В помощь выпускникам. Выступление на классном часе на тему: «Как психологически подготовиться к экзаменам»

Проблема психологической готовности к сдаче экзамена – это способность вовремя взять себя в руки и не потерять голову от страха!          Всем знакомо это противное ощущение мокрых ладоней, мелкой дрожи в коленях и мучительной неподвижности языка при бешено скачущих и разбегающихся мыслях.          Что же делать? Оказывается, это состояние можно научиться держать под контролем и достаточно быстро от него избавляться, переводя его в состояние воодушевления, которое может стать твоим союзником.   ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В помощь выпускникам.

Выступление на классном часе на тему:

«Как психологически подготовиться

к экзаменам»


Проблема психологической готовности к сдаче экзамена - это способность вовремя взять себя в руки и не потерять голову от страха!

Всем знакомо это противное ощущение мокрых ладоней, мелкой дрожи в коленях и мучительной неподвижности языка при бешено скачущих и разбегающихся мыслях.

Что же делать? Оказывается, это состояние можно научиться держать под контролем и достаточно быстро от него избавляться, переводя его в состояние воодушевления, которое может стать твоим союзником.

Для того чтобы в кризисных ситуациях не терять голову, необходимо при подготовке к чему-то важному не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в ситуации научиться плавать красиво, безупречно владея мышцами, нельзя. Можно только выплыть и отдышаться.

Научись выполнять несколько очень простых упражнений, которые позволят тебе снять внутреннее напряжение, расслабиться и даже слегка улучшить настроение.

Упражнение 1:

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая. Руки лежат на коленях. Сосредоточиться на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызывает дополнительное напряжение. Позволь им проплывать, подобно облакам в небе.

Мысленно повтори 5 - 6 раз: «Правая рука тяжёлая».

Затем повтори исходную формулу: «Я спокоен».

Затем повтори 5 - 6 раз: «Левая рука тяжёлая».

Снова повтори мысленно: «Я спокоен».

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, можно сжать кисти в кулаки и открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох. Затем то же проделать с ногами.

Упражнение 2:

Выполняется аналогично предыдущему, только ощущение тяжести необходимо вызвать в обеих руках одновременно. Теперь то же попробуйте с ногами.

Эти и подобные упражнения надо выполнять регулярно, не более 3 - 5 минут.

Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение. Освойте несколько совершенно несложных приёмов.

Упражнение 3:

Это своего рода ритмическое 4-фазное дыхание.

1-я фаза (4 - 6 с.). Глубокий вдох через нос. Медленно подними руки до уровня груди ладонями вверх. Сосредоточь своё внимание в центре ладоней. Ты почувствуешь сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

2-я фаза (2 - 3 с.). Задержка дыхания.

3-я фаза (4 - 6 с.). Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками.

4-я фаза (2 - 3с.). Задержка дыхания.

Дышать подобным образом надо не более 2 - 3 минут.

Это замечательное упражнение, но хорошо оно только в домашней обстановке. В условиях же кризисной ситуации (экзамены, контрольная работа и так далее) вас не совсем правильно поймут, если вы начнёте махать перед собой руками!

Поэтому советуем вам освоить ещё один вариант ритмического дыхания, которым можно воспользоваться в любое время и в любом месте.

Упражнение 4:

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

1-я фаза (4 - 6с.). Глубокий вдох через нос.

2-я фаза (2 - 3с.). Задержка дыхания.

3-я фаза (4 - 6с.). Медленный плавный выдох через нос.

4-я фаза (2 - 3с.). Задержка дыхания.

И так далее. Это упражнение выполнять в течение 2 - 3 минут.

Затратив всего 5 - 6 минут на эти расслабляющие упражнения, вы увидите, как изменилось ваше самочувствие и настроение.

И ещё не забудьте, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.

Как вести себя во время экзамена


Подумайте немного о своём костюме и о манере поведения. Если ваш экзаменатор человек энергичный, то ваш вялый, тихий ответ, изобилующий большим количеством пауз, несколько напряжёт преподавателя, если не сказать больше.

Если же, наоборот, экзаменатор - человек флегматичный, уравновешенный, то вы рискуете вызвать неосознанное раздражение слишком оживлённой мимикой, жестикуляцией и громким голосом. Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

Итак, позади очень сложный период подготовки. Час испытания пробил! В ваших руках экзаменационный билет. Колени подгибаются, во рту пересохло, перед глазами мелькают тёмные пятна, мысли разбегаются. Что делать?

Прежде всего, тебе нужно добраться до своего места, сесть и успокоиться.

Не пожалейте 2 - 3 минуты для того, чтобы привести себя в состояние равновесия. Подышите, успокойтесь. Вот и хорошо.

Ты готов! Ты собран! Ты уверен в успехе!

Помни, что вера в успех - это половина успеха!

Словом, у тебя всё о кей. Ты уже готов, но не спеши отвечать или сдавать свою работу. Закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Помни, что самые важные мысли приходят после того, как письмо запечатано. Если тебе ничего не пришло в голову, то можешь идти отвечать.

Смелее, всё будет хорошо!

Что же делать, если всё-таки завалился? Не стоит обвинять в этом весь белый свет. Не нужно предаваться беспросветному унынию и отчаянию. Усвой простую, но очень глубокую истину: СИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ, ДЕЛАЯ ОШИБКИ, МУЖЕСТВЕННО ИХ ПРИЗНАЮТ.

Но признание ошибки не есть убеждение в собственной неполноценности и несостоятельности. Это лишь осознание того, что данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка - ещё один шаг к успеху.

АНКЕТА

«Определение уровня познавательной потребности»

(опросник В.С. Юркевич)


Ф.И. класс ________________________________________________

1. Связаны ли твои интересы (в учёбе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?

а) Связаны очень тесно.

б) Связаны, но моё поведение хаотично, я хватаюсь то за одно, то за другое, у меня нет чёткого плана действий.

в) Никак не связаны.

2. Случается ли, что я обращаюсь к серьёзным источникам: пользуюсь научной литературой, словарями?

а) Часто.

б) Иногда.

в) Никогда.

3. Ставишь ли ты в своей учёбной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», а требует кропотливой работы в течение многих дней?

а) Очень часто.

б) Бывает, что ставлю такие задачи, но редко выполняю их.

в) Не ставлю долговременных задач.

4. Занимаясь любимым делом, можешь ли делать «чёрную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?

а) Делаю такую работу спокойно, в том объёме, в котором это необходимо.

б) Иногда делаю, иногда бросаю на полпути.

в) Избегаю выполнения такой работы.

5. Можешь ли ты заниматься длительное время интеллектуальной работой, даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

а) Всегда, когда это необходимо.

б) Только иногда.

в) Никогда.

Необходимо определить, какие ответы преобладают - «А), «Б», или «В».

Преобладание ответов «А»: свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребёнок относится к учёбе серьёзно и проявляет в ней самостоятельность. От родителей может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к нервному истощению).

Преобладание ответов «Б»: говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в его дальнейшей жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например найти занимательный учебник или проводить совместные обсуждения увлекательной темы.

Преобладание ответов «В): сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно если «покопаться», всегда найдётся область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной деятельности.

Рефлексия


- Расскажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня, о чём задумались, что было интересным.

СПАСИБО за внимание. Удачи вам! До свидания!


Педагог-психолог: Кильчурина М.Г.

© 2010-2022