Методические рекомендации Консультации психолога Я справлюсь с трудностями

В пособие даны несколько практических рекомендаций для студентов как подготовится и успешно сдать, избежать переутомления, стресса, паники во время экзамена.  Представлены советы как наилучшим образом понять своих родителей, наладить сними доверительные отношения. Рассматривается, что такое обида и как справиться с этим чувством и освободиться от него.  Для педагогов представлены причины возникновения конфликтов между учащимися в группе, техники выхода из конфликтной ситуации.  Даны рекомендации...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Консультации для студентов

Экзамены? Нет проблем! Как успешно подготовиться к экзаменам и успешно их сдать 4

Как понять своих родителей? 16

Как справиться с обидой 18

Консультации для преподавателей

Помощь студентам в процессе подготовки к экзаменам 24

Профилактика конфликтного поведения между учащимися в группе 27

Консультации для родителей

Небезопасные игры. Компьютерная зависимость у подростков 30

Литература 37





































ЭКЗАМЕНЫ? НЕТ ПРОБЛЕМ!

Как успешно подготовиться к экзаменам и

успешно их сдать

Методические рекомендации Консультации психолога Я справлюсь с трудностями

Экзамены - это ответственный период в жизни любого человека. Это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса.

Основными условиями успешной сдачи экзаменов являются хорошая подготовка, крепкие знания, высокая мотивация, нацеленность на выполнение учебных задач, преодоление трудностей и эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, несмотря ни на что, способность выдержать напряженный экзаменационный период. Почти все в той или иной степени волнуются перед экзаменом. Если немного, то это даже хорошо - происходит мобилизация организма, он «готов к работе». Но если волнение сильное, то это плохо. Несколько советов, которые помогут вам справиться с волнением перед экзаменами, подготовиться и успешно сдать их.

Методические рекомендации Консультации психолога Я справлюсь с трудностями

  • Заранее создайте положительную установку на сдачу экзамена. Готовясь к экзаменам, никогда не думайте, что «провалитесь». Мысли о возможном провале являются саморазрушающими. Постарайтесь настроиться на успех. Мысленно рисуйте себе картину триумфа. За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию сдачи, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. При подготовке к экзаменам нужно обязательно верить в себя. Чем меньше веры в свои собственные силы, тем больше страх, который может парализовать и даже свести на нет все действия. Внушайте себе, что вы хорошо подготовлены и справитесь с заданием. Произносите про себя фразу: «я смогу сдать экзамен». Будьте готовы сделать максимально все, от вас зависящее.

  • Необходимо начинать готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохраняя спокойствие.

  • Организуйте свое рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало во время работы.

  • Полезно составить план своих занятий: что изучаете сегодня, что завтра и т. д. В зависимости от того, кто вы, «сова» или «жаворонок», максимально загрузите себя в первую или во вторую половину дня. Если очень трудно собраться с силами и мыслями, начинайте с самого легкого.

  • Подготовка - это не простое прочтение, а составление ответов на вопросы (конспекты). Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем (для ответа), причем обязательно это делать не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна тем, что информация запоминается легче. Вы лучше усвоите материал, если будете проговаривать его.

  • Не стоит стремиться к тому, чтобы запомнить наизусть весь учебник, надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Постарайтесь сначала запомнить то, что дается легко, а потом переходить к изучению трудного материала. Начинайте повторять материал по горячим следам, повторяйте его накануне экзамена. Только повторяя пройденное, можно достичь желаемого результата.

  • Не приковывайте себя к письменному столу на 24 часа в день. Обязательно следует чередовать работу и отдых (40-60 мин. занятий, 10-15 мин. отдыха), чтобы избежать переутомления.

  • Чередуйте умственный и физический труд. Регулярные, но умеренные физические упражнения усилят вашу энергию, просветлят мышление и снизят ощущения стресса.

  • В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуйте, общайтесь с интересными людьми. Попробуйте упражнения йоги, дыхательную технику для расслабления и преодоления стресса. Они помогут вам снять напряжение, усилят концентрацию и внимание, а также улучшат сон.

  • Берегите от переутомления глаза, давайте им отдых, переключайте внимание (отвести глаза от книги, посмотреть вдаль). Сведите к минимуму телевизионные передачи и работу за компьютером.

  • Отведите достаточное время на сон. Если вы устали при подготовке и хотите поспать, то лучше так и сделать. Нечего себя принуждать, тем более что пользы все равно не будет.


  • Помните о правильном питании. В период подготовки вашему мозгу требуется больше питательных веществ. Отдавайте предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам и фруктам. Не пейте слишком много кофе, чая и газированных напитков; кофеин только больше возбудит мозг и сделает его менее восприимчивым к информации. Перед экзаменами не следует наедаться. Можно съесть немного шоколада, который является отличным антидепрессантом. Это поможет вам сконцентрироваться на задании, справиться со страхом. Не переусердствуйте с успокоительными средствами, т. к. они тормозят все процессы в организме, в том числе и мозговую деятельность.

  • Перед экзаменом следует хорошо выспаться, привести в порядок свои эмоции, собраться с мыслями. Заранее позаботьтесь о том, чтобы одежда, обувь не доставляли вам внутреннего дискомфорта и не отвлекали ваше внимание во время экзамена. Будьте одеты и причесаны соответственно случаю.

Перед экзаменом?

Методические рекомендации Консультации психолога Я справлюсь с трудностями

  • Чтобы меньше волноваться в период ожидания экзамена, старайтесь идти сдавать в числе первых. Если страшно идти первым на экзамен, то лучше немного подождать. Вы сможете расспросить тех, кто уже сдал экзамен, о том, как это было, какие вопросы задавали, и сделать полезные выводы.

  • Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом - это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как вы не сможете мыслить ясно. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники - это закрыть глаза и сделать несколько медленных глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя несколько раз «я спокоен», «я расслаблен» или «я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо».

  • Перед входом в кабинет прекратите волнительные панические разговоры с товарищами, успокойтесь и войдите с уверенностью, что все получится.

  • Взяв билет, не следует комментировать содержание билета радостными возгласами или скорбными репликами и демонстрировать соответствующие чувства выражением лица. Если в первую минуту вам показалось, что вы ничего не знаете, не отчаивайтесь и не пугайтесь. Такое бывает со многими. Постарайтесь забыть об окружающих и сосредоточиться на вопросах. Активное припоминание - это трудный и сложный процесс. Просмотрев все вопросы, начните с тех, в ответах на которые вы не сомневаетесь. Продумайте план

ответа и запишите его (правила, примеры, отдельные положения, аргументы). Когда приступаете к новому заданию, временно забудьте о предыдущем.

  • Шпаргалки добавляют нервности, подумайте, стоит ли волноваться еще больше? Списывание со шпаргалки - чрезвычайно стрессовая ситуация. Если вы заглянете в шпаргалку «только одним глазком», то у вас будут трястись руки и все смешиваться в голове, по крайней мере, минут десять. Объем памяти при этом резко сокращается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело, заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения сдающего экзаменатор просто не может. Решайте сами. Каждый действует на свой страх и риск. Лучше надеяться на себя и свои знания.

  • Отвечайте свободно. Не бойтесь время от времени смотреть в глаза преподавателям. Пользуйтесь листом самоподготовки (не читайте, не отрывая глаз от листа). Покажите готовность говорить о предмете «до утра», не бойтесь, преподаватель не позволит вам этого сделать. Если при ответе вы волнуетесь, голос дрожит, не пугайтесь, ведь это естественно на экзамене, даже вызывает сочувствие, сопереживание у преподавателя. Если у вас есть что сказать, волнение скоро пройдет. А если сказать нечего, все равно пытайтесь рассуждать логически, ведь умение мыслить - высоко ценимое качество. Не бойтесь дополнительных вопросов, не суетитесь, не показывайте своих сомнений.

После экзамена…

  • Если экзамен сдан успешно, похвалите себя, позвольте ласковые слова в свой адрес. Постарайтесь отыскать положительные действия и качества, за которые стоит себя похвалить. Скажите: «Я молодец! Я хвалю себя за то, что...» (продолжи фразу по своему усмотрению). Побалуйте себя сюрпризом.

  • Если вы «завалили» экзамен, не стоит слишком отчаиваться. Не сдавайтесь! Если обсуждение несданного экзамена с друзьями расстраивает вас, не делайте этого. Задумайтесь и попытайтесь ответить на вопросы, почему это произошло, в чем ваша ошибка? Скажите себе: «Отрицательный результат - это тоже определенный опыт, из которого необходимо извлечь урок. Всем это под силу, все могут с этим справиться - и я смогу!» Хорошенько разозлитесь на себя и беритесь за дальнейшее изучение материала с удвоенной силой!

  • Какое-то время после сдачи экзамена посвятите отдыху, не начинайте сразу готовиться к следующему. Отдых - на ваш вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

Техники подготовки к экзаменам

Формула самовнушения

  • Я полностью контролирую свое поведение. Я вижу трудности на своем пути и это возможности моего личностного роста.

  • Я контролирую свои мысли и чувства.

  • Я с каждым днем чувствую себя более уверенным.

  • Я в состоянии достичь своей цели, и я достигну своей цели.

  • Я представляю себя счастливым, здоровым и успешным.

  • Я буду таким, каким себя представляю.

  • Я спокоен и уверен в себе.

Метод глубокого дыхания

Важной составляющей всех видов расслабляющих процедур являются упражнения с глубоким дыханием. Глубокое естественное дыхание способно принести пользу практически всем. Оно особенно облегчает жизнь людям, склонным к панике, тревоге, апатии, головным болям. Глубокое дыхание является исключительно оправданной стратегией для быстрого снижения стресса разных уровней. Глубокое дыхание является техникой, которой можно воспользоваться в любой ситуации, в любое время для того, чтобы снять эмоциональное и физиологическое напряжение, связанное со стрессом.

Определение типа дыхания

Проверить, какой тип дыхания свойственен вам в обычных условиях, можно следующим способом: приложите ладонь одной руки на грудь, другой - на живот. Сделайте глубокий вдох. Если первой поднимается рука, находящаяся на груди - тип дыхания грудной (торакальный), если первой поднимается рука, находящаяся на животе - тип дыхания диафрагмальный (абдоминальный).

Грудное дыхание - поверхностный тип дыхания, свойственный большинству взрослых людей. Этот тип дыхания не способствует преодолению стресса, он быстро реагирует на чувство тревоги и раздражения учащенным, неритмичным темпом дыхательных движений.
Тренировка глубокого дыхания помогает контролировать физиологические реакции, возникающие в ответ на стрессор.

Тренировка глубокого дыхания:

  • дышите носом;

  • примите удобную позу (сидя или стоя), закройте глаза;

  • положите одну ладонь на грудь, другую - на живот;

  • дышите как обычно, отмечая, в какой последовательности двигаются руки на вдохе;

  • попробуйте сделать вдох так, чтобы первой поднялась рука, лежащая на животе, а затем - рука, находящаяся на груди.

Техника глубокого дыхания:

  • медленный вдох через нос;

  • вдох с заполнением воздухом нижних отделов легких, затем с постепенным заполнением средних, а затем - верхних отделов легких (вдох - следует проводить плавно, как одно движение);

  • на несколько секунд задержать дыхание;

  • постепенно выдыхать через рот, слегка втяните живот и медленно поджимайте его по мере опустошения легких; расслабьте плечи;

  • в конце вдоха слегка поднимите плечи и ключицы так, чтобы легкие можно было вновь до самых верхушек наполнить воздухом.

Мышечное расслабление

  • Мышечное расслабление снимает физическое напряжение и приносит ощущение комфорта и жизнерадостность. Чтобы добиться расслабления, нужно научиться распознавать признаки физического напряжения и контролировать его.

  • В стрессовой ситуации, когда вы чувствуете, как мышцы непроизвольно напрягаются, сделайте сознательное усилие, чтобы сразу же расслабиться следующим способом:

  • Глубоко вдохните, медленно выдохните и сосредоточьте все мысли на своем теле.

  • Напрягите пальцы ног и ступни, подержите так несколько секунд, и полностью расслабьте. Обратите внимание на то, что мышцы стали как бы тяжелее.

  • Переместите свое внимание на икры ног и повторите процедуру напряжения/расслабления. Затем то же самое проделайте с бедрами.

  • Теперь сожмите и расслабьте ягодицы. Далее переходите к мышцам спины.

  • По очереди напрягайте и расслабляйте пальцы рук, затем кисти, предплечья, постепенно поднимаясь выше к плечам.

  • Сосредоточьте внимание на шее, голове, челюстях и лбе. Не забудьте о глазах и мышцах лица. Вас, возможно, удивит, как сильно они напряжены.

  • И, наконец, охватите внутренним взором все свое тело сразу. Пусть воображение поможет Вам представить, как остатки напряжения зримо уходят из вашего тела через ноги в пол.



Упражнения от переутомления глаз

Переутомление глаз

Симптомы переутомления глаз таковы: вечерняя усталость, покраснение белков, характерные головные боли (когда от напряженных глаз болевые ощущения направлены через лоб к макушке). Такое состояние даже здоровые глаза долго не могут выдержать. Для нормального функционирования глаз необходимо соблюдать правила гигиены зрения. Они направлены на то, чтобы глаза не перенапрягались и регулярно отдыхали.

Упражнения для глаз 1

Всем известная с детства гимнастика для глаз - эффективная профилактическая мера. Эта гимнастика непродолжительная по времени, выполняется в процессе работы за компьютером, главное - не лениться и не забывать ее делать.

  • Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, а затем широко раскрыть и посмотреть вдаль поверх монитора. Повторяют 4-5 раз.

  • Посмотреть на кончик носа, затем перевести взгляд вдаль, также повторяют 4-5 раз.

  • Делать круговые движения глазами, не поворачивая головы. Сначала в одну сторону, затем в другую. По окончании упражнения посмотреть вдаль.

  • Движения по диагонали в одну и другую стороны.

  • Движения вверх-вниз. Повторяют по 3-4 раза.

  • И, наконец, универсальное упражнение - посмотреть на указательный палец, который, сначала удален от глаз на расстоянии 25-30 см, затем, не сводя с пальца глаз, приближается к кончику носа. По окончании посмотреть вдаль.

Простые и доступные каждому, эти упражнения хотя и выполняются в течение минуты, но пользу глазам приносят не малую.

Упражнения для глаз 2

Следующие упражнения для глаз полезно делать до начала и после окончания работы за компьютером. Чем больше у мышц и нервов, иннервирующих глаза, будет силы, эластичности и тонуса, тем лучше будет зрение.

  • Лежать на спине в спокойном и расслабленном состоянии. Делать глубокие вдохи и медленные выдохи. Взгляд на несколько секунд фиксируют вверх между бровями, затем переводят вдаль и на выдохе на кончик носа.

  • Сесть, скрестив ноги и выпрямив спину, макушкой тянуться вверх. Взгляд обратить вперед, на вдохе посмотреть влево, вернуться вперед и сделать выдох. Повторить с переводом взгляда вправо.

  • Зафиксировать взгляд на предмете, расположенном на расстоянии 2 метра. Закрыть глаза и мысленно продолжать наблюдать этот предмет.

  • Закрыть глаза, и прикрыть их ладонями в течение 30-60 секунд. Открыть глаза.

Упражнения для глаз 3

Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!

  1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

  5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Гимнастику для глаз нужно делать всегда в хорошем настроении,

с любовью к своим глазам и самому себе


Питание перед экзаменами. Пища для ума

У вас скоро экзамены, самое время задуматься над тем, что вы едите, есть ли в вашей диете продукты, достаточно стимулирующие мозг. Ведь ваш обед действительно может повлиять на то, как вы проявите себя на экзамене. Правильные продукты помогают лучше сосредотачиваться, позволяют лучше спать ночью и снижают уровень обеспокоенности. Так что ешьте правильно!

Какие же продукты полезнее перед экзаменами

Почти все. Мозг "работает" на энергии, получаемой из перевариваемой пищи. Основной источник энергии - глюкоза, которую организм получает из продуктов, богатых углеводами - хлопьев для завтрака, хлеба, макарон. Энергия хранится в мозгу очень маленькими порциями, поэтому их нужно постоянно пополнять глюкозой, чтобы мозг работал в полную мощь. Поэтому во время подготовки к экзаменам очень важно отложить диету питаться правильно и полезно.

Закуски и перекусы

Избегайте сахара, шоколада, конфет, печенья и других продуктов с высоким содержанием сахара. Возможно, сначала они и придадут вам энергетический толчок, но толчок этот очень кратковременный и вы будете чувствовать себя еще более устало, чем раньше.

Ограничьте количество чипсов - хотя в них нет сахара, из-за их высокого содержания жира, желудку на нервной почве будет сложно их переварить.

Если занимаясь, вы чувствуете, что без перекуса не обойтись, уйдите в другую комнату и сделайте нормальный перерыв, чтобы отдохнуть и подпитать мозги. Попробуйте:

  • свежие фрукты или сухофрукты

  • бутерброд

  • тарелку супа

  • кусок сыра

  • несоленые орешки

  • Йогурт

  • только что сделанный молочный коктейль





Напитки в помощь

Не забывайте часто пить. Исследования показали, что дети, которые пьют больше, воды лучше сосредотачиваются, проще переваривают новую информацию и меньше страдают от головной боли. Когда занимаетесь, держите на столе бутылку или кувшин с водой, а если простую воду вы не любите, разведите ее небольшим количеством фруктового концентрата.

Напитки с большим содержанием сахара лучше избегать, так как из-за них уровень энергии падает сразу после того, как вы их выпьете.

Пейте больше воды в день перед экзаменом, но желательно задолго, чтобы вода полностью прошла через организм, и вам не пришлось провести экзамен в туалете.

Не приучайте себя ккоффеину (к чаю, кофе или кока-коле) занимаясь ночью; из-за коффеина на следующий день вы, скорее всего, будете чувствовать себя устало и budete очень нервничать.

Анти-стресс

Не пытайтесь учиться, пока вы обедаете или перекусываете - отведите еде отдельное время и вы будете чувствовать себя заметно лучше и свежее, возвращаясь к учебникам.

Не используйте таблетки коффеина - из-за них у вас увеличится уровень волнения, и вы не сможете спать.

Помните, что даже во время экзаменов важно заниматься спортом и общаться, хотя бы в более умеренных количествах, все это хорошо снижает стресс.

Во время зубрежки

Питаться во время подготовки к экзаменам диетологи советуют не реже четырех раз в день, но порции должны только утолять голод, а не пересыщать.

На столе должна быть морская рыба и стручковая фасоль (в ней содержится цинк, способствующий улучшению памяти), богатые железом сухофрукты, зеленые овощи и обезжиренное мясо повысят концентрацию внимания. Витамин С, содержащийся в цитрусовых, белокочанной капусте и томатах, поможет побороть стресс. А кальций, которым богаты молочные продукты, обеспечит нормальное функционирование нервной системы.

Бороться с приступами голода между приемами пищи лучше всего с помощью маленьких кусочков черного шоколада, орехов и фруктов. А вот жевать в процессе обучения не рекомендуется: прочитанные строчки «съедятся» вместе с пищей и забудутся через десять минут.

Ночь перед экзаменом

Крахмальные продукты - макароны, рис, картофель и хлеб подойдут отлично и помогут спокойно спать.

Стакан молока - теплого или холодного - тоже поможет вам уснуть. Некоторые считают, что в молоке содержится амино-кислота l-Tryptophan, которая усыпляет. Избегайте кофе, чай и колу, так как они не дадут вам уснуть.

Ответственный завтрак

Утром перед экзаменом ешьте что-нибудь с высоким содержанием белка и клетчатки: яйца, фасоль или грибы на тосте, тост с медом или овсянку, мюсли. Но если вы слишком нервничаете, чтобы много съесть, съешьте пару бананов, изюм или фруктовый молочный коктейль, который поддержит вас на экзамене.

Хочется надеяться, что эти советы помогут вам настроиться на «позитивную волну» и благополучно преодолеть рифы экзаменационного периода. И, тем не менее, не забывайте о том, что экзамен - это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Отнеситесь к экзамену как к решению одной из нормальных жизненных задач.

Удачи на экзаменах!

















КАК ПОНЯТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

Методические рекомендации Консультации психолога Я справлюсь с трудностями

Как часто приходится слышать от молодых

людей об отсутствии взаимопонимания с родителями…


Вот отрывок из письма одного юноши «… взрослые не всегда хорошо понимают нас, им кажется, что мы плохие. А нас просто не понимают! Родители видят в нас только врагов, потому и ведут себя с нами соответственно, вечно пилят, всем недовольны.. .С ума можно сойти. Так кто же из нас прав»?

Да, ладить с родителями бывает не просто, но не стоит их во всем обвинять и искать виноватых. А виноваты, скорее всего, обе стороны. Старшие в том, что не смогли найти общий язык с тобой, а ты, также не стараешься понять их. Но если тебе хотелось бы разрешить эту проблему, начни с себя.

Сразу скажем: точных рецептов тут не существует, однако несколько практических советов стоит учесть

1. Постарайся стать мудрее и принять на себя ответственность за отчуждение в вашей семье. Подумай над тем, что родители изначально не были родителями, а стали ими только в момент твоего рождения. Поэтому их родительский стаж равен твоему возрасту. Так что как родители они твои ровесники и также нуждаются в помощи и поддержке.

2. Сотрудничай с ними. Хочешь чего-то добиться от родителей - не скандаль, а договаривайся. Дай им понять, что вы можете решить проблему спокойно, без взаимных упреков.

3. Если родители «взяли повышенный тон», не кричи им в ответ и не злись. Чем спокойнее и доброжелательнее ты говоришь, тем скорее беседа даст результат. При этом вовсе не обязательно уступать или соглашаться.

4. Во время спора ни в коем случае не делай обобщений типа: «Ты никогда меня не понимаешь», «Вам все равно не докажешь!» и т. п. Это лишь подольет масла в огонь.

5. Подумай, в чем именно твои родители правы, споря с тобой. Иногда сам чувствуешь, что не прав, но признаться в этом трудно. Ерунда - признавайся. В следующий раз родители будут больше уважать твою позицию. Быть может, от крика они перейдут к настоящим аргументам.

6. Запомни также, что родители, как все остальные люди, могут ошибаться, быть слабыми, больными и даже несостоятельными. Прими их такими, какие они есть.

7. Родители, точно так же, как и ты, любят, когда их хвалят и говорят им спасибо. Вообще внимание и слово «спасибо» - это такой стимул!

8. Не жди всегда ответа от них на все твои вопросы. Чаще сам старайся анализировать и понимать свои проблемы. А если родители тебе что-то советуют - прислушайся, многое они действительно знают лучше.

9. Помни, что родителям тоже очень приятен твой интерес к их жизни. Ты можешь научиться любить что-то из того, что они делают и что им нравиться. Родители, конечно, старше, но они еще не на пенсии и тоже любят веселье, красивые вещи, они вообще любят друг друга. Не смотри на них свысока. Позволь им все, что ты позволяешь себе.

10. Общайся с ними. Они искренне этого хотят. Люби их всегда, даже когда они явно ошибаются. Ведь быть родителем не значит быть Богом. Искренне надеемся, что эти рекомендации помогут тебе найти общий язык с родителями.

Удачи!











КАК СПРАВИТЬСЯ С ОБИДОЙ

Методические рекомендации Консультации психолога Я справлюсь с трудностями

Что такое обида?

Наверно сложно встретить человека, не держащего на кого-то обиды! «Меня обидели! Незаслуженно и несправедливо, ни за что…», «он нанес мне большую обиду», «я даже чуть-чуть обиделась». Даже случайно оброненные слова, сказанные без злого умысла, могут стать предметом обиды на много лет. Обидеть нас может любой, впрочем, и мы можем обидеть любого, порой и сами не подозревая об этом.

Чувство обиды - одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело. Не случайно слово «обижаться» восходит к словосочетанию «обижать себя». Обижаясь, мы творим зло, прежде всего, себе. Находиться во власти такого чувства очень вредно, поскольку обида - это невыраженный гнев, направленный внутрь себя. Она способна нанести серьезный вред нашему здоровью. Подавленные отрицательные эмоции приводят к язве, астме, гипертонии и многим другим заболеваниям. Ведь что такое обида, как не поедание самого себя? Обида является причиной большинства стрессов, вводит человека в состояние дисгармонии.

Обида возникает почти мгновенно, как реакция на какие-либо обстоятельства жизни или на слова и поступки людей. Меняется настроение человека, возникает гнетущее состояние, ухудшается жизненный тонус. Она вызывает острое ощущение несправедливой обделенности по сравнению с другими, убежденности в своей «правоте» и «неправоте» другого - обидчика. Обида может постепенно изживаться, может вызывать острый аффект, который нередко ведет к ответному «оскорблению действием», к ряду обдуманных разнообразных действий, в том числе к мести. Она часто остается невысказанной, надолго затаивается, разрастается, в молчании накапливаются отчаяние от своей «непризнанности» и гнев на обидчика, которые периодически прорываются недоброжелательностью, эмоциональным вымогательством, чувством вины, бурным «предъявлением претензий», «срывами» на близких, детях, друзьях, сослуживцах. Поэтому обида может привести ко многим нежелательным последствиям: ссорам, скандалам, конфликтам, уходу близких людей и т. д.

Как справиться с этим чувством и освободиться от него?

Каждый из нас хотя бы раз в жизни обижался. Да что там раз! Почти не замечая того, мы очень часто пребываем в этом состоянии - обижаемся на себя, на «судьбу-злодейку», а чаще всего - на окружающих.

Обида на окружающих нас людей. Большие ожидания от окружающих чреваты глубокой обидой. Несоответствие ситуации нашим ожиданиям служит почвой для возникновения этого неприятного, разрушающего здоровье чувства. Допустим, вы делаете доброе дело для человека и «знаете», как он должен отнестись к этому. А он реагирует совсем иначе. Ощущение, что вас недооценили, вызывает чувство горечи. Именно ожидание какой-то конкретной реакции - слова, действия, поступка - вызывает эмоцию отчуждения, которая горечью и болью отдается во всем нашем существе. Эмоцию, имеющую свойство с течением времени перерастать в глубокое чувство, избавиться от которого бывает порой очень сложно. А избавляться нужно, просто необходимо, потому, что обида мешает нам радоваться и наслаждаться жизнью.

Как минимизировать обиды от нереалистичных ожиданий? Проанализируйте свои ожидания. Посмотрите, не слишком ли они жесткие, не слишком ли нереальные? Обратите внимание, не противоречит ли одно ожидание другому? Не ждите, что человек прочитает ваши мысли. Постарайтесь рассказать о своих чувствах и ожиданиях своевременно. Как можно конкретнее говорите о важных для себя вещах. Проясните взаимные ожидания.

Если вас обидели СЛУЧАЙНО, не хотели этого делать, но так получилось. Что делать? Зачем же вам самим делать себе зло и взращивать, раздувать в себе этот огонь обиды, разрушать, тем самым, свое здоровье, взаимоотношения в семье?! А может быть, это была реакция на ваше «скорое» слово?! Проанализируйте. Простите! Если обида нанесена без умысла, порой достаточно просто поговорить об этом с обидчиком - и он все поймет.

Если вы чувствуете, что вас СПЕЦИАЛЬНО обижают, намеренно хотят вывести на негативные эмоции, задеть или унизить. Что делать? Первое, что надо сделать, - признаться в этом себе. Будьте честны перед собой: «Да, мне обидно». А теперь стоит выразить обиду и самому обидчику. Хотя это бывает очень трудно. Дальше можете не продолжать разговор: вы свою позицию обозначили. Если обидчик будет продолжать доводить вас, спросите себя: «Хочу ли я испытывать чувства по заказу этого человека?» И относитесь к его репликам, как к шуму ветра за окном. Не получая нужной реакции, такие люди постепенно отстают.

Обида на себя. Многие из нас часто обижают себя, даже не замечая этого. «Какая я старая, толстая!» - говорит женщина, глядя в зеркало. «Ну что я за дура!» - возмущается другая. «Когда же, наконец, я стану волевой, сильной, решительной!» - сокрушается третья. Казалось бы, слова, сказанные себе самой, не могут обидеть. Могут! Причем еще сильнее, чем произнесенные кем-то другим. Подсознание не понимает ни шуток, ни кокетства. Вы дали команду почувствовать себя «толстой, старой», «дурой» - оно посылает вам результат в виде плохого настроения и сниженной самооценки. Что делать? Отслеживать все мысли и слова о себе. И как только чувствуете, что впадаете в самообвинения, останавливать себя. Что бы ни случилось, избегайте неконструктивно критиковать себя. Будьте доброжелательны к себе - и тогда вы станете менее уязвимы для других.

Обида на судьбу. Есть люди, которые испытывают это чувство постоянно: они родились не в той стране, не в то время, не у тех родителей. Но бывают ситуации, когда обида на судьбу возникает и у человека, в целом довольного жизнью. Случается это в моменты испытаний - потеря любимого человека, хорошей работы, во время затяжной болезни. Или когда крупные и мелкие неприятности преследуют вас одна за другой. Как тут не схватиться за голову: «За что мне это все? Почему это выпало именно мне?» Что делать? Собрать все силы и подумать, что хорошего еще осталось в вашей жизни? Наверняка немало - сама жизнь, крыша над головой, свобода, близкие люди. И поблагодарить судьбу за то, что все это у вас есть. Будете обижаться на нее дальше - она может отнять и это. Представьте себе, что прошел год или пять лет. Все закончилось благополучно. О каких-то потерях вы и не вспомните.

К любой обиде надо относиться осознанно, понять, что все, что с тобой происходит, - результат твоих действий, надо взять ответственность на себя, и тогда об обиде не будет и речи. И вы перестанете винить в своих проблемах обстоятельства и других людей, постоянно делать из себя жертву и жалеть себя. Каждая обида - это сигнал: надо что-то пересмотреть в себе. Избавиться от всех обид разом, наверное, нельзя. Но вполне можно постепенно избавляться от старого «содержимого мешка» и научиться, не копить нового.

Несколько советов, как освободиться от обиды:

  • Четко формулируйте в одной фразе, на кого и за что вы обижаетесь. Не такая простая задача, но именно это - залог успеха в борьбе с обидой.

  • Проанализируйте причины обиды (необходимо глубокое, честное, объективное раздумье о ее причинах). Попытайтесь разобраться, что же так сильно вас зацепило? Анализ может показать, что именно ваше поведение, ваши эмоции спровоцировали кого-то на такие действия, которые обидели вас.

  • Самый простой и эффективный способ если не полностью освободиться от обиды, то, по крайней мере, ослабить ее - это выразить свои чувства. Как минимум - признаться себе: «Да, я обижен», и как максимум - стоит выразить обиду и самому обидчику.

  • Измените свои представления о себе и о других. Пересмотрите свое отношение к обидам.

  • Находите рациональное зерно в обиде. Когда вы вспоминаете о старой обиде, вызывает ли это отрицательные эмоции? Если это так, значит, вы несете с собой обиду полностью. В этом случае надо извлечь из нее рациональное зерно - тот опыт, который поможет в будущем вести себя в похожей ситуации более эффективно. Это то, что называется учиться на ошибках. Если же вы способны вспоминать про обиду спокойно, значит, рациональное зерно уже извлечено.

  • Не нужно затаивать обиды на долгие годы - это подавленная, заблокированная энергия большой силы, в итоге она может проявиться серьезным заболеванием. Подумайте: если вы храните обиду, значит, она вам для чего-то нужна. Нужно понять - для чего? Возможно, вы используете ее как дополнительный аргумент в ссорах? В этом случае обида это средство манипуляции, и надо отказаться от самой идеи спекуляции старыми обидами, тогда они перестанут быть нужными. Возможно, не можете простить человека, обидевшего вас? Или?

  • Надо научиться прощать и себя и других. Помните, что человек, не умеющий прощать, разрушается изнутри. Постарайтесь отпустить обиду от сердца, не давая ей возможности влиять на ваше здоровье и судьбу, вредить вам. Через прощение мы преобразуем негативную разрушающую энергию обиды и вины в позитивную энергию радости прощения и принятия себя и других.

«Безобидные» советы:

Расскажите близкому человеку случай, когда вы почувствовали сильную обиду. На что или на кого вы обиделись? Что вы чувствовали тогда? Какие мысли приходили в голову? Что вам хотелось сделать в тот момент? Как долго хранилась обида? Как вы сейчас относитесь к этой обиде, обидчику? Напишите «письмо обидчику», в котором выразите все чувства и мысли, связанные с ним. Нарисуйте «копилку обид» и поместите в нее все обиды, которые вы пережили до сегодняшнего дня. Подумайте, что можно сделать с этой копилкой, письмом. Например, разорвать, сжечь. Сделайте это. Мысленно отправьте обиду в небо (или пустите по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.

Бороться с эмоциональной частью обиды можно с помощью «психологического волшебства». На это требуется 15-20 минут, когда вы будете находиться в полном одиночестве. Займите удобную для вас позу. Расслабьтесь, если нужно, закройте глаза. Вспомните свою яркую обиду. Подумайте, где живет ваша обида (в груди, в голове и т.д.)? Попробуйте ответить себе на вопросы: Какого она размера? Какого цвета? Какой консистенции (жидкая, твердая, газообразная)? Какой температуры (холодная, теплая, горячая)? Какая на ощупь (приятная, липкая, мягкая, меняющая форму)? После того как вы уже хорошо представили облик своей обиды, решите для себя, нравится ли вам то, что живет внутри вас или нет? Если нравится, то продолжать дальше бессмысленно. Если нет, то «выньте» ее из своего тела. Для этого сделайте движение руками, как будто вы что-то вынимаете. «Подержите» ее немного в своих руках. Решите, нужна ли она вам теперь? Если решите, что да, то «спрячьте» ее в такое место, которое не используете часто, но из которого вы сможете ее «достать», если она вам понадобится. Если решите, что не нужна, то уничтожьте ее любым способом: смойте водой в канализацию, выбросите за окно, сожгите и т.д. При этом важно не просто представлять то, что вы делаете, а сделать это как можно конкретнее: делать выбрасывающее движение, зажигать свечку, «смывать» обиду с рук. Теперь прислушайтесь к своему телу. Что есть сейчас в том месте, откуда вы вынули обиду? Там может оказаться новое приятное чувство. Но если там пустота, ее надо чем-то заполнить. Подумайте о том, какое это могло бы быть чувство (его размер, температура, форма). Наполняйте пустоту новыми приятными ощущениями. Возможно, это упражнение нужно будет сделать несколько раз для того, чтобы обида перестала вас мучить. Таким же образом можно бороться с любыми отрицательными эмоциями.

Помните о бесплодности накопления обид, о том, что реванш, месть не решают проблему, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя и что прощение необходимо нам самим в гораздо большей степени, нежели тем, на кого мы обижаемся.


































ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

Методические рекомендации Консультации психолога Я справлюсь с трудностями

Экзамен - необходимая в процессе обучения процедура. Для студента это шанс проявить себя, показать и подтвердить свое знание предмета, но одновременно это сильнейший стресс, беспокойство о возможной интеллектуальной несостоятельности в глазах других, боязнь плохих оценок.

Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний студента. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе - это слишком серьезная вещь, которую при желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Но в наших возможностях научить студента справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

  1. Если накануне экзамена студент постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он в подробностях вообразит «желаемое будущее» - обсудите с ним, как он будет себя чувствовать при этом, какие мысли будут в голове, какие эмоции он будет испытывать в ситуации успеха на экзамене, каково будет его самоуважение. Расскажите студентам, как вы оцениваете их мысли о возможном провале - они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают студенту готовиться спустя рукава, ведь впереди все равно ждет неудача.

  2. Если волнение все же не покидает студента, предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача - как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем - напугайте друг друга посильнее. Вообразите себе, а потом обязательно обсудите все самые ужасные последствия провала. Этот прием обязательно приведет к мысли, что бояться на самом деле нечего и все не так уж и страшно. Кстати, если студент поражает вас каменным спокойствием перед сессией - это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

  3. Если студент заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым - возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

  4. Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами - такая «схема» материала должна быть разработана вместе с учащимися, и некоторые обозначения могут быть использованы для конспектирования и структурирования материала по другим предметам.

Успех любой деятельности в значительной степени зависит от условий и организации этой деятельности. По мнению студентов, во время экзаменов помимо волнения, существует еще ряд факторов, которые отвлекают внимание и не дают сосредоточиться при подготовке к ответу. Среди этих факторов:

  • шум в аудитории (другие студенты отвечают, что-то объясняет преподаватель, шум с улицы),

  • отвлекающие разговоры с другими студентами (кто-то просит подсказать),

  • яркая одежда (у экзаменаторов, у других студентов),

  • сотовые телефоны (кто-нибудь все равно забудет выключить),

  • стук каблуков.

Своим поведением во время проведения экзамена можно показать пример студентам: нужно просто постараться быть собранным и сосредоточенным самому. Ситуация проверки знаний уже сама по себе вызывает эмоциональное напряжение у экзаменующихся. Ваши реакции могут усилить состояние напряженности и беспокойства.

При опросе студенты отмечали, что во время сдачи экзамена они

находятся в состоянии беспокойства, тревоги, переживают отсутствие безопасности, нуждаются в подбадривании. Именно поэтому ваш стиль общения во время экзамена должен способствовать ослаблению отрицательных переживаний студентов.

Не нужно использовать в общении со студентами:

  • УГРОЗЫ («если ты не прекратишь…..»). Это может вызвать сопротивление, привести к вспышкам раздражительности с их стороны. Выйдя из-под вашего контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если студент вызывает своим поведением у вас отрицательные эмоции, скажите ему об этом. Не стоит сдерживать гнев, потому что через некоторое время чувство «прорвется» и может облечься в резкие слова или действия. Просто скажите о своих чувствах студенту, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем и его поведении.

  • КРИТИКУ («сколько раз уже говорили…», «слушать надо было…»). Такие высказывания негативно влияют на состояние того, к кому обращаются. Под влиянием высказываний такого рода студент будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задание. Будьте готовы к тому (особенно, если экзамен проводится в письменной форме или в виде тестов), что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз. Многие просто не услышат ответов на вопросы других студентов, тем более, что в стрессовой ситуации внимание рассеивается, некоторые моменты студент мог просто прослушать.

  • МОРАЛЬ, НРАВОУЧЕНИЯ («ты обязан вести себя, как подобает»). Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового. Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сотый раз. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «В ситуации экзамена разговаривать нельзя».

  • ВЫСМЕИВАНИЕ («не будь квашней, соберись…», «что за тупость…»). Это лучший способ учащемуся разувериться в своих силах. Такими высказываниями вы продемонстрируете лишь отказ от доверительных и партнерских отношений. Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобных оценочных фраз в разговоре со студентами.

  • УГОВОРЫ («успокойся, твои нервы все равно не помогут…»). Подобные высказывания нисколько не поддерживают студента, они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы он перестал испытывать те чувства, которые испытывает сейчас. Лучше показать, что вы понимаете его состояние, озвучив чувства студента: «я понимаю, что ты тревожишься и волнуешься, переживаешь….» и дать ему возможность успокоиться самостоятельно, сосредоточиться и взять себя в руки.

Эти несложные приемы эффективного педагогического общения помогут не только в ситуации экзаменов, но и в обычное учебное время, тем самым способствуя созданию партнерских взаимоотношений и доверительному общению со студентами.

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ В ГРУППЕ

Методические рекомендации Консультации психолога Я справлюсь с трудностями

Конфликты между учащимися весьма распространены. Существуют различные способы поведения в конфликтной ситуации:


  1. Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки;

  2. сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

  3. избегание, заключающиеся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего;

  4. приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

  5. доминирование - позиция силового и подавляющего поведения сторон.

Из-за невозможности решить конфликт конструктивным путем, он может вылиться выяснением отношений при помощи драк между учащимися. Драки не являются конструктивным способом выяснения отношений. Но стоит отметить, что и избегание конфликтов и уход от проблемы также не способствуют ее решению. Конфликтность, уход от решения проблемы подрывает психологический климат в группе.

Причины возникновения драк

  1. Зачинщик драки. Вероятной причиной драк становится таким образом завоевать авторитет, показать свою силу и власть. Но, как, ни странно, к такому способу самоутверждения прибегают обучающиеся, самооценка которых может быть занижена, и они находят наиболее простой и очевидный способ поднять себя в собственных глазах и глазах окружающих.

  2. Возможна обратная ситуация, когда один студент в группе становится предметом нападок со стороны других ребят. Как правило, на роль "козла отпущения" выбирают ребят слабых, неспособных постоять за себя, неуверенных и малообщительных. Такому студенту сложно найти друзей, наладить отношения со сверстниками. Здесь важно уделять внимание развитию самооценки, учить общаться с другими людьми. Для такого учащегося вступление в драку также не лучший выход. Важнее научиться строить отношения со сверстниками таким образом, чтобы у окружающих не возникало желания продолжать нападки, проявлять спокойствие и уверенность, уметь договариваться и вызывать к себе уважение.

  3. Вариант третий и самый распространенный - когда драки в группе являются неким способом коммуникации и выяснения отношений. Часто подобные отношения даже не имеют под собой реальной враждебности и злобы, а представляют собой следствие ограниченного "репертуара" поведения ребят.

Тактика или поведение в конфликтной ситуации

Методические рекомендации Консультации психолога Я справлюсь с трудностями

Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения и устранения межличностных конфликтов в группе студентов

Профилактика конфликтов - это их предупреждение.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

Примерные мероприятия по устранению и предупреждению конфликтов:

  • Регулярные классные часы с привлечением психолога или подготовленные самостоятельно с играми, на сплочение, толерантность, повышение самооценки;

  • создание «ситуации успеха» преподавателями (доброжелательное, заботливое, внимательное отношение) студентам находящихся в категории «отверженные» или «непринятые» группой;

  • различные внеклассные мероприятия также помогают студентам лучше узнать друг друга, показать, что они умеют;

  • игры задания на кругозор, эрудицию, умение договариваться.

Рекомендации студентам как избежать драки

Если тебя рассердили, действия одногруппника и тебе захотелось его ударить, то мы предлагаем сделать следующее:

  • Снять напряжение с помощью:

  • счета до 10;

  • умывания или обмывания рук;

  • направления агрессии на неодушевленный предмет:

  • эспандер, шарики, подушку (если дома), боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.

  • Пойти к психологу.

  • Закалять психику и тело: обливания, контрастный душ, бассейн, водные процедуры.

  • Осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если тебя втягивают в драку, мы хотим порекомендовать:

Отойти от этого человека в сторону, уйти с его глаз.

Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент:

  • Я зол, но отказываюсь драться с тобой.

  • Я возмущен твоим поведением.

  • Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать.

  • Я вижу, ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?

Не нападать первым.

Перевести конфликт в шутку.

Если ты стал свидетелем драки между одногруппниками, надо:

  1. Предложить драчунам продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно сказать преподавателю или психологу, они окажут им помощь в примирении).

  2. Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить, что это не причина для драки, рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

  3. Если вышеназванные способы не помогают, позвать преподавателя.


НЕБЕЗОПАСНЫЕ ИГРЫ

Компьютерная зависимость у подростков

Методические рекомендации Консультации психолога Я справлюсь с трудностями

Игромания (игровая зависимость, лудомания, гэмблинг-зависимость) - разновидность психологической зависимости, заключается она в потребности в азартных играх, при этом утрачивается интерес к материальным, семейным, социальным ценностям.


В настоящее время большой популярностью среди молодежи пользуются компьютерные игры. У некоторых компьютерные игра становятся главным развлечением. Они погружаются в виртуальный мир, теряя интерес к реальности. Родители бьют тревогу, нормально ли такое поведение или же увлечение перешло роковую черту и стало заболеванием.

Компьютерная игромания в большей степени определяется не полом или родом занятия человека, а определенным складом личности. В реальной жизни игроманы испытывают серьезные проблемы в общении с другими людьми, эти люди неуверенные в себе, со сниженной самооценкой. Внутреннее одиночество и стремление к утверждению себя становятся мостом в виртуальную реальность. Уход в виртуал - легкий способ решения проблемы, и часто иллюзорный. Еще одной причиной возможного втягивания в виртуальную реальность может являться непереносимая обстановка в семье, на учебе, на работе. И опять человек сбегает от реальности в игру. Также к причинам возникновения компьютерной игромании можно отнести азартность человека, высокую возбудимость нервной системы, слабость волевых процессов.

Наиболее опасными ситуациями для возникновения компьютерной игромании являются возрастные кризисы, особенно подростковый. Поэтому подростков-игроманов больше, чем взрослых. Основной задачей подросткового возраста является эмоциональное отделение от родителей и наработка нового социального опыта, социальных ролей. Поэтому Интернет для подростка становиться территорией, на которую доступ взрослому запрещен или ограничен. Компьютерные игры предлагают широкий спектр ролей, которые можно безопасно примерить на себя. В реальной жизни получать новый опыт не всегда приятно, можно испытать боль, обиду, разочарование, нужно учиться находить компромисс, конструктивно отстаивать свою точку зрения, т.е вкладывать свои силы, душевные и физические.

Компьютерные игры обладают невероятной привлекательностью для подростков, дают почувствовать себя освободителем, мстителем, повелителем, хозяином положения.

Любая игра с активным сюжетом сопровождается выбросом адреналина в кровь, подросток быстро привыкает к этому и уже сам начинает искать этого ощущения. В подростковом возрасте авторитетным становиться группа сверстников, подростку важно быть принятым группой, не стать «белой вороной». Поэтому, если большинство подростков увлечены новой игрой, а ты в ней не разбираешься, то можешь стать аутсайдером.

Часто подростки, заигравшись, переносят этот мир в реальную жизнь. Учеными-психологами давно уже установлена взаимосвязь между жесткостью в компьютерных играх и агрессивным поведением в жизни. Подростки активно участвующие в компьютерных войнах считают агрессивное поведение нормой, насилие эффективным способом разрешения конфликтов. У них снижена эмоциональная чувствительность к пострадавшим. Примером такой жестокости является ситуация, когда молодые люди снимают избиение своего товарища на камеру мобильного телефона. Или ситуация, когда молодой человек настолько идентифицировался с героем игры, что перенес боевые действия в реальные отношения.

Когда же безобидное увлечение перерастает в болезнь?

На первом этапе молодому человеку просто интересно играть, это его увлечении. Это нормально, новое всегда привлекает. Некоторые на этом останавливаются, другие идут дальше. Затем он тратит на увлечение все свое свободное время, возникает желание погрузиться в виртуальный мир. Болезненным это становиться тогда, когда подросток теряет связь с реальностью, начинают страдать социальные контакты, подросток замыкается в мире игры. И если его попытаться оторвать от компьютера, ограничить во времени, то возникает сильный дискомфорт, агрессивность к окружающим. Потом процесс приобретает необратимый характер, возникает зависимость.

Среди основных причин развития игровой зависимости выделяют:

  • отсутствие ярких моментов в реальной жизни;

  • несформированную психику (фиксация в детском или подростковом возрасте);

  • сексуальную неудовлетворенность.

Про наличие игровой зависимости свидетельствуют

следующие симптомы:

  • нежелание зависимого человека отвлечься от компьютерной игры, появление ярко выраженного раздражения при вынужденном отстранении от игры, при возобновлении компьютерной игры наблюдается эмоциональный подъем;

  • неспособность спрогнозировать время завершения компьютерного сеанса, откладывание этого момента на длительное время;

  • постоянные разговоры зависимого человека о его любимой компьютерной игре;

  • отсутствие интереса к еде (прием любой пищи, не отходя от компьютера);

  • нерациональный режим дня, сокращение времени на сон с целью удлинения компьютерного сеанса;

  • забывание о служебных, домашних делах, отсутствие интереса к ним;

  • пренебрежение личной гигиеной.

Многие люди увлекаются компьютерными играми, но далеко не все становятся игроманами. Условно всех игроков можно разделить на 4 категории:

  • играющие ситуационно - чтобы начать играть, таким людям необходимы внешние факторы, например, конкуренция, наличие свободного времени. Если внешнее воздействие отсутствует, тогда и интереса к игре не будет;

  • играющие эпизодически - время от времени такие люди начинают играть в компьютерные игры, однако они способны контролировать себя, ставить временные рамки;

  • играющие систематически - такие люди могут увлечься компьютерными играми, посвятить им много времени, однако потраченное впустую время, не выполненные из-за игры обязанности вызывают у таких людей угрызение совести, благодаря чему они могут прекратить играть;

  • азартные игроки (игроманы) - для людей этой категории игра - смысл жизни. Компьютерные игры занимают практически все время. Если такой человек не имеет возможности играть в данный момент, он все равно мысленно планирует ход игры, ждет, когда же наступит тот момент, когда он сможет вернуться к игре. Проигрыши и невыполненные дела не только не отстраняют такого человека от игры, а наоборот подстегивают его к продолжению игры.

Развитие игромании происходит в несколько стадий:

  1. На первой стадии появляется усиленное желание играть, удлиняются игровые сеансы. Увеличиваются ставки в игре (если требуются финансовые вложения). Правда, борьбы между желанием играть и не играть на данной стадии еще нет. Даже при желании сесть за компьютер и погрузиться в мир игры человек может отказаться играть.

  2. На второй стадии игровой зависимости появляется борьба мотивов «играть - не играть», при этом «не играть» все сложнее и сложнее. Возрастает азарт, возникают определенные суеверия, ритуалы, связанные с игрой. Время пребывания за компьютером увеличивается, отказаться от игры очень сложно. При наличии денежных выигрышей все полученные средства снова возвращаются в игру.

  3. На третьей стадии зависимости компьютерная игра становится центром всей жизни. Преодолеть желание играть такой человек самостоятельно не может. Цель игры на этой стадии - сам процесс игры, а не выигрыш или ликвидация долга. Период воздержания от игры очень мал и возникает лишь принудительно (например, отсутствие электроэнергии). Даже в свободное от компьютерной игры время зависимый человек погружен в игровые фантазии.

Последствия игровой зависимости:

  • постоянные конфликты в семье, возможен даже распад семьи;

  • потеря друзей;

  • утрачивается социальный статус;

  • большой денежный долг (если игра велась «на деньги»);

  • деградация личности.

Компьютерная игромания также опасна, как и другие виды зависимости. Потому, что в основе лежит болезненное состояние психики, и последующая дезадаптация человека. При этом страдает и физическое здоровье. Нередки случаи инфарктов и инсультов за компьютером. Компьютер является источником электромагнитного излучения и неионизирующей радиации, которая негативно воздействует на генофонд.

Постоянное сидение за компьютером способствует развитию расстройств нервной системы и психосоматическим заболеваниям (головные боли, кожные заболевания, гипертонии, язвы, гастриты, колиты и др.).

Вывод напрашивается один, компьютерную зависимость необходимо лечить, а еще лучше заниматься профилактикой:

  • Не относиться к нему как к «вредной привычке», от которой легко избавиться. Очень часто родители рассуждают: не пьет, не курит травку, не колется - уже хорошо. А компьютер это так, само пройдет.

  • Если ребенок чрезмерно увлекается игрой на компьютере - обратить внимание на его успешность, от чего он убегает. Т.е. исследовать причины такого поведения.

  • Уделять ребенку внимание. Да, подросток с одной стороны стремиться к независимости, но с другой - остро нуждается в поддержке и одобрении родителей. Он испытывает границы дозволенности, но в тоже время не может жить без них.

  • Пересмотрите ваше общение с ребенком. Это хорошее время, чтобы изменить правила общения в семье.

  • Важно выделять время на общение с ребенком, слушать не только, что он делал в течение дня, уметь слушать его чувства, переживания. В этом могут помочь навыки «Активного слушания» и «Я-высказывания».

  • «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ». Этот навык предполагает умение выслушать собеседника, задавая уточняющие вопросы: «Что тебя беспокоит больше всего?», «Чего бы тебе хотелось?», «Как мне стоит себя вести?». Вопросы позволят прояснить трудную ситуацию и определить эмоциональное состояние собеседника. Данный навык можно использовать в ситуации, когда родитель спокоен, а ребенок взволнован.

  • «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ». Этот навык предполагает умение выражать свое эмоциональное состояние не в обидной для других форме. «Я чувствую обиду и одиночество, потому что ты от меня отдаляешься». Очень важно понять, как сами родители справляются с конфликтными ситуациями.

Согласно гигиеническим требованиям, 7-10 летние дети должны находиться за компьютером не больше 45 минут в день, 11-13 летние - два раза в день по 45 минут, старше - три раза в день.

Существуют множество познавательных, развивающих игр. Виртуальная реальность при умелом использовании является полем для развития, познания и совершенствования человека. Это требование реальности. Но все хорошо в меру. Компьютер не должен заменять другие способы познания, развития и общения.

Лечение игромании

На начальной стадии игровой зависимости можно попробовать справиться с данным недугом, не прибегая к помощи врачей. Необходимо стабилизировать обстановку в семье, избегать конфликтов, скандалов, которые только усугубляют игроманию.

При этом убеждение, уговоры, угрозы не будут иметь эффекта. Скорее всего, вы вызовете к себе агрессию, а сам игроман еще глубже погрузится в выдуманный мир, так как в реальном его «никто не понимает». Компьютерная зависимость у подростков опасна тем, что человек находится в непростом периоде жизни. Время, когда он должен искать свое место в обществе, начинать строить отношение с противоположным полом и сверстниками, оказывается упущенным. В дальнейшем это вызовет психологические проблемы иного толка.

Компьютерная зависимость у взрослых не менее опасна, она может разрушить отношения в семье, так как рушит взаимопонимание между супругами, уводит внимание от решения семейных проблем к виртуальным войнам. Вывод один: проблему нельзя отпустить «на самотек». Но в одиночку вернуть человека в нормальную жизнь практически невозможно.

Постарайтесь «переключить» зависимого человека - активный отдых, встречи с друзьями, другие хобби, путешествия способны отвлечь игромана. Покажите ему, что жизнь вне компьютерной игры тоже может быть интересной, пусть он ощутит, что может быть значимым и нужным не только во время компьютерной игры, но и в реальной жизни. И тогда проблема зависимости от компьютерных игр может исчезнуть.

Если игровая зависимость достигла второй, а тем более третьей стадии, необходима специализированная помощь психотерапевта. Учитывая психологический причины развития зависимости, особенности конкретной личности, психотерапевт разработает индивидуальную эффективную методику лечения зависимости от компьютерных игр.


Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков:

  • Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

  • Постоянно проявлять внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Содействовать и поощрять его творческие начинания от увлечения живописью до прыжков с шестов.

  • Следует помнить, что компьютерная зависимость реже проявляется у молодых людей, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.

  • Личный пример в использовании возможностей компьютера: родители делают акцент на применении компьютера в своей работе, используют в качестве помощника в совместном с ребёнком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой:

  • Культивирование чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) - повод и основание ухода в виртуальный мир.

  • Корректно используйте своё право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

  • Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line.



Литература

  1. Голубицкая Д. Памяти требуется хороший воспитатель: В помощь абитуриенту//Куда пойти учиться. - 2002. - №9. - С.38.

  2. Готовимся к экзаменам! Стратегия и тактика подготовки и сдачи экзаменов / Обл. юнош. б-ка им. И. П. Уткина; Отд. психологии; Сост. Н. В. Шадымова. - Иркутск, 2003. - 36 с. - (Секреты практ. психологии; вып. 8.).

  3. Злаказова А. Экзамены: усмиряем мандраж: Советы психолога абитуриенту//Здоровье. - 2002. - №5. - С.48.

  4. Иванова А. Как не завалить выпускные экзамены //Куда пойти учиться. - 2003. - №21. - С.34-35.

  5. Иголкина, И. Как сдать экзамен? / И. Иголкина // Абитуриент. - 2008. - № 6. - С. 5-7.

  6. Как проходят вступительные экзамены. //Абитуриент. - 2002. - №5. - С.6-12.

  7. Как сдать экзамен без потерь // Комсомольская правда. - 2002. - 31 мая. - С.11.

  8. Как успешно сдавать экзамены//Студенческий меридиан. - 2001. - №12. - С.34-36.

  9. Карпихина А. Маленькие хитрости большого экзамена: В помощь абитуриентам//Куда пойти учиться. - 2002. - №24. - С.40-41.

  10. Касьянова Н. Это страшное слово экзамен: Как сдать экзамен на «отлично»//Куда пойти учиться. - 2002. - №19. - С.63-64.

  11. Колодин Е. Как успешно сдать экзамены//Куда пойти учиться. - 2002. - №14. - С.10-11.

  12. Крюкова О. Шпаргалка - это не всегда плохо: Подготовка к экзаменам//Первое сентября. - 2002. - 17 сентября. - С.4.

  13. Лавровская А. Как подготовиться в вуз: 7 советов //Куда пойти учиться. - 2002. - №43. - С.46.

  14. Лавровская А. Лето закончилось…Да здравствует лето!: Пора готовиться к экзаменам в вуз//Куда пойти учиться. - 2002. - №39. - С.61-62.

  15. Лавровская А. Советы для тех, кто боится экзаменов //Куда пойти учиться. - 2002. - №50. - С.45.

  16. Ломакина Д. Как сдавать экзамены: Правила сдачи устного экзамена//Лазурь. - 2000. - №6. - С.28-29.

  17. Провалили экзамен? Есть повод задуматься! //Куда пойти учиться. - 2002. - №27. - С.42.

3

Консультации для студентов

37

4

36

5

35

6

7

34

33

8

32

9

31

10

Консультации родителям

11

30

29

12

28

13

27

14

26

15

25

16

Консультации преподавателям

24

17

23

18

22

19

21

20

© 2010-2022