Методическая работа Гармоничное развитие ребенка

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образование Сургутский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Барсовская детская школа искусств

(МБОУДО «Барсовская ДШИ»)





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


Преподавателя МБОУДО «Барсовская ДШИ»

Лозовой Людмилы Владимировны

на тему: «Гармоничное развитие ребенка»

















Барсово - 2015


Содержание

Введение……………………………………………………………….............................3

1. Гармоничное развитие ребенка в полном согласии с его

природой ……………………………………………………........................................6

2. Экология личности……………………………………………………......................10

3. Музыка - язык вселенной………………………………….. ..………......................12

Заключение…………………………………………………………….........................17

Литература………………………………………………………………........................19






Введение

Становление современного дополнительного образования происходит на базе опыта и традиций внешкольной работы с детьми. Процесс преобразования внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей начался с 1992 года. В новых социально-экономических условиях именно дополнительное образование оказалось гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития детей.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются:

  1. демократизация учебно-воспитательного процесса;

  2. поддержка и развитие детского творчества;

  3. воспитание культуры здорового образа жизни;

  4. саморазвитие личности;

  5. создание условий для педагогического творчества;

  6. открытость системы;

  7. создание дополнительных образовательных программ нового поколения;

  8. научно-методическое обеспечение системы дополнительного образования детей;

  9. системное развитие на основе информационных технологий.

В процессе реализации названных ценностных приоритетов решаются следующие задачи:

  • Обеспечение доступности дополнительного образования.

  • Сохранение и развитие системы дополнительного образования.

  • Повышение качества содержания образования, организационных форм, методов и технологий.

  • Совершенствование нормативно-правовой базы системы дополнительного

образования детей.

  • Мониторинг состояния и перспективы развития системы дополнительного образования детей по основным направлениям деятельности.

  • Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания основного и дополнительного образования.

  • Использование и развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала детей и педагогов.

  • Разработка мер для финансового и ресурсного обеспечения системы дополнительного образования детей.

  • Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей.

  • Развитие международного сотрудничества в области воспитания и творческого развития личности ребенка.

Важность и значимость художественно-эстетического развития ребенка особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами", замешанными на меркантильных взаимоотношениях.

Объективная реальность современной жизни противоречива. С одной стороны - разрушительный воспитательный негатив (о котором уже говорилось), с другой - стремление к обновлению, очеловечиванию и одухотворению образовательного процесса. Современная система образования, построенная на технократическом подходе к обучению и воспитанию, явно тормозит развитие школьников и негативно отражается на художественно-эстетическом воспитании, не обеспечивая образовательный процесс гуманитарной направленностью, свободой выбора, целостностью познания мира. Функционально-технический характер бытия - вместо "выразительного и говорящего…"; теоретизированные рассуждения, заменяющие живое эмоционально-образное восприятие произведений искусства, доминирование тренировочных, чисто механических упражнений, противостоящих глубокому содержательному анализу произведений искусства, игнорирование принципов художественной педагогики и специфики художественно-эстетической деятельности - это характерные отличия технократической системы образования от гуманистической.

Сущность и значимость художественно-эстетического образования состоит в создании, сотворении "второй природы" (т.е. культуры), которая с помощью искусства и науки, художественного преображения мира поможет школьнику обрести истинно человеческое сознание, воспитать волю и сочувствие, соучаствовать в творении добра и красоты. Не просто заучивать, закреплять, усваивать, повторять, а, прежде всего - переживать, оценивать, создавать, выражать, т.е. - становиться субъектом культурно-творческой деятельности. Перейти от узко грамматического содержания предмета к духовно-социальному, сущностному содержанию, из-за которого родилась и не умирает в человеческом обществе вся зона искусств.

Выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества. Эта цель может быть реализована на основе введения в образовательный процесс учебных программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность. Формирование гармонической, всесторонне развитой личности - это идеал, или иначе идеальная цель, к которой может и должно стремиться общество и школа, и которая достижима только при интеграции всех видов искусства в учебном процессе.

Цель обуславливает следующие задачи:

  • изучение основных условий, необходимых для развития природных способностей детей и, как результат, формирование всесторонне развитой личности;

  • изучение основных социально-педагогических условий эстетического развития детей в различных видах творческой деятельности;

  • определение требований, адресованных преподавателям, реализующим интегративный метод обучения;

  • изучение преимуществ интегративного обучения.

Только дав ребенку возможность непроизвольно извлечь заложенный природой потенциал, отразить этот опыт в различных видах творчества, можно перебрасывать мостик к произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком способам воспитания/самовоспитания и обучения/самообучения. В противном случае, весь невостребованный природный арсенал, с которым ребенок появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное, отгораживается массой барьеров и появляется на свет в сновидениях, фантазиях, неосознаваемых и неконтролируемых вспышках и затуханиях творческих способностей.

Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять это противоречие: или ученик, или творец?

  1. Гармоничное развитие ребенка в полном согласии с его природой

Еще недавно мы считали лозунг "Научить учиться!" открытием педагогической мысли. Но еще в начале 20-х годов прошлого столетия, в одной из своих лекций, Штайнер1 говорил: "Дело не в том, чтобы приобрести в школе законченное образование: в школе надо приготовить себя к тому, чтобы приобретать его всю жизнь". Еще недавно бунтарски звучала мысль, что в школе надо готовить не столько людей, отвечающих сегодняшним требованиям общества, сколько тех, кто будет способен это общество менять. Сходную мысль сформулировал Штайнер: "Вопрос не в том, что человек должен знать и уметь для существования данного общественного порядка, а в том, какими дарами обладает человек и как их развить? Тогда каждое поколение будет вливать новые силы в общество. Тогда и общество будет живым благодаря тому, что каждый… приносит с собой в жизнь - а не тогда, когда каждое новое поколение заставляют приспосабливаться к уже существующей общественной организации".

Ход развития растущего человека легко может исказиться, если пустить его на самотек. Но для действенного руководства этим процессом нужно то, чего в школе как раз и нет: знание, как на самом деле развивается ребенок. Того, что называется возрастной периодизацией психического развития.

Зачастую она строится на шатких, случайных основаниях. Например, берем за точку отсчета поступление в школу и разграничиваем дошкольный и младший школьный возраст. Рисуем узнаваемые психологические портреты типичного дошкольника и младшего школьника. Но появляется новое постановление, которое предписывает поступать или оканчивать школу раньше или позже, или (предположим!) само посещение школы объявляет необязательным - и что происходит с нашей периодизацией? Существуют, конечно, и более серьезные схемы возрастной периодизации, но и они либо слишком зависят от изменчивых социальных условий, либо сужают проблему, говоря, например, о развитии интеллекта, а не целостного человека, и т.д.

Желательно исходить из того, что человек, рождаясь на свет, не начинается "с нуля", а лишь постепенно проявляется с большей или меньшей полнотой, воплощается по мере того, как растет тело, созревают мозговые структуры.

Известно, что различные способности и свойства человеческой души проявляются не все разом и не в любом порядке, какой выберет преподаватель. Природные силы на каждом возрастном этапе концентрируются на каком-то определенном направлении, и педагог должен сотрудничать с этой естественной последовательностью, а не перечить ей ради надуманных концепций, что чаще всего и происходит на практике.

Тут необходимо вспомнить и о так называемых "сензитивных периодах", хорошо известных в педагогике - периодах особой восприимчивости ребенка к тем или иным воздействиям. Мы знаем, например, что младшие дети эмоционально отзывчивы на воздействие света, и это свойство надо вовремя закрепить и развить, иначе сензитивный период пройдет, и достичь серьезных успехов в этом отношении, скажем, лет в 14 будет несравненно труднее, если вообще возможно. Подросток, в свою очередь, предрасположен к освоению образцов, способов, технологий, различных тонкостей "настоящей" художественной деятельности, к первоначальному сознательному освоению эстетической культуры в широком смысле слова - чего, увы, не скажешь о большинстве взрослых молодых людей, упустивших свой сензитивный возраст, и т. д., и т. п.

Но чем порождается эта избирательная восприимчивость? Вальдорфские педагоги считают: тем, что в каждый период жизни ребенок с особой интенсивностью овладевает определенной группой собственных свойств и сил, которые он принес в мир. Это поэтапное развитие подчинено 7-летним циклам, причем этот ритм сохраняет значение и в жизни взрослого человека.

В первые 7 лет главное - физический рост и формирование телесных органов. Это не значит, что интеллект ребенка не развивается или что его нельзя развивать специально, но учение должно облекаться в форму телесной активности, подвижных творческих игр, которые ребенок неспроста так любит.

Ответим на простой вопрос. Что любят делать все дети без исключения? Рисовать, петь, плясать, прыгать и т. д. Почему же необходимо лишить детей любимых занятий? Формированию человека, а это есть главная цель, которую ставит перед собой любая педагогика, способствует лишь то, что захватывает человека, воздействуя на силы его природы во всей их совокупности, то есть на сердце, ум, душу, руки и т.д. Все, что не захватывает всего его существа в целом, не способствует формированию человека в полном значении этого слова. Все, что воздействует односторонне, подрывает и нарушает равновесие его сил, и ведет к отрыву средств образования от природы, а это - неправильное воспитание и утрата естественности. Любое одностороннее развитие - лишь кажущееся образование, а не само образование. Оно ведет к гибели совокупности сил человеческой природы. Если допустить это в отношении образования, то в каком бы направлении это не происходило, оно приводит к формированию полулюдей, в которых нет ничего хорошего. Глаз хочет видеть, ухо - слышать, нога ходить, рука хватать. Ум хочет мыслить, но и сердце хочет верить и любить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде зародыша, а не самой силы.

После 7-ми лет телесный рост продолжается, но основа его уже сформировалась и главным становится развитие душевного мира. Ребенок хочет больше знать об окружающем, но желание это идет от острого чувства сопричастности миру, который переживается ребенком как "расширение самого себя". Поэтому всякое знание, хотя бы и математическое, должно приходить к нему не в рациональной, а в эмоционально-образной форме. Этим обусловлена большая роль искусства в преподавании всех школьных дисциплин.

Форсировать в раннем возрасте развитие теоретического мышления, значит, отвлекать природные силы от главного направления, на котором они ищут применения, и добиваться лишь мнимых успехов: ребенок, чей интеллект преждевременно развивается за счет тела и эмоционально-образной сферы, скорее всего, не станет в будущем и творчески мыслящим теоретиком.

Около 14-ти лет ясно обозначается новый цикл развития, который связывают с "пробуждением духа". Пробуждается самосознание ребенка как существа, отдельного от мира. Мир, с которым он играл, которым наслаждался, предстает теперь как объективная реальность, истина, которую можно познавать в абстрактной, теоретической форме, а познанные законы и причинные связи ставить на службу человеческим целям. Главное теперь - развитие мыслящего разума, причем интерес школьника к познавательным дисциплинам будет тем более глубоким и плодотворным, чем полнее будет удовлетворена его потребность в образах.

Эти границы, конечно не жесткое "расписание", а основные вехи; новые циклы развития вызревают еще в недрах предыдущих, бывают и отклонения по срокам: индивидуальность может нарушать общие законы, и педагог должен быть чутким к таким ситуациям.

Каждый из трех периодов требует не только соответствующих методов обучения, но и особых взаимоотношений с детьми. До рождения ребенок чувствовал себя защищенным и потому верит, что мир добр, и готов подражать тому, что его окружает. В первые 7 лет он и учится, главным образом, посредством подражания. Впечатление и подражание воспринятому - это для ребенка как вдох и выдох. Но он подражает не только видимым действиям и поступкам людей, он впитывает их мысли и чувства. В эти годы на ребенка воздействует не то, что мы ему говорим, а то, какой пример для подражания являем собой, каковы наши мысли, чувства и дела, даже то, какими мы стремимся стать (это относится и к более поздним возрастам). Заброшенный ребенок, лишенный положительных образцов, воспримет худшие примеры, и может вырасти нравственно ущербным человеком.

Ребенок школьного возраста хочет верить и следовать авторитетному взрослому, который показывает ему, как чудесен мир, через которого он чувствует, что мир хорош и что сам он причастен миру. Подростку и юноше, желающему понять внешний мир, смысл человеческого существования, себя как индивидуальность, нужен теплый контакт и не авторитарная помощь наставника, который умеет слышать невысказанные вопросы, помогает видеть осмысленность жизни даже в будничных ее проявлениях.

Такова, в самых общих чертах концепция возрастного развития ребенка, она способна ориентировать педагога в практической работе. Перед нами концепция, претендующая на знание глубинной сущности человека и его назначении на земле. Как уже можно было заметить, три периода развития ребенка соотносятся с телом, душой и духом человека.

2. Экология личности

Существует даже понятие: лечение творчеством. Оно созвучно с программой по оздоровлению детей, принятой Департаментом по образованию и науке Сургута. Правда, там это планируется сделать с помощью физической культуры. А в школе, о которой идет речь, лечение творчеством основывается на раскрытии внутреннего мира ребенка в рисунке, драме, литературе, музыке, театре - для больших и маленьких, здоровых и нет, всех и каждого. При помощи фантазии ребенок не только развлекается, но проявляет невидимые мотивы своего поведения. События в выдуманном мире обычно связаны с реальными и позволяют проникнуть в то, что ребёнок скрывает, увидеть мир его глазами. Творчество даёт свободу самовыражения, позволяет оторваться от действительности и взлететь на крыльях фантазии. Таланты или творческие способности есть у каждого ребенка. Хорошо, если ребенок окунется во все виды творчества. Это поможет выбрать то, что ему по душе.

В процессе игры ребёнок может отделиться от проблемы, которая его беспокоит, переложить её на соучастника творчества - например, куклу (кукольный театр), на нарисованный образ или на того, чью роль играет (театр, пантомима). В игре проявляются важные ситуации из жизни ребёнка, он открывает свои чувства без боязни. Его желания, потребности переносятся на вымышленный образ. Так ребёнок может увидеть себя со стороны, увидеть проблему и избавиться от неё.

Драматическое действо использует любые способы выражения - взгляд, черты лица, движения тела, пантомиму, ролевую игру, кукольный театр, карнавал масок… Дети проявляются сразу в двух образах, который они играют и свой собственный прообраз. В игре ребёнок вновь проживает свой день, совмещая реальность и фантазию. Он покидает на время своё привычное Я, он сам себя создаёт, возникает незнакомец с другими мыслями, чувствами, поведением. Это очень полезно знать учителю. Он сможет анализировать, правильно направлять ребенка, помочь ему выбрать правильный путь. Ведь учить, значит «дотронуться до чужой жизни», а это следует делать осторожно, трепетно, чтобы не сломать и не испортить. Именно в этом случае учение становится составной частью формирования духовности в ребенке, его личности.

Многие взрослые считают ролевые игры баловством, особенно, те, кто подавляют всякое проявление ребячества в себе. Они воспринимают игру как угрозу. Дети же наслаждаются игрой, легко меняют роли, костюмы. Происходит освобождение от проблем, ребёнок учится управлять собой, постигает искусство жить среди других, общаться, работать в коллективе и справляться с любой ситуацией.

Как много пользы принесло бы детям танцевальное искусство. Движение под музыку, ритм. Иногда ребёнку не под силу выразить свои чувства словами, потому что он считает их запретными или угрожающими другим. Он может выразить себя в движении. Общение без слов, часто дает чувство понимания, которого не достичь словами.

Не требует слов и музыка. Она для всех. И она вечна. Цель учителя сопровождать ребёнка постоянно, принимать его таким, какой он есть, и помогать ему, понять самого себя. Хороший учитель всегда помнит, что у каждого ребенка свой темп, свое время для проявления способностей, свой ритм жизни.

"Зажмурьтесь и погрузитесь в свой мир, в своё воображение… Осмотритесь хорошо вокруг. Попробуйте перенести образ на бумагу, нарисуйте свой мир, найдите в нём место каждому предмету. Найдите в нём место для себя…", - так можно начать урок живописи. Рисунок открывает дорогу к понятию внутреннего мира детей. С помощью лепки и живописи дети отображают всё то, на что у них не хватает слов. На бумаге легче упорядочить свои чувства, понять самого себя. До десяти лет почти все дети рисуют, это часть нормального развития. Сначала рисунок - часть игры, естественный способ самовыражения, позже появляется критичность к своим работам, к работе относятся как к проверке способностей.

При помощи красок, фигур и линий дети приоткрывают нам свой внутренний мир. Рисунок никогда не откроет взрослому однозначной правды, рисунок лишь отражает чувства ребёнка. Поэтому учитель часто спрашивает, что ребенок хотел изобразить, что значат для него нарисованные предметы. Эта детская тайна часто спасает ребенка от грубого неумелого вмешательства взрослых в хрупкий правдивый мир.

У некоторых детей рисунки свидетельствуют об их отношении к жизни, у других работы отражают тот мир, в котором им хотелось бы жить. Так что важно дать каждому возможность разъяснить, что же он имел в виду. Рисунок совсем не обязан быть реалистичным, многие дети выражают себя, используя линии, пятна, сочетание красок или геометрических фигур. Отличный подручный материал для любого возраста пластилин и глина. Он дает простор фантазии, можно строить замки, игрушки, разные предметы, сказочные персонажи, создать целый воображаемый мир.

Почему я постоянно возвращаюсь к словам "мир ребенка". Потому что глубоко убеждена, что этот самый мир не только категорически нельзя разрушать, его следует оберегать всеми силами. В противном случае мы недалеки от экологической катастрофы. Здесь уместно провести параллель с другими обитателями нашей планеты. Любое живое существо страдает, когда кто-то врывается в его мир и нарушает его.

И еще об одном виде искусства, которое сегодня особенно популярно. Кино. Могут ли сами школьники делать кино? А кто собственно задавался таким вопросом? Наверняка каждый школьник знал бы наизусть "Евгения Онегина" или эпизоды из "Войны и мира", если бы сам играл роли в кино, или выступал бы режиссером, декоратором, суфлером и т. д. Освоил бы видеотехнику, смог посмотреть на себя после окончания работы, оценить плоды своего труда. Я уверена, что школа искусств должна включать в себя изучение всех видов искусств с непосредственным участием в каждом из них всех школьников без исключения. Ведь, когда мы говорим: "Искусно сделано", то имеем в виду, что очень хорошо.

2.2.

3. Музыка - язык вселенной

Музыка - язык вселенной. Ее благотворное влияние осознано уже в древние времена. Музыка в Древней Греции была одним из обязательных предметов занятий в учебных заведениях. По Платону, одной из особенностей музыкального воспитания было сопоставление музыки и гимнастики как главных элементов воспитания: гимнастика необходима для воспитания тела, а музыка - для воспитания души. Не менее важным представляется и неотделимость музыки от слова и танца, то есть музыка воспринимается во взаимосвязи всех видов искусств. Греки придавали музыке исключительное значение, приписывали ей воспитательные и физиологические функции. Образованным считали человека, умеющего петь в хоре, то есть имеющего музыкальное воспитание.

Знаменитый германский педагог и знаток детских натур Генрих Песталоцци говорит: "Хороша та школа, где развито пение". Каждому, вероятно, знакомы слова: "Где музыка и пение, там нет зла, туда иди смело… Чем шире и многочисленнее будет круг людей, любящих и понимающих музыку, тем, смею думать, в нашей частной и общественной жизни мы насчитаем больше элементов того высокого духовного подъема, того настроения, когда наше сердце становится восприимчивее к благороднейшим порывам сострадания, любви, благоговения перед чем-то, стоящим выше житейской прозы…"

В Древнем Китае, с точки зрения правящих классов, музыка считалась одним из лучших средств воспитания людей, улучшения человеческих нравов и изменения обычаев в нужном направлении. Древне-Китайский мудрец и философ Конфуций (VI - V до н. э.) сказал: "Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке". Другой китайский философ Сюнь-цзы, расшифровывает эту цитату более подробно: "Если музыка уравновешивающая, то народ в таком случае счастлив и не разобщен; если музыка почтительна, и исполнена достоинства, тогда народ любит порядок; если музыка обворожительна, прекрасна и тем самым опасна, то народ становится неподчительным, безразличным, низменным и обыденным…", "музицируя, мы указываем народу дорогу".

Из этих высказываний следует: музыка - наиболее совершенный метод, чтобы управлять людьми. По музыке, которую слушают наши дети, можно определить, что их ждет в будущем.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию музыка занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать: " Зачем тратить дорогое время на сочинение стихов, если нет никакого поэтического дара! Зачем рисовать, если не получается! Для чего пытаться сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха!.."

Во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…

Но за всеми этими нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и не сформировавшихся еще мыслей.

Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других".

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания.

Один стремится создать что-то сверх того, что ему "по инструкции" положено создавать, другой удовлетворен тем, что создает лишь то, что ему положено - "отсюда" и "досюда". К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то, формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперед, или отставать.

Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом - творцом и специалистом - ремесленником.

Это необходимо подчеркнуть, потому что иногда говорят, будто существуют профессии "творческие" и профессии "нетворческие". Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, забывают о главном: нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих. В любой профессии можно открыть новый, хотя бы и маленький мир.

Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Вот почему не правы учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка, и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются. "Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них".

По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из "внешнего предмета" творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского "Я".

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, размышлении и т.д.) ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Необходимо развивать индивидуальные стили познавательной деятельности каждого ученика. В мире уже созданы школы, где ученикам предоставляется возможность работать индивидуально на мягких коврах или в группах за специализированными столами для групповой работы. Здесь используются как четко структурированные уроки под руководством учителя, так и работа в малых группах (парах, тройках, пр.). Используются компьютерные технологии и главное - самостоятельная индивидуальная деятельность. Основные предметы, требующие объяснения учителя и его руководства, повторяются утром и во второй половине дня. Учащиеся могут таким образом посещать уроки, сдавать зачеты, работать над проектами в удобное для них время, в удобном для них темпе и форме, согласуясь со своим биологическим ритмом, психологическими особенностями. Школа индивидуального стиля обучения основное внимание, в отличие от традиционной школы, уделяет вовлечению каждого ученика в активную познавательную деятельность, формированию умений решать проблемы, развитию творческих способностей учащихся, раскрытию их духовности. Наконец, такая школа уделяет большое внимание обучению в сотрудничестве, в малых группах.

Надо признать, что при всей привлекательности такой организации обучения, говорить с уверенностью о высокой эффективности такого обучения можно очень осторожно. Дело в том, что по рассказам очевидцев, учащиеся таких школ действительно показывают очень высокие академические знания, становятся победителями национальных конкурсов. Сами учащиеся очень высоко отзываются о подобном подходе к обучению, они буквально влюблены в свою школу. Однако здесь в большей мере, чем при других подходах к обучению, важна роль учителя, его профессионализм, умение очень тонко определять и учитывать индивидуальные различия учащихся не только в академических знаниях, но и в психологическом плане. Необходимо соответственно готовить учебные материалы, планы, программы. Все это требует действительно очень высокого профессионального мастерства, такта, определенных личностных качеств учителя. Возможно, за такими школами будущее. Но пока это лишь идеал, который, к сожалению, не может быть массовым.

Несмотря на довольно противоречивое и сложное вхождение предметов искусства в образовательный процесс школы, положительные тенденции все же существуют. За последние годы открылись новые школы с углубленным изучением искусства, разработаны проекты концепций художественного образования. Во всех концепциях подчеркивается значимость многостороннего эстетического воспитания детей; важность и необходимость культуры и искусства в образовании; сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы музыкального образования.

Для того, чтобы утвердиться в этом своем мировоззрении, достаточно вспомнить, что образование есть ничто иное, как воспитание образами, которого без произведений искусства, добиться, невозможно. Воспитать достойного человека, помочь сформироваться личности можно лишь в том случае, когда человек переживает эмоции. Результатом всего образовательного процесса, в конечном итоге должен стать человек не только знающий и умеющий, но, прежде всего гуманный, интеллигентный, воспитанный. И дополнительное образование играет в этом не последнюю роль.

Ушел из средней школы театр, у детей пропал интерес к литературе, они перестали читать хорошие книги, поэзия утратила свое музыкальное звучание. Гуманитарные науки и уроки различных видов искусства, в состоянии ликвидировать эти пробелы. Замечательной экспериментальной площадкой интегративного процесса обучения в городе был Сургутский колледж искусств. Там даже уроки математики преподносились в виде театрализованных представлений и с музыкальным сопровождением. Учитывались способности ребят, и, если ученик преуспевал в живописи, то, например уроки биологии или географии ему преподавались через рисунок.

Еще одна сургутская школа - Колледж русской культуры имени Аркадия Степановича Знаменского. Все уроки, которые в обычной школе считаются второстепенными, здесь поставлены на профессиональный уровень. Каждый самый обычный школьник кроме общепринятых уроков обязательно играет на инструменте, лепит из пластилина, поет, рисует, вышивает или вырезает по дереву. Практика показывает, что эти дети даже при продолжительности урока в 35 минут успевают усвоить материал качественно, без напряжения и с удовольствием. К концу обучения - это содержательные молодые люди, которые уверенно и твердо стоят на ногах и знают все о своей будущей профессии.

Заключение

Школа раннего эстетического развития - это комплексное объединение, храм, где созданы все условия для контролируемого, целенаправленного, эмоционального развития природных способностей ребенка на ранних возрастных этапах (4-6 лет). В основе школы - комплексная интегративная программа, которая сопровождает малыша в его эмоциональном, эстетическом взрослении. Воспитывает гармоничное восприятие окружающего мира, творческую активность, инициативу. Программа предусматривает обучение детей доступным их возрасту умениям в области искусства и языковой культуры.

Успешность программы зависит от ее комплексного характера, от того, насколько она ориентирована на каждую конкретную личность, на активное творчество учителя и ученика. Под комплексным обучением следует понимать жизнь через музыку, изобразительное искусство, ритмику, декоративно-прикладное творчество. Только с помощью такого обучения можно сформировать у детей целостное восприятие мира, раскрыть душу ребенка, его чувства. Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и представлений, возникающих как бессознательные импульсы на окружающий мир звуков, цветов, запахов, прикосновений, отражение этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях. Это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.

Программа нацелена на превращение школы искусств из преимущественно просветительского учреждения в школу духовной культуры, школы обучения - в школу воспитания, на построение человеко-ориентированной школы, гуманно-личностного подхода к ребенку, партнерских отношений с родителями. Для формирования личности социальное равенство детей, отсутствие личностной сегрегации или селекции; педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и семьи, создание единой системы воспитания ребенка в школе, семье и социуме необходимы. Важнейшее направление программы - адаптирующая педагогика. Она призвана обеспечить совместимость школы и семьи, взаимное их сближение и взаимодействие.

Ежегодный итог работы такой школы - открытый итоговый отчетный концерт. Торжественная, весомая демонстрация успехов каждого ребенка. Выставка изобразительного и декоративно-прикладного творчества школы раннего эстетического развития должна превратиться в настоящую художественную галерею, где главный герой, мастер, кудесник, личность - ребенок. Самый главный, неповторимый, незаурядный, талантливый. Светлое будущее общества.

Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. Можем ли мы их научить счастью? У подлинного счастья две стороны: первая - счастье человеческого общения, счастье взаимопонимания. Способность к такому счастью можно формировать. Способность сопереживания - это фундамент любого понимания человека человеком. Эту способность может формировать искусство. Оно для этого!

Вторая сторона - это счастье творческого труда. Счастье труда, в котором проявляется твоя личность. Способность к творчеству также может формировать искусство - оно сильнейший инструмент в руках педагогики. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Оно по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или сделать по- новому, по-своему, лучше. Это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Обеспечить гармоничное развитие ребенка в полном согласии с его природой возможно посредством такой теории образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание. Все эти стороны воспитания необходимо осуществлять в тесной связи и взаимодействии.










Литература


  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 416 с.

  2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества./ М.: Центр "Педагогический поиск", 2000 - 144 с.

  3. Вентцель. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - с.216 (Антология гуманной педагогики).

  4. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

  5. Изобразительное искусство в школе: Научно-методический журнал.№ 4 - 2002.

  6. Изобразительное искусство в школе: Научно-методический журнал. № 5 2002.

  7. Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. № 3 - 1994.

  8. Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. № 1 - 2003.

  9. Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 4 - 2002.

  10. Искусство и школа: Кн. для учителя/ Сост. А.К. Василевский. - М.: Просвещение, 1981 - 288 с.

  11. Коменский Я.А. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 244 с. - (Антология гуманной педагогики).

  12. Макаренко. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - с.224 (Антология гуманной педагогики).

  13. Махатма Ганди. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

  14. Музыка в школе: Научно-методический журнал. № 5 - 2002.

  15. Музыка в школе: Научно-методический журнал. № 6 - 2002.

  16. Осеннева М.С., Безбородова Л.А., Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 368 с.

  17. Песталоцци- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 244 с. - (Антология гуманной педагогики).

  18. Современные подходы к теории эстетического воспитания (Материалы и тезисы Буровских чтений). - М.: ИХО РАО, 1999. - 207 с.

  19. Спутник учителя музыки/ С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др., Сост. Т.В. Челышева. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

  20. Ушинский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

  21. Френе С. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

  22. Цыпин Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. - М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

  23. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

  24. Эстетическое воспитание в школах искусств: Кн. для учителя: Из опыта работы/ Сост. П.В. Халабузарь. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.



1 Рудольф Штайнер - основатель антропософского учения. Антропософия - от греч. "антропос" (человек) и "софия" (мудрость), учение о человеке и мире, основанное на мистическом опыте.


© 2010-2022