Тренинговое занятие для родителей Прежде всего мы родители

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинговое занятие с родителями «Прежде всего мы родители»

18.12.2015

Цель и задачи: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, осознание значимости и разумности меры родительской заботы, формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми.

Участники: родители, педагоги.

Оформление: на доске - высказывания о детях, родителях; бланки опросника, фломастеры, карандаши, аудиоматериал для релаксации.

Ведущий: Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Родитель - это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей - один или много.

Упражнение 1. По кругу, называя свое имя, заканчивают фразу «Быть родителем - это…».

Правила группы:

  1. Стараемся слушать и слышать друг друга.

  2. Кратко и четко, аргументировано высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.

  3. Обсуждаем проблему, а не личность.

  4. Уважаем семейные традиции.

  5. Реализуем правило «здесь и сейчас».

  6. Говорим только от своего имени.

Упражнение 2. Родители сидят в кругу. Ведущий говорит: «Меняются местами те…» - и называет условия, связанные с детьми: «у кого есть сыновья, у кого дети любят мороженное» и т.д.

Ведущий: Итак, мы уже как-то определились, что значит быть родителем, немного узнали о наших детях. Предлагаю поговорить об этом более подробно с помощью ассоциативного ряда. На доске по вертикале написано слово «дети». Дополняем ассоциациями каждую букву. У нас получится ассоциативный портрет предмета нашего разговора..

Родителям предлагается выделить одним цветом те ассоциации со словом «дети», которые вызывают положительные эмоции, другим цветом - то, что составляет проблему.

Упражнение 3. Рисунок «Мой ребенок». Родителям предлагается нарисовать метафорический портрет своего ребенка. По окончании выполнения задания родители объединяются в группы по сходству рисунков. Дают обобщенную характеристику, ассоциируют со сказочным персонажем. Группа сочиняет сказку, в которой действуют все обозначенные сказочные персонажи.

Ведущий: Мы понимаем, что на плечах родителей лежит огромная ответственность за здоровье, развитие, счастье наших детей. Но всегда ли мы осознаем эту меру, всегда ли действуем адекватно сложившейся ситуации? Предлагаю всем собравшимся сегодня в этой аудитории ответить на следующие вопросы.

ТЕСТ «Мера заботы»

Напротив каждой фразы отметьте число баллов, соответствующее вашему суждению по заданному вопросу.

Категорически не согласен - 1 балл;

Я не спешил бы с этим согласиться - 2 балла;

Это, пожалуй, верно - 3 балла;

Совершенно верно, я считаю именно так - 4 балла.


  1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

  2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

  3. Маленького ребенка следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

  4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находиться на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

  5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушением психики.

  6. Воспитание - это тяжелый труд.

  7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

  8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

  9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

  10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

  11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

  12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

  13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно, в первую очередь, доставаться ребенку.

  14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контакта с окружающими.

  15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов

Если вы набрали свыше 40 баллов, то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентрической. То есть интересы ребенка - главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако эта позиция чрезмерной опеки. У ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует его личностному росту. Помните: воспитывать детей - значит, учить их обходиться без нас.

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если вы набрали менее 25 баллов, то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большего участия и заботы.

Релаксация «Разговор с собой»

Все сидят по кругу, звучит спокойная музыка, имитирующая плеск волн.

Ведущий: Сейчас каждый из вас совершит путешествие. Представь, что ты идешь по тропинке, спускаешься к реке. Вода тихо струится, переливается. Ты смотришь на воду - и вдруг мир вокруг тебя меняется. Я не знаю как, но ты знаешь это. Ты смотришь на берег и видишь вдалеке маленького ребенка. Он играет один. Он кажется тебе очень близким. Ты подходишь и видишь, что это ты сам, только маленький, беспечный, беззащитный. Он глядит на мир большими, изумленными глазами. Он еще многого не знает. Подойди к нему ближе. Сейчас ты сможешь прикоснуться к нему. Ты можешь сказать ему какие-то важные, нужные слова. Поблагодари его за то, что он помог тебе стать тем, кто ты есть сейчас. Теперь ты можешь впустить его внутрь себя или отпустить его. Только помни, что в тебе всегда есть частичка этого маленького существа.

Рефлексивный круг: все по кругу заканчивают фразу: «Мой ребенок для меня…».

Ведущий (подводит итог встречи): Надеюсь, сегодняшняя встреча показала вам, какая великая миссия быть родителем. Как не просто быть родителем и какое это счастье! Наша встреча подошла к концу и хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы.

  1. С чем вы уходите с этой встречи (открытия, переживания, мысли, настроение)?

  2. Что вы узнали нового о себе как о родители?

  3. Что вы пожелаете себе и своим близким?

Ответы родителей.

Ведущий: Спасибо вам за тот опыт, которым вы поделились со всеми, кто был сегодня с нами. До следующей встречи.

Можно использовать для оформления

«Жизнь коротка, но человек вновь проживет ее в своих детях».

А. Франс.

«Чтобы изменить ребенка, его надо любить. Результат влияния пропорционален любви».

И. Песталоцци.

«Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи».

Л. Толстой.

«С детьми и горькое сладко. Без детей и счастье не нужно».

В. Розанов.

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».

О. Уайльд.


Список литературы

  1. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг/ Н.В. Клюева. - Ярославль, 2002.

  2. Козлова Г.Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки/ Г.Н. Козлова, Е.В. Любезнова , Е.Н. Нецветайлова. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.

Тренинговое занятие для родителей Прежде всего мы родители

Тренинговое занятие для родителей Прежде всего мы родители

Тренинговое занятие для родителей Прежде всего мы родители

© 2010-2022