Доклад Духовно-нравственное воспитание через предмет Самопознание

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание через предмет «Самопознание»

Педагог-психолог, учитель самопознания

Копылова И.А.


В Послании Президента Республики Казахстан в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране.
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев.


Актуальность.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому необходимо чтобы образовательный процесс был направлен на формирование духовности и нравственности личности.

Цель: содействие эффективной социализации детей в процессе воспитания и обучения.

Задачи:

-приобщение учащихся к миру, человечеству;

-приобщение учащихся к этнокультурным ценностям;

-воспитание нравственно-духовных ценностей, этического и эстетического понятия.

"Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле"
Назарбаева Сара Алпысовна

Что же такое духо́вно-нра́вственное воспита́ние?

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.(Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу страны. Все чаще наблюдаем такие явления как терроризм, рост самоубийств, загрязнение окружающей среды, и т.д. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывают СМИ, особенно интернет. К сожалению, идет снижение нравственных качеств личности. Именно об этом говорит автор проекта нравственно-духовного образования «самопознание» С.А. Назарбаева: «на рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания - научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по - английски. И вот уже готов человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует… мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству, чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя - должен каждый» (С.А. Назарбаева) [7]

Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.

В Конвенции о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие».

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Подобного проекта нет в мировой практике. Он направлен на обучение детей ценностям, формирования навыков конструктивного общения, самораскрытие личностного потенциала, на поиск себя в многогранном мире человеческих взаимоотношений, на позитивное выстраивание личной судьбы. Основу авторской идеи проекта «Самопознание» автор видит в том, чтобы любить и быть любимым. Быть самим собой. Развивать свои собственные возможности, таланты, различать что такое «хорошо» и что такое «плохо». Учит ответственности за свои слова и поступки. Жить в гармонии с собой и окружающим миром, по совести, не придавая своего я. Созидать, творить на благо общества, постоянно самосовершенствоваться.


Духовно-нравственное воспитание на уроках самопознания осуществляется через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведет диалог с учащимся, в котором он познает себя, познает мир.
На уроках самопознания мы предоставляет возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это в себе очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающие некоторые свойства или особенности поведения. В себе они кажутся приемлемыми и простительными. И только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения.

Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений - интеллектуальном, этическом и эстетическом.
Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. С целью нравственного и духовного воспитания учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки. Вместе с тем они совершенствуют свои положительные качества и преодолевают отрицательные. Также учащиеся творчески подходят к своей личности: эти уроки ориентированы на получение достоверных знаний о самом себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации. В конечном итоге ученики получают такие человеческие ценности, как добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом.
Особенностью духовно-нравственного воспитания на уроках «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу.

На уроках используем формы и методы как: «Круг радости» - это обязательный методический прием, которые создает доброжелательную атмосферу. Педагогический смысл этого приема заключается в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в коллектив, где он пользуется доверием и доверяет другим.

«Наедине с собой» - методический прием направленный на развитие саморефлексии ребенка. Помогает учащимся распознать, почувствовать воздействие на свой организм, как на физическое тело, внешних факторов, и на основе этого влияния учиться понимать свое состояние, ощущение, чувство впечатления.

«Помечтаю» - методический прием, направлен на эффективное формирование эмоций, чувств, под музыку или в полной тишине.

«Разминка» - методически существенный компонент занятий по самопознанию, необходим для снятия психологической нагрузки, усталости и снижения утомляемости.

«Почитаем» - один из важных приемов и этапов речевой деятельности. Здесь ребята учатся слушать и слышать, чувствовать и переживать.

«Беседа» - дидактический прием, позволяющий легче усваивать содержание темы.

«Инсценирование» - театрализованное представление литературных произведений. Формирует оценочные суждения.

«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности. Включает ролевые игры, коллажи, упражнения, рисования.

Так же на уроках «Самопознания» учащиеся ведут портфолио помогает учащемуся провести самоанализ, разобраться в самом себе, раскрыть свое «Я». А учитель в свою очередь имеет возможность увидеть духовно-нравственный рост ребенка.
Одним из методов приобщения учащихся к духовно-нравственной культуре является проведение уроков посвященных национальным праздникам , Великой отечественной войне .

Сара Алпысовна Назарбаева считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства - языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории. Такие уроки-игры, как показывает практика, очень нравятся нашим детям и крайне важны для их родителей. С самого детства учащимся нужно прививать чувство уважения к старшим , сверстникам и т.д.
В своей практике провожу уроки, используя тренинговые формы, уроки-презентации , где учащиеся проявляют свои театральные способности. Это дает мне возможность приобщить ребят к природе, искусству, раскрыть ораторские и организаторские способности. Большую роль в воспитании нравственных качеств играют чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей.
Во время любого урока, большое внимание уделяет общению детей, учит их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе. На уроках ребята придумывают примеры, задачи, составляют предложения, тексты, задают друг другу различные вопросы. Сидящие за одной партой, проводят взаимную проверку ответов, полученные в решении примеров, задач, правильности записанных словарных слов, выученных наизусть стихотворений.
Часто даю детям такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.
Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который заставляет самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.
Знание уровня нравственной воспитанности учащихся помогает учителю правильно определить воспитательные задачи, которые отражают конкретные результаты нравственного формирования личности школьника. «Самопознание», безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории.

В заключение хочу привести слова С.А.Назарбаевой: «Дети, их настоящее и будущее - это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери - пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».






ЛИТЕРАТУРА
1. akorda.kz Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.
2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010»
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. Курс лекций. - М.: Просвещение, 1983.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Том 2, - 69 с.
5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
6. bobek.kz Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек»

7. Методическое пособие по предмету «Самопознание»



© 2010-2022