«Педагогические находки» в работе с детьми с ОВЗ

 «Педагогические находки» в работе с детьми с ОВЗ   В условиях общеобразовательной школы интегрированно обучающиеся дети или дети с ОВЗ требуют особого внимания. Часть детей обучается на дому, в основном этот дети с тяжелыми психическими и физиологическими отклонениями. Для детей, обучающихся по программам 7 и 8 вида,  не создан отдельный коррекционный класс, и развивающие занятия проводятся либо  самими педагогами, либо психологом.             В школе создана творческая группа, объединяющая  пе...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АРОМАШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого

627350 РФ, Тюменская область, с. Аромашево, ул. Октябрьская, д.35 тел/ факс 2-13-83, 2-27-74











«Педагогические находки»

в работе с детьми с ОВЗ




















Автор: С. А. Вдович - школьный психолог











Аромашево

2011

«Педагогические находки» в работе с детьми с ОВЗ

В условиях общеобразовательной школы интегрированно обучающиеся дети или дети с ОВЗ требуют особого внимания. Часть детей обучается на дому, в основном этот дети с тяжелыми психическими и физиологическими отклонениями. Для детей, обучающихся по программам 7 и 8 вида, не создан отдельный коррекционный класс, и развивающие занятия проводятся либо самими педагогами, либо психологом.

В школе создана творческая группа, объединяющая педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Условия школы (расписание, кабинетная система, отсутствие комнаты для психологических занятий) не позволяют в полной мере осуществлять весь комплекс психологических услуг, поэтому занятия с младшими школьниками проводятся индивидуально, в удобное для них время, а с ребятами 5 - 8 классов организуется работа в группе.

Для этих занятий на основе пособий, рекомендованных к использованию как педагогам, так и психологам, разработаны и реализуются программы, план которых приведен в этой статье.

Тематическое планирование развивающих и коррекционных занятий

для учащихся 2-4 классов, (8 вид) по программе

«Развитие школьно-значимых функций и коррекция их недостатков» на основе пособия О. А. Степановой «Профилактика школьных трудностей» (Методическое пособие. - М., Творческий центр «СФЕРА», 2003). Количество часов в неделю - 1.

занятия

Игры и упражнения

Цель

Колич. часов

1

«Найди отличия», «Сложи картинку», «Заплатки», «Разложи по порядку»

Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков

2

2

3

«Четвертый лишний», «Собери команду»,

«Коллаж», «Прояви смекалку!»

Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекция их недостатков

2

4

5

«Сосчитай удары», «Молоточки», «Угадай, кто?», «Так бывает или нет?»

Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекция их недостатков

2

6

7

«Сделай, как я!», «Ухо - нос»,

«Самые красивые бусы», «Иллюстрирование книги»

Развитие сенсомоторных координаций и коррекция их недостатков

2

8

9

«Мозаика на пластилине»

Развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекция их недостатков

2

10

11

«На что похоже?», «Угадай, чья тень?», «Волшебные картинки», «Необычный алфавит», «От 1 до 20 и обратно»

Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков

2

12

13

«Заячьи дорожки», «Улицы волшебного города»,

«Рисованье по словесному описанию»

Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекция их недостатков

2

14

15

«Правильно - неправильно», «Придумай предложение»,

«Продолжи стихи»

Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекция их недостатков

2

16

17

«Копировщики узоров»

Развитие сенсомоторных координаций и коррекция их недостатков

2

18

19

Графические игровые упражнения «Раскрась сам» (по контурным рисункам)

Развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекция их недостатков

2

20

21

«Лабиринты», «Рисунок под дождем», «Какое слово зашифровано», «Склеенные слова», «Найди слова»

Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков

2

22

23

«Измени по образцу»

Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекция их недостатков

2

24

25

«Общий звук», «Картинка-помощница», «Загадки», «Построим пирамиду», «Подумай, не ошибись»

Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекция их недостатков

2

26

27

«Иллюстрирование книги»

Развитие сенсомоторных координаций и коррекция их недостатков

2

28

29

Раскрашивание предметов и букв по трафарету

Развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекция их недостатков

2

30

31

«Раскрась одинаковые фигуры», «Расшифруй письмо», «Буквы заблудились», «Вершки и корешки»

Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков

2

32

33

«Найди «вкусное слово», «Слог - шаг», «Сложи имена», «Найди картинку в схеме»

Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекция их недостатков

2


«Педагогические находки» в работе с детьми с ОВЗ

Панно «Волшебная поляна»

индивидуальная работа Еськиной Нади - 3 кл. (программа 8 вида)

(техника «Конфетти»)

«Педагогические находки» в работе с детьми с ОВЗ

«Раскрась сам» (по контурным рисункам)

индивидуальная работа Еськиной Нади - 3 кл.

Программа коррекционных и развивающих занятий для учащихся

5- 8 классов (занимающихся по программам 7, 8 видов) на основе пособия

Л. Д. Коротковой «Сказкотерапия в школе» (Методические рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоциональных нарушений и поведении детей. - М.. 2006) и сборника «Тест со всех сторон», газета «Школьный психолог» - М., «Первое сентября», - 2004 - 2009 г. Количество часов в неделю - 1, 5.


занятия

Тема занятия

Цель

Колич. часов

Диагностика

1

Подростковый ПДО (Личко)

Выявление акцентуаций характера

0,5

2

0,5

Сказкотерапия

3

«Как потрудились, так и наградились» (работа с текстом)

Выявление затруднений в межличностном общении, определить приемы их преодоления

1

4

5

Изображение (изготовление) персонажей сказки из природного материала

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1

6

7

«Этот пес верно службу нес»

(работа с текстом)

Выявление проблем с проявлением эмпатии (сопереживания) к более слабым существам или к младшим по возрасту

1

8

9

Изображение (изготовление) аппликации из подручного материала

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1

10

Диагностика

11

КРС - кинетический рисунок семьи

Изучение статуса ребенка в семье, детско-родительских отношений

0,5

Сказкотерапия

12

«Не строй домок из чужих досок» (работа с текстом)

Показать пути восстановления детско-родительских отношений

1

13

14

Изготовление из картона понравившихся персонажей и «сказочной» (старинной) одежды для них

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1

15

16

«Сколь грехов накопила - туда и место получила»

Обсудить причины возникновения неуравновешенного эмоционального состояния (страхов, неуверенности), привести к пониманию того, что человек сам может управлять своим состоянием, своей судьбой

1,5

17

18

19

Изготовление (шитье) куклы Таисии до встречи ее с темными силами

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1 час

20

21

«Не гоже чужую жизнь проживать» (работа с текстом)

Введение понятий жертвенности, ответственности

1 час

22

23

Изготовление бумажной «двойной» куклы (Катерина - Августа)

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1 час

24


25

«Скажи, мол, мамка так велела»

Ввести понятие «право на ошибку», подвести к осознанию понимания и принятия другого человека, с его достоинствами и недостатками

1,5

26

27

Изготовление коллективной аппликации из кусочков ткани «Корова на лугу»

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1 час

28

«Знаешь, какие книжки умные бывают»

Расширение кругозора об историческом прошлом русского народа, обсуждение отношений барин - раб; активизация мышления и воображения при обсуждении мотивов поведения персонажей

1,5

29

30

31

«Книжкин Айболит» (Оказание помощи работникам библиотеки в ремонте старых книжек)

Развитие воображения, мышления, тонкой моторики

1

32

Диагностика

33

ДДЧ (Дом - дерево - человек)

Изучение состояния эмоциональной сферы

0,5

34

Анкетирование по результатам занятий

Изучение предпочтений учащихся в развивающих занятий, изучение мнения о предложенных методах развивающей деятельности

0,5



Изображение (изготовление) персонажей сказки

«Как потрудились, так и наградились» из природного материала


«Педагогические находки» в работе с детьми с ОВЗ

«Лесная Фея»

Коллективная работа учащихся 8 класса (7 вид обучения):

Бортничук Александры, Жижайктной Натальй, Сидоровой Насти

«Педагогические находки» в работе с детьми с ОВЗ

Акварель «Лесная Фея»

Индивидуальная работа Авериной Насти - 6 кл. (7 вид обучения)

«Педагогические находки» в работе с детьми с ОВЗ

«Корова на лугу»

Коллективная работа из кусочков ткани уч-ся 8 класса (7 вид обучения):

Бортничук Александры, Жижайктной Натальй, Сидоровой Насти


Результаты работы различны. Некоторые дети стали более коммуникабельны, более социализированы, другие почувствовали возможность самостоятельно придумывать сюжеты для рисунков, аппликаций. С помощью психолога освоили правила общения, принципы работы в группе. В этом учебном году некоторые из ребят вышли со своими проектами и ручными работами на более высокий уровень - школьную и муниципальную олимпиаду для детей с ОВЗ, посвященную 50-летию полета в космос Ю. Гагарина.

© 2010-2022