«Волевая регуляция поведения подростков с девиантным поведением»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















«Волевая регуляция поведения подростков с девиантным поведением»



Рабочая коррекционная программа индивидуальных занятий

















Белово



Содержание


  1. Пояснительная записка ______________________________________2

  2. Календарно-тематическое планирование________________________4

  3. Список литературы__________________________________________7





















Пояснительная записка.

1.Актуальность программы.

Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития девиантного поведения. Стремление к познанию, к новизне, желание взрослости и признания, боязнь отстать от сверстников - все это при неблагоприятно сложившейся ситуации может привести подростка к выработке устойчивого асоциального поведения. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других названиях («переходный», «трудный», «критический»), в которых зафиксирована сложность и важность происходящих процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения . Наиболее эффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики:

- целеустремленность, настойчивость, импульсивность, неустойчивость;

- повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

- потребность в общении и желание уединиться;

- развязность в поведении и застенчивость;

- романтизм и цинизм, расчетливость;

- нежность, ласковость, жестокость.

Отклонения в поведении подростков, связанные с неустойчивостью психики, могут привести к различным девиациям.

2.Цель программы:

Коррекция девиантного поведения подростков.

3.Задачи :

- Сформировать личностно конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях.

- Ознакомить подростка с зонами риска, характерными для их возраста.

4. Основные методы :

Беседа, мини-лекция, игры, моделирование ситуации.

5. Адресат.

Подросток «группы риска» с девиантным поведением.

6. Предполагаемые результаты:

- снижение отклонений в поведении;

- усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;

- расширение репертуара социальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.

Данная программа состоит из серии специально организованных занятий. Место проведения - кабинет психолога. Программа рассчитана на индивидуальные занятия с подростком, имеющим отклонения в поведении. Объем программы - 10 занятий. Продолжительность одного занятия - 30-40 минут.


Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата проведения

Цели и задачи

Основные формы работы

Занятие №1Хороший друг.( 10 часов)

сентябрь

1. Развитие навыка налаживания дружеских отношений.

2. Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников.

1.Упр. «Хороший друг».

2.Упр. «Каков я? Кто я?».

3. Релаксационное упражнение.

Занятие №2 Значимый человек. ( 10 часов)

октябрь

1. Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения..

1. Игра «Значимый человек».

2. Релаксационное упражнение.

Занятие №3Разговор со взрослым. ( 10 часов)

ноябрь

1. Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми.

1. Упр. « Разговор со взрослым».

2. Релаксационное упражнение.

Занятие №4 Что, когда и кому я должен? ( 10 часов)

декабрь

1. Овладение навыками позитивного поведения.

1. Упр. « Что, когда и кому я должен».

2. Упр. «Спасибо, мне это не нужно!».

3. Упр. «Стоп! Подумай! Действуй!»

4. Релаксационное упражнение.

Занятие №5 Без рук. ( 10 часов)

январь

1. Развитие конструктивных навыков общения.

2. Развитие толерантного отношения друг к другу.

1. Упр. «Без рук!».

2. Упр. «Жизненные ситуации. Как ты поступишь?».

3. Релаксационное упражнение.

Занятие №6 Банк переживаний. ( 10 часов)

февраль

1. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.

1. Упр. «Банк переживаний».

2. Упр. «Мои достижения».

3. Релаксационное упражнение.

Занятие №7 Словарь чувств. ( 10 часов)

март

1. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.

1.Упр. «Банк переживаний».

2. Мини-лекция «Наши чувства и эмоции в воспитании других».

3. Упр. «Добрые слова».

4. Релаксационное упражнение.

Занятие №8 На ошибках учатся. ( 10 часов)

апрель

1. Формирование основ толерантной коммуникативной культуры:

- раскрытие содержания понятий «позитивное и негативное мышление»;

- преодоление у воспитанников негативных мыслей о себе и окружающих людях;

- овладение навыками позитивного мышления.

1. Упр. «На ошибках учатся».

2. Мини-лекция «Позитивное и негативное мышление».

3. Сказка о том, что могут натворить темные мысли. Анализ сказки.

Занятие №9 Была бы проблема!( 10 часов)

май

1.Отработка навыков преодоления трудностей.

1. Упр. «Была бы проблема!».

2. Релаксационное упражнение.

Занятие №10 Неоконченные предложения ( 10 часов)

май

1. Подведение итогов.

1. Упр. «Неоконченные предложения».

2. Релаксационное упражнение.

3. Беседа по анализу занятий.
















Список литературы:

  1. Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. - Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2007.

  2. Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11,2009.













8



© 2010-2022