстративного типа личности.

  2. Формирование у родителей представлений о личностных качествах их ребенка.

  3. Осознание родителями своей роли в формировании личности ребенка.

  4. Повышение уверенности родителей в своих силах.

  5. Развитие адекватных форм взаимодействия с ребенком.

Задачи для работы с ребенком:

  1. Снятие проявлений агрессивности.

  2. Формирование рефлексивного поведения.

  3. Работа с ценностными ориентациями ребенка.

  4. Формирование чувства эмпатии.

  5. Выработка адекватной самооценки и уровня притязаний.

Задачи для работы с семьей:

  1. Гармонизация взаимоотношений в семье.

  2. Формирование рефлексии и чувства эмпатии.

Форма работы: групповая.

Принципы работы:

  • Системный подход к коррекции семейных отношений.

  • Центрация на взаимодействии в системе «родители-ребенок».

  • Основа коррекционной работы - рефлексия.

  • Доверительные отношения между семьей и психологом.

Методические средства, используемые в программе:

  1. Ролевые игры.

  2. Терапевтические метафоры.

  3. Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект.

  4. Групповые дискуссии.

  5. Арт-терапевтические методы (лепка, рисование).

  6. Сказкотерапевтические упражнения (сказки, притчи, медитативные сказки).

Структура программы:

Программа состоит из трех блоков в соответствии с задачами: работа с ребенком (5 занятий в группе), работа с родителями (4тренинговых занятия), работа с семьей (5 занятий с семьей). Всего 14 занятий по 45-50 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.



Работа с ребенком

Занятие 1

Задачи:

  1. Снятие эмоционального напряжения у ребенка.

  2. Отреагирование эмоций ребенка.

  3. Освоение приемлемых форм выражения гнева.

Вводная часть

Приветствие. Создание положительного эмоционального фона.

Основная часть

Лепкотерапия «Лепим сказку»
Ребёнку предлагается слепить какую-либо сказку. Обсуждаются персонажи и фрагмент.
Работа с пластилином даёт возможность сместить энергию кулака.

Упражнение «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек "лодочку". Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.

Упражнение «Добрые привидения».

Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.

Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук "у".

Упражнение «Брыкание».

Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.

Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.

Заключительная часть

Упражнение «Возьми себя в руки».

Цель: научить сдерживать себя.

Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя "взять в руки", т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

Подведение итогов занятия.




















Занятие 2

Вводная часть

Приветствие. Создание положительного эмоционального фона.

Основная часть

Задачи:

1. Развитие чувства эмпатии.

Беседа на тему: «Дружба».

Беседа на тему: «Помощь».

Упражнение «Знаток чувств».

Упражнение «Угадай чувство».

Рисование «Мое чувство».

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.





Занятие 3

Задачи:

  1. Формирование рефлексивного поведения.

  2. Развитие чувства эмпатии.

Вводная часть

Приветствие. Создание положительного эмоционального фона.

Основная часть

Процедура «Рефлексия: Здесь и сейчас».

Цель : знакомство с процедурой рефлексии, обработка навыка рефлексии.

Ведущий предлагает каждому участнику выразить свое представление о происходящем с ним и с группой;

Каждый из участников по семибальной шкале оценивает степень своей усталости, активности и интереса к происходящему;

Затем тренер дает основные понятия рефлексивной работы.

Упражнение «Да».

Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".

Упражнение «Три имени».

Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Образно-рефлексивная процедура "Дерево".

1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?

2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?

3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации.

Танцевальная терапия с целью развития рефлексивного поведения.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.



Занятие 4

Задачи:

1. Выработка адекватной самооценки и уровня притязаний.

Вводная часть

Приветствие. Создание положительного эмоционального фона.

Основная часть

Упражнение «На какой я ступеньке?»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
- 1-4 ступенька - самооценка занижена;
- 5-7ступенька-самооценка адекватна;
- 8-10 ступенька - самооценка завышена.

Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.


Занятие 5

Задачи:

  1. Подведение итогов по занятиям.

  2. Рефлексия.

Заключительное занятие в данном блоке.

Рефлексия: обсуждение достигнутых результатов; обмен впечатлениями.



























Работа с родителями


Занятие 1


«Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми»

Задачи:

  1. Знакомство участников друг с другом и с правилами групповой работы.

  2. Осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком.

  3. научиться различать эго - состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

Вводная часть

Знакомство участников друг с другом.

Упражнение «Самопрезентация». Участникам раздаются карточки и карандаши для оформления «визиток». Через некоторое время (5-7 мин) необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко о себе, о своих ожиданиях и опасениях, связанных с тренингом.

Упражнение «Игра - разминка». Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)...» В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться, кроме того способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекционной работы.

Основная часть

Осознание родительских установок.

Упражнение «Родительские установки». Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов - и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребенок - это...», «Родители должны...»? Затем, после выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», то есть рациональные, эффективные - и «мешающие», то есть нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

Позиции в общении: Родитель, Взрослый и Ребенок.

«Позиция Взрослого способствует проявлению взрослой позиции у другого человека. Позиция Родителя задает у другого позицию ребенка и наоборот. Пребывание родителя в эго - состоянии Взрослого дает ребенку возможность почувствовать психологическое равенство с матерью или отцом, способствует усвоению правил логики и здравого смысла».

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Этот этап очень важно провести не спеша, чтобы дать возможность родителям осознать и вербализовать свой новый опыт, полученный в процессе занятия, получить поддержку от психолога и других участников. Каждому предлагается ответить на три вопроса: «Что я чувствую?», «О чем я думаю?», «Что я хочу сделать?». Мы практикуем в конце каждого занятия оказание поддержки одному из участников по принципу гештальтистского «горячего стула».





Занятие 2



Задачи:

  1. Формирование представлений о личностных особенностях ребёнка.

  2. Осознание своей родительской роли.

  3. Формирование рефлексивного поведения.

Вводная часть

Приветствие.

Упражнение «Комплимент».

Цель: создание благоприятной дружественной атмосферы.

Основная часть

Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок» с целью последующего обсуждения его в группе. Никаких дополнительных инструкций относительно содержания, формы или объема сочинения не дается. Далее родители зачитывают свои сочинения, при этом психолог и участники отмечают общий эмоциональный тон повествования, характерные фразы, отражающие отношение родителя к ребенку и пр.

Упражнение «Памятник чувству». Это вариант известной техники «Скульптор», являющийся одновременно и разминочным упражнением, и хорошим введением в тему. Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой - «скульптора». «Скульпторы» получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера. На этапе обсуждения мы предлагаем родителям ответить на два дополнительных вопроса: 1) когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку? 2) когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам?

Упражнение «Принятие чувств». Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка.

• «Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)

• «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)

Упражнение - Ролевая игра «Достижение базовых целей». Психолог играет роль ребенка, пытающегося достичь признания, возможности влияния, чувства защищенности и автономии неэффективными способами (требование внимания, борьба за власть, месть, уклонение). Перед родителем ставится задача выстроить взаимодействие с ребенком. При анализе упражнения особое внимание уделяется чувствам родителей, являющимся «индикатором» ошибочных целей ребенка.

Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия занятия.









Занятие 3


Задачи:

  1. Развитие адекватных форм взаимодействия с ребёнком демонстративного типа.

  2. Формирование рефлексивного поведения.

Вводная часть

Приветствие.

Упражнение «Поприветствуем друг друга».

Цель: создание благоприятной дружественной атмосферы.

Основная часть

Упражнение «Я - хороший родитель». Каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать о своих сильных «родительских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой).

Упражнение «Наказание». На фоне расслабления родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями. Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы: Что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные ощущения? О чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать? Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию о негативных последствиях наказаний.

Упражнение «Дисциплина». Каждый участник кратко описывает на карточке типичную для его семьи ситуацию, когда необходимы какие-либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку. Эти карточки перемешиваются, родители распределяются по парам. Каждая пара вытягивает себе карточку с описанием ситуации, которую надо решить с помощью предоставления выбора и выявления его логических последствий. Затем происходит групповое обсуждение найденных решений.

Упражнение «Неформальное общение». Группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятий формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения.

Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия занятия.











Занятие 4


Задачи:

  1. Отработка комплексного применения опыта, полученного в тренинге.

  2. Подведение итогов работы группы, осознание позитивных изменений.

Вводная часть

Приветствие.

Упражнение: «Доброе слово».

Цель: создание гармоничной атмосферы.

Основная часть

Упражнение «Рефлексия». Родители письменно и устно делятся своими впечатлениями, связанными с эффективностью проделанной работы. Письменные отчеты обычно структурированы вопросами, на которые необходимо дать ответы. Эти вопросы могут быть следующими: что было наиболее полезным и интересным на занятиях (упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии, информация психолога); на какие вопросы получили ответы; какие вопросы остались неразрешенными.

Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия занятия.






Работа с семьей

Занятие 1

Задачи:

  1. Демонстрация того, что взаимопонимание в семье - главное условие благополучия и счастья.

  2. Формирование рефлексивного поведения членов семьи.

  3. Формирование способности к эмпатии.

Вводная часть

Приветствие.

Упражнение «Улыбнитесь друг другу».

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Основная часть

Китайская притча «Ладная семья».

Цель: рефлексия взаимоотношений в семье.

Обсуждение:

Какую роль в вашей семье играют любовь, прощение и терпение?

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы все в семье было «ладно»?

Упражнение «Портрет моей семьи».

Цель: формирование у членов семьи целостного представления о семье, о том, какую роль он играет в ней.

Члены семьи рисуют на ватмане портрет семьи. Его необходимо нарисовать так, чтобы он отражал все основные характеристики, свойственные этой семье. Работа выполняется коллективно.

Обсуждение полученного «портрета семьи».

Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия занятия.


Занятие 2

Задачи:

  1. Улучшение психологического климата в семье.

  2. Гармонизация отношений в системе «родитель-ребенок».

  3. Формирование рефлексивного поведения членов семьи.

Вводная часть

Приветствие.

Упражнение «Улыбнитесь друг другу».

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Основная часть

Медитативная сказка о позитивных детско-родительских отношениях «Золотой шар» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева).

Цель: гармонизация взаимоотношений в семье.

Обсуждение:

Сейчас и мы с вами находимся в Прекрасном Дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите…

Что это? Как это может помочь вашей семье? Нужно ли это другим членам вашей семьи?

Упражнение «Генеалогическое дерево».

Цель: формирование у членов семьи целостного представления о семье; формирование представления о себе, как о части рода; формирование уважительного отношения к семейным ценностям.

Члены семьи рисуют на ватмане семейное дерево своих предков. Обсуждение полученного «дерева».

Упражнение «Семейные правила и ценности» - дискуссия.

Цель: достижение взаимопонимания в семье, гармонизация отношений.

Члены семьи обсуждают правила и ценности своей семьи. В ходе дискуссии они могут их скорректировать, добавить что-то новое.

Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия занятия.

Занятие 3

Задачи:

  1. Формирование у членов семьи представления о том, насколько хорошо они знают друг друга.

  2. Развитие способности к дискуссии.

  3. Формирование рефлексивного поведения членов семьи.

  4. Формирование способности к эмпатии.

Вводная часть

Приветствие.

Упражнение «Улыбнитесь друг другу».

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Основная часть

Упражнение «Знаю ли я своих родителей?», «Знаю ли я своего ребенка?».

Цель: рефлексия взаимоотношений в семье.

Родители и дети отвечают на вопросы об интересах, увлечениях, привычках друг друга.

Обсуждение:

Насколько ваши ответы совпадают с реальностью?

Как вы считаете, что нужно для того, чтобы больше узнать друг друга?

Упражнение «Герб и гимн нашей семьи».

Цель: формирование у членов семьи целостного представления о семье, чувства гордости за свою семью, чувства сопричастности.

Члены семьи рисуют герб семьи и сочиняют гимн, либо выбирают его из уже существующих композиций. Работа выполняется коллективно.

Обсуждение полученного результата.

Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия занятия.

Занятие 4

Задачи:

  1. Формирование у членов семьи позитивной позиции при решении проблемных ситуаций.

  2. Формирование рефлексивного поведения членов семьи.

  3. Формирование способности к эмпатии.

Вводная часть

Приветствие.

Упражнение «Улыбнитесь друг другу».

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Основная часть

Упражнение-проба «Проблемные ситуации»

Цель: формирование у членов семьи позитивной позиции при решении проблемных ситуаций.

Членам семьи предлагаются различные проблемные ситуации. Они пытаются найти оптимальный и позитивный способ выхода из них при помощи психолога.

Обсуждение:

Помогло ли вам данное упражнение для нахождения позитивного выхода из проблемной ситуации?

Возможно ли для вашей семьи применять эти знания на практике?

Упражнение «Помощь ближнему».

Цель: формирование рефлексивного поведения и чувства эмпатии.

Члены семьи рассказывают о каких-либо своих проблемах, реальных или вымышленных, и просят помочь в их решении. Задача остальных - придумать как можно больше разнообразных решений, при этом они не должны ущемлять права и интересы просящего.

Обсуждение полученного результата.

Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия занятия.

Занятие 5

Задачи:

Подведение итогов занятий по блоку, рефлексия.

Вводная часть

Приветствие.

Упражнение «Улыбнитесь друг другу».

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Основная часть

Упражнение «Моя счастливая семья».

Цель: формирование у членов семьи целостного представления о семье после занятий с психологом, формирование рефлексивного поведения.

Члены семьи рисуют на ватмане рисунок на тему «Моя счастливая семья». В процессе рисования происходит обсуждение позитивных изменений, произошедших во время занятий. Обсуждается, с какими проблемами столкнулись члены семьи. Работа выполняется коллективно.

Обсуждение полученного «портрета семьи».

Упражнение «Рефлексия».

Обсуждение результатов, полученных во время занятий.

Упражнение «Жизненный план».

Составление некоего жизненного плана, отражающего жизненные цели, правила и принципы. Выполняется как индивидуально, так и коллективно.

Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия занятия.



Литература

1.Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М.: Семья и школа, 1995.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Мн.: Попурри, 1998.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 1998.

4. Дрейкурс-Фергюссон Е. Введение в теорию Альфреда Адлера. - Мн., 1995.

5. Жинот Х. Родители и подросток. - Р/на-Д.: Феникс, 1995.

6. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справиться. - СПб.: Питер, 1996.

7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии, - М.: Класс, 1998.

8. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М.: Класс, 1997.

9. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. - М.: Культура, 1994.

10. Рахматшаева В. Грамматика общения. - М.: Семья и школа, 1995..

11. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. - М.: Класс, 1995.

12. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. - М.: Класс, 1997.

13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.


© 2010-2022