Доклад на педсовете. Формирование жизненно успешной личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование жизненно успешной личности

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту.

Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей,

в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества.

Интенсивное развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников.

Успешный человек - это человек, ориентированный на удовлетворение потребностей высокого уровня - "потребностей роста", включающая:

- потребностей в уважении, в признании ими личностных качеств и достижений;

- потребностей самоактуализации - это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности.

Вернусь к данным проведенного исследования ценностных ориентаций учащихся, которое показало, что большая часть вступающих в жизнь выпускников школы желает достичь успеха в профессии, но только половина из них связывает этот успех с хорошей учебой, талантом и трудом.

ЧЕРТЫ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ

  • Уверенность - доверяйте своим инстинктам и прислушивайтесь, что говорит сердце. Если вы совершили ошибку, не воспринимайте ее как причину к сомнениям в будущем, но понимайте ее как опыт, без которого ваша жизнь была менее осознанной.

  • Настойчивость - только тот, кто может преодолеть отчаяние и настойчиво работать над проектом, в успех которого он верил, теперь может назвать себя успешным человеком

  • Богатое воображение - возможность сгенерировать и реализовать идею, которая никогда никому не приходила в голову.

  • Осознание самого себя - умение не принимать близко к сердцу чужие упреки и критику помогает сохранить душевное равновесие, не поддаться сомнениям и не потерпеть неудачу.

  • Ясность намерений - любой успешный человек всегда знает, чего хочет и, даже несмотря на то, что никто кроме него не верит в его идею, идет своим путем. Он знает, что намерен довести дело до конца, и ничто ему не помешает

  • Сосредоточенность - доводить начатое до конца. Любые отвлекающие проекты должны подождать или идти по плану только после главного

  • Оптимизм - важнейшая черта любого успешного человека. Необходимо придерживаться позитивного мышления.

  • Страсть - успеха могут добиться многие, но чтобы поддерживать состояние успешности нужно иметь страсть к своему делу и любовь к жизни

Конечно же, все это реализуемо через профессиональную деятельность.

Старшеклассники, ведущей деятельностью которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности.

В законе РФ «Об образовании» говориться о том, что система образования и воспитания должна быть ориентирована «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».


Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации Система образования призвана обеспечить «формирование у детей, молодежи трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьере и навыкам поведения на рынке труда».

Выпускники школы страдают от неопределенности своей будущей карьеры, многие из них нуждаются в специальном профессиональном консультировании и психологической помощи. Правильный выбор профессии для молодого человека является основой самоутверждения, самореализации в обществе, жизненного успеха.


Выбор профессии - задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников.

Есть несколько способов выбирать профессию.

Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания - всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.

Есть еще третий путь - путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное - это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Помощью в выборе жизненного пути становится

Профориентация это- (лат. professio - род занятий и фр. orientation - установка) - система мер по оказанию личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, формирование готовности к труду в условиях рынка.

Профессиональная ориентация включает в себя:

  • Профессиональное просвещение - обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

  • Профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

  • Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

  • Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Лестница профессионального самоопределения.

А с какого возраста эффективнее всего начинать профориентационную работу? И почему?

Согласно, И. Кону, «профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека».

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

Дошкольное образование: Детский сад является первой важной ступенью подготовки к будущей профессии, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям. Родители воспитанников работают на разных предприятиях, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

Знать: профессии родителей детей группы;

Уметь: называть отличия одной профессии от другой.

Начальная школа: В младшем школьном возрасте формируется ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развивается интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальной, трудовой, игровой, исследовательской.

Знать: различные профессии, значимые для общества (полицейский, хлебороб, уборщица служебных помещений, учитель, воспитатель, водитель, продавец и др.);

Уметь: уважительно относится к различным профессиям, общественно - полезному труду.

Среднее звено: В среднем школьном возрасте развивается личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я"); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Знать: свои интересы и возможности в различных профессиях;

Уметь: ориентироваться в профессиях различных сфер (техника, искусство, медицина, сельское хозяйство, экономика, культура) и соотносить свой возможности и требования, предъявляемые к профессиональной деятельности.

Старшее звено: в этом возрасте необходимо групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формируется образовательный запрос, соответствующий интересам и способностям, ценностным ориентациям. Через самоподготовку и саморазвитие, формируются профессиональные качества в избранном виде труда, корректируются профессиональные планы, и оценивается готовность к избранной деятельности.

Знать: свои интересы, способности и ценностные ориентации;

Уметь: адекватно принимать решения о выборе профиля обучения, корректировать профессиональные планы, оценивать готовность к избранной профессиональной деятельности;

- проектировать с помощью педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);

- устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;

- работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных экономики, потребностях в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.

- составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;

- выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.


Результаты профессиональной диагностики:

Влияние на выбор профессии

Не секрет, что на выбор профессии детьми, часто оказывает влияние мнение окружающих, в частности семьи, родителей, склонности и способности часто учитываются в последнюю очередь. Результаты опроса о том, что повлияло на выбор профессии, показали:

1-е место Влияние старших членов семьи (9-е классы - 44%, 10-е классы - 41%)
2-е место Престижность профессии - профессия, приносящая хороший, стабильный доход (9-е классы - 36%, 10-е классы - 30%)

3-е место Способности, склонности, интересы (9-классы - 10%, 10-е классы -23%)

4-е место Позиция товарищей, подруг(9-классы - 7%, 10-е классы -3%)

5-е место Позиция учителей (9-классы - 3%, 10-е классы -3%)


Профессиональная самореализация Профессиональная и внепрофессиональная мотивация

Профессиональный и жизненный успех в большей степени зависит от сформированности профессиональной мотивации человека и его жизненных целей.

По результатам диагностики 53% опрошенных девятиклассников и 84% десятиклассников серьезно задумываются о выборе будущей профессии. У остальных подростков, пожелавших выполнить диагностическое задание, преобладает, так называемая, внепрофессиональная мотивация.

Мотивы выбора (ожидание)

Для подростков, молодых людей выбор профессии - важнейшая составляющая профессионализации и социализации. Выделяют шесть основных мотивов-ожиданий

от профессиональной занятости, которые могут объединяются в две общие группы.

Внешние мотивы - ориентация на размер заработной платы, престижность профессии и комфортные условия труда.

Внутренние факторы - ориентация на личную предрасположенность, личностный смысл и возможности самореализации.

Профессиональные предпочтения

Почти поровну разделились интересы учащихся при выборе профессиональной направленности:

50% анкетируемых привлекают профессии, связанные с обслуживанием людей, с умением налаживать контакты, с возможностью применить свой интеллектуальный потенциал (психолог, социолог, юрист, логист, учитель),

47 % - профессии, где есть возможность руководить, организовывать, активно взаимодействовать с сотрудниками внутри организации (менеджер, агента по рекламе, коммерческий директор, дилер, брокер),

непопулярными (3% от общего числа) среди девятиклассников оказались профессии, связанные со сбором, обработкой и анализом большого объема информации (программист, бухгалтер, экономист, деятель науки)

ДДО

Диагностика изучения склонностей к различным сферам профессиональной деятельности, показала предрасполоденность учащихся к различным сферам профессиональной деятельности

В основу опросника положен принцип деления всех существующих профессий на пять типов по предмету труда или объектам, с которыми взаимодействует человек в процессе труда.

Таким образом, гуманитарная направленность гимназии в профильном обучении в III звене имеет явно выраженный характер. В отличие от 9-х классов в 10-х поднялся процент (с 45% до 50%) выбравших сферу деятельности «человек-человек» и «человек-художественный образ» (с18% до 23%), снижение последовало по направлению «человек-техника» (с 27% в 9-х классах до 14% в 10-х)

Темперамент

Индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от содержания, целей, мотивов остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют вид темперамента. Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Сангвиник - Общительный, беззаботный, жизнерадостный, уравновешенный

менеджер по продажам, учитель, врач, психолог, маркетолог, рекламист, менеджер по персоналу, адвокат, тренер, руководитель среднего и высшего звена

Известные сангвиники: Бонапарт, Моцарт, Бомарше, Ленин, Прохаров

Холерик - Деятельный, общительный, импульсивный, подвижный,

артист, спортсмен, журналист, политик, предприниматель, тренер, спасатель МЧС, юрист, режиссер, геолог

Известные холерики: Иван Грозный, Петр I, пушкин, Чапаев, Дали, Жириновский

Флегматик - Задумчивый, малообщительный, миролюбивый, медлительный,

экономист, врач, бухгалтер, следователь, программист, электрик, инженер, агроном, ученые - ботаник, астроном, физик, математик

Известные флегматики: Кутузов, Крылов, Ньютон, Сталин, Зюганов

Меланхолик - Ранимый, задумчивый, обидчивый, малообщительный

художник, модельер, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, бухгалтер, программист, радиомеханик

Известные меланхолики: Микеланджело, Лермонтов, Гоголь, Чайковский, Пресли, Явлинский

Что должны делать учителя, классные руководители для помощи в профессиональном выборе:

  • 1-4 классы - формирование интереса к области трудовой и профессиональной деятельности.

  • 5-7 классы - формирование нравственной основы общения, которая становится предпосылкой самореализации и самоутверждения подростков в коллективе и в профессиональном самоопределении.

  • 8-9 классы - формирование личностного смысла выбора профессии, умения адекватно оценивать свои личностные особенности.

  • 10-11 классы - отработка навыков самопрезентации, уточнение социально - профессионального статуса

Формы работы

  • Младшие школьники - увлекательные рассказы об интересующих их профессиях, о работе родителей. Сюжетно-ролевые игры, творческие пробы.

  • Среднее звено - встречи с интересными людьми, ролевые игры, участие в конкурсах, олимпиадах практическая, общественно-значимая работа.

  • Выпускники - экскурсии, диагностика, консультации, активизирующие игры, защита проектов, тренинги, профессиональные пробы, информация о учебных заведениях

С целью формирования жизненно успешной личности в школе необходимо

  • изучение личности ребенка (диагностика);

  • создание социально развивающей среды, моделирование ситуаций успеха;

  • педагогическая поддержка индивидуального развития, помощь в осознании целей, жизненных планов, эталонов, ценностей;

  • закрепление ценностных ориентаций, идеалов и эталонов через освоение системы социальных ролей;

  • накопление социального опыта в различных видах деятельности;

  • закрепление успехов и достижений через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости.


Руководитель психолого-социально-психологической

службы НОУ гимназии «Школа бизнеса» г.Сочи Е.В.Дьяченко

© 2010-2022