Курс по выбору Профессиональное и жизненное самоопределение 9-11 классы

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Курс по выбору

для учащихся 10-11 классов

«Профессиональное и жизненное самоопределение.»


школьный психолог МОУ Панфиловской СОШ Волгоградской обл. Носкова Е.В.






















Пояснительная записка

Выбор профессии - наиболее важное решение , которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Данный курс позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.

В основу данного курса я взяла версию тренинга Ю. Тюшева с известной всем формулой выбора профессии " Хочу-могу-надо". Участники данного курса проходят ряд занятий , приобретая практический опыт использования этой формулы при решении задач профессионального самоопределения в своей жизни. Этот курс нацеливает участников на получение и освоение во время занятий инструментов для самостоятельного и ответственного выбора профессии. Самое главное, что надо уяснить всем участникам этого курса, - это то, что профессиональное самоопределение это часть всего жизненного самоопределения , которое по мнению известного психолога А.К.Макаровой включает в себя еще и личностное, семейное и социальное самоопределение.

Профессиональное самоопределение - это не одномоментный акт внутри жизненного самоопределения ( не озорение типа «Я знаю, кем мне быть !» ), а относительно длительный процесс , который сопровождается профориентационным воздействием, а точнее:

1)подросток должен четко уяснить для себя чего он хочет и что он может делать в жизни и учитывать потребности рынка в выборе профессии или деятельности;

2)осознанно планировать личные и профессиональные перспективы, проявлять самостоятельность при их реализации;

3) профессиональные перспективы должны быть относительно устойчивы, гибки и реалистичны, ориентированы на успех;

4) профессиональный выбор должен быть этически состоятелен;

5) не смотря на проблемы и сложности жизни, подросток должен верить, что найдет свое место в жизни.

И эта вера должна стать его целью жизни. Ведь в подростковом возрасте цель жизни почти всегда принимает форму образа будущей профессии. Поэтому поэтапное обучение подростка самоопределяться в профессиональной сфере, формирование у него образа своего профессионального будущего равносильны обучению подростка конструированию своей цели жизни.

Большинство подростков ставят своей целью жизни получение престижного образования, устройство на высокооплачиваемую работу - и это все! В этом нет ничиго страшного. Просто надо воспользоваться таким моментом и, обучая навыкам самостоятельного выбора профессии, подспудно научить навыкам жизненного самоопределения. Из всего сказанного можно сделать заключение, что нужно изменить отношение окружающих к процедуре профориентации и увидеть в выборе профессии совершенно новое содержание. Надо заглянуть во внешний мир (среду, в которой живет и развивается человек) и его внутренний мир, его "Я". Для этого занятия по профессиональному самоопределению выстраиваются со стороны внешнего мира и при подборе упражнений учитываются три взаимосвязанные задачи:

1) структурирование в сознании участников своего опыта;

2) структурирование сознания;

3) интегрирование структур через цель жизни.

Во время занятий подростки смогут:

  • получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

  • получить информацию о правилах выбора профессии, своих частых ошибках при выборе профессии и правилах поступления на работу;

  • определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

  • принимать самостоятельные решения.

  • осознать свою цель в жизни.

  • составить свою карту жизни на ближайшее будущее.

Цель курса :

  • формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников обратной связи.







Тематическое планирование

Тема занятий.

Количество

часов

Лек-ции

Прак-

тика

1

Вступление и презентация формулы выбора профессии

" Хочу-могу-надо".

1

2

Что я жду от курса .

1

3

Мои профессиональные желания.

1

4

Высшая цель и смысл своей жизнедеятельности.

1

5

Технология превращения мечты в жизнь.

1

6

Мое отношение к прошедшим событиям.

1

7

Индивидуальный образ мира.

1

8

Жизненный успех - это....

1

9

Мир профессий. Что я о нем знаю?

1

10

Я принимаю решение.

1

11

Не ошибись , выбирая профессию.

1

12

Потребности рынка труда.

1

13

Мой звездный час.

1

14

Дорожная карта.

1

15

Конструирование цели жизни.

1

16

Карта моей жизни.

1

17

Устраиваемся на работу по правилам.

1

Итого:

17часов

Поурочное планирование

Занятие №1

Тема : " Вступление и презентация формулы выбора профессии " Хочу-могу-надо."

Цели: знакомство участников группы друг с другом и преподавателем курса;

введение в понимание проблем профессионального самоопределения;

осознание своих личных ресурсов ( возможностей) .

План

  1. Приветствие, вводная беседа " Зачем мы здесь собрались ?"

Чем нам предстоит заниматься и какую пользу это нам принесет ?

Приветствие. Сегодняшнее первое наше занятие я начну со стихотворения Маяковского «Кем быть?» К какому выводу пришел ребенок в конце стихотворения? Книгу переворошив,

намотай себе на ус -

все работы хороши -

выбирай на вкус.

Скоро вы закончите школу и захотите получить профессию, работать и получать удовольствие от работы. Но такое бывает не всегда. И чтобы вам выбрать действительно ту профессию, для которой у вас есть определенные способности, по мимо ваших желаний и требований рынка труда, был создан этот курс. Я постараюсь помочь вам определиться в выборе профессии.

Презентация формулы выбора профессии " Хочу-могу-надо" .

  1. Упражнение - разминка " Карандаши " . (разогрев, подготовка к активной работе) упражнение под поп.музыку

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек зажатыми между пальцами стоящих ря-

дом участников. Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз.( От участников требуется четкая о кординация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга .)

  1. Знакомство участников и преподавателя.

Упражнение " Ежедневник " ( Сейчас я попрашу вас нарисовать на листках круг и разметить его как цы- ферблат у часов . Теперь вам нужно будет встать со своих стульев и назначить на каждый час встречу с дру- гими членами нашей группы. После того как вы назначили 12 встреч , я в случайном порядке называю какое-т то время , а вы быстро находите того человека , с кем у вас назначена встреча на это время. Затем я назову тему для разговора и вам нужно будет поделиться информацией друг с другом по заданной теме. Времени у вас на каждый разговор не больше 2 минут. Если кто-то не успел назначить встречу , то может присоединит ь ся третим к любой паре.) Темы для встреч:

любимая еда

любимый эстрадный исполнитель

что вы сделаете, если вам с неба упадут 10000 доллоров.

кем вы хотели стать, когда были в первом классе

самый лучший день в вашей жизни

на какое животное вы считаете себя похожим и почему

чем бы вам хотелось заниматься через 5 лет

что вы ожидаете от этих занятий

свободная тема

обсуждение игры: Подумайте и скажите, что вкам запомнилось из всех встреч? Что врезалось вам в память? Может кто-то чем-то удивил вас?

3.Принятие правил работы в группе

Пришло время принять правила поведения на наших встречах. Я предлагаю вам часть , а вы дополните еще одним.

Наши правила.

приходить на занятия без опозданий.

Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.

Говорить только от своего лица: не " Все думают...", а "Я думаю..."

Не обсуждать то, что происходит на занятиях за пределами группы.

Слушать друг друга , не перебивая.

4.Обратная связь ( участники делятся впечатлениями о занятии.)

З

З Занятие №2

Тема " Что я жду от курса? "

Цели : сбор ожиданий участников от занятий;

помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

План.

1.Сообщение темы и цели занатия. Организация на урок.

2.Упражнение -разминка "Карандаши" (разогрев, подготовка к активной работе) упражнение под поп.музыку

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек зажатыми между пальцами стоящих ря-

дом участников. Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз.( От участников требуется четкая о кординация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга .)

3.Упражнение " автобусная остановка" (Необходимый материал : три листа ватмана и фломастеры.) Хочу задать вопрос : что делают люди, когда ждут автобуса на остановке? Думают, разговаривают, читают разные объявления на столбах. а некоторые дописывают что-то в эти объявления. Наша игра называется " Автобусная остановка" и мы сейчас будем делать похожие вещи. Мы поделимся на три группы. Вы видите, что в разных концах комнаты висят листы с надписями : знать, уметь, испытать. Каждая группа займет место возле отдельного листа и запишет на нем все то, что вы ожидаете от этого занятия. "Знать" - какие новые знания вы хотите получить, "уметь" - какие навыки хотите освоить, "испытать" - какой новый опыт и какие новые чувства хотите пережить. Через некоторое время я подам сигнал и это значит подошел автобус и группам нужно ехать на другую остановку. Двигаться будем по часовой стрелке. Таким образом , каждая группа побывает возле каждого листа.

Обсуждение записанного.

  1. Упражнение " Состязание мотивов"

Список мотивов.

1/8

1/4

1/2

финал

1.Возможность получить известность, прославиться

2. Возможность продолжать семейные традиции


3.Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная работа.

13. Романтичность и благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Наша задача - выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии, т.е. ту главную причину , по которой вы выбираете себе профессию. Для этого мы устроим состязание мотивов по олимпийской системе, чтобы в конце определить мотив-победителя. В своих карточках выберете предпочтительный мотив в каждой паре и запишите № победителя в колонке 1/8. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим 4 главных мотива выбора профессии. Затем устроим полуфинал и финал.В заключении попробуем определить 3 первых места - 3 своих главных мотива выбора профессии. ( Обсуждение результатов.)

5.Обратная связь.

Занятие № 3

Тема: "Мои профессиональные желания. "

Цели : показать участникам последствия случайного выбора профессии;

понять необходимость активных действий по выбору профессии;

овладение инструментом самоосознания и самодиагностики;

повышение уровня ориентации в мире профессионального труда.

План.

1.Сообщение темы и цели занятия. Организация на урок.

2.Упражнение- разминка "Карандаши" ( см. занятие № 1 только все стоят в одном кругу. )

3.Упражнение " Игра в лотерею ." ( Необходимый материал: карточки . авторучки. )

В Нам надо написать на отдельных карточках названия профессий или роды деятельности , которыми вы хотите а заниматься в жизни. Заполните 1-3 карточки. Далее перемешиваем все карточки и каждый вытянет случайно л тольько 1 . После этого я попрошу встать тех участников , кто вытащил карточку с профессией, которую сам н написал . Подсчитайте процент тех, кому повезло, кому судьба подарила случайно профессию, которую он с сам хотел и сделайте вывод.

4.Упражнение " Мои профессиональные желания."

Приложение 3 Мои профессиональные желания.

Я собираюсь_________________________________________________________________________________

Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы _______________________________________________

Я стремлюсь__________________________________________________________________________________

У меня подходящий возраст для________________________________________________________________

Я абсолютно убежден в том , что я хочу_________________________________

Мой успех связан____________________________________________________

У меня есть то, что требуется для______________________________________________

Я знаю, что я буду____________________________________________________

Я совершенно уверен _________________________________________________

Мне хорошо иметь ____________________________________________________

В работе я удовлетворю свое желание___________________________________

У меня есть естественное стремление___________________________________

Моя учеба позволяет мне______________________________________________

Для меня удобно и выгодно____________________________________________

У меня есть способности для___________________________________________

Я мечтаю____________________________________________________________

Мой профессиональный интерес направлен ____________________________________________________

У меня достаточно сил и желания______________________________________

Мое сегодняшнеее положение позволяет________________________________

Три вопроса:

Связаны ли мои профессиональные желания с предпологаемыми местами работы или учебы?

Существуют ли иные возможности профессиональной карьеры , иные места работы или учебы, которые более полно удовлетворяют мои желания?

Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои желания в тех местах работы или учебы , которые я себе предворительно наметил?

( Необходимый материал: готовый список незаконченных предложений). На вашей карточке 21 незаконченное предложение . Вам нужно выбрать любые 5 и закончить их прямо сейчас. Теперь обратите внимание на 3 дополнительных вопроса внизу страницы. Чтобы ответить на эти вопросы , у вас должны быть места предпологаемой работы или учебы. Если таковые отсутствуют, то придумайте прямо сейчас хоть что-нибудь. Объединитесь произвольно в группы и обсудите со своими товарищами ответы на 3 вопроса. Попросите доброго совета или дайте совет, если вас просят.

5. Упражнение "Самая-самая..." Сейчас я вам буду предлагать некоторые необычные характеристики профессий. А вы должны будете назвать те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени подходят для данной характеристики. Я записываю эти профессии на доске . После этого проходит обсуждение: Как ты определил, что названная тобой профессия обладает этой характеристикой? Откуда ты об этом узнал?( Примеры характеристик: самая" зеленая" профессия, самая "сладкая " профессия , самая " детская" профессия, самая "высокая" профессия, самая "мужская" профессия, самая " человечная " профессия.)

6.Обратная связь.

З

Занятие №4

Т Тема: " Тест предельных смыслов."

Цели: сформировать у участников представление о высших целях и смыслах своей

жизнедеятельности;

показать связь текущих и глобальных целей и смыслов;

научить находить свою долю ответственности за принятые решения.

План.

  1. Сообщение темы и цели занятия. Организация на урок.

  2. Упражнение-разминка " Карандаши" ( см. занятие 1, только в общем кругу и под музыку.)

  3. Упражнение " Тест предельных смыслов." ( Необходимый матермал: листы формата А-4 по 3-5 штук на каждого участника, карандаши или фломастеры, скотч.

У вас в руках три листа бумаги. Пронумеруйте их. Возьмите лист №1 и крупно в середине листа напишите п еч ат- н ными буквами ответ на вопрос : Для чего вы пришли на этот курс? Что вы хотите здесь получить? Какая ваша цель? Т Теперь возьмите первый лист в левую руку , внимательно прочитайте, что там написано, и на листе №2 напишите от- в вет на другой вопрос: А зачем лично вам нужно то, что написано на листе №1. Теперь возьмите лист №2 в левую р у к ку, а на следующем листе снова напишите ответ на вопрос: А зачем именно вам нужно то, что написано на листе 1. №1. Кому нужен еще один чистый лист .Теперь возьмите свои листы , скотч и прикрепите листы на этой стене по зо- - нам. Слева будут висеть листы №1, справа- листы №2, и т. д. Прочитайте все записи вашей группы. Где больше отли - ч чий в зоне первых листов или в зоне третьих. Что вы чувствовали во время упражнения?

  1. Упражнение "Жил-был у бабушки серенький козлик" ( Всем известно, что приключилось потом с этим козликом. Кто в ответе за то, что произошло? Виноват ли сам козлик, что отлучился в лес? А , может , виноват Серый Волк, задравший с голодухи несчастное животное? Некоторые уверены, что за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая оставила козлика без присмотра. А вы согласны? Попробуйте выразить свое мнение в виде графической диаграммы. Например так:

А теперь давайте нарисуем для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии. Кто отвечает за решение и в каком объеме: учителя, родители, профконсультанты, друзья. я.

  1. Обратная связь.

  2. Д/ з: Вместе с родителями дома попробуйте нарисовать еще раз диограмму ответственности за выбор професии.

Занятие №5

Тема: " Технология превращения мечты в цель." (лекция)

Цели: показать разницу между мечтой и целью;

учить формулировать свои цели;

План.

Организация на урок.

Беседа с участниками о их мечтах и целях и чем они различаются.

Семь шагов превращения мечты в цель.

Обратная связь.

Занятие №6

Тема: " Мое отношение к прошедшим событиям."

Цели: формировать эмоциональное и ценностное отношение к прошедшим событиям своей

жизни;

упражнять в выражении своих чувств.

План.

  1. Организация на урок. Сообщение темы и цели.

Упражнение-разминка "Построение круга." ( Участники закрывают глаза и начинают хоотично перемещаться по комнате, издавая при этом гудение.( это позволяет избежать разговоров , создающих помехи в выполнении. По сигналу все останавливаются в тех положениях. где их застал сигнал. после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать руками друг друга . Когда все занимают свои места и останавливаются , дается повторный сигнал , по которому участники открывают глаза и обсуждают получившееся. )

  1. Упражнение " Прогулка в горы."

Я чувствую себя

Я чувствую

Я чувствую себя

Я чувствую

радостным

счастливым

благодарным

сочувствующим

довольным

уверенным

удовлетворенным

нежным

заботливым

обажающим

доброжелательным

дружелюбным

утешенным

вдохновленным

энергичным

ответственным

уважаемым

оживленным

приятно возбужденным

в приподнятом настроении

легко

в безопастности

восторженным

восхищенным

страстным

полным энтузиазма

близким кому-либо

принятым кем-либо

любимым

душевный покой

доверие

увлеченность

надежду

одобрение

грустным

печальным

огорченным

злым

разяренным

одиноким

в отчаянии

испуганным

обеспокоенным

запутавшимся

смущенным

разочарованным

возмущенным

обижанным

встревожанным

виноватым

паникующим

ревнующим

завидующим

недоверяющим

скучающим

раздраженным

жадным

ленивым

утомленным

любопытным

ненавидящим

отвергнутым

смущенным

беспомощным

униженным

соперничающим

с кем-либо

осуждающим

высокомерным

сомнивающимся

унылым

взбудораженным

надменным

злорадствующим

равнодушным

нервным

напряженным

презирающим

неудовлетворенным

жалость

стыд

отвращение

ужас

аппатию вожделение

враждебность

настальгию

депрессию

неопределенность

пустоту

Боль

отчуждение

что «болит душа»

( Необходимый материал: листы формата А4 для каждого , карандаши или фломастеры, список чувств Вам надо разделиться на пары так, чтобы вы максимально доверяли друг другу. Теперь каждый возьмет лист и нарисует свою жизнь в виде горных вершин. Вершины - это события, моменты в жизни, в которых вы были наиболее успешны. Это вершины ваших достижений. Напишите на листе , какое событие связано с этой вершиной. Другими словами . дайте вершинам названия. Теперь посмотрите на свои события и посторайтесь вспомнить все детали этого события. Сейчас вы будете работать в парах и рассказывать друг другу не просто о событиях своей жизни, а о тех чувствах, которые сопровождали события. Используйте в качестве подсказки список чувств.

  1. Обратная связь.

Занятие №7

Тема: " Индивидуальный образ мира ."

Цели: структуризировать внутреннюю картину мира участников;

учить смотреть на себя со стороны.

План.

1.Организация на занятие. Сообщение темы и цели.

Упражнение-разминка" Хлопковая волна " ( Все стоят по кругу. Ведущий начинает хлопковую волну, т. е.

хлопает в ладоши , передавая хлопок своему соседу справа или слева. Он передает этот хлопок дальше в том же направлении. )

Упражнение " Индивидуальный образ мира." Каждый сектор - это «территория отдельного мира»:

Мир идей (правила жизни, принципы, по которым вы живете, ваши интересы, цели, мечты, фантазии)

Мир людей (значимые для вас люди, как знакомые, так и не знакомые с вами лично, как живущие, так и ушедшие, как реальные, так и вымышленные).

Мир вещей (значимые для вашей жизни вещи, а так же конкретные объекты природы).

В каждый сектор впишите то, что непосредственно относится к вам лично (является частью вашего воззрения на окружающий вас мир.)

Мой образ мира

мир идей



мир людей

мир вещей

( Перед вами бланк " Мой образ мира" .Внимательно его просмотрите и прочитайте. В каждый сектор впишите то, что непосредственно относится к вам лично. Поскольку вам нужно будет показать этот лист другим, то, если есть нечто , что значимо для вас и по каким-то причинам вы хотите скрыть это , обозначьте "это на вашем листе " псевдонимом" или каким-либо значком. Отдайте свой лист соседу справа. После того, как сами получите от другого соседа лист , изучите внимательно то, что там написано. Попробуйте ответить на вопросы: Чем этот человек отличается от вас? Чем он похож на вас? Теперь главное, - подумайте и впишите в среднюю часть листа одну или несколько профессий, которые могут подойти к такому воззрению на мир, который вы видите на листе. Если вам трудно назвать профессию . то хотябы запишите сферу деятельности. Объясните свое решение. Верните лист владельцу. Получив назад свой лист , посмотрите на него и добавте ту информацию в секторы , которую пожелаете. Попробуйте вслух ответить на вопросы: Согласны ли вы с "назначенной" вам профессией? Что вы хотите изменить ? К чему изменилось ваше отношение после этого упражнения?

  1. Обратная связь.

Занятие №8

Тема: " Жизненный успех - это...."

Цели: осознание участниками своего личного отношения к жизненному успеху;

выстраивание субъективной иерархии способов достижения успеха.

План.

  1. Организация на занятие. Сообщение темы и цели.

Упражнение-разминка"Хлопковая волна" ( см. занятие 7)

Упражнение "Что такое жизненный успех?" Приложение 6. Анкета « Что такое жизненный успех?».

Что такое жизненный успех?

Индивидуальное решение

Групповое решение

1.Наличие семьи и детей.

2. Уважение окружающих.

3. Интересная работа.

4. Наличие надежных друзей.

5. Честно прожитая жизнь.

6. Жить не хуже других.

7. Возможность быть самому себе хозяином.

8 Реализация своих творческих способностей.

9. Богатство.

10. Яркие жизненные впечатления.

11. Быть первым во всем, что мне кажется важным.

12. Победа над своими врагами.

13. Должность.

14. Наличие престижной собственности.

15. Обладание властью.

16. Достижение известности, популярности.

Анкета «Способы достижения успеха»

Способы достижения успеха.

Индивидуальное

решение

Групповое

решение

1. Получить хорошее образование.

2. Упорно и последовательно отстаивать свои интересы.

3. Обладать талантом, способностями.

4. Уметь приспосабливаться к обстоятельствам.

5. Удача, счастливое стечение обстоятельств.

6. Наличие нужных связей.

7. Быть жестким, уметь идти на пролом ради поставленной цели.

8. Иметь обеспеченных и влиятельных родителей и других родственников.

9. Активно участвовать в общественной жизни, политике.

Анкета для родителей

Что родители считают главным в воспитании своих детей?

ранг3

ранг2

ранг1

1.Дать хорошее образование.

2. Воспитание честности и доброты.

3.Прививать самодисциплину, трудолюбие, организованность.

4.Воспитание мужества, стойкости, умения постоять за себя.

5.Обучение профессии, которая всегда дает кусок хлеба.

6. Воспитание независимости и самостоятельности.

7. Развитие умственных способностей.

8.Научить приспосабливаться к обстоятельствам.

9. Сформировать деловые способности, деловую хватку.

10. Формирование гражданской позиции, убеждений.

11. Приобщение к национальной культуре.

12. Воспитать искреннюю веру в Бога.

13. Воспитание терпимости.

14. Приобщение к демокротическим ценностям.


В таблице "Что такое жизненный успех?" 16 различных формулировок .Разные люди понимают успех поразно -м у. Ваша задача- проранжировать весь список , исходя из своих личных представлений об успехе. Вам нужно н а первое место поставить такое определение успеха, которое лично вам кажется наиболее правильным. Затем н айти следующее близкое вам определение успеха и присвоить ему №. Так до 16 места. Двух номеров быть не должно. Ориентируйтесь только на свои субъективные представления о жизненном успехе. А результаты записывайте в колонку " Индивидуальное решение" . Теперь вам нужно решить ту же задачу путем дискуссии в малой группе. Групповое решение запишите в колонку " групповое решение" . Теперь вам нужно проделать тоже с таблицей " Способы достижения успеха."

  1. Обратная связь.

  2. Д./ з. Анкета для родителей.

Занятие №9

Тема: " Мир профессий. Что я о нем знаю?"

Цели: развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности ;

осчознание уровня своей информированности относительно выбранных профессий;

овладение инструментом контрольной проверки своего выбора.

План.

  1. Организация на занятие. Сообщение темы и цели.

Упражнение-разминка " Пишущая машинка" ( Участники изображают клавиатуру пишущей машинки. у ка ж д ого несколько букв. Ведущий диктует фразы, а остальные участники "печатают" , громко произнося каждую букву, подпрыгивают и хлопают в ладоши. )

  1. Упражнение " Цепочка профессий" ( Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий".Я назову первую профессию, н-р, металлург, следующийназывает профессию , близкую металлургу, н-р, повар и т. д. По ходу игры задаются уточняющие вопросы. После того, как группа построила одну цепочку профессий, работу можно предложить в малых группах. Каждой группе дается задание построить цепочку из 7 шагов между двумя очень разными профессиями. Н - р, дрессировщик диких животных - водолаз, швея - космонавт, парикмахер - авиадиспетчер.

Упражнение " Контрольные списки". Контрольные списки вопросов.

О профессиях и содержании труда.

1. Насколько те профессии, которые вы избрали как возможные для себя, распростронены на рынке труда?

2. Какие из этих профессий распростронены наиболее широко, а какие наименее распростронены?

3. Популярны ли они?

4. Это новые профессии или они тродиционны для нашего рынка труда?

5. Что конкретно делает работник, выполняющий професиональные обязанности по избранным вами профессиям, и каково содержание его труда?

6. Какой уровень квалификации и образования необходим для выполнения этой работы?

7. Какая дополнительная информация о профессиях и содержании труда вам нужна?

О возможностях трудоустройства.

1. Много ли рабочих мест, где необходимы избранные вами профессии?

2. Велика ли конкуренция за эти рабочие места?

3. Много ли безработных, имеющих эту профессию?

4. Каковы требования работодателей к претендентам на рабочие места по этим профессиям?

- образование?

-опыт работы?

-возраст?

-какие-то особые требования?

-что-то еще?

5. Где можно получить информацию о возможностях трудоустройства по избранным вами специальностям?

О перспективах (о будущем).

1. На сколько выбранные вами профессии перспективны, т.е. будут ли они так же распростронены и популярны через 10 - 15 лет?

2. Увеличится ли конкуренция за рабочие места по этим профессиям?

3. Какие возможности открываются перед вами лично, если вы будете работать по интересующим вам профессиям?

-материальное благополучие?

-карьера?

-спокоиствие и стабильность жизни?

-познание нового?

-известность и популярность?

-уверенность в завтрашнем дне?

-общение с интересными людьми?

-что-то еще?

Обучение профессии.

  1. Требуют ли избранные вами профессии профессионального обучения?

  2. Какого профессионального образования требует выбранная вами профессия (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное)?

  3. Сколько времени займет обучение?

  4. Можно ли совмещать работу и обучение (повышение квалификации)?

  5. Известны ли вам учебные заведения , где обучают этим специальностям?

  6. Сколько таких учебных заведений вы можете назвать?

  7. Велика ли конкуренция за места в этих учебных заведениях?

  8. Каковы эти учебные заведения:

- они частные или государственные?

-имеется ли у них лицензия на право ведения профессиональной образовательной деятельности?

-имеется ли у них государственная акредитация?

-они известны и имеют хорошую репутацию?

-они дают достаточный уровень подготовки?

-обучение бесплатное или платное?

- они помогают в последующем трудоустройстве?

9. Какая дополнительная информация об учебных заведениях вам нужна?

10. Где можно получить эту дополнительную информацию?

О предприятиях (организациях, фирмах).

1. Известны ли вам предприятия, на которых используются работники избранных вами профессий?

2. Сколько таких предприятий вы можете назвать прямо сейчас?

3. На каких еще предприятиях могут потребоваться работники, обладающие избранными вами профессиями?

4. Известны ли вам предприятия, где имеются свободные места для работников, обладающих избранными вами профессиями?

5. Сколько их?

6. Каковы эти предприятия:

-частные или государственные?

-крупные или мелкие?

-они хорошо известны?

-они имеют хорошую репутацию?

-они существуют давно?

-они динамично развиваются или испытывают трудности?

-есть ли у них будущее?

7. Какие возможности предоставляют эти предприятия для:

-профессионального роста?

-увеличения зарплаты?

-продвижения по службе?

-повышения квалификации?

-иные возможности?

8. Известны ли вам режимы и характер труда на этих предприятиях? Кратко опишите их.

9. Известны ли вам требования, которые предъявляются к работникам этих предприятий? Перечислите их.

10. Какая дополнительная информация об этих предприятиях, организациях, фирмах и возможных местах работы вам нужна?

О положительных примерах.

1. Известны ли вам люди, достигшие успеха в тех профессиях, о которых вы мечтаете?

2. Откуда вы о них узнали?

3. Кто они?

4. Каков их уровень профессиональной квалификации, образования?

5. Каков их жизненный путь, как они пришли к успеху?

6. Можете ли вы воспользоваться их жизненным опытом, их примером?

7. Что вам нужно, что бы достичь такого же успеха?

8. Что для вас наиболее интнресно, важно, полезно или поучительно в профессиональном пути этих людей?

( Эти списки предназначены для вашей самопроверки на предмет основательности вашего профессионального выбора. У вас есть какой-то выбор. Запишите ваш выбор в верхней части листа. Последовательно читайте контрольный список вопросов и отмечайте их знаком "+" , если вам кажется, что вы сможете ответить на этот вопрос, и знаком "-" , если не имеете ответа. Подсчитайте количество плюсов и минусов в каждом темотическом разделе и запишите результат. Чего у вас больше?

Теперь образуйте пары и проверьте себя.

  1. Обратная связь. Начинаем заполнять оценочную анкету.

* Занятие №10

Тема: " Я принимаю решение ."

Цели : ознакомить учащихся с различными алгоритмами принятия решения, связанного с

выбором профессии;

перевести алгоритм решения в графическую форму.

План.

1.Организация на занятие. Сообщение темы и цели.

2.Упражнение-разминка " Пишущая машинка" ( см.занятие №9)

3.Упражнение "Алгоритм принятия решения" . Семь шагов к взвешанному решению.

  1. СОСТАВЬТЕ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ,

Составьте список профессий, которыйе вам нравятся, интересны, по котрым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

  1. СОСТАВЬТЕ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.

Составьте список своих требований:

-выбираемая профессия и будущий род занятий;

-выбираемая профессия и жизненные ценности;

-выбираемая профессия и мои сегодняшние «горячие» проблемы;

-выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

-желаемый уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

-желательные содержание, характер и условия труда.

3.ОПРЕДЕЛИТЕ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по боьшому счету, можно не учитывать.

4.ОЦЕНИТЕ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5.ПОДСЧИТАЙТЕ И ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6.ПРОВЕРЬТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7.ОПРЕДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ.

Итак, вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развить в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентноспособность на рынке труда.

Последовательность принятия решения.

  1. Определите цель (ваша цель должна быть максимально конкретной, измеримой и укладываться в определенные временные рамки).

Чего я хочу добиться:

-какая квалификация?

-уровень оплаты?

-карьера (должность)?

-что-то еще?

-в течение какого времени (укажите конкретный срок)?

2.Определите средства (чем вы можете воспользоваться для достижения цели):

-знание и информация?

-опыт?

-умения и навыки?

-квалификация?

-личные качества?

-помощь других людей?

-что-то еще?

3. Выработайте варианты (варианты - это конкретные места работы или учебы, через которые вы достигните своих целей):

-вариант 1;

-вариант 2;

-вариант 3

4. Позитивно оцените варианты.

-Соответствуют ли эти варианты вашей главной (общей) цели?

-Насколько каждый из вариантов желателен для вас?

-Насколько каждый из вариантов возможен?

-Какой вариант наиболее желателен и возможен для вас?

-Какие варианты можно назвать запасными?

5. Оцените возможность неудачи.

-Насколько вероятна неудача наилучшего варианта?

-Насколько вероятна неудача запасных вариантов?

-Что произойдет, если «сорвется» наилучший вариант?

-Насколько быстро можно ликвидировать последствия неудачи?

-Возможно ли быстро переключиться на один из запасных вариантов?

-Что произойдет, если «сорвется» и первый и запасной варианты?

6. Примите решение.

7. Обсудите его с авторитетным для вас человеком.

8. Примите окончательное решение.

( Необходимый материал: готовые бланки, листы ватмана старые газеты, журналы, онжницы, клей, фломастеры.

Сейчас мы разделимся на две команды. Каждая команда возьмет себе по 1 варианту алгоритма принятия р е ш е ния, связанного с выбором профессии. Тексты алгоритмов перед вами. Ваша задача - ознакомиться с вашим вариантом алгоритма, "включить свое творческое мышление и создать графическое воплощение этого алгоритма. Попробуйте придумать, нарисовать или найти в газетах и журналах специальные образы-мнемознаки , которые помогут визуально запомнить разные пункты вашего алгоритма. Побольше оригинальных , запоминающихся названий. Покажите как и куда нужно двигаться человеку, принимающему ответственное решение. Может быть, ваше графическое решение будет немного похоже на настольную игру. Когда вы закончите свою работу, другая команда попробует испытать ваш продукт в действии - попробует принять решение.

4.Обратная связь.

*Занятие № 11

Тема: " Не ошибись, выбирая профессию."

Цели: анализ типичных ошибок при выборе профессии;

нахождение способов защиты от ошибок;

создать из состава участников группу поддержки.

План.

1.Организация на урок. Сообщение темы и цели

Упражнение-разминка "сбор по голосам." ( Ведущий раздает участникам карточки с названиями животных, с пособных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух, т.д. ) - по 2-3 карточки на группу. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя название животного, после чего убирают эти карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: " Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками ваших животных." )

2.Упражнение " Рейтинг ошибок." Ошибки в выборе профессии.

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменому.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека.

При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2.Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (н-р, мусорщик).

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. (за компанию, чтобы не отставать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

4. Перенос отношения к человеку - предстовителю той или иной профессии - на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

5.Увеличение только внешней или какой - нибудь частной стороны профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженый, будничный труд.

6.Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется знание языка, много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и т.д. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

  1. Устарелые представления о характере труда и сфере материального производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

  1. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогутпрофконсультанты, родители, учителя, товарищи.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твое здоровье.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенном порядке. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.

( Внимательно изучите данный список и отберите 3 ошибки , которые кажутся наиболее опасными для вас, то есть вы видите для себя большую вероятность совершить именно эту ошибку. Теперь я прошу вас назвать эти номера. Я буду паралельно вести статистику на доске - ставить палочки напротив номеров ошибок. Обратите внимание на ошибки, которые имеют в вашей группе наибольший рейтинг и постарайтесь ответить на мои вопросы: Что нужно прекратить делать , чтобы не совершить этой ошибки? Что нужно продолжать делать , чтобы не совершить этой ошибки? Что нужно начать делать, чтобы не совершить этой ошибки?

3.Упражнение " Группа поддержки."

Имя_______________________

Изменения, которые я хочу воплотить в моей жизни

_______________________________________________

_______________________________________________

Возможные препятствия_________________________

_______________________________________________

Первый шаг____________________________________

№ телефона____________________________________

Дата телефонного контакта_____________________

Имя_______________________

Изменения, которые я хочу воплотить в моей жизни

_______________________________________________

_______________________________________________

Возможные препятствия_________________________

_______________________________________________

Первый шаг____________________________________

№ телефона____________________________________

Дата телефонного контакта_____________________

Имя_______________________

Изменения, которые я хочу воплотить в моей жизни

_______________________________________________

_______________________________________________

Возможные препятствия_________________________

_______________________________________________

Первый шаг____________________________________

№ телефона____________________________________

Дата телефонного контакта_____________________

Имя_______________________

Изменения, которые я хочу воплотить в моей жизни

_______________________________________________

_______________________________________________

Возможные препятствия_________________________

_______________________________________________

Первый шаг____________________________________

№ телефона____________________________________

Дата телефонного контакта_____________________

( готовые бланки, ножницы, бумага формата А4.)

Нужно разделиться на группы, но так, чтобы вы доверяли друг другу, так как это будет ваша группа взаимной поддержки. Возьмите лист бумаги и напишите 5-6 изменений, которые вы хотите воплотить в жизнь и хотябы 1, которое будет связано с вашим профессиональным самоопределением. Потом надо выбрать одно , которое вы можете о бсудить в своей группе по плану:

-. Как вы узнаете, что изменение произошло? Каковы критерии?

-. Какие вы видите препятствия на пути достижения своей цели? Как вы их будете преодолевать?

- Какой будет ваш первый шаг? Когда вы его сделаете?

- Какую поддержку вы хотели бы получить от своей группы? В чем она должна состоять?

- Когда вам понадобится такая поддержка?

По такому плану обсуждаются все изменения. Потом заполняем карточки " Группа взаимной поддержки" , где б будет информация, которую только что обсуждали. Все 4 карточки должны содержать один текст. Одну кар оч- ч ку вы оставите себе, а 3 другие отдадите членам вашей группы.

4.Обратная связь.

Занятие № 12

Тема: " Потребности рынка труда."

Цели : осознание потребностей рынка труда в различных профессиях ( в том числе потребности в рабочих с п е ц иальностях) ; формирование представления о профессиональных компетенциях ( умелостях).

План.

  1. Организация на занятие. Сообщение темы и цели.

Упражнение-разминка "Сбор по голосам." (см. занятие 11)

  1. Упражнение " Робинзонада." (прил.11 Список профессий) Из списка профессий и специальностей надо выбрать 2 профессии: 1 - та профессия, которую вы сами хотели бы преобрести., 2 - та, о которой вы знаете больше всего. Эти профессии впишите на отдельные карточки и держите их при себе. Сейчас мы разделимся на 2 командыи представим такую ситуацию." Две группы , состоящих из людей разных профессий, попали на 2 необитаемых острова. Так получилось, что каждый смог взять только 1 вещь с корабля, которая наилучшим образом отражала суть его профессии. Этим виртуальным группам предстоит тяжелое испытание - выжить и наладить жизнь на своем острове. Определите - каждый для своий двух профессий - какой предмет возьмут эти люди с корабля и запишите его название на той же карточке, что и профессия. Каждая команда будет играть свою группу профессий. Теперь вы будете принимать решения все вместе, а в случае разногласий окончательное решение по каждой профессии принимает тот, кто вписал ее в карточку. Действуйте по следующиму алгоритму и записывайте свои решения.

- Составьте список профессий и имеющихся предметов в вашей группе - для этого разложите все карточки н а столе. Пусть похожие профессии окажутся рядом.

- Сформулируйте и запишите список задач, необходимых для выживания и налаживания жизни.

- Выберете из списка 3-5 самых важных задач и последовательно решите их.

- Люди каких профессий лучше всего справятся с этими задачами?

- Кто им будет помогать?

- Какой профессии вам не хватает в вашей группе? Кто из существующих профессий быстрее всего сможет пе е реквалифицироваться в другую смежную специальность?

- Какие 3 профессии оказались самыми полезными и почему? Какие 3 профессии оказались ненужными ?

  1. Обратная связь.

Занятие № 13

Тема: " Мой звездный час."

Цели: анализ различных стилей мышления и выбор своего предпочтения;

подбор рода деятельности и профессий для своего доминирующего стиля;

помочь лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной

деятельности .

План.

  1. Организация на занятие. Сообщение темы и цели.

Упражнение-разминка "Бегущие огни" ( см. занятие 12. но с поворотами головы вправо )

  1. Упражнение " Звездный час." ( Сейчас мы попробуем представить и записать , какие сущиствуют самые приятные и радостные минуты в жизни типичного представителя определенной профессии, т.е. нам нужно зафиксировать "звездные часы" для этой профессии. Далее попробуем обсудить , чьи же представления оказались наиболее реалистичными. Работать будем по 2-5 человек. Каждая группа получит для анализа карточку с названием определенной профессии. У вас будет 7-10 минут, чтобы выделить 3-5 наиболее характерных для этой профессии "радостей" . Еще вам нужно определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла ваша микрогруппа.

  2. Упражнение " Левый мозг-правый мозг." (прил. 12) Необходимый материал: описание стилей мышления, Сейчас попробуем сами определить , какой стиль мышления для вас предпочтителен. Для этого возьмите бланк. Это схема с четырьмя секторами - это области мозга. В каждом секторе описание стиля мышления, который обычно предпочитают люди, у которых эта часть мозга "сильнее" других. Ниже схемы более подробное описание этих стилей. Теперь выбираем.Определите самостоятельно свое предпочтение. Опрос- какой стильвыбрали и сколько таких? Объединитесь в группы по стилям и сядьте в разные углы комнаты. Вам надо составить список из 10 профессий , которые будут подходить вашему стилю. Затем каждая группа будет называть одну профессию, которую считают подходящей к своему стилю, а все остальные будут играть роль"контролеров" и будут соглашаться или аргументированно отвергать предложенное. Я буду записывать ваши предложения на доске. В заключении хочу попросить вас внимательно посмотреть: какие профессии подходят вам.

  3. Обратная связь.

Занятие 14.

Тема: " Дорожная карта."

Цели: осознание промежуточных этапов и возможных путей достижения своей профессиональ-

ной цели.

План.

  1. Организация на урок. Сообщение темы и цели.

Упражнение-разминка " Сбор по голосам" ( см.занятие 11)

  1. Упражнение " Дорожная карта." (прил. 13) ( Возьмите бланк "Дорожная карта" , сформулируйте свою профессиональную цель. Запишите ее в верхней части листа ( конечная остановка вашего пути) .Продумайте и запишите в свою "дорожную карту" промежуточные остановки. Разделитесь на пары и расскажите партнеру о своем пути к профессиональной цели. Попробуйте совместно разработать альтернативный путь к той же самой цели. Отразите его на карте.

  2. Обратная связь .

Занятие № 15.

Тема: " Конструирование цели жизни." (лекция)

Цели: пошаговое конструирование цели жизни;

осознание своих внутренних ограничений и овладение инструментом пошагового снятия в нутренних о ограничений.

План.

  1. Организация на занятие. сообщение темы и цели.

  2. Лекция " Конструирование цели жизни."

  3. Упражнение " Снятие внутренних ограничений" ( необходимый материал: чистый лист формата А4, ручка. Сейчас мы попробуем по шагам преодолеть наши внутренние ограничения. Возьмите чистый лист и напишите 5 раз фразу "я не могу..." , оставляя свободное место , чтобы ее закончить. Продолжите фразы и допишите что вы не можете делать или сделать. Чтение некоторых фраз вслух. Теперь во всех своих фразах зачеркните слово " могу" и напишите слово "хочу". Прочитайте все фразы с новыми словами. Теперь везде зачеркните частицу "не" и прочитайте ,что получилось. Задайте себе очень важный вопрос: " Вы действительно этого хотите?" Прочитайте еще раз эти фразы с ударением на слово "хочу".И наконец, допишите после слова "хочу" словосочетание "Я хочу и легко могу..." Теперь произнесите новые фразы вслух.

  4. Обратная связь.

Занятие 16.

Тема:" Карта моей жизни."

Цели: формирование у участников метофорического целостного образа своей цели.

План

1.Организация на занятие. Сообщение темы и цели.

2.Упражнение-разминка "Карандаши" (см.занятие 1)

3.Упражнение "Карта жизни" ( прил.14 Базовые ценности) ( необходимый материал: листы формата А4 для к каждого участника, фломастеры, листы ватмана.

Что такое карта и для чего она нужна? Мы сейчас попробуем создать "карту жизни", чтобы иметь инструмент, который поможет лучше ориентироваться в жизни. Делать будем все по шагам. Для начала возьмите лист бумаги и обозначьте стороны света. Но это не простая карта , значит и стороны света будут не простые. Мы используем в качестве сторон света базовые ценности. Список таких ценностей перед вами. Просмотрите его и выберите из него 4 самые значимые для вас лично. Выпишите на одной стороне выбранные вами базовые ценности и и запишите, что именно для вас означают эти слова. Разместите свои ценности как стороны света - это будет лицевая сторона вашей "карты жизни". На оборотной стороне запишите обозначения и расшифровки. Теперь создадим таблицу обозначений. Для начала создадим список обычных физических объектов, для которых мы придумаем символические значения в терминах жизни. И так, что мы можем встретить на обычных картах? Сейчас , работая в малых группах, попробуйте определить , с чем в жизни может ассоциироваться тот или иной физический объект. Поработайте и создайте таблицу ассоциативных соответствий. Запишите ее отдельно на отдельных листах. ( обсуждение ). Мы развесим листы с таблицами на доску и у вас появится возможность некоторое время поработать над своими индивидуальными таблицами ассоциативных соответствий. Теперь Надо разбиться на пары, но так, чтобы вы могли доверять дгуг другу. Покажите друг другу свои "карты жизни" и объясните, что обзначают те или иные изображения и их названия. Расскажите и покажите друг другу на карте где вы сейчас находитесь., где были 2 года назад, куда собираетесь попасть через 5 лет.

4.Обратная связь.


Занятие 17.

Тема: "Устраиваемся на работу по правилам."

Цели: дать основные правила и требования для поступления на работу.

План.

  1. Организация на занятие. Упражнение-разминка " Бегущие огни".

Сообщение темы и цели.

  1. Теория " Устраиваемся на работу по правилам".

Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование. Я расскажу вам о неко о торых правилах , которые можно использовать при устройстве на работу. Как известно, первое впечатление во м многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно . когда мы устраиваемся на рабо -т ту. Работодатель прежде всего обращает внимание на анкету и автобиографию потенциального сотрудника. К Какие же особенности этого процесса необходимо учитывать?

- Получая анкету для заполнения, попросите 2 экземпляра. Одна понадобится вам для черновика; окончатеьный в вариант анкеты должен быть заполнен безукоризненно, без ошибок и опечаток.

- Не оставляйте незаполненной ни одну графу. Если ответы не имеют к вам отношения, пишите"нет", " , "не был" и т.д. Это даст понять , что вы не пропустили не одного вопроса.

- Если некоторые вопросы касаются информации, которую вам не хотелось бы разглашать. рекомендуется всеже п исать правду. Подобные данные легко проверить , и их сокрытие будет расценено не в вашу пользу.

- Постарайтесь зафиксировать в анкете ценную информацию, касающуюся вашей квалификации, причем не т о л лько по специальности , но и в других областях (н-р, умение пользоваться компьютером , факсом и т.д.).

- Если нанимающая вас организация. изучив анкету, проявит к вам интерес, последует приглашение на собеседо о вание. Готовясь к нему, необходимо избрать стротегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собе- с седовании н а первом месте должна быть фирма или организация , в которую вы устраиваетесь, а не зарплата.

В Во время собеседования:

- посторайтесь произвести благоприятное первое впечатление;

- сохроняйте выдержку , держитесь непринужденно;

- говорите четко и ясно, не стискивайте руки, не теребите украшения, волосы;

- отвечайте на вопросы, не уклоняясь; избегайте односложных ответов, но не будьте многословны.

  1. Составление Резюме.

у Участники составляют свое резюме по плану:

Ф.И.О.; возраст; образование; желаемая вакансия; опыт работы; ваши навыки и умения; ваши сильные и слабые с стороны.

  1. Сюжетно-ролевая игра " устраиваемся на работу".

Из группы выбираются 2 добровольца. Один устраивается на работу, другой проводит собеседование.

  1. Обратная связь.

  2. Выдача сертификата по прослушенному курсу.

7,Анкета по оценке курса.


Литература , используемая для программы данного курса:

Ю.Тюшев "Выбор профессии" издательство "Питер" 2007год.

А.Грецов "Треннинг общения для подростков" издательство "Питер" 2007год.

И.Кабина, Т.Радзик " Я в мире профессий" Москва 2003год.

Е.Ю.Пряжникова "Критерии эффективности профориентационного воздействия" Москва 2005год

Т.В.Черникова " Профориентационная поддержка старшеклассников" издател ьство «Глобус»2006год.






Приложение 4.

Приложение 12. Теория мозговой доминанты Неда Херрманна.

Описание типов мышления.

  1. Тип мышления А

Люди с этим типом мышления предпочитают логику, анализ, завершенность выводов, математические расчеты, технические оценки, решение сложных задач и интеллектуальную ясность. Человек с типом мышления А склонен многое ставить под сомнение и ко многому относиться критически, т.е. является рационалистом. Таких людей можно встретить среди представителей ряда профессий - бухгалтеров. инженеров. научных или страховых работников; они нередко избегают близких человеческих отношений, считая это алогичным.

  1. Тип мышления В.

При таком типе мышления люди предпочитают стремление к порядку, последовательности действий и планированию. Люди этого склада по природе своей консервативны, любят стабильность и четкую структуру, их можно назвать перестраховщиками. Они удачно разрабатывают планы и стараются обеспечить их выполнение контролируемым и часто осторожным образом. Людей с таким типом мышления интересуют детали выполнения работы, которые другие люди склонны выпускать из вида; они стремятся контролировать ход работы и чувствуют себя неуютно, если им кажется, что дела не поддаются контролю бюракротическими методами. Примером подрбного индивида может служить администратор, который выполняет работу как это было запланировано и вовремя, но вместе с тем не проявляет при необходимости гибкости.


  1. Тип мышления С.

При мышлении такого типа предпочтения отдаются сфере межличностных отношений и эмоциональной сфере. Человек с подобным мышлением стремится к духовной жизни, к общению с людьми, ему нравится бригадный труд, он склонен к проявлению эмоций и чувств в разговоре, письме или музыке. Представителей этого типа мышления можно часто найти среди педагогов, консультантов или тренеров; они умеют хорошо слушать и хорошо формулировать цели. Обычно они быстро сознают последствия происходящего для людей и, как правило, проявляют внимание и сочувствие.


  1. Тип мышления D/

При мышлении такого типа предпочтения отдаются сферам воображения и эксперементирования, поиску возможностей в любой ситуации. взятию риска на себя, выработке решений, вызову существующему положению. Это сфера новых идей, преодоления границ и опоры на интуицию. Люди с таким типом мышления могут выглядеть фантазерами или настроенными чрезмерно критически, но они никогда не бывают скучными. Их можно назвать экспериментаторами.





Рациональный (А) Экспериментатор (D)

Левое полушарие

анализирует

действует логически

знает толк в деньгах

дает количественную оценку

критичен

реалистичен

любит числа

знает, как функционируют вещи

целостность

концептуальность

артистизм

дает волю воображению

берет на себя риск

порывист, ломает правила

любит сюрпризы

любопытен

Правое полушарие

планирует

любит детали

организатор

принимает превентивные меры

устанавливает процедуры

обеспечивает ход работы

надежен

аккуратен

пунктуален

эмоционален

внутреннее мышление

отзывчив

переживает

любит учить

готов поддержать

экспрессивен

много говорит

Страхователь (В) Эмоциональный (С)


Приложение 13. «Дорожная карта» моих целей.

Цель

4

Остановка 4.

Чтобы попасть сюда мне надо

___________________________________

___________________________________

5

Остановка 5.

Чтобы попасть сюда мне надо

_________________________________

_________________________________



3

Остановка 3.

Чтобы попасть сюда мне надо

___________________________________

___________________________________


2

Остановка 2

Чтобы попасть сюда мне надо

____________________________________

____________________________________

1

Остановка 1

Чтобы попасть сюда мне надо

_________________________________

_________________________________


Приложение 15.

Базовые ценности


Индивидуальное

решение

Групповое

решение

Разность

1.Удовольствие.

2. Успех.

3. Любовь.

4. Профессионализм.

5. Свобода.

6. Независимость.

7.Развитие.

8. Смысл жизни.

9.Образование.

10.Семья.

11. Стабильность.

12. Дружба.

13. Покой.

14. Равенство.

15. Милосердие.

16. Справедливость.

17. Вера.

18. Внимание к людям.

19. Труд.

20. Родина.

21. Долг.

22. Законность.

23.Мир.

24.Порядочность.



Приложение 16 Оценочная анкета.

ваши ответы на вопросы помогут выявить положительные стороны курса , то , что можно было бы добавить и улучшить в будущем.


  1. Если этот курс был бы книгой, пьесой или фильмом, то он бы назывался________________________________________________________________________________________________________________________

2.Часть курса, которой я по настоящему восхищаюсь_______________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Часть курса, которая доставила мне меньше всего удовольствия______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Часть курса, которая наиболее полезна для моей учебы______________________________________________________________ сейчас_____________________________________________________________

5.Часть курса, которая будет полезна для моей работы в перспективе...__________________________________________________________________________________________________________________________

6.Часть курса, которая наименее полезна для моей работы_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Настоящим открытием на занятиях для меня было__________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Мне трудно согласиться с тем, что___________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Самое главное, что я получил на занятиях, это___________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Чувства, которые я испытываю по поводу этих занятий, это___________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Благодаря курсу я узнал/а_______________________________________________________________________________________________________________________________

12. В перспективе я хочу узнать_____________________________________________________________


© 2010-2022