Программа психодиагностического обследования Школьная мотивация (2-4 кл.)

Раздел Школьному психологу
Класс 3 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа психодиагностического обследования

учащихся 2 - 3 классов

«Особенности школьной мотивации»

Субтест № 1:

Анкета «Отношение к школе» (Н. Г. Лусканова)

Цель: изучение и оценивание уровня школьной мотивации учащихся начальных классов.

Данная анкета предназначена для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В неё включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению.

1.

Тебе нравится в школе?

да;

не очень;

нет

2.

Утром ты всегда с радостью идешь в школу?

иду с радостью;

бывает по-разному;

чаще хочется остаться дома

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

пошел бы в школу;

не знаю;

остался бы дома

4.

Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится;

бывает по-разному;

нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы;

не знаю;

хотел бы

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

нет;

не знаю;

хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто;

редко;

не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель;

точно не знаю;

хотел бы

9.

У тебя в классе много друзей?

много;

мало;

нет друзей

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся;

не очень;

не нравятся

Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов.

3 балла - положительное отношение к школе и предпочтение учебных ситуаций.

1 балл - нейтральный ответ.

0 баллов - отрицательное отношение ребенка к школьной ситуации.

За каждый первый ответ - 3 балла, промежуточный - 1 балл, последний - 0 баллов.

Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

Суммы баллов, набранные ребенком, фиксируются непосредственно на заполненном им опросном листе.

Обработка и интерпретация результатов:

На основе ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации.

  1. Высокая школьная мотивация, учебная активность, сформировано отношение к себе как к школьнику - 25 - 30 баллов.

  2. Нормальная школьная мотивация - 20 - 24 балла.

  3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - 15 - 19 баллов.

  4. Низкая школьная мотивация - 10 - 14 баллов.

  5. Негативное отношение к школе, дезадаптация - ниже 10 баллов.

Источник: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., Издательство «Ось-89, 1998, с.116 - 117

Субтест № 2 :

Методика «Направленность на отметку» (Е.П.Ильин, Н.А. Курдюкова)

Цель: определение направленности на знания или на отметку.

Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 12 утверждений, предложенных ниже.


п/п

Вопрос

Да

Нет

1

Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?

2

Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников?

3

Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?

4

Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?

5

Если в конце недели ты получишь плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?

6

Если тебя долго не вызывают, это тебя беспокоит?

7

Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?

8

После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?

9

Тревожит ли тебя ожидание опроса?

10

Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?

11

Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?

12

После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?


Порядок проведения: Даётся ряд вопросов. Инструкция: «Ответьте на вопросы, поставив в соответсвующей ячейке значки + («да») или - («нет»)».

Обработка результатов: начисляется по 1 баллу за ответ «Да» на вопросы по позициям 1 - 9 и за ответы «Нет» - по позициям 10 - 12. подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация: Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у ребёнка выражена направленность на отметку.

Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика - на знания или на отметку.

Источник: Психодиагностика детей с ЗПР. Психодиагностика мотивационной сферы., с.67-68

Субтест № 3:

«Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)

Цель: определение направленности на знания или на отметку.

Порядок проведения: Даётся ряд утверждений - вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с вопросом написать (обвести) букву («а) или «б»), соответствующую выбранному ответу.


  1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) Сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил.

б) Садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

  1. После получения хорошей отметки ты:

а) Продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку.

б) Не готовишься тщательно, так как знаешь, что тебя все равно не спросят.

  1. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой? а) Да. б) Нет.

  2. Что для тебя учеба? а) Познание нового.

б) Неинтересное, обременительное, тяжелое занятие.

  1. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку? а) Да. б) Нет.

  2. Думаешь ли ты после получения плохой отметки о том, что ты сделал неправильно? а) Да. б) Нет.

  3. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки? а) Да. б) Нет.

  4. Легко ли ты начинаешь учебу после каникул? а) Да. б) Нет.

  5. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя? а) Да. б) Нет.

  6. Когда ты , перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь?

а) Да. б) Нет.

11. Что по-твоему лучше - учиться или болеть? а) Учиться. б) Болеть.

12. Что для тебя важнее - отметки или знания? а) Отметки. б) Знания.

Обработка результатов: За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Интерпретация: о мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1 - 6, 8 - 11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Сумма баллов (от 7 до 12) свидетельствует о высокой степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

Источник: Психодиагностика детей с ЗПР. Психодиагностика мотивационной сферы., с.69-70

Субтест № 4:

«Структура учебной мотивации школьников»

Цель: определение структурных особенностей учебной мотивации учащихся.

Порядок проведения: Даётся ряд высказываний. Ученик выбирает, насколько значимы для него причины, по которым он учится в школе и помечает на бланке ответов:


№ высказывания

Нет, не согласен

И да, и нет

Согласен иногда

Согласен всегда

0

1

2

3

1.


2…


21.


Тестовый материал

  1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

  2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.

  3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.

  4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

  5. всё, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция.

  6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

  7. Если ты школьник, то обязан хорошо учиться.

  8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

  9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

  10. Считаю, что успех в учёбе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

  11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

  12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъёма, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.

  13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

  14. Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

  15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

  16. мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).

  17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

  18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

  19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)

  20. учёба в моём возрасте - самое главное дело.

  21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

Ключ к тесту

Мотивы: Номера ответов:

Познавательные 2 9 15

Коммуникативные 3 10 16

Эмоциональные 1 8 21

Саморазвития 6 13 19

Позиция школьника 7 14 20

Достижения 5 12 18

Внешние (поощрения, наказания) 4 11 17

Субтест № 5:

Методика «Отношение к учению» (опросник)

Школьникам предлагается опросник, в котором в самых разнообразных версиях и поворотах описывается эмоционально окрашенное отношение к учебным и неучебным ситуациям:

Отношение к учению (опросник)

Инструкция: Прочитай высказывания о школе. Если ты согласен с высказыванием, поставь «плюс» ( + ), если согласен наполовину, поставь 0, если не согласен, поставь «минус» ( - ).

п/п

Высказывание

+, 0, -

Баллы

1.

В школе также хорошо, интересно, как дома.

2.

В школе всегда веселей, чем дома.

3.

На перемене интереснее, чем на уроке.

4.

Я хожу на уроки и занимаюсь, потому что заставляют родители.

5.

Моя учительница мне очень нравится.

6.

Если бы можно было, я вместо школы сидел бы дома, занимался своими делами.

7.

Мне нравится работать на уроках, думать, отвечать на вопросы.

8.

Гораздо интереснее проводить время на улице, чем сидеть в школе.

9.

На уроках мне часто скучно, неинтересно.

10.

Лучше быть маленьким, чем школьником.

11.

Иногда я испытываю в школе чувство страха.

12.

На уроках я узнаю много нового, интересного.

13.

Если бы я был учителем, я разрешил всем детям уходить с уроков, когда хочется.

14.

Лучше всё время играть, чем учиться, считать, писать.

Обработка результатов:

Пользуясь ключом, определяем, насколько выражено (в баллах) положительное, нейтральное, отрицательное отношение школьника к учебной деятельности. Для этого складываем отдельно положительные числа, отрицательные числа, а также подсчитываем количество нулей.

Ключ к опроснику:


суждений

Баллы за ответы

ДА ( + )

НЕТ ( - )

Согласен наполовину ( 0 )

+ 2

- 1

0

+ 1

- 1

0

- 1

+ 1

0

- 1

+ 1

0

+ 1

- 1

0

- 2

+ 2

0

+ 2

- 1

+ 1

- 2

+ 2

0

- 2

+ 2

+ 1

- 1

+ 2

0

- 1

+ 1

0

+ 2

- 2

+ 1

- 1

+ 1

0

- 1

+ 1

0

Составляем индивидуальную формулу отношения ученика к учению, которая выглядит следующим образом:

Ф.И.О. ученика

Отношение к учению

положительное

нейтральное

отрицательное

Иванов Андрей


Нейтральное отношение определяется количеством ответов «согласен наполовину», обозначенных ребёнком цифрой 0. общий итог выводится следующим образом: из суммы + вычитаем сумму - и вычитаем баллы за нейтральный показатель (один 0 = 0,5 балла).

Результаты заносятся в сводную таблицу:

Фамилия, имя учащегося

«Отношение к школе»

Общий показатель (баллы)

положительное

нейтральное

отрицательное

1. Буряков Илья

-

1

- 17

- 16,5

2. Вараксина Анастасия

+ 21

-

-

+ 21

3. Габуева Лаура

+ 21

-

-

+ 21

По общему показателю определяется уровень сформированности школьной мотивации (см. таблицу) и подсчитывается процентное соотношение в целом по классу (по формуле % = А/К*100, где А - количество человек в классе, показавших определённый уровень, К - количество обследованных в классе).

Уровни сформированности школьной мотивации (опросник «Отношение к школе»)

Уровень

Количество баллов

Характеристика уровня

Количество человек

%

Высокий

+ 17 - + 21

Сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность



Хороший

+ 11 - + 16

Отношение к себе как к школьнику практически сформировано



Средний

+ 5 - + 10

Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами



Низкий

0 - + 4

Отношение к себе как к школьнику не сформировано



Очень низкий

> 0

Негативное отношение к школе



Источник: Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие /Под ред. И.Ф. Павалаки - Сургут, РИО СурГПИ, 2003, с.52 - 54




Результаты анкетирования учащихся третьих классов (2014-2015 уч.год) «Отношение к школе»

Вопросы

Ответы

3-А

3-Б

3-Г

ИТОГО:

1.

Тебе нравится в школе?

да;

не очень;

нет


2.

Утром ты всегда с радостью идешь в школу?

иду с радостью;

бывает по-разному;

чаще хочется остаться дома


3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

пошел бы в школу;

не знаю;

остался бы дома


4.

Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится;

бывает по-разному;

нравится


5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы;

не знаю;

хотел бы


6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

нет;

не знаю;

хотел бы


7.

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто;

редко;

не рассказываю


8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель;

точно не знаю;

хотел бы


9.

У тебя в классе много друзей?

много;

мало;

нет друзей


10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся;

не очень;

не нравятся


ИТОГО:


Показатели

3-А

3-Б

3-Г

ИТОГО:

Высокая школьная мотивация, учебная активность, сформировано отношение к себе как к школьнику -

25 - 30 баллов


Нормальная школьная мотивация -

20 - 24 балла



Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами -

15 - 19 баллов


Низкая школьная мотивация -

10 - 14 баллов



Негативное отношение к школе, дезадаптация -

ниже 10 баллов


ИТОГО:



© 2010-2022