Рабочая программа по адаптации пятиклассникв «Я-пятиклассник!»

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальная общеобразовательная

средняя школа № 11

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________И.В. Домбровская

Приказ №_____ от ______________2015г.



Рабочая программа по адаптации пятиклассников

«Я - пятиклассник!»

на 2014-2015 учебный год




Составитель:

педагог-психолог

Ильязова Ю.А.






г. Нижневартовск

Пояснительная записка


Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.

Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.

К сожалению, иногда в силу ряда объективных обстоятельств (участие классных руководителей в начале учебного года в обязательных организационных мероприятиях, составление различного вида планов, отчетов, заполнение текущей документации и т.д.) и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.

Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.

Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.

Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе. Она состоит из диагностического и информационно-практического блоков и рассчитана на 18 часов. Каждое занятие рассчитано на один академический час.

В данной работе представлены разработки занятий с элементами тренинга, которые рекомендуется проводить в первые недели обучения (5 часов). Кроме того, мы предлагаем план работы со всеми участниками образовательного процесса и диагностические методики, которые могут быть использованы педагогом-психологом в данный период.

Цели и задачи программы

Цель: обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

  • формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

  • создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности;

  • повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

  • освоение детьми школьных правил;

  • выработка норм и правил жизни класса;

  • формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

  • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы;

Ожидаемый результат:

1 Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.

2 Снижение уровня школьной тревожности пятиклассников.

3 Повышение уровня их коммуникативных навыков.

4 Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

5 Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Методические средства, используемые в программе


Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность - неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность - неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.

Психогимнастические игры направлены на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций, на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети знакомятся с различными эмоциями и учатся управлять ими. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Коммуникативные игры, используемые в программе способствуют формированию у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; обучают умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Произвольность психической деятельности наиболее интенсивно формируется в 6-8 лет, но ее становление продолжается до 20 -21 года. В основе произвольной деятельности лежит становление избирательной активации и формирование навыков программирования, регуляции и контроля деятельности.

Игровая деятельность служит благодатной почвой для развития произвольности психической деятельности. Именно в игре дети учатся подчиняться правилам, преодолевают эгоцентрические установки, подчиняются взятой роли, а не собственным желаниям, осознают свои действия и чувства, а также принимают правила, которые задаются из вне и продиктованы игровой ситуацией.

Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если…»), либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Достаточно часто могут использоваться «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружбы или что-то очень страшное) или, помимо звукового, добавляется кинестетический раздражитель (детям дают подержать пушистый хвостик и т.п.). Мысленная картинка может «оживляться». Автор картинки выбирает детей на роли героев и предметов своей картинки, объясняет им, где стоять, как двигаться, что говорить. По команде «раз, два, три, картинка оживи» герои и предметы картинки начинают двигаться, затем все дети хлопают автору и актерам картинки.

Релаксационные методы, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, внушению желательного настроения.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из нескольких частей.


  1. Ритуал приветствия.

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.


  1. Разминка.

Включает упражнения, которые помогают детям настроится на работу, повышают уровень из активности и способствуют формированию групповой сплоченности.


  1. Обсуждение домашнего задания.

Способствует закреплению пройденного материала.


  1. Основная часть занятия.

Включает в себя психотехнические упражнения, игры и приему, направленные на решения основных задач. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющими преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов.


  1. Рефлексия или обсуждение итогов занятия.

Является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.


  1. Ритуал прощания.

По аналогии с ритуалом приветствия.

Требования к проведению коррекционно-развивающей программы:

Программа предназначена для работы с обучающимися 5-х классов.

Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в неделю при условии постоянства времени и места. Продолжительность занятия - 45-55 минут.

Длительность программы - 10 занятий.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета.

Учебно-тематический план занятий

Цели

Кол-во часов

Занятие 1

«Создание группы»

- сформировать группу участников;

- создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях;

- снятие эмоциональной напряженности детей: создание атмосферы защищенности и доверия в группе;

- выяснить ожидания детей.

1

Занятие 2

«Здравствуй пятый класс!»

-дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;

- помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

1

Занятие 3

«Находим друзей»

- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;

- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;

- повысить самооценку детей.

1

Занятие 4

«Узнай свою школу»

- помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.

1

Занятие 5

«Что поможет мне учиться»

- помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;

- способствовать формированию учебных навыков;

- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

1

Занятие 6

«Легко ли быть учеником»

- помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;

- способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности.

1

Занятие 7

«Чего я боюсь»

- научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способы их преодоления;

- снизить школьную тревожность.

1

Занятие 8

«Трудно ли быть настоящим учителем»

- расширить и обогатить навыки общения с учителями;

- формирование у детей правильного отношения к оценке;

- коррекция мотивов избегания неудачи в школьных ситуациях.

1

Занятие 9 «Конфликт или взаимодействие»

- развивать навыки общения и разрешения конфликтов;

- научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли

1

Занятие 10 «Ставим цели»

- помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе;

- подвести итоги работы группы.

1

Методы отслеживания эффективности программы

Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).

Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента учащихся от общего количества детей в группе, которые снизили показатели от начала к концу совместной работы.

Литература

  1. Е. Г. Коблик. Первый раз в пятый класс! Программа адаптации детей к средней школе;

  2. Программа «Адаптация». Авторы-разработчики: Меттус Е. В., Литвина А.В;

  3. Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С. М. Шурухт. Обучение жизненно важным навыкам. Образование-культура. Санкт-Петербург, 2002 г.;

  4. Ж. Школьный психолог. No12 2007 г. Программа «Навстречу». С. 17 -32.


© 2010-2022