- Преподавателю
- Школьному психологу
- ПРОГРАММА психологического сопровождения учащихся при подготовке к итоговой аттестации
ПРОГРАММА психологического сопровождения учащихся при подготовке к итоговой аттестации
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аминникова Н.С. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Утверждаю ____________________ Директор школы ****************
ПРОГРАММА психологического сопровождения учащихся при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и основному государственному экзамену (ОГЭ)
педагог-психолог Н. С. Аминникова
2014 - 2015 учебный год
Основной государственный экзамен, Единый государственный экзамен - это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И она радикально отличается от привычной традиционной когда-то формы экзамена.
Вопросы подготовки школьников и педагогов к итоговым и выпускным экзаменам рассматриваются на методических семинарах, совещаниях различного уровня. В большинстве случаях считается, что специальной подготовки к итоговым и выпускным экзаменам не требуется, учащимся достаточно пробного экзамена и четкой инструкции по правилам проведения. На самом деле, этого мало, поскольку новая форма сдачи экзамена принципиально отличается от привычной формы традиционных выпускных экзаменов.
На официальном сайте Министерства образования, посвященном итоговым и выпускным экзаменам представлено огромное количество различных материалов для различных категорий читателей. Все эти документы носят общий инструктивный характер. На уроках в общеобразовательном учреждении идет подготовка к экзаменам - отработка учебного материала. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников.
Государственные экзамены в 11 и в 9 классах радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Наиболее значимые характеристики, которые требуются в процессе их сдачи:
-
высокая мобильность, переключаемость;
-
высокий уровень организации деятельности;
-
высокая и устойчивая работоспособность;
-
высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
-
четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
-
сформированность внутреннего плана действий.
При подготовке и проведению итоговых государственных экзаменов в форме ГИА и ОГЭ можно выделить основные направления работы школы в ходе психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
-
Просветительское
-
Диагностическое
-
Консультативное
-
Профилактическое
-
Аналитическое.
Цель: Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к итоговой аттестации форме ГИА и ОГЭ. Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля учащихся, повышение уверенности в себе, своих силах. Понижение уровня тревожности у всех участников образовательного процесса при проведении экзамена.
Задачи:
1. Разработать план психологического сопровождения ЕГЭ и ОГЭ.
2. Подготовить необходимую психологическую литературу в помощь участникам образовательного процесса.
3. Проанализировать основные проблемы, которые могут возникнуть в процессе проведения экзаменов.
4. Выработать основные направления работы психологического сопровождения ЕГЭ и ОГЭ.
5. Проведение групповых и индивидуальных занятий, консультаций с выпускниками.
Этапы реализации программы психологического сопровождения участников образовательного процесса при проведении государственной (итоговой) аттестации.
I. Подготовительный этап (реализация информационно-аналитической, мотивационно-целевой функции)
Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ЕГЭ и ОГЭ и направленная на выработку индивидуального стиля работы.
1. Тестирование учащихся 11-х, 9-х классов с целью выявления уровня школьной тревожности, самочувствия, активности, настроения, индивидуальных интеллектуальных и психологических особенностей, для построения дальнейшей коррекционной работы.
2. Изучение фрустрационных реакций и эмоциональных проявлений, для определения путей оказания индивидуальной помощи.
3. Правила и процедура экзамена. Нормативные документы.
4. Психологические коррекционные занятия «Экзамен как повод поиграть»
5. Психологическое просвещение через групповые консультации
II. Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Индивидуальные психологические консультации тревожных учащихся.
2. Индивидуальные психологические консультации учащихся, находящихся на индивидуальном обучении.
3. Индивидуальные психологические консультации учащихся с низкой самооценкой.
4. Индивидуальные психологические консультации демонстративных учащихся
5. Индивидуальные психологические консультации трудных учащихся
6. Составление рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей по результатам психологических исследований
III. Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой итоговой аттестацией.
1. Групповые консультации на родительских собраниях «Психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ», «Как помочь своему ребенку при подготовке и во время итоговой аттестации»
3. Индивидуальные консультации родителей по возникшим психологическим проблемам, связанным со сдачей экзаменов.
IV. Проведение ЕГЭ и ОГЭ (реализация организационно - исполнительской, контрольно - диагностической функций).
1. Педагогический совет «Формирование мотивационных установок субъектов образовательного процесса к организации и проведению ЕГЭ и ОГЭ»
2. Индивидуальные консультации педагогов по способам обеспечения благоприятной психологической атмосферы при проведении ЕГЭ и ОГЭ.
3. Производственное совещание с рекомендациями по психологическому сопровождению процесса подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в школе.
4. Психологическая поддержка учащихся при проведении ЕГЭ и ОГЭ непосредственно перед экзаменом.
V. Анализ результатов и выработка предложений по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ.
1. Анализ возникших психологических проблем при проведении репетиционного экзамена при подготовке и проведении итоговой аттестации и определение путей работы по психологическому сопровождению учащихся на следующий учебный год.
Процедура прохождения ЕГЭ и ОГЭ - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к психологической подготовке учащихся. Результаты психологического обследования выпускников школ свидетельствуют о том, что более 50 % учащихся испытывают повышенный уровень тревожности, многие учащиеся, особенно девочки, отмечают, что они не могут самостоятельно справиться с экзаменационным стрессом в период подготовки и во время самого экзамена. Опросы родителей также показывают, что они испытывают повышенную тревожность во время подготовки и сдачи их ребенком экзаменов. Запросы к психологу выпускников и их родителей связаны с формированием реалистичного представления об итоговой аттестации, овладением способами регуляции эмоционального состояния учащихся.
Изменение парадигмы подготовки выпускников 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации (от традиционного экзамена к ЕГЭ и ОГЭ) потребовало принятия нестандартных решений в вопросе психологического сопровождения выпускников. Комплексное психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к экзаменам традиционно включает просвещение и диагностику учащихся в период подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ школьный психолог должен делать акцент на проведение практических психологических занятий по формированию социально-психологических компетенций учащихся.
Результатом творческого поиска была создана программа «Экзамен как повод поиграть» - программа занятий по психологической подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ. Ведущей психолого-педагогической идеей программы является формирование индивидуальной стратегии деятельности ученика при подготовке к выпускным экзаменам и выполнении заданий итоговой аттестации.
Цели программы: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Задачи программы:
1. Формирование у выпускников адекватного реалистичного представления об итоговой аттестации.
2. Овладение учащимися способами регуляции эмоционального состояния, способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышения сопротивляемости стрессу
3. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
4. Самодиагностика психологических особенностей, уровня тревожности и компетентности в подготовке к итоговой аттестации.
5. Обучение учащихся способам самомотивирования и реагирования на негативные эмоции
6. Стимулировать самостоятельный поиск путей профилактики, предупреждения и преодоления негативного влияния интенсивной учебной деятельности на организм.
7. Создание рекомендаций по оптимизации деятельности учащихся на итоговой аттестации.
Курс рассчитан на преподавание в объеме 13 занятий по 45 минут для всего класса.
Каждое занятие программы построено по единому алгоритму: вводная мини-лекция, экспресс-диагностика, психологические упражнения по теме занятия, памятки для учащихся, подведение итогов занятия.
Оптимальной формой психологической подготовки учащихся к экзаменам являются психологические занятия, которые отличаются от тренинга и классного часа. Для повышения эффективности занятий и закрепления полученных навыков будет создаваться «копилка полезных советов» - памятка сдающим экзамены.
Основные темы занятий:
Занятие № 1. Что такое экзамен? (актуализация проблем учащихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ; первичная диагностика эмоционального состояния).
Занятие №2. Как лучше подготовиться к экзаменам?
Занятие № 3. Стресс. Как бороться со стрессом.
Занятие №4 Стресс. Техники саморегуляции в период подготовки к экзаменам (обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышения сопротивляемости стрессу).
Занятие №5 Стресс. Техники саморегуляции в период подготовки к экзаменам (обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышения сопротивляемости стрессу).
Занятие № 6. Как пережить ЕГЭ и ОГЭ? (развитие навыков позитивной самомотивации и способы подготовки к экзаменам).
Занятие № 7. Уверенность на экзамене(информирование, закрепление уверенного поведения в период подготовки и сдачи экзамена).
Занятие № 8. Стресс. Техники саморегуляции в период проведения экзамена (обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения).
Занятие № 9. Поведение на экзамене.
Занятие № 10. Сдаем экзамены. Психологическая игра для старшеклассников.
Занятие № 11. Способы снятия нервно-психического напряжения.
Занятие № 12. Способы снятия нервно-психического напряжения.
Занятие № 13. Экзамен, как повод поиграть. Итоговое занятие.
Методы, используемые на практических занятиях по формированию социальных компетенций: тренинговые упражнения, групповые дискуссии, диагностика и самодиагностика, арт-терапия, игры.
При подборе практического материала для занятий был сделан акцент на выбор методик диагностики и самодиагностики эмоционального состояния выпускников в период подготовки и сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Например, анкета «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» позволяет провести не только самодиагностику уровня тревожности в ситуации проверки знаний, но и мотивировать учащихся на решение своих проблем при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
В ходе разработки занятий были модифицированы психологические упражнения и техники (с учетом возраста учащихся и проблематики занятий), представленные в психологической литературе).
Для закрепления знаний и навыков учащихся, полученных на занятиях, подобраны памятки «Советы выпускникам "Как подготовиться к сдаче экзаменов"», «Памятка для снятия нервно-психического напряжения во время подготовки к экзаменам», «Памятка для выпускников "Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ"».
По итогам - диагностика эффективности программы с использованием «Шкалы тревожности», разработанной Е.И. Роговым, а также анкета обратной связи, позволяющая выявить отношение выпускников к занятиям.
Программа занятий по психологической подготовке выпускников к итоговой аттестации может быть использована в работе педагога-психолога с выпускниками 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ. Особенностью программы является то, что она доступна педагогам и классным руководителям, владеющим психологическими знаниями и имеющим опыт работы со старшеклассниками.
Литература
1. Андреев О. Перед экзаменом // Школьный психолог.- 2001. - №24.
2. Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог.- 2001. - №27.
3. Галахова Т.Ю., Румянцев С.Ю. Психологическая помощь педагогам в период подготовки к Единому государственному экзамену. - Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». - 2003. - №4. - с.53 - 59.
4. Степанов С. Репетиция успеха // Школьный психолог.- 2001. - №21.
5. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Школьный психолог, 2003.
6. Фадеев М.Ю., Голушко А.А. Волнуйтесь спокойно - у вас экзамены. - Волгоград, 1999.
7. Чернышова Ю. Как подготовиться к экзамену и сохранить здоровье // Школьный психолог.- 2002. - №19.
8. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. - М.: Генезис, 2004.
9. Щербич Н.М., Стрельникова Я.В. Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в период подготовки и участия в итоговой аттестации.- МОУ ДПО «Городской информационно- методический центр», 2005.