«Основы коммуникативной компетенции – как механизма установления доверительных отношений»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

Рузаевский политехнический техникум





«Основы коммуникативной компетенции - как механизма установления доверительных отношений»




Разработал: Чернов Александр Григорьевич

преподаватель



г. Рузаевка 2015




Не беспокойся о том, что люди не знают тебя,


а беспокойся о том, что ты не знаешь людей

Конфуций



Невозможно стать профессионалом в какой-либо деятельности, тем более в педагогике, если преподаватель не владеет навыками общения и искусством взаимодействия с обучающимися.

От автора


-2-


Оглавление

Введение ___________________________________________________стр. 3

1. Первые шаги в формировании коммуникативной компетенции._4 2. Психотехнологии создания доверительных отношений между преподавателем и студентом. ____________________________стр. 6

3. Поучительные советы. _______________________________ стр. 8

4. Литература ________________________________________стр. 9

Введение

Неумение устанавливать межличностные контакты, несовершенство в определении истинного психологического состояния студентов, отсутствие умения склонять обучающихся к своей точке зрения, неспособность «почувствовать ученика» ведет к синдрому дискоммуникации, при котором преподаватель уже не различает, чего он хочет сам, а чего от него хотят другие. Это приводит к тому, что студент и педагог перестают понимать друг друга, не справляются со своими обязанностями… И как результат, крах профессиональной карьеры, а во многих случаях - и крах везде и всюду, во всём и всегда, даже в семейных отношениях.

Конечно, с позиции педагогов, тем более опытных педагогов, моя работа (доклад) будет принята со скептицизмом, с иронией, с заслуженной критикой или с улыбкой, а может даже со смехом. Хотя, по-моему, смеяться все же не придётся. Вопрос серьёзный, точнее тема важна и актуальна всегда и во все времена.

Дело в том, что вот уже, как двадцать лет психология - моё хобби и изучаю я её давно, вплоть до практического применения, поэтому хочу напомнить коллегам и самому себе, как должны складываться отношения между преподавателем и студентом.

Формирование коммуникативной компетенции - важнейшее направление современной психологии, именно на этом направлении основан

предложенный ниже, метод.

Эта работа (метод) высвечивает особенности поведения, как студента, так и преподавателя в мире коммуникаций, раскрывает механизмы управления учащимися, описывает и объясняет их поведение, учит преодолевать возникающие трудности в учебном процессе.

Итак, приятного чтения! Надеюсь, моя скромная работа не даст вам заснуть, приятно удивит, чему-то научит, заставит задуматься и просто доставит удовольствие. Ура! Вперед…

- 3 -


1. Первые шаги в формировании коммуникативной компетенции.


Когда я приступил к разработке данной методики, изначально хотел, чтобы итоговые рекомендации носили конкретный и практический характер, так как они уже апробированы мной на сто одном человеке (студентах, педагогах, покупателях, продавцах, водителях, пешеходах, соседях, родственниках и других жителях нашей весёлой страны) и имеют высокий показатель успеха. Но если их просто прочитать, то эффекта они не дадут. Если же обращаться к ним постоянно и применять их на практике, то эффект будет потрясающим. Проблема только в том, что большинство из нас достаточно ленивы и не хотят прилагать усилий для того, чтобы при минимальных затратах достигать большого жизненного успеха.

Начну с того, что в психологии существует много различных приёмов, способов, методов влияния на собеседника и навязывания своей точки зрения. Но я позволил себе вольность отобрать только те, которые на мой весьма незрелый взгляд, могут быть использованы в новой методике воздействия и доверия педагога и студента.

И так, шаг первый - стараться произвести приятное впечатление т. е. выполнять следующие установки: умение слушать и понимать студента, уважительное отношение к студенту, обходительными манерами, доброжелательностью и учтивостью.

Шаг второй - вовлечь студента в работу т. е. попросить его поделиться своими соображениями. Высказанные им мысли взять за основу. Однако это не означает, что брать их надо в том виде, как они сформулированы. Брать за основу - вовсе не значит изменить своим взглядам, это означает всего лишь «перекинуть мост» от взглядов студента к своим собственным. Практикой доказано, (помните о тех ста + один апробированных) что участники обсуждения охотнее одобряют результат, если они вовлечены в процесс выработки, уточнения, принятия решения.

Шаг третий - настроиться на волну студента, что означает умелую подачу сигналов типа «Я такой же, как вы». Но для этого без специальных

знаний и подготовки не обойтись.


- 4 -

Хотя можно поступить и по-другому - например, использовать метод Сократа. Как приём эристического (убеждающего) воздействия метод Сократа известен ещё с древности. Суть его состоит в том, чтобы с самого начала беседы не давать собеседнику сказать слово «нет». Для этого необходимо подходить к теме основного разговора издалека и принуждать собеседника отвечать «да». Полученные от него одобрительные «да» на вопросы второстепенные и порой ничего не значащие как бы прокладывают дорогу к тому, чтобы он так же утвердительно ответил и на главный вопрос. Дело в том, что человек не любит менять своё мнение, и если он согласился в девяти случаях, то, скорее всего, согласится и в десятом. Несколько рекомендаций по использованию метода Сократа:

- недопустимо агрессивное принуждение собеседника с целью ответить «да», или это может оттолкнуть его;

- важно чередовать принуждение собеседника с побуждением его к высказыванию отношения к обсуждаемой проблеме;

- целесообразно привести в данный метод - комплиментарность, поскольку не следует забывать, что мы все чувствительны к комплиментам;

- отказаться от категоричности высказываний типа «всегда» или «никогда»; категоричность - противоположность комплимента;

Шаг четвёртый - используйте «положительную» форму постановки вопроса, например «Вы ведь позвоните мне завтра вечером?», а ни в коем случае, так: «Вы не позвоните мне сегодня вечером?». С помощью «положительных» вопросов осуществляется некое психологическое принуждение к нужному для вас ответу.

Шаг пятый - проявляйте эмпатию к студенту. Эмпатия - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Чтобы эффективно настроиться на эмпатию, надо посмотреть на себя и студента как бы со стороны, по возможности, войти внутрь с его внутренним миром. Лишь в этом случае удастся адресно «отзеркалить» его мир переживаний и передать ему информацию типа «Я такой же, как ты». В общении со студентом можно передать ему разное состояние: либо положительное - удовольствие от общения с вами, либо отрицательное - неприязнь и неудовольствие. Эти состояния имеют специфическую гормональную основу. Любые конфликты сопровождаются выделением в кровь адреналина, который настраивает человека на борьбу и придает его поведению агрессивность. Сильные конфликты сопровождаются выделением норадреналина, который, в свою очередь, вызывает гнев и ярость. Благожелательное отношение к студенту сопровождается выделением эндорфинов - так называемых «гормонов удовольствия», которые, собственно, и настраивают студента на комфортное, бесконфликтное, доверительное общение. В общении каждый т. е. преподаватель и студент нуждается в положительных эмоциях, поэтому тот,

- 5 -

кто одаривает другого жизнерадостным и оптимистичным состоянием, становится желанным собеседником.

Для того чтобы умело пользоваться тем, что сказано выше, следует овладеть нужными коммуникативными качествами. Рассмотрим их.

Терпение. Оно необходимо для того, чтобы уметь выслушивать различные суждения: легкомысленные, бездоказательные, наглые и даже бредовые.

Такт. Это качество необходимо, чтобы уметь отвергнуть приведённые суждения так, чтобы никого не обидеть. А если и согласиться с безосновательными суждениями, то сделать это так, чтобы студент почувствовал себя обязанным вам.

Дипломатичность. Это качество может проявляться в умении скрывать правду, не прибегая при этом ко лжи.

Проницательность. Это качество личности позволяет наблюдать за студентом, угадывать его желания и, пожалуй, самое главное - предвидеть поведение. Предвидеть - значит управлять.

Спокойствие. Это личное качество необходимо совершенствовать для того, чтобы студент не смог, взглянув на вас, прочитать ваши мысли, переживания и чувства. Именно спокойствие поможет скрывать в общении со студентом ваше истинное психологическое состояние.

Современному человеку крайне необходимо овладеть умением быть не столько откровенным, честным и доступным, сколько казаться им. Однако не следует, видимо, забывать: чтобы казаться откровенным, образованным и тактичным, нужно, как минимум, быть им!

2. Психотехнологии создания доверительных отношений между преподавателем и студентом.

Далее представлено несколько конкретных рекомендаций, которые позволят решать огромное количество проблем общения, преподавателя и студентов.

Относитесь к обучающимуся с уважением, цените по достоинству его желание сообщить вам подготовленный им урок или нечто новое. Помните, что люди, перед тем как вступить в разговор, обычно готовятся к нему и ставят перед собой конкретные цели, например получение хорошей оценки.

Предоставьте обучающимуся возможность высказаться, всеми своими действиями показывая, что вы заинтересованы в том, что он говорит. Если вам недостаточно информации, попросите повторить или пояснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание любого сообщения.

- 6 -

Постарайтесь сформировать у себя установку искреннего реагирования на речь студента, помня, что талантом педагога отличается не тот, кто говорит сам, а тот, с кем охотно говорят студенты. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть вашу заинтересованность.

Дайте обучающимуся время высказаться, чтобы он открылся и выразил свою мысль до конца. Не подчеркивайте своим поведением, что вам трудно слушать. Стремитесь следить за главной мыслью студента и не отвлекайтесь на частные факты. Хороший учитель всегда анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие - главными, основополагающими.

Старайтесь не доминировать во время общения, помня о том, кто доминирует, мало слышит, а значит, и мало понимает из того, что ему говорят, а тот, кто испытывает доминирующее давление, как правило, переходит в психологическую защиту.

Старайтесь спокойно реагировать на высказывания обучающегося и не давать волю эмоциям. Когда эмоции берут верх, разум обычно притупляется, а преподаватель с притуплённым разумом плохо разбирается в том, что ему говорят. Кроме того, он заставляет студента в этой ситуации хитрить или даже лгать.

Стремитесь избегать поспешных выводов. Это один из главных барьеров в эффективном общении. Если вы воздержитесь от скороспелых оценок, то будете способны правильно понять точку зрения студента или ход его мыслей до конца.

Всячески старайтесь не принимать позы обороны (сложенные на груди руки, скрещенные ноги и др.), поскольку это сигнализирует о несогласии, превосходстве, закрытости и недоверии к ученику.

При раздражении используйте прием молчания. Поскольку молчание - самый надёжный ответ на противоречия, продиктованные дерзостью, вульгарностью или завистью.

Старайтесь проявлять терпение и сдержанность в меру, так как безграмотное терпение может породить у студента ответные действия в виде психологической защиты.

Старайтесь следить за своим расслаблением, поскольку неконтролируемая раскованность может перейти в релаксацию (полное расслабление), что, естественно, повлияет на отношение к вам студента.

Если вы устали, извинитесь и, сославшись на самочувствие, предложите сделать перерыв в общении. Это будет более правильно, нежели студент первым заметит вашу сонливость, склонность к потягиванию и встряхиванию.

Правильно используйте свой голос. Старайтесь не только логически правильно рассуждать, но и изящно выражать собственные мысли. Помните о том, что именно голосом создаётся хорошее настроение.

- 7 -

Привлекайте внимание положительными жестами. Не забывайте, что жесты, направленные от тела, сигнализируют об искренних стремлениях; жесты же, которые направлены к себе, говорят, как правило, о наличии затруднений.

Не забывайте, что язык дан педагогу ещё и для того, чтобы скрывать свои мысли. Когда вы хотите распознать истинные чувства учеников, старайтесь больше доверять своим глазам, а не ушам. Следует помнить, что не только по словам, но и по взгляду, мимике, жестам и телодвижениям студента можно узнать, о чём он хочет умолчать.

Не забывайте, что незаслуженная похвала обычно является своего рода насмешкой. Получая от окружающих похвалу, важно определить, в какой мере она заслужена.

Старайтесь избегать дружбы с излишне болтливыми людьми. Не следует также делать из них врагов. Лучший вариант - надёжный нейтралитет, нежели союз с ними или борьба. Можно быть явным врагом пороков этих людей, не будучи их личным врагом. Враждовать с болтливыми людьми так же опасно, как и дружить с ними.

Не забывайте, что знания придают человеку вес, а воспитанность - блеск. Однако людей видящих, как показывает практика, гораздо больше, нежели способных взвешивать.

Дайте студенту возможность почувствовать своё превосходство над вами. Если вы будете это делать по отношению к ученику, то приобретёте в его лице скорее друга, нежели врага.

Постарайтесь скрыть своё презрение к обучающимуся, каким бы заслуженным оно ни было. Это необходимо делать, если мы не хотим нажить непримиримого врага.

Помните, что ничто так не льстит, как внимание. Если вам удастся для студента то, что он любит, и избавить его от того, чего он не выносит, он почувствует, что вы к нему внимательны. Именно этим в общении удаётся приблизить ученика.

3. Поучительные советы

  • Направьте своё остроумие на то, чтобы понравиться, а не на то, чтобы кого - то обидеть.

  • Помните, что ученик правдив ровно настолько, насколько умён.

  • Старайтесь не обращаться с просьбами, которые вряд ли могут быть удовлетворены.

  • Приобретите столь необходимый талант - благовоспитанно ненавидеть и осмотрительно любить.

- 8 -

  • Овладейте умением говорить с нижестоящим человеком (студентом) без заносчивости, а с вышестоящим - уважительно и непринуждённо.

  • Стремитесь увидеть своего ученика не только глазами, но и умом.

Желаю успехов в преподавательской деятельности!

4. Литература


  1. Дендеберя Е. В. Как поднять самооценку. Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д; Феникс, 2003.

  2. Джон Кехо, Подсознание может всё! / Д.Кехо ; пер. с англ. - Минск; «Попурри», 2009.

  3. Марк Салем, Как читать человека: пер. с англ. Б. Каратаева. - Белгород: ООО «Книжный клуб» «Клуб семейного досуга», 2008.

  4. Шапарь В. Б., Тимченко А. В. По ту сторону стереотипов поведения. - Харьков: «Прапор», 1997.

  5. Шапарь В. Б., Тимченко А. В. Сотвори себе кумира. - Харьков: «Прапор», 1997.

  6. Шапарь В. Б. Курс практической психологии. - Белгород: ООО «Книжный клуб» «Клуб семейного досуга», 2009.






- 9 -

© 2010-2022