Доклад на конференции педагогов Особенности работы педагога-психолога с глухими детьми

В докладе раскрываются особенности работы педагога-психолога на психологических занятиях с глухими детьми в условиях школы-интерната. Я приняла участие в 9 Всероссийской конференции педагогов "Педагогический поиск", организованной Центром гражданского образования "Восхождение". Тема выступления конференции "Особенности работы педагога-психолога с глухими детьми". В коррекционно-развивающей работе с школьниками с нарушением слуха, которые относятся к "группе риска", я широко применяю элементы ар-...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ

  1. Скотникова Анастасия Александровна

  2. МКС (К)ОУ

  3. «Специальная (коррекционная)

  4. общеобразовательная школа-интернат

  5. для глухих детей»,

  6. г.Нижний Новгород,

  7. Нижегородская область



В коррекционно-развивающей работе с «проблемными» школьниками с нарушением слуха, которые относятся к «группе риска», я широко применяю элементы арт-терапевтической работы и тренинга.

«Проблемные» глухие младшие школьники - это дети с ЗПР, дети с СДВГ, с низкими показателями развития высших психических функций.

Задания «Нарисуй семью», «Нарисуй класс», «Нарисуй дом, дерево, человека», «Придумай несуществующее животное» направлены на развитие воображения, творческого самовыражения, самопознания. Это имеет не только развивающую задачу, но и диагностическую задачу (выявление особенностей развития личности и межличностных отношений в классе, в семье).

Практика показала, что арт-терапия является средством невербального общения. Глухие младшие школьники испытывают затруднения в описании словами своих переживаний, отношений, настроений. Арт-терапия позволяет глухим более точно выразит свой эмоциональный мир с помощью средств изобразительного искусства, проявлять своё «Я».

Задание «Придумай несуществующее животное» с трудом выполняют глухие дети, потому что не знают, что такое несуществующее животное. Перед этим заданием психолог ведёт разъяснительную беседу устно-дактильно:

-Знаешь животных. Перечисли (назови) животные.

-Все эти животные есть в природе, повсюду, а теперь ты придумай такого животного, какого нет в природе.

Результат: рисуя несуществующее животное, глухой школьник преодолевает неуверенность в себе и развивает своё воображение.

Участник выполняет задания «Нарисуй семью» и «Нарисуй дом, дерево, человека» и рассказывает о себе и своей семье, своем доме жестами (в жестовой форме речи). Психолог, выслушав глухого маленького ученика, замечает, что после своего рассказа он успокаивается и снимает напряженность, он испытывает удовольствие, что он и его семья интересны.

В ходе занятия педагог-психолог проводит словарную работу, также работу по развитию словесной речи:

-Кто в доме живут? И т.д.

-Кто это? Что это?

-Что делает…?

-Это дерево. Какое?

Тренинги с присутствием слышащего гостя имеют большое значение в подготовке выпускников к самостоятельной жизни и в развитии словесной речи, также в процессе формирования коммуникативных умений.

В качестве слышащего гостя я приглашала студентов-практикантов, которые проходили психолого-педагогическую практику в нашей школе.

Были такие тренинги среди старшеклассников (8-11 классов). Педагог-психолог организовала тренинги по следующему плану:

  1. Знакомство с участниками;

  2. Диктовка условий общения между глухим и слышащим ребятами:

-говорить голосом (устно) слышащему;

- считывать с губ слышащего;

- если не понял, то попроси повторить или написать письменно;

- передавать информацию ясно и понятно для слышащего человека (то есть правильно сформулировать вопрос и предложение);

-придумывать тематику разговора.

Примерные вопросы: «Чем ты занимаешься в свободное время?», «У тебя есть хобби?», « Скоро зимние каникулы. Где будешь проводить каникулы?», « В университете ты учишься на каком курсе?», «После университета куда ты пойдешь Учиться или работать?», ….

В таких условиях тренинга глухие ребята закрепляют коммуникативные умения: умение задавать вопросы. Умение отвечать на вопросы, умение рассказывать и выражать своё мнение. Они преодолевают языковой барьер между глухими и слышащими, неуверенность в себе и страх самовыражения, развивают у себя коммуникативные умения. Глухим старшеклассникам было интересно узнать об учёбе студентов в Университете, как они проводят досуг, о детстве и школьных годах, как слышащие девушки и юноши знакомятся. Такие встречи преодолевают многие мнимые комплексы у глухих и утверждают понятие «Что я такой же, как все».

Ещё один аспект психологической помощи в работе с детьми среднего и старшего возраста - это проведение опросов, анкетирование и тестирование.

Результативность таких методов зависит от уровня речевого развития и уровня словесно-логического мышления школьника с нарушением слуха. Также от словарного запаса глухого ученика. Чем ниже уровень речевого развития и развития словесно-логического мышления, тем труднее школьникам отвечать на вопросы анкеты и опроса, выполнять тесты.

В средних классах я, педагог-психолог, веду анкетирование «на доске». Я вешаю большие ватманы-таблицы с графами и вопросами. Практика показала, что глухим было интересно писать ответь на доске и смотреть на ответы своих одноклассников (участников). Разработаны темы анкетирования: «Расскажи о себе», «Анкета пятиклассника», «Анкета восьмиклассника», «Что я знаю о себе». Все эти темы анкет формируют адекватный образ - «Я», адекватную оценку себя и окружающих, их отношение к «тебе», помогают раскрывать у себя личностные качества и понимание «Кто Я?». На этих занятиях дети учатся правильно оценивать себя, оценивать свои успехи и неудачи, оценивать окружающих их людей и их деятельность по отношению к себе. В конце занятия подростки общаются между собой, задают вопросы и отвечают на них «Что ты умеешь делать? А я умею….», «Почему ты не умеешь мыть посуду? Это легко делать так…», «Мой любимый урок алгебра. А у тебя? И так далее.

На таких занятиях педагог-психолог исполняет роль проводника в мире жестов и слов. Помогает участникам правильно написать ответ и обозначить жест словом. Это способствует формированию потребности в речевом общении и повышает возможность овладения языковыми средствами, учит самостоятельно находить и исправлять ошибки, неточности в речи. Психолог разъясняет значений слов, которые не знакомы и не понятны глухим, то есть проводит словарную работу.

В ходе таких психологических занятий глухие школьники тренируют и закрепляют умение выражать своё мнение и высказываться своими словами в устной и письменной формах речи.





.



© 2010-2022