- Преподавателю
- Школьному психологу
- Исследовательский проект: Влияние родителей и учителей на профессиональный выбор учащихся
Исследовательский проект: Влияние родителей и учителей на профессиональный выбор учащихся
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Туманова Н.В. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Лысково.
Исследовательский проект:
«Влияние родителей и учителей на профессиональный выбор учащихся».
Проектная группа: учащиеся 9 «Б» кл.
Бадонышева Екатерина, Лисин Сергей.
Руководитель: педагог-психолог
Туманова Наталья Васильевна.
2014 год.
Паспорт проекта.
Проблема: отсутствие чёткого профессионального самоопределения в 9 «Б» классе.
Цель проекта: помощь в профессиональном самоопределении учащихся 9 «Б» класса на уровне осознания своих мотивов в выборе профессии.
Гипотеза проекта -« Выбор профессии учащимися нашего класса в значительной мере обусловлен влиянием учителей (через преподавание своего предмета) и влиянием родителей».
Задачи проекта:
-
исследовать ведущие мотивы в выборе профессии у учащихся 9 «Б» класса;
-
способствовать формированию у учащихся умения разбираться в собственных мотивах, способностях; соотносить их с возможностями.
Дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту: психология.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 15-16 лет.
Тип проекта: исследовательский.
Вопросы проекта:
1.Насколько важно мнение членов семьи учащихся при выборе ими профессии?
2.Ориентируются ли старшеклассники на своих педагогов в плане выбора профессии?
3. Какие мотивы в выборе профессии выделяют учащиеся класса?
Необходимое оборудование: анкеты, опросники, электронные носители информации.
Ожидаемые результаты проекта:
-
помощь учащимся в профориентации на уровне осознания своих мотивов.
-
подготовка профориентационной документации для проведения классных часов, бесед и вечеров по профориентации - презентации, памятки.
Сроки реализации:
Проект реализуется в течение 2 уч.полугодия.
«Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя».
(Франсуа Вийон).
Актуальность.
Проведя опрос среди одноклассников на тему профориентации, было выявлено, что большинство учащихся ещё не сделали свой профессиональный выбор. У них нет чёткого представления о «завтрашнем дне», нет ясной цели в дальнейших действиях. Но, самое, главное, на наш , взгляд: у учащихся недостаточно познаний своих собственных мотивов поведения, своих способностей и возможностей. В связи с этим возникла необходимость в поддержке учащихся в этот непростой период. Реализация данного проекта, на наш взгляд, позволяет решить учащимся нашего класса многие вопросы по профориентации. Прежде всего, в самопознании своих мотивов выбора профессии. Принимая участие в исследованиях, у учащихся уже формируется представление о своём профессиональном самоопределении. Предложенная нами самодиагностика, приближает сверстников к необходимости профессионального выбора на основе самопознания.
Этапы работы.
1 этап. Теоретический.
У каждого человека есть свои основные мотивы при выборе профессии.
Мотив-это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Опознание своих и чужих мотивов поведения - дело важное, но трудное. Нередко мы приписываем себе или другому человеку ложные мотивы поведения. Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнить профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определялся мотивацией и системой ценностей человека. Нередко человек, наделённый множеством прекрасных навыков и качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал - ему мешает отсутствие мотивации.
Мотивация-это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Мотивация-это двигатель человеческих поступков. При выборе профессии человек руководствуется следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по карьерной лестнице. Эти знания позволяют выбрать именно ту профессию, которая подходит ему по характеру и по силам.
Мотивы можно разделить на внешние и внутренние. Внутренняя мотивация-это её общественная и личная значимость. Внутренняя мотивация возникает из личных интересов самого человека. Внешняя мотивация-это заработок, стремление к престижу. Эти мотивы делятся на положительные и отрицательные. К положительным относятся: то ради чего человек готов приложить свои силы. К отрицательным - это влияние на людей с помощью давления. Исследования показали, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворённости трудом и его производительностью. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.
Существует множество методик по определению мотивации:
-
Методика Е. Головахи - позволяет определить, определился ли человек в выборе своей профессии;
-
Метод Т.А.Пушкина, И.А.Каплунович,1988- позволяет определить готовность к выбору профессии;
-
Методика А.Е.Голомштока, 1968; Е.А.Климова,1969 и др.- анализируют интересы личности близкие к тому или иному виду деятельности.
На основе модификации этих методик были разработаны анкеты:
№1-«Выбор профессии»- исследование насколько учащиеся определились с выбором профессии, каким предметам уделяют больше внимания, каково влияние родителей и учителей на выбор профессии.
№2- « Мотивы в выборе профессии»- какие мотивы преобладают в выборе профессии у учащихся, сколько учащихся прислушиваются к мнению учителей и родителей.
Результат 1этапа - выбор метода исследования, подбор и разработка анкет.
2 этап. Начало проекта.
Проведение исследования №1. Анкета « Выбор профессии».
Время и место: классный час в 9 «б» классе.
«Уважаемые одноклассники, мы предлагаем вам принять участие в проекте по профориентации. Исследования, которые мы предлагаем, помогут вам сделать правильный выбор и лучше познать себя. Вашему вниманию предлагается первое анкетирование. Анкетирование анонимное».
Результаты исследования:
Всего было исследовано: 23 человека.
1.Учащиеся, которые ещё только думают, какую выбрать профессию-56%.
Уже определились с выбором-40.%.
Ещё не выбрали профессию-4 %.
2.Хотят работать по той же профессии что и родители-34%.
3.Многим учащимся нравится учитель и то, как он преподает, и они свяжут выбор своей профессии с этим - 30%.
4.Также на выбор профессии влияет мнение родителей-43%.
В итоге : процент учащихся, которые связывают свою профессию с мнением родителей, составил около 50%.
Процент учащихся, которые связывают профессию с любимым предметом и учителем составил 30%.
Предметы, выбранные учащимися, которые связали бы выбор своей профессии с преподаванием учителя:
1.Технология ( 29%).
2.Физическая культура(20%).
3.Русский язык (16%).
4.Физика (12%) , Литература(12%).
5.Биология (8%), МХК (8%),Информатика (8%), Алгебра (8%),Английский язык (8%).
6.Черчение(4%), Химия( 4 %),Обществознание (4%),Экономика (4 %).
Проведение исследования №2. Анкета « Мотивы в выборе профессии».
Время и место заполнения: свободное время, школа, дом.
Результаты исследования :
В анкетировании участвовали 23 человек.
Интересующие нас данные представлены в таблице:
№
Вопрос
Кол-во человек ЗА
Кол-во человек ПРОТИВ
1
Профессия нравится родителям.
10
6
2
Профессия связана с любимым учителем и его предметом.
10
7
3
Профессия близка к любимому школьному предмету.
7
7
4
Учащийся учёл мнение своих родителей.
8
6
« Нравится ли родителям выбранная вами профессия», 10 человек ответили утвердительно, а 6 человек ответили отрицательно;
8 человек связали свой выбор профессии с любимым учителем и предметом, который он преподаёт, а 9 человек этим не руководствовались.
На вопрос: « Близка ли выбранная профессия к любимому школьному предмету» школьники разделились поровну (по 7 человек);
8 человек учли мнение своих родителей при выборе профессии, а 6 человек полагались на своё мнение.
В итоге: половина учащихся из всех обследованных 10 человек(50%)-связывали выбор профессии с мнением родителей и любимым предметом.
Результат 2 этапа: был сделан вывод-
Первоначальная гипотеза о влиянии родителей и учителей на выбор профессии учащимися была подтверждена результатами исследований.
3 этап. Завершение проекта.
Классный час: «Мотивы в выборе профессии».
Время и место: классный час в 9 «б» классе.
Оборудование, методическое обеспечение: презентация, памятки «Выбирающему профессию».
Задача: просвещение учащихся 9 «Б» класса по ключевой теме в выборе профессии - мотивации.
Ход классного часа.
-
Было рассказано о ведущих мотивах в современном мире при выборе профессии. (Слайды 2-5);
-
Были предложены для обсуждения проблемные ситуации по определению мотивации в профессиях (низшие и высшие). (См. приложение);
-
Были рассказаны интересные факты о необычных профессиях. (Слайд 8);
-
Было рассказано о проекте. (Слайд 6);
-
Учащимся было дано сообщение о результатах исследования в классе. (Слайды 9-11);
-
Распространены памятки. (См.приложение).
Результат 3 этапа: помощь учащимся в профориентации на уровне осознания своих мотивов.
Классный час «Мотивы в выборе профессии».
Выступление автора Бадонышевой Е.
Памятки для выбора профессии.
4 этап. Защита проекта.
Время и место: Педсовет: «Предварительные итоги 3 четверти».
Участники: администрация школы, учителя, специалисты.
Оборудование: презентация.
Выступление.
Уважаемые учителя! Мы хотим представить вашему вниманию исследовательский проект по профориентации. Работа по реализации проекта проходила в 9 «б» кл. 1слайд
Тема профессионального выбора всегда актуальна, но мало кто задумывается о психологической составляющей в выборе профессии. Нередко человек, наделённый множеством прекрасных навыков и качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал - ему мешает отсутствие мотивации.2 слайд.
Проведя опрос среди одноклассников на тему профориентации, было выявлено, что большинство учащихся ещё не сделали свой профессиональный выбор. У них нет чёткого представления о «завтрашнем дне», нет ясной цели в дальнейших действиях.3-й слайд.
Проведя опрос среди одноклассников на тему профориентации, было выявлено, что большинство учащихся ещё не сделали свой профессиональный выбор. У них нет чёткого представления о «завтрашнем дне», нет ясной цели в дальнейших действиях.3й слайд
Для точного анализа ситуации мы провели два исследования. Этим мы хотели определить ведущие мотивы в выборе профессии и на сколько сильно влияние родителей и учителей при этом выборе. 5 -й слайд
Заключение.
Реализация данного проекта, на наш взгляд, позволяет решить учащимся нашего класса многие вопросы по профориентации. Прежде всего, в самопознании своих мотивов выбора профессии. Принимая участие в исследованиях, у учащихся уже формируется представление о своём профессиональном самоопределении. Предложенная нами самодиагностика, приближает сверстников к необходимости профессионального выбора на основе самопознания.
Приложение.
Список литературы:
-
Г.В. Резапкина
Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов
«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»-2008 г., «Генезис»;
-
Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости, автор: Павлова Т.Л.
Издательство: М.: Сфера , 2005, 128 стр.;
3. Профориентационная поддержка старшеклассников
Автор: Черникова Т.В.Издательство: М.: Глобус , 2006, 256 стр.
Ссылки на интернет-сайты:
-
metodkabi.net.ru/index.php?id=2430;
-
practic.childpsy.ru/profession/books.php.
Памятка выбирающему профессию.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни человека. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учётом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все "за" и "против".
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
-
Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических способностях.
-
Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
-
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
-
Побеседуй с представителями избираемой профессии, постарайся побывать на рабочем месте этого специалиста, ознакомься с характером и условиями труда.
-
Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
-
Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей. Успехов!
12-летний мальчик по имени Гарри попал в настоящую сказку.
Он выиграл конкурс, после которого его назначили официальным дегустатором конфет в одной из английских фабрик.
Его обязанности: каждый день пробовать новые сорта конфет и описывать свои впечатления.
За это его обеспечат сладостями на 5 лет вперед.
Ожидатель
Одно из британских кадровых агентств предоставляет услуги специалистов, которые отстоят вместо клиента в любой очереди. Стоят услуги ожидателя недешево: около 30 фунтов стерлингов в час.
Дегустатор кормов для животных
К сожалению, животные не могут рассказать, какова на вкус их еда. Вот и приходиться производителям кормов нанимать специальных дегустаторов, которые пробуют питание для кошек и собак, а затем описывают свои вкусовые ощущения.
Наемный родственник. Данная профессия зарегистрирована в Китае. Официальная служба предоставляет наемных друзей и родственников на различные торжества, для поддержания статуса.