- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг «Преодоление жизненных трудностей»
Тренинг «Преодоление жизненных трудностей»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Буркутбаева А.А. |
Дата | 13.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тренинг «Преодоление жизненных трудностей»
Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.
Продолжительность занятия - 45 минут.
Количество участников - 10-14 человек.
Тренинговое занятие рассчитано на работу с подростками 14-16 лет.
-
Ритуал приветствия.
-
Упражнение «Уверенно-неуверенно».
Каждому участнику предлагается выполнить какое-либо действие сначала неуверенно, затем уверенно:
-
Спросить: «Как поживаешь?»
-
Спросить: «Как твои дела?»
-
Улыбнуться.
II. Основная часть
-
Притча «О трудностях». Ведущий предлагает послушать притчу «О трудностях».
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, о которых я мог заботиться.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Вопрос учащимся: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?
2. Блок самоанализа и самооценки. Учащимся предлагается поработать самостоятельно и сформулировать причины жизненных трудностей человека, определить те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем ведущий прикрепляет к доске ватман, на котором выписаны трудности, встречающиеся в жизни человека. Ребятам предлагается сравнить и обсудить, что у них получилось.
3. Обсуждение упражнения.
4. Упражнение «Через три года»
Ведущий. Предлагаю вам выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним. Ведущий просит учащихся составить список наиболее важных дел занимающих их в данный период жизни. Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» - так, как, будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):
-
Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?
-
Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет?
-
Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?
5. Дискуссия по упражнению
III. Заключительная часть
1. Беседа
Каждый из нас - строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если во время сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно просто прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право. Учащимся раздаются буклеты «Советы Чарли Чаплина».
1. Не бойся принимать решение и доводить его до конца.
2Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
3. Ищите в себе положительное и демонстрируйте это.
4. Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
5. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
6. Не упускайте мгновения удачи.
7. Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
8. Прислушивайтесь к себе и изучайте себя.
9. Четко определяйте свои достоинства и недостатки.
10. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
11. Любите людей, и они ответят вам тем же.