Конспект занятия Школа мудрости

Притча - это небольшой поучительный рассказ, который несет глубокий смысл и заключает в себе мораль либо религиозную премудрость. В притче всегда есть главная мысль, целью которой и является донести широкую значимость идеи. Притчи есть у многих народов мира, но самыми популярными остаются «Дзенские» и «Суфийские». Менее распространенными являются «Даосские», «Буддийские», «Индийские» и «Восточные» притчи. Притчи бывают о любви и дружбе, о добре и зле, юмористические и стихотворные, но все они не...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ АО «Улыбка»






Конспект занятия

«Школа мудрости»



Подготовила:

воспитатель

Полякова И.И.







Наримановский район, п. Прикаспийский

Цель: учить детей делать правильные выводы, находить главную мысль, заложенную в притче.


Приветствие.

Упражнение «Сосед справа, сосед слева»

Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Разминка

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Упражнение «Аплодисменты»

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Информационный блок

Притча - это небольшой поучительный рассказ, который несет глубокий смысл и заключает в себе мораль либо религиозную премудрость. В притче всегда есть главная мысль, целью которой и является донести широкую значимость идеи. Притчи есть у многих народов мира, но самыми популярными остаются «Дзенские» и «Суфийские». Менее распространенными являются «Даосские», «Буддийские», «Индийские» и «Восточные» притчи. Притчи бывают о любви и дружбе, о добре и зле, юмористические и стихотворные, но все они несут в себе мудрость и простоту, учат нас думать, развивают наше мышление и воображение.

Притча является хорошим инструментом для привлечения внимания аудитории во время публичного выступления. Люди обожают слушать истории, притчи, легенды и анекдоты. И это нужно использовать. Притчи - это искусство слов попадать в самое сердце.

Упражнение «Цветик - семицветик»

Инструкция. На каждом лепестке написана притча, ребенок выбирает лепесток, зачитывает и анализирует притчу. Педагог дает свою интерпретацию.

Притча о мудрости

Два брата росли вместе. Со временем старший брат стал профессором ботаники, а младший - простым рабочим. У каждого из них была семья, и часто братья собирались вместе со своими семьями и беседовали о жизни. Бывало, профессор умолкал и внимательно слушал младшего брата, рассуждения которого заставляли прислушиваться к его словам окружающих. Как-то жена старшего брата сказала своему мужу: «Почему ты слушаешь младшего брата? Ведь ты профессор, а он -простой рабочий!» - «Да, я - профессор, но всего лишь ботаники, а не самой жизни!» - ответил рассудительный муж.

Вывод: «Житейская мудрость не зависит от обучения, так и духовная мудрость не зависит от седин и много знания».

Притча о мудрости мира

Однажды пришел к даосскому монаху человек и пожаловался, что, как ни пытается, не может понять мудрость мира. А так как он не может понять мудрость мира, он сомневается в мудрости Бога. Это очень смущает его, потому он и пришел просить у мудреца помощи. Монах согласился помочь этому человеку, но при одном условии: тот будет выполнять его требования.

Первое его требование было таким: сидеть у берега и слушать, как поет река. «Это голос Бога», - сказал монах. Так человек и сделал. Но вечером, когда монах спросил его, понял ли он мудрость мира, он покачал головой.

Тогда монах приказал человеку смотреть в костер. «Это танец Бога», - сказал он. Но утром вновь человек сказал, что не понял мудрость мира. Земля и воздух тоже ничего не сказали ему о мудрости мира, ибо не разглядел человек их тайн. Монах задумался.

А на третий день сказал: «Тогда посмотри в себя, там таятся все твои сомнения». И, увидев в своей душе отражение целой вселенной, человек понял мудрость Бога. И сомнения отступили, и покой заполнил его душу.

Вывод: Каждый должен смотреть в себя, если хочет увидеть всю вселенную.

Притча «Блестящий и крапчатый»

Человек решил у кузнеца купить топор. Взяв в руки топор, он пожелал, чтобы вся поверхность топора блестела так же, как лезвие. Купец согласился, но при условии, что покупатель будет вертеть колесо точила… Покупатель вертел, а кузнец, сильно нажимал лопастью топора на камень, что делало работу человека весьма тяжелой. Он то и дело отходил от колеса посмотреть, как идут дела, и, наконец, пожелал взять топор таким, какой он есть, без дальнейшей шлифовки.

- Нет, - сказал кузнец, - верти, верти, мы понемножку сделаем его блестящим, а пока он только крапчатый.

- Да, - ответил покупатель, - но, я считаю, что крапчатый топор подходит мне больше всего.

Вывод: Трудно приобретать хорошие навыки. Если желаешь чего-то, надо преодолевать себя. Многие, желая, отказываются от борьбы и приходят к выводу, что «крапчатый топор - самый лучший».

Притча о мотивации «Два ведра»

У человека было два ведра, и в одном из них была трещина. В течение двух лет, он носил воду домой, но одно ведро было всегда полным, а другое наполовину пустым, потому что вода просачивалась через трещину по дороге. Целое ведро очень гордилось своей целостностью и задавалось перед треснутым ведром. А ведро с трещиной стыдилось, что может удержать только половину воды по дороге. Не выдержав стыда, ведро заговорило с водоносом:

- Я неудачник. Я неумеха, мое существование нелепо и бессмысленно. Из-за трещины я не могу удержать воду… Почему же ты не выбросишь меня?

Но человек ответил дырявому ведру:

- А ты видело цветы у обочины дороги, по которой я ношу воду? Они растут только с той стороны, где проливается вода. Но с другой стороны только пыль. Ты не знало о том, что я специально посадил семена цветов на дороге, зная о твоем «недостатке - трещине. Уже два года я украшаю этими цветами свое жилище на радость моей любимой.

Вывод: Умейте превращать свои «недостатки» в достоинства и вы увидите, как изменится ваша жизнь.

Притча «Чайная церемония и ученики»

Притча о знаниях и применении их на деле:

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.

- Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник, - добавил второй.

- Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник, - подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то.

- Дела всегда говорят громче, чем слова, - ответил учитель.

Вывод: О человеке судят по его поступкам.

Притча «Ручеек и река»

Притча о единстве и жизни:

Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный!

Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал.

Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться:

- Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой!

Услышав это, река всплеснула волнами:

- Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой - сил не хватит.

Вывод: Один в поле не воин. Вместе мы сможем многое преодолеть и многого достичь, поэтому очень важно найти взаимопонимание.

Притча о жизни «Укрытие в ветвях сухого дерева»

Притча о зоне комфорта:

Каждый день птица находила себе укрытие в ветвях сухого дерева, стоявшего посреди огромной необитаемой пустыни. Однажды налетел ураган и вырвал дерево с корнем.

И пришлось бедной птице пролететь сотни миль в поисках укрытия - пока она не прилетела, наконец, в сад, где журчала вода и благоухали увешанные плодами деревья.

Если бы сухое дерево уцелело, никакая сила не заставила бы птицу покинуть насиженное место.

Вывод: Так и в жизни у каждого из нас свой круг общения, любимая работа, теплый уютный дом и только самые крайние обстоятельства могут заставить нас поменять место жительства.

Подведение итога. Рефлексия.

Акция «Журавль мира»

Прикрепите журавликов на карту мира, как пожелание благополучия всем жителям планеты Земля.

Благодарю всех вас, ребята, за активное участие. Надеюсь, что занятие оставило глубокий след в душе каждого из вас.

© 2010-2022